Семинар-практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»
материал

Семинар-практикум

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx113.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 «Дюймовочка» г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

452800, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Юбилейная, 3, тел. 8(34760)5-61-62, det_sad_14@mail.ru , https://yanaul-detsad14/edu-rb.ru

                                                                                                Утверждено:

                                                                                                Заведующий МАДОУ ДС № 14

                                                                                                «Дюймовочка» г. Янаул

                                                                                                 __________Л.Ф. Марданова

                                                                                                 Протокол №____от «___»_____202___г.                            

                                                                                 Подготовила: воспитатель                                                                        первой квалификационной категории

                                                                                 Мухаматнурова Е.Р.

Январь 2025г.

Тема: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи: повысить уровень профессиональной компетенции участников через поисково-исследовательскую деятельность.

Сформировать у участников мотивацию на использование в воспитательно -образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

Развивать творческие способности участников; активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Ход:

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рады вас видеть на своём семинаре-практикуме, который будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.

     Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому опыты на занятиях проводить просто необходимо, это вызовет у них любопытство и интерес к учебной деятельности.

     Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике о необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

     Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

     Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте вспомним, что такое эксперимент.

     Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

– опыты с растениями;

– опыты с животными;

– опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

– в групповой комнате;

– на участке;

– в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей:

– индивидуальные (1-4 ребёнка);

– групповые (5-10 детей);

– коллективные (вся группа). 

4. По причине их проведения:

– случайные;

– запланированные.

5. По продолжительности:

– кратковременные (от 5 до 15 минут);

– длительные (свыше 15 минут).

6. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

– однократные;

– многократные, или циклические.

А также некоторые опыты проводятся педагогом, в целях безопасного поведения детей, а дети являются наблюдателями.

 Можно сказать, что на протяжении дошкольного возраста, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Идет формирование всех начальных ключевых компетентностей.

 Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

     Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

       Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показывать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме -  сказки.

Основная часть (практическая)

Отгадайте загадку:

     Вы, знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола.

А звали красавицу … (Золушка.)

Правильно, «Золушка».  В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но, чтобы она не сидела без работы, приготовила для нее задания, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь? 

Опыт №1 «Завтрак от Золушки»

 Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушке нужны сырые яйца. Золушка берет корзинку с яйцам, но что это? Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?

 У вас на столах лежат яйца. Необходимо определить какие из них яйца вареные, а какие – сырые.

Как это можно выяснить, что нужно сделать?

Правильно, раскрутить. Какой можно сделать вывод?

Вывод: В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

Опыт №2 «Отдели масло от воды»

Мачеха приказала Золушке очистить воду от масла. Как это сделать? Проведение: как очистить, непригодную для питья воду, с помощью подручных материалов, чтобы можно было использовать её для приготовления пищи и питья. Берем воронку, затыкаем ее низ ватой, сливаем в нее всю жидкость, убираем вату, прикрываем воронку пальцем снизу и сливаем жидкость, периодически снимая палец с воронки. Объяснить: плотность воды выше и из-за этого вода покинет воронку первой.

Опыт № 3 «Волшебная звезда»

Вдруг подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Золушка увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Вам понадобится 5 спичек.  Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. 

       Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.  

     Золушка от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце.  Золушка решила идти дальше. Тут она увидела радугу

Опыт № 4 «Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л. 

2.  В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. 5-й стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем добавляем красители и перемешиваем. В 1-й – красный, во 2-й – желтый, в 3-й – зеленый, в 4-й – синий.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Опыт № 5 «Перебери крупу»

Золушке нужно перебрать крупы. В банке перемешаны крупы, как можно быстро перебрать их? Для проведения этого опыта у вас есть предмет помощник – сито. Насыпая крупы в сито, манная крупа пройдет через нее, а рис останется на поверхности сито. Вывод этого опыта: манная крупа меньше чем отверстие в сито, вот и поэтому она проходит через нее. Рисовая крупа больше чем отверстие сито, из-за этого она остается на поверхности сито (не пройдет).

Опыт № 6 «Узоры на молоке»

Золушка услышала громкий звук и поняла, что это королевский салют, ей очень хотелось увидеть салют, но дворец был очень далеко и она могла только слышать выстрелы салюта и тогда Золушка решила для себя нарисовать салют, но так как бумаги у неё не оказалось, она придумала рисовать на молоке. Давайте пододвинем себе тарелочку с молоком, теперь нам для этого понадобится краска, берем цвета, которые вам нравятся и наливаем в середину тарелки, а теперь берем ватную палочку, хорошенько её окунаем в жидкое мыло и добавляем её в середину нашей тарелочки. Посмотрите, какая реакция произошла? Какое чудо, очень красивый салют. А как вы думаете, как у нас это произошло? Что нам в этом помогло? (жидкое мыло с чем соединилось? С молоком, молоко состоит из молекулы жира и при появлении моющего средства, молекулы разрываются, что приводит их к быстрому движению).

Опыт №7 «Потуши свечку» 

Золушка выполнила все задания мачехи, осталось собраться на бал и потушить свечку.  Как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её?

Зажигаем свечу, накрываем её стаканом, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Почему свеча погасла?

Вывод: для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.

А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?

 Заключительная часть (рефлексия)

- Уважаемые коллеги! В заключение хотелось бы сказать: «Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.  Сейчас я предлагаю с помощью смайликов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Зеленый цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Красный цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал.

Спасибо за активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

Выступление на педсовете, посвященному познавательно-исследовательской деятельности детей, ее влиянию на развитие творческих способностей  в продуктивной, речевой и конструктивной деятельности....

Тема: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

Абдулина Гуляйда Ахатовна"Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности ".В данной статье, рассказывается о проблемах дошкольного восприятия окружающ...

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памят...

Проект «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

                             Цель:Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников . Зада...

Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности детей»

Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей"...