Мастер-класс для родителей «Речевое развитие детей в домашних условиях»
методическая разработка (старшая группа)

Вологдина Светлана

Мастер-класс  для родителей

«Речевое развитие детей в домашних условиях»

Цель: формировать у родителей компетентность в области речевого развития детей, навыков пересказа.

Задачи: научить родителей способам развития речи детей;

- раскрыть важность речевого развития детей;

- рассказать о средствах речевого развития детей в домашних условиях.

Оборудование: три стола, на каждом пластилин, клеенка. На доске приклеены закрытые карточки: развитие  устной речи, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие диалога, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Ход мастер-класса.

- Уважаемые родители!

Не секрет, что многие из вас, уважаемые родители, хотят, чтобы ваш сын или дочь говорила правильно, красиво, точно излагала свои мысли, была прекрасным собеседником.

Лафатер говорил:

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

- А что вы понимаете под понятием развитие речи?

На доске карточки с закрытыми словами. В случае угадывания, открывается одна карточка.

На карточках:

- Развитие  устной речи.

- Развитие грамматического строя речи.

- Развитие связной речи.

- Развитие диалога.

- Формирование словаря.

- Воспитание звуковой культуры речи.

Когда открывается карточка, педагог спрашивает:

- Развитие  устной речи. Как вы это понимаете? (Речь может быть устной и письменной. Письменной речью ребенок овладевает в школе).

- Развитие грамматического строя речи. Как вы это понимаете?  (Умение правильно употреблять слова, например, малыш говорит: «Много стулов», «Нет чашков», - это неправильно).

- Развитие связной речи. Как вы это понимаете? (Ребенок должен связанно рассуждать, заканчивать свою мысль, уметь пересказывать текст).

- Развитие диалога. Как вы это понимаете? (Ребенок должен уметь вступать в общение, задавать вопросы, поддерживать диалог с собеседником).

- Формирование словаря. Как вы это понимаете? (Например, ребенок услышал новое слово, и спрашивает: «Мама, а что означает «гугл»?». Вы ему отвечаете, что это поисковая система. А еще гугл обозначает огромное число: единица и сто нолей. Вот это и есть обогащение словаря ребенка новыми словами).

- Воспитание звуковой культуры речи. Как вы это понимаете? (Чтобы в школе ребенок овладел грамотным письмом, он должен уметь различать звуки, например, лук и люк. Чем они отличаются? А сыр и сын?).

В федеральном стандарте указаны следующие целевые ориентиры развития речи на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Итак, какие же существуют способы развития речи? Это беседа с ребенком, чтение художественных произведений, театрализованная игра, дидактические игры.

- Рассмотрим наши карточки. Сейчас предлагаю вам распределиться по группам. Каждая группа возьмет себе одну карточку и сядет за отдельный стол.

Родители берут карточки и распределяются по группам.

- У нас получилось шесть групп:

- Развитие  устной речи.

- Развитие грамматического строя речи.

- Развитие связной речи.

- Развитие диалога.

- Формирование словаря,

- Воспитание звуковой культуры речи.

На столах у вас пластилин и клеенка. Как вы думаете? Как это связано, пластилин и развитие речи?

Высказывания родителей.

Воспитатель: Оказывается, психологи установили, что развитие речи зависит от развития мелкой моторики рук. Поэтому развивая моторику, мы стимулируем отделы мозга, отвечающие за речь. С помощью пластилина я предлагаю вам изготовить пластилиновый театр. Каждая группа будет представлять свою сказку или дидактическую игру, направленную на развитие одного компонента речи в соответствии с вашей карточкой.

- А сейчас обсудите, что у вас будет за сказка или игра.

Родители обсуждают в группах.

Воспитатель приходит на помощь группе в случае затруднения:

- Развитие  устной речи. Как можно это осуществлять? Можно слепить театр «Теремок», а потом предложить ребенку самому показать сказку.

- Развитие грамматического строя речи. Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить сказку «Маша и медведь». Разыграйте сказку и попросите ребенка заканчивать ваши предложения: Пошла Маша… (в лес), в этом доме… (медведь жил), Маша напекла…(ребенок заканчивает), Маша влезла…(заканчивает), дошел медведь до.. (заканчивает), открыли дедушка с бабушкой (заканчивает).

- Развитие связной речи. Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить сказку «Волк и лиса». Помните ее? Расскажите эту сказку с помощью пластилиновых героев и попросите ребенка самому придумать окончание.

- Развитие диалога. Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить героев сказки «Колобок», в процессе игры с ребенком предложите ему вести диалоги за колобка или других персонажей.

- Формирование словаря, Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить героев сказки «Три медведя». В процессе лепки у ребенка можно спрашивать: сколько стульев было у медведей?  (три стула), сколько кроватей было у медведей?  (три кровати), сколько тарелок супа съела Машенька? (одну тарелку), а теперь ты у меня спроси.

- Воспитание звуковой культуры речи. Как можно это осуществлять? (Предлагаю вам слепить героев сказки «Репка» и поиграть с ребенком «Угадай, кто сейчас придет». Вы называете звук «С». Ребенок отгадывает: Собака.

Родители готовят сказки.

Воспитатель: Готовы у вас сказки? Давайте послушаем. Пусть один из вас будет в роли ребенка, а другой в роли родителя.

Слово предоставляется  группе:

- Развитие  устной речи.

Участники выступают.

- Хорошо, очень интересная сказка получилась. Какие вы использовали средства?

- Развитие грамматического строя речи.

Участники выступают.

- Спасибо,  очень интересная сказка получилась. Что вы старались развивать?

- Развитие связной речи.

Участники выступают.

- Хорошо, очень интересная сказка получилась. Удалось вам осуществить развитие связной речи? Какие трудности возникли?

- Развитие диалога.

- Хорошо, очень интересная сказка получилась.

- Формирование словаря,

- Хорошо, очень интересная сказка получилась. Какие трудности возникли?

- Воспитание звуковой культуры речи.

- Спасибо,  очень интересная сказка получилась. Какие еще будут предложения?

Итак, уважаемые родители, сегодня мы узнали, что включает в себя понятие «развитие речи» и какие существуют способы развития речи. Почаще играйте с ребенком, поощряйте сочинение им сказок. После просмотра мультфильма обязательно спросите о чем этот мультик, а то вы не досмотрели до конца. Дома всегда интересуйтесь, как прошел у ребенка день в садике. Старайтесь, чтобы ребенок рассказывал о своих впечатлениях, а не просто односложно отвечал «Нормально». Не забывайте о своей культуре речи. Старайтесь быть образцом для ребенка. На этом наш семинар подходит к концу. Какие у кого есть вопросы, пожелания?

Вопросы родителей.

- Понравился вам мастер-класс?

Обмен мнениями.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klas_rech.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для родителей

«Речевое развитие детей в домашних условиях»

Цель: формировать у родителей компетентность в области речевого развития детей, навыков пересказа.

Задачи: научить родителей способам развития речи детей;

- раскрыть важность речевого развития детей;

- рассказать о средствах речевого развития детей в домашних условиях.

Оборудование: три стола, на каждом пластилин, клеенка. На доске приклеены закрытые карточки: развитие  устной речи, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие диалога, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Ход мастер-класса.

- Уважаемые родители!

Не секрет, что многие из вас, уважаемые родители, хотят, чтобы ваш сын или дочь говорила правильно, красиво, точно излагала свои мысли, была прекрасным собеседником.

Лафатер говорил:

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

- А что вы понимаете под понятием развитие речи?

На доске карточки с закрытыми словами. В случае угадывания, открывается одна карточка.

На карточках:

- Развитие  устной речи.

- Развитие грамматического строя речи.

- Развитие связной речи.

- Развитие диалога.

- Формирование словаря.

- Воспитание звуковой культуры речи.

Когда открывается карточка, педагог спрашивает:

- Развитие  устной речи. Как вы это понимаете? (Речь может быть устной и письменной. Письменной речью ребенок овладевает в школе).

- Развитие грамматического строя речи. Как вы это понимаете?  (Умение правильно употреблять слова, например, малыш говорит: «Много стулов», «Нет чашков», - это неправильно).

- Развитие связной речи. Как вы это понимаете? (Ребенок должен связанно рассуждать, заканчивать свою мысль, уметь пересказывать текст).

- Развитие диалога. Как вы это понимаете? (Ребенок должен уметь вступать в общение, задавать вопросы, поддерживать диалог с собеседником).

- Формирование словаря. Как вы это понимаете? (Например, ребенок услышал новое слово, и спрашивает: «Мама, а что означает «гугл»?». Вы ему отвечаете, что это поисковая система. А еще гугл обозначает огромное число: единица и сто нолей. Вот это и есть обогащение словаря ребенка новыми словами).

- Воспитание звуковой культуры речи. Как вы это понимаете? (Чтобы в школе ребенок овладел грамотным письмом, он должен уметь различать звуки, например, лук и люк. Чем они отличаются? А сыр и сын?).

В федеральном стандарте указаны следующие целевые ориентиры развития речи на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Итак, какие же существуют способы развития речи? Это беседа с ребенком, чтение художественных произведений, театрализованная игра, дидактические игры.

- Рассмотрим наши карточки. Сейчас предлагаю вам распределиться по группам. Каждая группа возьмет себе одну карточку и сядет за отдельный стол.

Родители берут карточки и распределяются по группам.

- У нас получилось шесть групп:

- Развитие  устной речи.

- Развитие грамматического строя речи.

- Развитие связной речи.

- Развитие диалога.

- Формирование словаря,

- Воспитание звуковой культуры речи.

На столах у вас пластилин и клеенка. Как вы думаете? Как это связано, пластилин и развитие речи?

Высказывания родителей.

Воспитатель: Оказывается, психологи установили, что развитие речи зависит от развития мелкой моторики рук. Поэтому развивая моторику, мы стимулируем отделы мозга, отвечающие за речь. С помощью пластилина я предлагаю вам изготовить пластилиновый театр. Каждая группа будет представлять свою сказку или дидактическую игру, направленную на развитие одного компонента речи в соответствии с вашей карточкой.

- А сейчас обсудите, что у вас будет за сказка или игра.

Родители обсуждают в группах.

Воспитатель приходит на помощь группе в случае затруднения:

- Развитие  устной речи. Как можно это осуществлять? Можно слепить театр «Теремок», а потом предложить ребенку самому показать сказку.

- Развитие грамматического строя речи. Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить сказку «Маша и медведь». Разыграйте сказку и попросите ребенка заканчивать ваши предложения: Пошла Маша… (в лес), в этом доме… (медведь жил), Маша напекла…(ребенок заканчивает), Маша влезла…(заканчивает), дошел медведь до.. (заканчивает), открыли дедушка с бабушкой (заканчивает).

- Развитие связной речи. Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить сказку «Волк и лиса». Помните ее? Расскажите эту сказку с помощью пластилиновых героев и попросите ребенка самому придумать окончание.

- Развитие диалога. Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить героев сказки «Колобок», в процессе игры с ребенком предложите ему вести диалоги за колобка или других персонажей.

- Формирование словаря, Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить героев сказки «Три медведя». В процессе лепки у ребенка можно спрашивать: сколько стульев было у медведей?  (три стула), сколько кроватей было у медведей?  (три кровати), сколько тарелок супа съела Машенька? (одну тарелку), а теперь ты у меня спроси.

- Воспитание звуковой культуры речи. Как можно это осуществлять? (Предлагаю вам слепить героев сказки «Репка» и поиграть с ребенком «Угадай, кто сейчас придет». Вы называете звук «С». Ребенок отгадывает: Собака.

Родители готовят сказки.

Воспитатель: Готовы у вас сказки? Давайте послушаем. Пусть один из вас будет в роли ребенка, а другой в роли родителя.

Слово предоставляется  группе:

- Развитие  устной речи.

Участники выступают.

- Хорошо, очень интересная сказка получилась. Какие вы использовали средства?

- Развитие грамматического строя речи.

Участники выступают.

- Спасибо,  очень интересная сказка получилась. Что вы старались развивать?

- Развитие связной речи.

Участники выступают.

- Хорошо, очень интересная сказка получилась. Удалось вам осуществить развитие связной речи? Какие трудности возникли?

- Развитие диалога.

- Хорошо, очень интересная сказка получилась.

- Формирование словаря,

- Хорошо, очень интересная сказка получилась. Какие трудности возникли?

- Воспитание звуковой культуры речи.

- Спасибо,  очень интересная сказка получилась. Какие еще будут предложения?

Итак, уважаемые родители, сегодня мы узнали, что включает в себя понятие «развитие речи» и какие существуют способы развития речи. Почаще играйте с ребенком, поощряйте сочинение им сказок. После просмотра мультфильма обязательно спросите о чем этот мультик, а то вы не досмотрели до конца. Дома всегда интересуйтесь, как прошел у ребенка день в садике. Старайтесь, чтобы ребенок рассказывал о своих впечатлениях, а не просто односложно отвечал «Нормально». Не забывайте о своей культуре речи. Старайтесь быть образцом для ребенка. На этом наш семинар подходит к концу. Какие у кого есть вопросы, пожелания?

Вопросы родителей.

- Понравился вам мастер-класс?

Обмен мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорное развитие детей в домашних условиях"

Цель данного пособия: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошко...

Консультация для родителей "Речевая предметно-развивающая среда в домашних условиях"

Речевая предметно-развивающая среда – это совокупность объектов, окружающих ребенка, которые способствуют речевому развитию воспитанника.Стремительное развитие речи детей напрямую зависит от сре...

Мастер-класс для родителей «Познавательное развитие детей в домашних условиях в условиях пандемии

Мастер-класс  для родителей«Познавательное развитие детей в домашних условиях в условиях пандемии»Цель: формировать у родителей компетентность в области организации познавательных дид...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей в домашних условиях»

Цель: побуждать родителей к занятиям, направленным на развитие речи, в домашних условиях, выполнять домашнее задание. Привлечение родителей к участию в развитии « Речевого уголка» в группе...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» для детей раннего возраста.

Задачи мастер-класса:• познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;• познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и ра...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей в домашних условиях".

Речевое развитие – одна из главных задач дошкольного воспитания. Ведь развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребёнка, но и память, внимание, кругозор и другие аспекты ...