ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья (старшая группа)
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aprel.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Галкина Е.М., 2021г.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также можно наблюдать равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Эта ситуация является, в том числе, и следствием недостаточной работы дошкольной образовательной организации с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
В рамках реализации проекта с детьми и их родителями на тему: «С чего начинается Родина» воспитателями была проведена достаточно большая воспитательная работа. Были использованы различные формы взаимодействия с детьми и их родителями. Формы взаимодействия с детьми: непосредственная образовательная деятельность; совместная деятельность детей и педагогов; экскурсия; чтение художественной литературы; беседы, ситуативные разговоры; слушание музыки; игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные); презентации.
Формы взаимодействия с родителями: консультации по проблемам патриотического воспитания детей; сотворчество детей и родителей.
С дошкольниками проведена система мероприятий, объединённых тематически в соответствии с тематикой проектов. Выбирались наиболее подходящие формы и методы реализации проекта.
Реализация проекта «Мой дом моя семья – это Родина моя» предполагала:
- Составление рассказов на тему: «Моя семья»
- Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»
- Беседа «Мой дом»
- Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья"
- Пальчиковая гимнастика «Семья»
В рамках проекта « Мой детский сад – это Родина моя» было осуществлено:
- Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
- Экскурсия по детскому саду.
- Словотворчество на тему: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо? ».
Для реализации проекта «Мой город Арзамас – это Родина моя» использовались следующие формы работы:
- Маршрут выходного дня «Памятные места города Арзамаса».
- Создание фотоальбома «Достопримечательности города Арзамаса».
- Фоторепортаж «Это мой, это твой, это наш город Арзамас».
В процессе осуществления проекта «Моя страна Россия – это Родина моя» наиболее эффективными оказались такие формы работы, как:
- Рассказ воспитателя «Символы России».
- Презентация «Символы России».
- Лепка: «Флаг России».
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачей педагогов является: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);
- знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Результаты практической работы по патриотическому воспитанию убедительно доказывает, что перечисленные задачи достаточно эффективно могут быть решены в процессе организации и осуществления проектной деятельности.
Литература
- Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
- Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
- Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
- Каледин В. // Растим патриотов. Научно-методический и информационный журнал ОБЖ Изд. ЗАО «Русский журнал» 2007 - №3 – С.18.
- Каледин В. //Растим патриотов. Научно-методический и информационный журнал ОБЖИзд. ЗАО «Русский журнал» 2007 - №2 – С.19 – 22.
- Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
- Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Моя Родина –Волгоград Л. Тётушкина //По ступеням воспитания патриота.Научно-методический и информационный журнал ОБЖИзд. ЗАО «Русский журнал» 2007 - №1 – С.21.
- Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Мы живем на земле Волгоградской».
- Матеркин А.М. «Волгоград в названиях улиц»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, через проектную деятельность.
Проблема воспитания у детей любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие - падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения т...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами....
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьВо все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера...
Педагогический опыт: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Данный опыт может быть использован в виде дополнительного образования в ДОУ, представлять интерес для воспитателей, увлечённых истоками нравственно - патриотического воспитания, русской, мордовской на...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
1.Актуальность Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. Традиционные праздник...
Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Патриотическое воспитание необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Проектно-исследовательская деятельность помагает нам связать в целое процесс обучения и воспитания с реальными событиями ...