Тема: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»
статья (старшая группа) по теме
Абдулина Гуляйда Ахатовна
"Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности ".
В данной статье, рассказывается о проблемах дошкольного восприятия окружающего мира и пути решения. Выявления степени участия взрослых в экспериментальной деятельности ребенка и поддержание его познавательного интереса.
Статья - предназначена для ознакомления педагогам и родителям с потребностью познания окружающего мира дошкольников. Цель: Разработка системы опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.
Задачи: 1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению опытно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ДОУ по экологическому воспитанию и выявить профессиональные затруднения.
2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих опытно-исследовательскую деятельность.
1. 3.Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к внедрению системы опытно-исследовательской деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности" | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»
С раннего детства человек начинает осознавать свое место в природе и то, что он является ее неотъемлемой частью. Что способствует заинтересованности ребенка к миру вещей, явлениям природы и социальной действительности. Привитие любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней.
Познавательно-исследовательской деятельностью, активность ребенка, направленная на изучение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира.
Федеральные государственные требования направленны на использование методов детского экспериментирования в непосредственной образовательной деятельности (далее НОД) по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, математических навыков и т.д. Педагог имеет возможность развивать у детей мыслительные, речевые и творческие способности, реализовать индивидуальный подход, при этом решая образовательные и методологические задачи с помощью познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
Необходимо обратить особое внимание на обеспечение надлежащих условий для развития личности ребенка и активизации инновационных аспектов деятельности.
Познавательно-исследовательскую деятельность дошкольника сопровождает игра, продуктивная деятельность в виде ориентировочных действий, изучения возможностей любого нового материала. Ребенок – это исследователь, проявляющий живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.
Развитие личности и познавательных функций детей осуществляется через опыты и экспериментирование. Дети познают мир через собственные ощущения. Это определило выбор темы моей работы.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде экспериментирования с предметами и задаваемых вопросов взрослому: почему, зачем, как? (почему замерзает вода, как распространяется звук в воздухе и в воде, зачем магнит притягивает железо и т.п.). С помощью опоры на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания у детей формируется словесно-логическое мышление.
Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской деятельности:
1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий.
В нашем детском саду присутствуют НОД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром. Эта деятельность строится в форме партнерства взрослого с детьми, исследования вещей и явлений окружающего мира, получая возможность проявить собственную исследовательскую активность. Мы выстраиваем НОД таким образом, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.
Для каждого конкретного НОД нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, которое вызовет интерес дошкольников и позволит поставить вопрос для исследования.
Примерами отправных моментов являются:
- яркие природные явления (листопад, снегопад, изморось; роса, гроза, ливень);
- общественные события (предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся);
- внесение в группу неизвестных ранее предметов, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность (что это такое, что с этим делать, как это действует?). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации - вырезки на определенную тему и т. п.
- события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет Незнайки на луну персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»);
Стимулом к исследованию стали события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, машинками, сбором красивых фантиков и коллекциями кукол и т. п.).
Чтобы узнать, что происходит с окружающими ребенка предметами, необходимо их обследовать и анализировать, полученная информация откладывается в памяти. К сожалению, при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями, взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения могут возникнуть у ребёнка. В раннем возрасте инстинкт познания очень мощно развит и является практически непреодолимым. Но с возрастом ослабевает потребность в познании нового. В зрелом возрасте, основная масса людей живёт и работает, используя накопленный ранее багаж знаний и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое. Именно поэтому некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире, с помощью познавательно-исследовательской деятельности. Обучение должно содержать элементы самостоятельной и творческой деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный поиск. Увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке педагогу поможет использование исследовательских методов обучения на НОД.
Используемая литература:
- Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
- И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»
Выступление на педсовете, посвященному познавательно-исследовательской деятельности детей, ее влиянию на развитие творческих способностей в продуктивной, речевой и конструктивной деятельности....
"Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности"
Консультация для педагогов ДОУ....
Педсовет "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности"
Презентация к педагогическому совету в ДОУ...
«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памят...
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей трех четырех лет.
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,чтобы ребёнку захотело...
Проект «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»
Цель:Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников . Зада...
Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности детей»
Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей"...