Проект «Шахматный дворик»
проект (подготовительная группа)
Создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста;
Используя потенциал шахмат содействовать полноценному интеллектуальному развитию и социализации детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shahmaty.docx | 48.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1общеразвивающего вида» г. Сосногорска
Проект «Шахматный дворик»
Авторы проекта:
Кожура Полина Егоровна
Занимаемая должность: воспитатель
Квалификационная категория: высшая
Никулина Наталья Васильевна
Занимаемая должность: старший воспитатель
Квалификационная категория: первая квалификационная категория
2018г
Паспорт проекта «Шахматный дворик»
Цель проекта | Создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста; Используя потенциал шахмат содействовать полноценному интеллектуальному развитию и социализации детей дошкольного возраста. |
Назначение проекта | Познавательно- развивающий проект |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный: средняя группа (с октября 2017г. по апрель 2018г.); старшая группа (с октября 2018г. по апрель 2019г.); подготовительная (с октября 2019г. по апрель 2020г.) |
Источники финансирования проекта | |
Участники проекта: ФИО Должность Образование (какое учебное заведение окончил, срок окончания обучения, специальность по диплому), Квалификационная категория Перечень статей, публикаций | Никулина Наталья Васильевна Старший воспитатель Высшее, Столичный Гуманитарный Институт г. Москва, 2003г. психолог Первая квалификационная категория Опубликована научно – исследовательская работа в Всероссийском заочном фестивале научно – методических разработок проектов «Образовательная среда» Кожура Полина Егоровна Воспитатель Высшей квалификационной категории Образование средне-специальное, окончила Сыктывкарское педучилище №2 в 1978году Педагогический стаж – 40 лет Принимала участие: Опубликована статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно – практической конференции «Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного образования» статья «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ» (март 2014г.) |
Результаты реализации проекта | Овладение детьми игрой в шахматы, а так же целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. |
Содержание проекта
Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А.Карпов-в 4 года, Г.Каспаров, Р.Фишер, Ю.Балашов-в 6 лет, А.Алёхин, М.Таль-7 лет).
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере. Шахматные стратегии во многом совпадают со спортивными.
Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время учёбы – школьникам необходимо эффективно использовать своё время.
Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций ,крайне необходимы для будущих представителей многих профессий.
Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в проектировании.
Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Ведь математические понятия можно весело и интересно объяснить в контексте игры.
Б.Франклин писал в 1779 году, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух.
Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.
Работая над данным проектом основной акцент, мы делали на развитии интеллектуальных способностей детей. Проводимая работа стала эффективной при активном взаимодействии с родителями. С их помощью были куплены методические пособия, и наборы шахмат. Работа началась с теоретической подготовки. Была подобрана разного рода информация из энциклопедий: история появления шахмат, сведения о знаменитых шахматистах, интересные истории из шахматных турниров и др. Дети с огромным интересом слушали сказку Н. Ярошенко «Шахматное королевство». Знакомство с шахматами началось с привлечения детей к продуктивной деятельности: аппликации, лепке и рисованию шахматных фигур. Все это способствовало закреплению знаний детьми названий фигур.
Актуальность проекта
Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.
Проблемы, которые решает проект
Все увеличивающиеся информационные потоки – знамение нашего времени. Новая информация, которая крайне тяжело усваивается взрослыми людьми, легко и непринужденно входит в непосредственную жизнь ребенка. Современный ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития, логического мышления, развития познавательных функций.
Но, в настоящее время прослеживается тенденция уменьшения дополнительного образования для способных и одаренных детей, тем самым невостребованными остаются быстро приобретаемые в процессе современной жизни способности малышей.
Проект по раннему обучению дошкольников 4-7 лет азам шахматной игры «Шахматный дворик» - решает проблему не востребованности возросших умственных способностей малышей и дает возможность получения элитного, т.е. максимально качественного образования на дошкольной ступени.
Функции проекта
Познавательно-развивающая функция проекта
Круг активных и пассивных участников проекта
В создании данного проекта принимали участия: воспитатель - Кожура П. Е.,старший воспитатель – Никулина Н. В., родители воспитанников, и сами воспитанники.
Цели и задачи:
1. Развитие и тренировка психических процессов:
- Обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть
результаты своей деятельности; развитие логического мышления,
ориентировки на плоскости, внимания, памяти;
- Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений,
умозаключений.
2. Развитие познавательных интересов
- изучение основ шахматной игры,
- расширение кругозора;
3. Развитие творческих способностей:
- развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.
4. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость,
спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;
- уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход
событий.
- воспитание умения вести себя в группе во время движения,
формирование чувства такта, культурных привычек в процессе
группового общения с детьми и взрослыми.
5. Подготовка ребёнка к школе. Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание.
Ожидаемые результаты проекта
Детям:
улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья;
расширить кругозор, путём введения определённых слов спортивной лексики в практику общения;
приблизиться к историческому наследию достижений спортсменов своей Родины;
повысить интерес к игре в шахматы, которая помогает стать более уверенными в себе, целеустремленными;
развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание;
Родителям:
улучшить психологический климат в семье, на основе формирования единства интересов, всех ее членов;
повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики;
приобщать своих детей к занятиям спортом.
Педагогам:
создать условия для комфортного пребывания детей и их родителей в дошкольном учреждении;
принять активное участие в проектной деятельности;
повысить компетентность сотрудников образовательного учреждения в вопросах игры в шахматы.
Критерии, показатели, индикаторы позволяющие оценить результаты проекта
Высокий уровень – устойчивый интерес к игре, умение решать шахматные этюды, владеют основными правилами игры в шахматы, играют самостоятельно, принимают участие в турнирах.
Средний уровень – устойчивый интерес к игре, знают основные правила игры в шахматы, могут применять их при игре, пользуются частично помощью взрослого (педагога).
Низкий уровень – знают основные понятия игры в шахматы, но интереса к игре не проявляют, игра носит эпизодический характер.
Работая над проектом, мы опираемся на такие принципы: принцип мобильности т. е. можно играть в шахматы где угодно - на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и так далее; принцип доступности - игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности - нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей- важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время. Работа по проекту разделила условно на три этапа.
Этапы реализации проекта и содержание деятельности.
Этапы проекта | Цель |
І этап-Подготовительный |
|
ІІ этап- Основной (практический) |
|
ІІІ этап-заключительный |
|
Перечень мероприятий
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Результат |
Условия реализации проекта
1. 1.1. | Подготовительный этап -Выявление представлений воспитанников о шахматах. -Анкетирование родителей (законных представителей) по теме «Что вы знаете о шахматах?». - Определение целей и задач проекта. -Составление тематического плана по реализации проекта. -Привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности по реализации проекта. Обновление содержания предметно-развивающей среды. | 01.10.2018- 30.10.2018 | Воспитатель Ст. воспитатель | Проведение анкетирования с педагогами по изучению профессиональной компетентности по формированию основ игры в шахматы детей среднего дошкольного возраста Разработан перспективный план работы по знакомству детей шахматами. |
1.2. | Информированность родителей о предстоящей деятельности по работе над проектом «Шахматный дворик» | 17.10.18- 26.10.18 | Воспитатель, ст. воспитатель | Родители информированы; предложения родителей о содействии в проведении предстоящих мероприятий, пополнение атрибутами |
1.3. | Организация дидактического оснащения реализации проекта: - Организация шахматного уголка в группе; - Альбом «Шахматное королевство»; - Книга «Первые шаги маленького шахматиста», «Шахматные сказки», «Королевство в картинках»; - Организация выставочной экспозиции «Королевство шахматных фигур»; - Выставка детских творческих работ «Мы рисуем»; - Макеты: фрагменты шахматной доски, шахматных фигур; - Дидактические игрушки: собери шахматную доску, разрезные шахматные картинки, темные и светлые кубики и др. Совместные мероприятия с родителями: -Консультация для родителей « Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников», «Загадки - как форма обучения в шахматы» - энциклопедия для родителей «Малыш и шахматы»; - семейный конкурс творческих работ «Волшебные фигуры» Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности: - разработка комплексно-тематического планирования и приложений к проекту; - ММП «Шахматные фигуры», «Простейшие комбинации» и др; - пополнение библиотечки проектной деятельности в ДОУ. | 01.10.18- 10.02.19 | Воспитатель, ст. воспитатель | Пополнен уголок шахматными атрибутами на группе Консультации проведены в рамках родительского собрания |
1.4. | Картотека загадок, пословиц и поговорок о шахматах | 01.10.18 10.02.19 | Воспитатель | Картотека составлена |
2. 2.1. | Практический этап (основной) Анкетирование родителей Вовлечение родителей в создание в группе уголка шахмат. Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории шахмат Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно по шахматам. Организация группового родительского собрания «Обучение к игре в шахматы» | 01.10.18- 10.02.19 | Воспитатель Родители Воспитатель, ст. воспитатель | Познавательный интерес; активное участие родителей в проекте Проведено анкетирование родителей с целью изучения роли семьи в обучении к игре шахматам Атрибуты подготовлены к использованию. |
2.2 | Чтение художественной литературы. Чтение сказок: «Удивительные приключения шахматной доски», «Шахматная беседка», «Загадки из волшебного сундучка». Дидактические игры: «Шахматный кубик» «Большая и маленькая», «Убери такую же», « Куча мала», «Чудесный мешочек», «Запретная фигура», «Школа» и другие. Разучивание стихов и загадок. Проведение бесед: «Где, кроме шахматной доски, есть клетки, расположенные в шахматном порядке», «Шахматные фигуры», «Шахматы дома», «Правила игры». | Воспитатель | Чувство радости от творческой деятельности. | |
2.3. | Художественно - эстетическое развитие: Рисование «Жители Шахматного королевства» - лепка из пластилина шахматной фигуры «ладья», ручной труд вырезание шахматных фигур. Инсценировка сказок на новый лад: «Шахматный колобок», « Шахматная репка», «Шахматный теремок». | 01.10.18- 10.03.19 | Воспитатель | Чувство радости от творческой деятельности. Конспекты НОД с детьми составлены в соответствии с поставленными целями |
2.4. | 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Дидактические игры и задания: «Горизонталь» - двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками. «Диагональ» - то же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. | 01.10.18- 10.03.19 | Воспитатели, родители, ст. воспитатель | Дать детям представление о шахматной доске, как игровом поле для шахмат. Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями |
2.5 | ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Цель: Познакомить детей с шахматными фигурами. Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек» - в непрозрачном мешочке все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Что общего?» - педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (цветом, формой.) | Воспитатель | ||
2.6. | НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания: «Мешочек» - дети по одной вынимают шахматные фигуры и расставляют начальную позицию. | 01.10.18- 10.02.19 | Воспитатель | Чувство радости от творческой деятельности, развитие познавательного интереса |
3. 3.1 | Заключительный этап Итоговый проектный день:
Пополнение банка данных о реализации проекта (мониторинг проведенных мероприятий, фото, видео, данные об участниках проекта) Итоговое отчетное родительское собрание:
Анкетирование родителей по итогам реализации проекта (удовлетворенность проведенной работой, уровень вовлеченности родителей в реализацию проекта, перспективы дальнейшего развития) | 03.04.19 | Воспитатели, ст. воститатель | Радость от яркого праздника |
3.2 | Фотовыставка «Мой ребенок играет в шахматы» | 16.04.19г | Ст. воспитатель | Чувство радости от творческой деятельности |
- интерес детей и родителей
-методические разработки непосредственно – образовательной деятельности с детьми и их родителями
-новизна материалов
-доступность для детского восприятия
-активизация детей яркими увлекательными материалами
-выбор специальных педагогических воздействий
-создание развивающей среды
-использование современных средств ИКТ
Список использованной литературы:
1.В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы», М.Просвещение, 1995г.
2.И.Г.Сухин «Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», О.Провещение «Духовное возрождение», 2003г.
3.И.Г.Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет», М.: Новая школа, 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Речевой дворик"
До проектная деятельностьМотив: Наблюдался недостаточный запас знаний детей о домашних животных и птицах, низкий уровень произносительной стороны речи.Модель трех вопросов. Что ...
Педагогический проект "Чистый дворик"
Педагогический проект проводился с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экологического и нравственно-патриотического воспитатния....
Проект «Лучший дворик»
Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида дома, благоустройства двора. Не случайно говорят, что встречают по одежке. Территория нашего детск...
Проект "Наш дворик"
Данный проект направлен на озеленение и благоустройство территории детского сада, а также на формирование экологического образования у воспитанников....
Экологический проект "Птичий дворик"
Экологический проект "Птичий дворик"...
Проект "Птичий дворик"
Птицы – едва ли не самые интересные объекты для наблюдения в природе. Звери редко попадаются на глаза, а птицы то и дело оказываются у нас на виду. Мы так привыкли к ним, что зачастую не замечае...
проект "Деревенский дворик"
Проект «Деревенский дворик» направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека....