Самообразование
материал (младшая группа)
Цель: изучение и использование современной квест-технологии в работе с младшими дошкольниками.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет :
-реализовать федеральный государственый стандарт в работе с дошкольниками;
-использовать современные технологии и методы работы в младшей группе;
-познакомить детей с квест – игрой как мотивационной готовности к познанию и исследованию;
-активизировать познавательные и мыслительные процессы младших дошкольников.
-сформировать у детей навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность и взаимопонимание;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_20-21g.docx | 24.5 КБ |
Отчет по самообразованию за 2022-2023 учебный год | 1.11 МБ |
plan_po_samoobrazovaniyu_na_2023-24_uchebnyy_god.pdf | 264.98 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на 2020-2021 год
Тема: «Квест-игра — современная игровая технология в ДОО»
Цель: изучение и использование современной квест-технологии в работе с младшими дошкольниками.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет :
-реализовать федеральный государственый стандарт в работе с дошкольниками;
-использовать современные технологии и методы работы в младшей группе;
-познакомить детей с квест – игрой как мотивационной готовности к познанию и исследованию;
-активизировать познавательные и мыслительные процессы младших дошкольников.
-сформировать у детей навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность и взаимопонимание;
Актуальность:
В настоящее время в дошкольном образовании активно используется разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов ДОУ.
Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов дошкольного образования и является примером современных технологий для дошкольных образовательных учреждений. Квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т.д.), воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, так как только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.
Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды перемещаются по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. После каждой игры ребенок анализирует свое место в команде, командные действия, планирует, прогнозирует результат дальнейших игр вместе с педагогом-наставником. Ребенок учится проводить самоанализ своих физических возможностей, умений и навыков, планирует вместе с педагогом тренировочный процесс, понимая, что ему не хватило до достижения результата: выносливости, быстроты, силы или координации. Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы». В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности. Создание такой среды - первый шаг к достижению поставленной цели.
В ходе реализации квест-игры можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников. Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест-технологиях образовательной деятельности детей.
В ходе проведения образовательной деятельности в форме квест-технологии все дети включаются в игру, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении. Ребенок чаще проявляет инициативу, воображение, применял логическое мышление, начинает мыслить нестандартно. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.
Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.
Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.
Можно не сомневаясь утверждать, что когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Ожидаемые результаты:
Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного развития детей;
- умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
У детей сформируются:
- творческие способности, коммуникативные навыки, умение синтезировать полученные знания;
- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения возникающих задач посредством поиска решений;
- повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.
Основные вопросы:
- изучение методической литературы по использованию квест-технологии;
- актуальность применения квест-технологии в образовательном процессе с дошкольниками;
- цели и задачи квест-технологии в обучении детей дошкольного возраста;
- этапы работы по внедрению квест-технологии в образовательный процесс;
- особенности квест-технологии для детей дошкольного возраста;
- роль родителей в деятельности детей по квест-технологии;
- изучение педагогический опыт других педагогов;
- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы по самообразованию на 2020 – 2021 г.
Срок | Этап | Содержание работы | Форма отчетности |
Сентябрь - октябрь | Организационно - теоретический | 1. Изучение нормативных документов 2. Изучение опыта работы по внедрению квест-технологии в образовательный процесс с младшими дошкольниками. Знакомство с методической литературой по данной теме. 3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 4. Прогнозирование результатов. | Консультация для родителей «Квест-игра-современная образовательная технология. «Играем в саду и дома» |
Ноябрь - май | Накопительно - практический | 1.Изучение квест-технологии в Интернете. 2. Вебинар «Квест-современная игровая технология» 3. Внедрение квест-технологии в образовательный процесс с младшими дошкольниками. 4. Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление дидактических игр. 5.Создание предметно-пространственной среды и оборудования для квест-игр. 6.Создание картотеки квест-игр. 7. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте» 8.Мастер-класс для воспитателей. 9. Консультации для педагогов. «Ура! Ура! Квест-игра!» 10. Привлечение родителей к организации квест-игр в группе. | 1.Консультация для родителей «Квест: приключенческая игра для детей и родителей» 2.Консультация для педагогов «Использование квест-технологии технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста.». 3 Мероприятие с детьми для апробирования квест-технологии. 4.Картотека квест-игр |
Май | Заключительный | 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию. 3. Обобщение опыта по данной теме через презентацию, выступление, показ. 4. Планирование деятельности и перспектив развития. | 1. Презентация «Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО». 2. Презентация собственного опыта педагогической деятельности |
Список используемой литературы:
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.
- Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология
- С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. -
- - № 1-2.
- Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. - 2014. - Вып. №6
(09). – С.138-140
- Шеина Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С.439–441.
- Щ е л и н а Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С.146-149
- Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
- Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
- Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.
Список интернет источников:
- http://dohcolonoc.ru/stati/10477-kvest-igra.html
- http://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-forma-obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami
- http://super-positive.ru/kvest-dlya-detey-na-ulitc
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...