Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы №2 Барановской С.Н.
учебно-методический материал (старшая группа)

Барановская Светлана Николаевна

«Развитие творческой способностей посредствам театрализованной деятельности детей дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Отчет по самообразованию

                                Воспитателя  старшей  группы №2  Барановской С.Н.

Тема: « Развитие творческой способностей посредствам театрализованной деятельности детей дошкольного возраста».

На основании выбранной темы  в начале учебного года я разработала цель и задачи по данной теме.

Цель:

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

1.Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

2.Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимики, жестам, позы).

3.Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

4. Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

5.Создание необходимых условий для проведения театрально-игровой деятельности.

6.Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

7.Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

8.Приобщить детей к театральной культуре.

9.Воспитание доброжелательности и контактности детей в отношениях со сверстниками и развитие навыков позитивного социального поведения.

10.Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по развитию творческой личности дошкольника посредством театрализованной деятельности:

Н.Ф.Губанова "Театрализованная деятельность дошкольников"2-5лет

Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева "Театрализованные игры в д/с".,

М.Д.Маханева "Театрализованные занятия в д/с".,

Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко "Кукольный театр – дошкольникам".,

И.В.Штанько "Воспитание искусством в д/с".,

Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Милаванович "Программа Театр – творчество – дети".

Л.В.Артёмова "Театрализованные игры дошкольников"

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: с помощью театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения. Разработала и составила план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год по темам:

«Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать», «Попробуем измениться», «Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?», « Игровой урок», «Одну простую сказку хотим мы показать», «Играем пальчиками », «Постучимся в теремок», «Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно», «Многим домик послужил, кто только в домике ни жил», «Косолапый приходил, теремочек развалил», «Учимся говорить по - разному», «Учимся чётко говорить», «Раз, два, три, четыре, пять - стихи мы будем сочинять»,

«Весёлые стихи читаем и слово - рифму добавляем», «Рассказываем про любимые игры и сказки», «Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился», «Гордится Петенька красой , ног не чует под собой», «Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался», «Сочиняем новую сказку», «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем», «Наши эмоции», «Изображение различных эмоций», «Распознаём эмоции по мимике и интонациям голоса», «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья», «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей», «Друг всегда придёт на помощь», «Слава, слава, Айболиту , слава, слава всем друзьям!», «Когда страшно, видится то, что и нет», «Каждому страх большим кажется», «Преодолеем страх», «У страха глаза велики», «Если с другом ты поссорился...», «Как луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!», «Бог Молнии и Грома очень спешил, Спор Луны и Солнца быстро разрешил», «Как поссорились Солнце и Луна», «Викторина, Мы любим сказки».

В результате своей работе, я продолжала  развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывала  у них желание попробовать себя в разных ролях.
Усложняла  игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой,
а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще никем не раскрыта»); смены тактики работы над игрой, спектаклем.
Создавала  атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры. Учила  детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.
Учила  выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.
Поощряла  импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк; показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
К концу года дети могут
• Подходить к пониманию образного строя спектакля, оценивая игру актеров, используемые средства художественной выразительности (пластику, интонацию голоса), элементы художественного оформления спектакля (музыкальное сопровождение, грим, свет, декорации, костюмы).
• Заботиться о качественном исполнении роли; интерпретировать роль; принимать новые художественные задачи, поставленные режиссером-воспитателем; иметь в творческом опыте несколько сыгранных ролей.
• Распределять между собой роли в театрализованной игре, договариваясь о линии поведения в роли.
• Выделять фабулу игры и действовать сообразно замыслу. Видоизменять драматургический материал (сюжет, ролевой состав, игровые ситуации) и на его основе создавать новую игру.
• Достигать в кукловождении выразительности (движений, интонаций) создаваемого образа.
• Оформлять свой спектакль, используя подручный материал, сделанные своими руками поделки, готовые атрибуты, реквизит.
• Участвовать в творческих группах («режиссеров», «актеров», «декораторов», «костюмеров» и др.) по созданию спектаклей.
• Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в общем спектакле.
В группе имеются следующие виды театров. Настольный театр, театр игрушек  Би-ба-бо, театр на магнитах, театр  на  фланелеграфе, конусный театр, театр на ложках.

Все виды театров были использованы в процессе работы  с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях.

Дети  охотно смотрят и  используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем  –  песенки, потешки, короткие стишки, знакомые учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния.

Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки,  я стараюсь  учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для  родителей  подготовила консультации: "Театр - наш друг и помощник "," Театр -помощник в воспитании детей", Роль эмоций в жизни ребёнка", Буклеты "Театрализованные игры", "Роль театрализованной деятельности детей в развитии речи", беседы, памятки и другие.

Анализируя свою работу. Я считаю целесообразным работать дальше в этом направлении, расширять список героев сказок, подбирать новые игры и упражнения, которые можно использовать в работе с детьми. Изучать литературу, знакомится с опытом других педагогов в этом направлении.

В конце учебного года мной был представлен письменный отчет.

Список использованной литературы:

Н.Ф.Губанова  «Театрализованная деятельность дошкольников».

Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова «Театрализованные игры в д/с»

Москва «Школьная пресса» 2000 г.

М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в д/с» Москва, Творческий центр «Сфера», 2003 г.

Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам»

Москва «Просвещение», 1982 г.

И.В.Штанько «Воспитание искусством в д/с» Москва, Творческий центр «сфера», 2007 г.

Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Милаванович «Программа Театр – творчество – дети»

Москва, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...

Отчет по самообразованию (Самообразование)

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....

План самообразования. Отчет по самообразованию.

Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...