Дополнительная общеобразовательная программа "Озорная кисточка"
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная программа "Озорная кисточка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozornaya_kistochka.doc | 324 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
ДЕТСКИЙ САД № 71 “РАДОСТЬ”
«ОЗОРНАЯ КИСТОЧКА»
дополнительная общеобразовательная программа по развитию художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам изображения для детей 5-7 лет
Руководитель:
Мирзамагомедова Рукият Курбановна,
Бодрон Светлана Михайловна
г. Нижневартовск
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы | ||
1 | Пояснительная записка | стр. 3 |
1.1 | Возрастные особенности | стр. 3 |
1.2 | Количество занятий | стр. 4 |
1.3 | Цели и задачи Программы | стр. 4 |
1.4 | Планируемые результаты | стр. 4 |
2 | Содержание Программы | стр. 5 |
2.1 | Формы, методы и приемы | стр. 9 |
2.2 | Условия реализации программы | стр. 10 |
2.3 | Принципы | стр. 11 |
3 | Проектирование процесса | стр. 12 |
4 | Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения дополнительной Программы | стр. 25 |
Литература |
Паспорт Программы
1 | Наименование программы | «Озорная кисточка» Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования художественно-эстетической направленности. Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей |
2 | Основание для разработки программы | Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» СанПиН 2.4.1.3049 - 13 Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №71 «Радость» Положение о предоставлении дополнительных платных образовательных услуг. Приказ «Об организации дополнительных образовательных услуг» |
3 | Заказчик программы | родители (законные представители) воспитанников. |
4 | Организация исполнитель программы | муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №71 «Радость» |
5 | Целевая группа | дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет. |
6 | Цели программы | Развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам изображения. |
7 | Задачи программы |
|
8 | Ожидаемый результат |
|
9 | Срок реализации программы | 1 год. |
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский.
- Пояснительная записка
Актуальность. В национальной Образовательной стратегии «Наша новая школа» Президент РФ определил необходимость построения системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.
На сегодняшний день в особое внимание уделяется развитию у дошкольников художественной одаренности. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Нетрадиционные техники изображения – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Нетрадиционная техника изображения даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. Работа с разными изобразительными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Дети любят рисовать нетрадиционными способами. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
На базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад №71 «Радость» разработана программа дополнительного образования «Озорная кисточка» разработана на основе программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки» художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет. Содержание программы направлено на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучение нетрадиционным техникам изображения. Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
1.1 Возрастные особенности.
У детей старшего дошкольного возраста развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей, часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: старшие дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры. В старшем дошкольном возрасте дети могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы рисования, использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Наиболее важное достижение детей - овладение композицией с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой.
1.2. Учебный план
№ п/п | Название темы, техник. | Количество часов |
1 | Игра-беседа «Условия безопасной работы» | 1 |
2 | Игра «Знакомство с чудо - помощниками» | 1 |
3 | Рисование пейзажа пастелью | 1 |
4 | «Способы тонирования бумаги» | 3 |
5 | «Рисование ватными палочками» | 2 |
6 | «Рисуем легкими (техника выдувания)» | 1 |
7 | «Кляксография» | 1 |
8 | «Рисование пальчиками, ладошками» | 4 |
9 | «Восковые мелки + акварель» | 4 |
10 | «Набрызг» | 4 |
11 | «Граттаж» | 3 |
12 | «Монотипия» | 3 |
13 | «Мазковая живопись» | 1 |
14 | «Тиснение, фроттаж» | 3 |
15 | «Торцевание» | 2 |
16 | Коллаж | 1 |
17 | «Печатание губкой, листьями» | 4 |
18 | «Тычок жесткой полусухой кистью» | 3 |
19 | «Пластилинография» | 3 |
20 | «Батик на бумаге» | 1 |
21 | «Аппликации из фольги» | 2 |
22 | «Аппликации с элементами прорезного декора» | 4 |
23 | «Рисование мыльными пузырями» | 2 |
24 | «Квиллинг» | 1 |
25 | «Манкография» | 1 |
26 | «Декупаж» | 1 |
27 | Различные техники по замыслу | 5 |
Итого: | 62 |
Количество занятий:
Срок реализации программы 1 год.
Название | Количество занятий | Продолжительность занятий | |
в неделю | в год | ||
«Озорная кисточка» | 2 | 62 | 30 минут |
1.3. Цели и задачи Программы.
Цель: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам изображения.
Задачи:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник изображения.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Развивать способности для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Развивать творческое воображение, фантазию.
- Развивать художественные навыки.
1.4 Планируемые результаты:
1. Имеют представления о многообразии нетрадиционных техник изображения.
- Знают и называют приемы нетрадиционных техник рисования и способы изображения с использованием различных материалов.
- Умеют свободно экспериментировать с художественными и нетрадиционными материалами и инструментами.
- Умеют решать творческие задачи, подходя оригинально к их решению.
- Умеют выстраивать композицию, самостоятельно подбирать цвет и колорит своего рисунка.
- Содержание программы
Программе представлена двумя самостоятельными подразделами.
Первый подраздел называется «Красота в изобразительном искусстве» и посвящен задачам развития эстетического воспитания детей и формирования у них интереса к природе, красивым предметам быта, народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Второй подраздел называется «Чудо на бумаге ». В нем говорится о развитии творчества у детей и формировании изобразительных умений и навыков в процессе обучения нетрадиционным техникам изображения.
В программе подчеркивается значение бережного отношения к результатам деятельности детей, изобразительную деятельность называют продуктивной. Рисование – это те формы проявления детской активности, в которой дети впервые могут получить реальный и очевидный результат.
Программа содержит следующие виды рисования:
- предметное
- сюжетное
- декоративное рисование
- рисование по замыслу.
Нетрадиционные техники рисования
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Техника рисования кляксография
Способ рисования: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную). Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.
«Волшебные нитки».
Рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Рисование мелками (пастелью).
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Камни просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
Метод ниткографии.
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
Метод монотипии.
Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
Рисование на мокрой бумаге.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Тканевые изображения.
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
Объемная аппликация.
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.
Учимся делать фон.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.
Структура занятий:
Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог выступает в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.
Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании.
Выставка - презентация детских работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
2.1 Формы, методы, приемы.
Занятия проводятся группой 10 - 12 человек.
Методы и приемы:
- одномоментности ( самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности); - метод обследования, наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); - словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); - практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков и изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности); - проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации); - метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
-сотворчество; - мотивационный (убеждение, поощрение);
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники изображения
дидактические игры
силуэтное изображение,
физминутки, пальчиковая гимнастика
рассматривание иллюстраций,
использование художественного слова
Выставки в мини-галерее изделий в нетрадиционных техниках;
Просмотр видеофильмов;
Использование физминуток;
игровая мотивация.
2.2. Условия реализации Программы
Занятия по реализации программы «Озорная кисточка» проводятся в кабинете изобразительной деятельности.
Материально техническое обеспечение.
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования: - Художественно-изобразительного материала.
- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).
- Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
- Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;
- Демонстрационного наглядного материала.
Наборов разнофактурной бумаги:
-Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, ½ формата А4
-альбомы для детского художественного творчества
-наборы цветной бумаги
Художественные материалы, инструменты и их «заместители»
- образцы рисунков
- демонстрационный наглядный материал
-пластилин
-кисти разных размеров
-краски гуашевые
-краски акварельные
-цветные восковые карандаши
-стеки
-ватные палочки
-поролоновые губки
-ткань,тряпочки х/б
-колпачки от фломастеров, пробки
-коктейльные трубочки
-вата
-кусочки мятой бумаги
-шерстяные нитки
-фломастеры
-соль крупного помола
-листья деревьев разных пород
-зубные щётки, расчёски
-непролейки
-палитра
-подставки под кисточки
Оборудование
-мольберты
-фланелеграф
-салфетки бумажные и тканевые
-фартуки.
В программе широко используются технические средства обучения: музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера и др.
Программно методическое обеспечение
Методическая литература для педагога
Разработки занятий.
Кадровое обеспечение
Организует занятия по развитию художественных способностей у детей воспитатель по изобразительной деятельности.
2.3. Принципы построения программы:
Программа знакомства ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериалов опирается на принципы построения общей дидактики:
- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
-Принцип развивающего характера художественного образования.
-Принцип природосообразности : постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
- Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
- Проектирование процесса.
Месяц | Неделя | Тема, техника исполнения | Цель | Оборудование и материалы |
Октябрь | 1 неделя | № 1 «Игра-беседа «Условия безопасной работы»» | Познакомить детей с понятием – нетрадиционная техника рисования, с особенностями выполнения работы. Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Познакомить с техникой безопасности работы с инструментами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. | Инструменты и художествен- ный материал. |
№ 2 «Игра «Знакомство с чудо-помощниками»» | Расширять представления детей о многообразии материала и инструментов, применяемых в технике нетрадиционного рисования. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии работ, изготовленных другими детьми. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусства. | Инструменты, применяемые в технике нетрадицион- ного рисования. и художествен- ный материал. | ||
2 неделя | № 1 Рисование композиции «Ваза с цветами» Печатание губкой. | Совершенствовать технику рисования печатанием губкой при создании композиции. Учить детей самостоятельно изготавливать трафареты вазы, цветов, листочков. Закреплять технику набивания краски рисунка и рамки. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, губка, ножницы, гуашь. | |
№ 2 Георгины в вазе (с натуры) Мазковая живопись | Закрепить приемы рисования мазками. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой | Бумага, кисти, гуашь. | ||
3 неделя | № 1 «Листья танцуют и превращаются в деревья». Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету | Познакомить детей с новой техникой рисования - печатание листьями. Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, листья, кисти, гуашь. | |
№ 2 «Листопад» Тиснение | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. | Бумага, шаблоны, графитный карандаш. | ||
4 неделя | № 1 Аппликация «Пушистый цыпленок» Торцевание. | Познакомить детей с новой техникой «торцевание». Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средства- ми. Воспитывать интерес к познанию природы и отобра- жению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, гофрированная бумага, ножницы, клей ПВА. | |
№ 2 «Ежики на опушке» Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | Бумага, жесткая кисть, гуашь. | ||
Ноябрь | 1 неделя | № 1 «Пестрая бабочка». Симметричная монотипия. | Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, губка, кисть, акварель. |
№ 2 «Рябина» Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакива- ния (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие | Бумага, гуашь. | ||
2 неделя | № 1 «Осенние дары» коллаж | Закрепить умение составлять натюрморт, в технике коллаж. Развивать чувство композиции | Бумага, иллюстрации, гуашь. | |
№ 2 «Осеннее дерево» Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия | Учить изображать предметы, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках | Бумага, губка, жесткая кисть, гуашь. | ||
3 неделя | № 1 «Рисуем легкими» техника выдувания | Познакомить детей с новой техникой рисования «выдувание». Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, трубочки, акварель. | |
№ 2 «Кошечка» Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Бумага, жесткая кисть гуашь. | ||
4 неделя | По представлению Рисование ватными палочками | Познакомить детей с новой техникой рисования «печатание ватными палочками». Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками. Развивать чувство ритма и цвета. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию мира и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, ватные палочки, гуашь. | |
№ 2 Учимся делать фон. Набрызг, оттиск смятой бумаги и других материалов | Познакомить детей с новыми техниками для оформления фона. Прививать аккуратность, терпение. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, жесткая кисть, гуашь, бумага разной фактуры. | ||
Декабрь | 1 неделя | № 1 Лепка рельефная декоративного панно на черном фоне из пластилина «Букет цветов». Пластилиногра- фия, цветовая растяжка. | Познакомить детей с новым приёмом лепки - цветовой растяжкой (фон), показав его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники (объёмная или рельефная лепка, скульптурный или комбинированный способ, свободное сочетание разных приёмов); поиск способов решения художественной задачи. | Картон, пластилин. |
№ 2 Рисунок с резервом из свечки. Батик на бумаге. | Познакомить детей с новой техникой рисования «рисунок с резервом». Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Развивать чувство ритма и цвета. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию мира и отображению представлений в изобразительной деятельности | Бумага, свеча, акварель. | ||
2 неделя | № 1 «Снеговик» Техники различные. | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, линия, штрих). Учить продумывать расположение рисунка на листе. Закрепить умение пользоваться такими материалами, как тушь и уголь | Бумага, материал, инструменты по выбору детей. | |
№ 2 «Красивый узор» Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять разные узоры. | Бумага, поролоновая губка, пеноплас, гуашь. | ||
3 неделя | № 1 «Зимний пейзаж». Аппликация из фольги | Познакомить детей с новым материалом для творчества - фольгой. Совершенствовать технику конструирования из фольги; показать элементы работы с фольгой; развивать координацию в системе «глаз-рука». | Бумага, фольга, клей. | |
№ 2 «Нежные снежинки». Конструирование из бумаги с элементами прорезного декора | Учить детей вырезать шестилучевые снежинки из бумаги, фантиков. Совершенствовать технику конструирования и вырезывания с опорой на схему; показать элементы прорезного декора (круг, полукруг, треугольник «елочка», ромб, зигзаг, волна и пр.); развивать координацию в системе «глаз-рука». | Бумага, ножницы. | ||
4 неделя | № 1 «Новый год». Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки | Учить изготавливать плоскостные елочные игрушки (в технике акврель+восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках | Бумага, восковые мелки, акварель. | |
№ 2 По замыслу. Техники различные | Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Бумага, материал, инструменты по выбору детей. | ||
Январь | 2 неделя | № 1 «Зимние фантазии». Рисование мыльными пузырями | Познакомить детей с новой техникой рисования мыльными пузырями. Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Развивать чувство ритма и цвета. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию мира и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, трубочки, мыльный раствор красок. |
№ 2 «Сказочный сад». Черно-белый граттаж. | Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках. | Бумага,мыло, гуашь +клей, деревянные палочки. | ||
3 неделя | № 1 «Полярная ночь» Смешивание красок | Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности | Бумага, кисти, гуашь. | |
№ 2 «Ёлочка» Торцевание. | Продолжать знакомить детей с техникой «торцевание». Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, гофрированная бумага, ножницы, клей ПВА. | ||
4 неделя | № 1 «Сова» Тычок полусухой жесткой кистью | Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. | Бумага, жесткая кисть, гуашь. | |
№ 2 «Красивая снежинка». Квиллинг. | Познакомить детей с новой техникой аппликации - квиллинг. Совершенствовать технику квиллинга. Прививать аккутатность, терпение. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Картон, полоски цветной бумаги, инструмент для квилинга, клей. | ||
Февраль | 1 неделя | № 1 «Арктика» Смешивание красок | Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Развивать умение отображать в рисунке сложный сюжет | Бумага, кисти, гуашь. |
№ 2 «Дружные ребята». Ленточная аппликация. | Показать декоративные и смысловые (содержательные) возможности ленточной аппликации (вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой или четырежды пополам), уточнить ее специфику и раскрыть символику (дружба, взаимопомощь). Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми. | Бумага, ножницы. | ||
2 неделя | № 1 «Заснеженное дерево» Рисование свечой | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции | Бумага, свеча, акварель. | |
№ 2 Зимний пейзаж «Все деревья в инее». Манкография. | Вызвать интерес к созданию выразительного образа в рисовании зимнего пейзажа. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны (нанесения слоя манной крупы) и стройного ствола с тонкими гибкими ветками (рисование). Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии - концом). Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона. | Бумага, гуашь, манная крупа, клей. | ||
3 неделя | № 1«Мой четвероногий друг» Черно-белый граттаж. | Закрепить умение рисовать животное. Совершенствовать умения рисовать в технике «черно-белый граттаж». | Бумага, мыло, клей+гуашь, деревянные палочки. | |
№ 2 «Пчелки» Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции. | Бумага, восковой мелок, черный маркер, акварель. | ||
4 неделя | № 1 «Пушистые картинки». Аппликация из шерстяных ниток | Учить детей делать аппликацию из шерстяных ниток. Обогатить аппликативную технику – показать два разных способа создания образа: контурное и силуэтное. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к изобразительному искусству | Бумага, шерстяные нитки, клей . | |
№ 2 «Мои фантазии». Рисование в технике «набрызг». | Познакомить детей с новой техникой рисования «набрызг». Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Развивать чувство ритма и цвета. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию мира и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, жесткая кисть, акварель. | ||
Март | 1 неделя | № 1 «Красивая тарелочка для мамочки». Декупаж | Познакомить детей с новой техникой изображения «декупаж». Развивать чувство ритма и цвета. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления нетрадицион- ными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию мира и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, салфетки, ножницы, клей, бросовый материал. |
№ 2 «Ажурная салфетка» Аппликация декоративная с элементами прорезного декора. | Продолжать знакомить детей с новым приемом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором. Учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной двухцветной аппликации красиво сочетающиеся цвета). | Бумага, ножницы, клей. | ||
2 неделя | № 1 «Красивые цветы». Фроттаж. | Учить рисовать в технике фроттаж. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить правильно располагать изображения на листе. | Бумага, фаблоны, восковые мелки. | |
№ 2 «Игрушка» Монотипия предметная | Продолжать знакомить детей с техникой предметной монотипии. Прививать аккуратность. Учить правильно располагать изображения на листе. | Бумага, губка, кисти, гуашь. | ||
3 неделя | № 1 «Цветные ладошки». Аппликация силуэтная с элементами рисования | Познакомить детей с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). Вызвать интерес к собственной руке. Развивать воображение. | Бумага, кисти, гуашь. | |
№ 2 «Пернатые, мохнатые, колючие…». Лепка – экспериментирование с художественными материалами» | Вызвать интерес к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инициировать поиск изобразительно – выразительных средств (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки. | Пластилин, стеки, ткань грубой фактуры, деревянные палоски, печти. | ||
4 неделя | № 1 «Летят перелётные птицы» Различные | Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей. Учить создавать сюжеты, комбинируя изобразительные техники. Продолжать учить передавать несложные движения (утки летят), изменяя статичное положение частей тела (приподнятые крылья); при создании сюжета показывать несложные смысловые связи и пространственные взаимоотношения между объектами. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания. | Бумага, материал, инструменты по выбору детей. | |
№ 2 «Пластилиновая живопись». Лепка рельефная из пластилина и макарон | Продолжать знакомить детей с новым приёмом лепки - цветовой растяжкой (вода, небо, космос), показав его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники (закат на море или глубины моря, пейзаж, космическое пространство крупным планом или вдали; объёмная или рельефная лепка, скульптурный или комбинированный способ, свободное сочетание разных приёмов); поиск способов решения художественной задачи. | Картон, пластилин, макароны. | ||
Апрель | 1 неделя | № 1 «Деревья смотрят в озеро». Симметричная монотипия. | Продолжать знакомить детей с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, губка, кисти, гуашь. |
№ 2 «Комнатное растение» Точечный рисунок. | Продолжать знакомить детей с техникой точечного рисунка. Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с красками. | Бумага, ватные палочки, гуашь. | ||
2 неделя | № 1 «Натюрморт» Восковые мелки + акварель | Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели. | Бумага, восковые мелки, акварель . | |
№ 2 «Чудесные превращения клякс». Рисование-экспериментирование (кляксография). | Создать условия для свободного экспериментирования с разными инструментами и материалами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных, форм (клякс). Развивать творческое воображение | Бумага, кисть, карандаши, фломастеры, гуашь. | ||
3 неделя | № 1 «Весенние картины в рамочках». Техники различные. | Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества. Создать условия творческого применения освоенных умений; продолжать учить планировать работу. Развивать воображение, чувство ритма и композиции. | Бумага, материал, инструменты по выбору детей | |
№ 2 «Бабочки на цветах». Рисование мыльными пузырями | Продолжать знакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Развивать чувство ритма и цвета. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая свои впечатления адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию мира и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, мыльный раствор красок. | ||
4 неделя | № 1 «Фантазия» Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага, губка, жесткая кисть, трафареты, гуашь. | |
№ 2 «Весеннее дерево» Рисование пальчиками, тычками | Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки. | Бумага, тычки, гуашь. | ||
Май | 1 неделя | № 1 «Салют на улицах города». Рисование в технике цветной «гроттаж». | Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования «гроттаж». Совершенствовать технику рисования – нанесения фона, а затем процарапывание. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне, о празднике адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы, мира и отображению представлений в изобразительной деятельности. | Бумага, мыло, клей+гуашь, деревянные палочки. |
№ 2 «Одуванчики» Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование. | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно | Бумага, восковой мелок, акварель, тычки. | ||
2 неделя | № 1 «Подводное царство» Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции | Бумага, восковые мелки, акварель. | |
№ 2 «Ваза с ветками». Оттиск печатками. | Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки | Бумага, печати, гуашь. | ||
3 неделя | № 1 «Наш сад» Тиснение. | Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу | Бумага, шаблоны. | |
№ 2 Рисование весеннего пейзажа «Золотые облака». Рисование пастелью. | Продолжать знакомство детей с новым художественным материалом – пастелью. Совершенствовать приемы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка). Учить передавать нежные цветовые нюансы (светло- и темно-голубой, голубой с белым и золотистым). Развивать чувство цвета. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними. | Бумага, пастель. | ||
4 неделя | № 1 «Что я люблю больше всего рисовать» (педагогическая диагностика). Техники различные. | Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности; умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу (в единстве трех компонентов творческой деятельности); владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности (в единстве эмоций, действий, оценок); готовность к переносу способов одного вида художественной деятельности (рисование традиционное) в другой вид (рисование в нетрадиционной технике). | Бумага, материал, инструменты по выбору детей | |
№ 2 Изготовление аппликативной композиции по замыслу (педагогическая диагностика). Техники различные | Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение аппликативными умениями, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности (в единстве эмоций, действий, оценок); готовность к художественному отображению своих впечатлений и представлений об окружающем мире (взаимосвязь познавательной и эстетической сфер). | Бумага, материал, инструменты по выбору детей |
4. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной Программы
Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.
Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ:
посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.
Качественный анализ:
формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Инструментарий.
Цель | Методика проведения | Уровни изобразительного развития ребенка | Баллы | Оборудование |
Выявить уровень владения нетрадиционными техниками рисования | Практическое задание: Выполни рисунок без кисточки (используя любые необычные инструменты, материалы и способы рисования). | В.: По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа. С.: Нетрадиционные техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога. Н.: Нетрадиционные техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа. | 3 2 1 | Лист бумаги. Нетрадиционные материалы (краски, мыльная вода, свеча, клей и т.д.) и инструменты (нитки, губки, тычки, трубочки, листья деревьев, использование пальчиков, ладоней и т.д.). |
Карта обследования уровня развития детей по освоению нетрадиционных техник изображения.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Способность освоения нетрадиционных техник изображения | Развитие общей ручной умелости | Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, худ. материалов и инструментов | Способность к свободному экспериментированию с худ. и нетрадиционными материалами | Оригинальность и вариативность в решении творческой задачи | Развитие творческой активности, самостоятельности | Склонность к адекватному самоконтролю, самооценке | Развитие стремления для участия в творческих конкурсах и выставках | Баллы | Уровень |
Литература.
1.А. А. Фатеева, "Рисуем без кисточки""
2. Т.Н. Давыдова, "Рисуем ладошками"
3. Г.Н. Давыдова, "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М.2007г.
4. И.А. Лыкова, "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель". 6. А.В.Никитина, Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
7. И.А. Лыкова, «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений». 8. Т.С. Комарова, Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2. 9. Т.С.Комарова, Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9. 10. В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова « Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. 11. И.А.Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. 12. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная кисточка"
Приобщение детей к изобразительному искусству, развитие творческих способностей и познавательной активности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебная кисточка" - возраст 5-6 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа "Волшебная кисточка"
Программа "Волшебная кисточка" адресована детям 5-7 лет. Она направлена на развитие творческих способностей детей....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебная кисточка»
Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» по обучению правополушарному рисованию имеет художественно-эстетическую направленность, по уровню усвоения – базов...