Мастер-класс для родителей «Речевое развитие детей в домашних условиях»
методическая разработка (старшая группа)
Мастер-класс для родителей
«Речевое развитие детей в домашних условиях»
Цель: формировать у родителей компетентность в области речевого развития детей, навыков пересказа.
Задачи: научить родителей способам развития речи детей;
- раскрыть важность речевого развития детей;
- рассказать о средствах речевого развития детей в домашних условиях.
Оборудование: три стола, на каждом пластилин, клеенка. На доске приклеены закрытые карточки: развитие устной речи, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие диалога, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Ход мастер-класса.
- Уважаемые родители!
Не секрет, что многие из вас, уважаемые родители, хотят, чтобы ваш сын или дочь говорила правильно, красиво, точно излагала свои мысли, была прекрасным собеседником.
Лафатер говорил:
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
- А что вы понимаете под понятием развитие речи?
На доске карточки с закрытыми словами. В случае угадывания, открывается одна карточка.
На карточках:
- Развитие устной речи.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие диалога.
- Формирование словаря.
- Воспитание звуковой культуры речи.
Когда открывается карточка, педагог спрашивает:
- Развитие устной речи. Как вы это понимаете? (Речь может быть устной и письменной. Письменной речью ребенок овладевает в школе).
- Развитие грамматического строя речи. Как вы это понимаете? (Умение правильно употреблять слова, например, малыш говорит: «Много стулов», «Нет чашков», - это неправильно).
- Развитие связной речи. Как вы это понимаете? (Ребенок должен связанно рассуждать, заканчивать свою мысль, уметь пересказывать текст).
- Развитие диалога. Как вы это понимаете? (Ребенок должен уметь вступать в общение, задавать вопросы, поддерживать диалог с собеседником).
- Формирование словаря. Как вы это понимаете? (Например, ребенок услышал новое слово, и спрашивает: «Мама, а что означает «гугл»?». Вы ему отвечаете, что это поисковая система. А еще гугл обозначает огромное число: единица и сто нолей. Вот это и есть обогащение словаря ребенка новыми словами).
- Воспитание звуковой культуры речи. Как вы это понимаете? (Чтобы в школе ребенок овладел грамотным письмом, он должен уметь различать звуки, например, лук и люк. Чем они отличаются? А сыр и сын?).
В федеральном стандарте указаны следующие целевые ориентиры развития речи на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Итак, какие же существуют способы развития речи? Это беседа с ребенком, чтение художественных произведений, театрализованная игра, дидактические игры.
- Рассмотрим наши карточки. Сейчас предлагаю вам распределиться по группам. Каждая группа возьмет себе одну карточку и сядет за отдельный стол.
Родители берут карточки и распределяются по группам.
- У нас получилось шесть групп:
- Развитие устной речи.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие диалога.
- Формирование словаря,
- Воспитание звуковой культуры речи.
На столах у вас пластилин и клеенка. Как вы думаете? Как это связано, пластилин и развитие речи?
Высказывания родителей.
Воспитатель: Оказывается, психологи установили, что развитие речи зависит от развития мелкой моторики рук. Поэтому развивая моторику, мы стимулируем отделы мозга, отвечающие за речь. С помощью пластилина я предлагаю вам изготовить пластилиновый театр. Каждая группа будет представлять свою сказку или дидактическую игру, направленную на развитие одного компонента речи в соответствии с вашей карточкой.
- А сейчас обсудите, что у вас будет за сказка или игра.
Родители обсуждают в группах.
Воспитатель приходит на помощь группе в случае затруднения:
- Развитие устной речи. Как можно это осуществлять? Можно слепить театр «Теремок», а потом предложить ребенку самому показать сказку.
- Развитие грамматического строя речи. Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить сказку «Маша и медведь». Разыграйте сказку и попросите ребенка заканчивать ваши предложения: Пошла Маша… (в лес), в этом доме… (медведь жил), Маша напекла…(ребенок заканчивает), Маша влезла…(заканчивает), дошел медведь до.. (заканчивает), открыли дедушка с бабушкой (заканчивает).
- Развитие связной речи. Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить сказку «Волк и лиса». Помните ее? Расскажите эту сказку с помощью пластилиновых героев и попросите ребенка самому придумать окончание.
- Развитие диалога. Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить героев сказки «Колобок», в процессе игры с ребенком предложите ему вести диалоги за колобка или других персонажей.
- Формирование словаря, Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить героев сказки «Три медведя». В процессе лепки у ребенка можно спрашивать: сколько стульев было у медведей? (три стула), сколько кроватей было у медведей? (три кровати), сколько тарелок супа съела Машенька? (одну тарелку), а теперь ты у меня спроси.
- Воспитание звуковой культуры речи. Как можно это осуществлять? (Предлагаю вам слепить героев сказки «Репка» и поиграть с ребенком «Угадай, кто сейчас придет». Вы называете звук «С». Ребенок отгадывает: Собака.
Родители готовят сказки.
Воспитатель: Готовы у вас сказки? Давайте послушаем. Пусть один из вас будет в роли ребенка, а другой в роли родителя.
Слово предоставляется группе:
- Развитие устной речи.
Участники выступают.
- Хорошо, очень интересная сказка получилась. Какие вы использовали средства?
- Развитие грамматического строя речи.
Участники выступают.
- Спасибо, очень интересная сказка получилась. Что вы старались развивать?
- Развитие связной речи.
Участники выступают.
- Хорошо, очень интересная сказка получилась. Удалось вам осуществить развитие связной речи? Какие трудности возникли?
- Развитие диалога.
- Хорошо, очень интересная сказка получилась.
- Формирование словаря,
- Хорошо, очень интересная сказка получилась. Какие трудности возникли?
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Спасибо, очень интересная сказка получилась. Какие еще будут предложения?
Итак, уважаемые родители, сегодня мы узнали, что включает в себя понятие «развитие речи» и какие существуют способы развития речи. Почаще играйте с ребенком, поощряйте сочинение им сказок. После просмотра мультфильма обязательно спросите о чем этот мультик, а то вы не досмотрели до конца. Дома всегда интересуйтесь, как прошел у ребенка день в садике. Старайтесь, чтобы ребенок рассказывал о своих впечатлениях, а не просто односложно отвечал «Нормально». Не забывайте о своей культуре речи. Старайтесь быть образцом для ребенка. На этом наш семинар подходит к концу. Какие у кого есть вопросы, пожелания?
Вопросы родителей.
- Понравился вам мастер-класс?
Обмен мнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klas_rech.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Речевое развитие детей в домашних условиях»
Цель: формировать у родителей компетентность в области речевого развития детей, навыков пересказа.
Задачи: научить родителей способам развития речи детей;
- раскрыть важность речевого развития детей;
- рассказать о средствах речевого развития детей в домашних условиях.
Оборудование: три стола, на каждом пластилин, клеенка. На доске приклеены закрытые карточки: развитие устной речи, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие диалога, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Ход мастер-класса.
- Уважаемые родители!
Не секрет, что многие из вас, уважаемые родители, хотят, чтобы ваш сын или дочь говорила правильно, красиво, точно излагала свои мысли, была прекрасным собеседником.
Лафатер говорил:
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
- А что вы понимаете под понятием развитие речи?
На доске карточки с закрытыми словами. В случае угадывания, открывается одна карточка.
На карточках:
- Развитие устной речи.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие диалога.
- Формирование словаря.
- Воспитание звуковой культуры речи.
Когда открывается карточка, педагог спрашивает:
- Развитие устной речи. Как вы это понимаете? (Речь может быть устной и письменной. Письменной речью ребенок овладевает в школе).
- Развитие грамматического строя речи. Как вы это понимаете? (Умение правильно употреблять слова, например, малыш говорит: «Много стулов», «Нет чашков», - это неправильно).
- Развитие связной речи. Как вы это понимаете? (Ребенок должен связанно рассуждать, заканчивать свою мысль, уметь пересказывать текст).
- Развитие диалога. Как вы это понимаете? (Ребенок должен уметь вступать в общение, задавать вопросы, поддерживать диалог с собеседником).
- Формирование словаря. Как вы это понимаете? (Например, ребенок услышал новое слово, и спрашивает: «Мама, а что означает «гугл»?». Вы ему отвечаете, что это поисковая система. А еще гугл обозначает огромное число: единица и сто нолей. Вот это и есть обогащение словаря ребенка новыми словами).
- Воспитание звуковой культуры речи. Как вы это понимаете? (Чтобы в школе ребенок овладел грамотным письмом, он должен уметь различать звуки, например, лук и люк. Чем они отличаются? А сыр и сын?).
В федеральном стандарте указаны следующие целевые ориентиры развития речи на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Итак, какие же существуют способы развития речи? Это беседа с ребенком, чтение художественных произведений, театрализованная игра, дидактические игры.
- Рассмотрим наши карточки. Сейчас предлагаю вам распределиться по группам. Каждая группа возьмет себе одну карточку и сядет за отдельный стол.
Родители берут карточки и распределяются по группам.
- У нас получилось шесть групп:
- Развитие устной речи.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие диалога.
- Формирование словаря,
- Воспитание звуковой культуры речи.
На столах у вас пластилин и клеенка. Как вы думаете? Как это связано, пластилин и развитие речи?
Высказывания родителей.
Воспитатель: Оказывается, психологи установили, что развитие речи зависит от развития мелкой моторики рук. Поэтому развивая моторику, мы стимулируем отделы мозга, отвечающие за речь. С помощью пластилина я предлагаю вам изготовить пластилиновый театр. Каждая группа будет представлять свою сказку или дидактическую игру, направленную на развитие одного компонента речи в соответствии с вашей карточкой.
- А сейчас обсудите, что у вас будет за сказка или игра.
Родители обсуждают в группах.
Воспитатель приходит на помощь группе в случае затруднения:
- Развитие устной речи. Как можно это осуществлять? Можно слепить театр «Теремок», а потом предложить ребенку самому показать сказку.
- Развитие грамматического строя речи. Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить сказку «Маша и медведь». Разыграйте сказку и попросите ребенка заканчивать ваши предложения: Пошла Маша… (в лес), в этом доме… (медведь жил), Маша напекла…(ребенок заканчивает), Маша влезла…(заканчивает), дошел медведь до.. (заканчивает), открыли дедушка с бабушкой (заканчивает).
- Развитие связной речи. Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить сказку «Волк и лиса». Помните ее? Расскажите эту сказку с помощью пластилиновых героев и попросите ребенка самому придумать окончание.
- Развитие диалога. Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить героев сказки «Колобок», в процессе игры с ребенком предложите ему вести диалоги за колобка или других персонажей.
- Формирование словаря, Как можно это осуществлять? Предлагаю вам слепить героев сказки «Три медведя». В процессе лепки у ребенка можно спрашивать: сколько стульев было у медведей? (три стула), сколько кроватей было у медведей? (три кровати), сколько тарелок супа съела Машенька? (одну тарелку), а теперь ты у меня спроси.
- Воспитание звуковой культуры речи. Как можно это осуществлять? (Предлагаю вам слепить героев сказки «Репка» и поиграть с ребенком «Угадай, кто сейчас придет». Вы называете звук «С». Ребенок отгадывает: Собака.
Родители готовят сказки.
Воспитатель: Готовы у вас сказки? Давайте послушаем. Пусть один из вас будет в роли ребенка, а другой в роли родителя.
Слово предоставляется группе:
- Развитие устной речи.
Участники выступают.
- Хорошо, очень интересная сказка получилась. Какие вы использовали средства?
- Развитие грамматического строя речи.
Участники выступают.
- Спасибо, очень интересная сказка получилась. Что вы старались развивать?
- Развитие связной речи.
Участники выступают.
- Хорошо, очень интересная сказка получилась. Удалось вам осуществить развитие связной речи? Какие трудности возникли?
- Развитие диалога.
- Хорошо, очень интересная сказка получилась.
- Формирование словаря,
- Хорошо, очень интересная сказка получилась. Какие трудности возникли?
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Спасибо, очень интересная сказка получилась. Какие еще будут предложения?
Итак, уважаемые родители, сегодня мы узнали, что включает в себя понятие «развитие речи» и какие существуют способы развития речи. Почаще играйте с ребенком, поощряйте сочинение им сказок. После просмотра мультфильма обязательно спросите о чем этот мультик, а то вы не досмотрели до конца. Дома всегда интересуйтесь, как прошел у ребенка день в садике. Старайтесь, чтобы ребенок рассказывал о своих впечатлениях, а не просто односложно отвечал «Нормально». Не забывайте о своей культуре речи. Старайтесь быть образцом для ребенка. На этом наш семинар подходит к концу. Какие у кого есть вопросы, пожелания?
Вопросы родителей.
- Понравился вам мастер-класс?
Обмен мнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сенсорное развитие детей в домашних условиях"
Цель данного пособия: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошко...
Консультация для родителей "Речевая предметно-развивающая среда в домашних условиях"
Речевая предметно-развивающая среда – это совокупность объектов, окружающих ребенка, которые способствуют речевому развитию воспитанника.Стремительное развитие речи детей напрямую зависит от сре...
Консультация для родителей по созданию условий для организации художественно-эстетического развития детей в домашних условиях.
quot;Рисуем дома вместе с мамой!"...
Мастер-класс для родителей «Познавательное развитие детей в домашних условиях в условиях пандемии
Мастер-класс для родителей«Познавательное развитие детей в домашних условиях в условиях пандемии»Цель: формировать у родителей компетентность в области организации познавательных дид...
Консультация для родителей «Речевое развитие детей в домашних условиях»
Цель: побуждать родителей к занятиям, направленным на развитие речи, в домашних условиях, выполнять домашнее задание. Привлечение родителей к участию в развитии « Речевого уголка» в группе...
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» для детей раннего возраста.
Задачи мастер-класса:• познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;• познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и ра...
Консультация для родителей "Речевое развитие детей в домашних условиях".
Речевое развитие – одна из главных задач дошкольного воспитания. Ведь развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребёнка, но и память, внимание, кругозор и другие аспекты ...