КОНЦЕПЦИЯ « Воспитание экологической культуры у дошкольников»
учебно-методический материал (младшая группа)
"Воспитание большого надо начинать с малого"-этого девиза я придерживаюсь в своей работе .Много лет назад, когда я стояла на профессиональном распутье выбрала для себя педагогическую деятельность, потому что я считаю ее важной для общества. И это не пустые слова, ведь от педагога зависит - каким вырастет человек. Моя профессия «воспитатель маленьких душ» - ответственная, сложная, но очень интересная. Мне нравится видеть результаты своей работы в поведении детей, в их интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание экологической культуры у дошкольников | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ
« Воспитание экологической культуры у дошкольников»
ВОСПИТАТЕЛЬ: МАГОМЕДОВА М.А.
2014 год
«Воспитание большого надо начинать с малого»- этого девиза я придерживаюсь в своей работе. Много лет назад, когда я стояла на профессиональном распутье выбрала для себя педагогическую деятельность, потому что я считаю ее важной для общества. И это не пустые слова, ведь от педагога зависит - каким вырастет человек. Моя профессия «воспитатель маленьких душ» - ответственная, сложная, но очень интересная. Мне нравится видеть результаты своей работы в поведении детей, в их интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Свою работу осуществляю по программе детского сада разработанную на основе программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Мои воспитанники- дети младшей группы. Я считаю, что именно с раннего возраста необходимо закладывать основы для развития личности. Коллосальное внимание в воспитательно-образовательном процессе на сегодняшний день необходимо уделять формированию экологической культуры. Мой выбор оправдан и целесообразен.
Тема моей концепции: « Воспитание экологической культуры у дошкольников» соответствует образовательной области « Познание», в частности ознакомление с природой. Актуальность этой темы заключается в том, что наша планета находится на грани глобальной экологической катастрофы. Виною этому деятельность человека и как следствие: загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных. И нашим детям придется решать эти проблемы. Поэтому, бережное отношение к каждой травинке, к каждой букашке и природе в целом необходимо прививать с ранних лет.
Показателем сформированности экологической культуры младшего дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается:
– в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация их в привычки;
– в потребности приобретения экологических знаний, их практическое применение;
– в потребности общения с представителями животного и растительного мира, сопереживании им, проявлении доброты, чуткости, милосердия к людям, природе бережное отношение ко всему окружающему;
– в проявлении эстетических чувств, умения видеть и понимать прекрасное, самовыражения в творческой деятельности;
– в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь.
Опираясь на факторы экологической культуры, я ставлю следующие задачи: - оздоровительные: охранять и укреплять здоровье детей, учить их правильно взаимодействовать с природой; формировать умение рационально использовать природные ресурсы;
- образовательные: формировать и развивать элементарные экологические знания, систематизировать знания о живой и неживой природе, учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, формировать умение решать экологические задачи, развивать воображение;
- воспитательные: формировать эмоционально- доброжелательное отношение к живой природе, воспитывать отзывчивость, формировать представление об экологических проблемах, формировать представление о себе как жителе земли;
- по развитию трудовых умений и навыков: формировать трудовые навыки по уходу за комнатными растениями, растениями на клумбе;
- по развитию эстетических представлений: развивать умение отражать в продуктивной деятельности свое отношение к природе, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Чтобы повысить эффективность экологического образования я используются различные формы и методы:
– экологические занятия;
– экологические экскурсии;
– экологические конкурсы;
– обсуждение и проигрывание ситуаций;
– экологические праздники;
–экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);
– экологические сказки.
Стараюсь, чтобы занятия по экологии не были скучными. Для этой цели использую сказочных персонажей. Например, на занятия к нам приходит старичок - Лесовичок с интересной историей « Как звери к зиме готовятся», Капелька – игрушка, чтобы рассказать о своем путешествии.
Так как, в младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая, для ознакомления с новым материалом, для повторения, закрепления активно использую дидактические игры такие как: « Что изменилось?», « Найди дерево по описанию», « Путаница», « Узнай на вкус», «Зоологическое лото», «Времена года», «Кто летает, бегает, прыгает?", "Что за птица?". Большой интерес у детей вызывают подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, например, « Наседка с цыплятами», « Птички в гнездышках», « Сова и мыши».
Стараюсь донести до детей, что в природе нет ничего лишнего, вредного, каждое живое существо выполняет свою работу, играет свою важную роль в природе, без него может нарушиться экологическое равновесие. Поэтому считаю, важным моментом в экологическом воспитании является выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам.
Одним из аспектов экологической работы, по моему мнению, является наблюдение. Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут деревья: тополя, липа, белоствольные берёзки, яблони, вишни. Я использую эту природную особенность и организую наблюдения на участке во все времена года. Организация систематических сезонных наблюдений позволяет сформировать у моих воспитанников целостную картину мира.
Осенью обращаю внимание детей, что становится холоднее, идут дожди, листья меняют окраску, опадают, определяем с детьми, с какого дерева они упали. Обращаю внимание детей на изменения в жизни живой природы – отлет птиц в тёплые края. А в зимний период я расширяю представления о характерных особенностях этого времени года: холодно, идет снег, люди надевают теплую одежду. Во время прогулок организую, наблюдения за птицами у кормушки. Вместе с детьми делаю выводы, что птицам нужно помочь, подкормить в зимний период, уточняю, чем и как их надо подкармливать.
Знакомство с характерными особенностями весенней природы я начинаю с наблюдения за солнцем – ярче светит, греет, снег тает, появляется первая травка, распускаются листья на деревьях. Пробуждение природы после зимнего сна приносит детям много радости. На деревьях ещё нет листьев, а на пригорке уже зеленеет первая трава. Мы наблюдаем, как погреться в лучах солнца выползают насекомые. Так как, в раннем возрасте дети только учатся видеть и замечать , то во время прогулки я обращаю внимание ребят на экологические особенности, например, что в каждом скворечнике живут по две птицы. Дети сами делают вывод, что это папа – скворец и мама – скворчиха, скворец собирает червяков с деревьев и кормит маму – скворчиху, ведь ей нельзя улетать из гнезда, иначе маленькие скворчата в яйце погибнут.
По моему мнению, ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются мной как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Основным методом в деятельности по экспериментально-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение опытов.
Проводя работу в этом направлении, я решаю следующие задачи:
сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), сравнивать сходные по внешнему виду предметы, учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
По результатам исследований я формирую следующие представления:
1.О материалах (песок, глина, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода, игры с ветром, со снегом).
3. О мире растений (способы выращивания из семян).
Согласно тематическому плану свою работу я начала с экспериментов с водой: « Узнаем, какая вода», « Окрашивание воды». С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее различные предметы, вода может литься, а может брызгать, предметы станут чище, если помыть их водой, вода не имеет вкуса. С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой. Использую изменяющееся состояние воды, я провожу опыты: « Как из снега получить воду», « Снег, какой он», « Свойства льда». Целью экспериментальной деятельности определяю формирование простейших представлений о свойствах снега (тает в тепле), ознакомление со свойствами снега (белый, холодный, липкий, рассыпчатый), установление простейших закономерностей. Также организую опытническую деятельность с неживой природой: ветром и солнцем. Целью опытов ставлю знакомство детей с природным явлением- ветром, определение силы ветра, формирую представление о том, что « солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. В соответствии с целями проводила различные эксперименты с песком. На примере совместной деятельности «Испечем угощение» я давала детям возможность попробовать слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В результате дети подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки и сделали выводы, что сухой песок может сыпаться.
С помощью опытов я давала представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» предлагала детям «поймать » воздух в полиэтиленовые пакеты и сделать выводы о свойствах воздуха (воздух не виден, но он есть). Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
Также большое внимание уделяю экспериментированию с растениями. В весенний период, когда на деревьях еще нет листочков, предлагаю детям срезать с дерева веточку, занести в группу и поставить в воду. Ежедневно обращаю внимание ребят на почки, как они набухают и потом распускаются и появляются первые зеленые листочки. Параллельно с этой работой формирую представления о росте и развитии растений « Посади цветы». Для этого предлагаю детям вырастить цветы из семян, где каждый ребенок принимает участие в посадке растения, уходе за всходами, закрепляя при этом знания об условиях комфортного развития растений. После того как мы вырастили рассаду в помещении я предлагаю высадить ее в открытый грунт, чтобы пронаблюдать цикл развития растений: цветение, образование семян.
Расширяя представления детей о растениях, я закрепляю практические умения и навыки - поливать растения из лейки, протирать листья влажной тряпочкой.
Нередко во время прогулки дети вдруг проявляют видимую на первый взгляд агрессивность к живому объекту, которая, по сути, является одним из видов исследовательских действий: стараются прихлопнуть ногой муравьишку, придавить жука. Я останавливаю малыша, объясняю, что это живое существо, которое нельзя обижать, говорю: « Какой трудяга этот муравей! Несет большую соломинку. Какой молодец!» Заметив любопытство у ребенка, продолжаю: « Интересно, куда спешит эта малышка-букашка?» Такой игровой подход способствует более длительному наблюдению, поддерживает целенаправленное восприятие детьми живого объекта.
Образовательная область Познание (ознакомление с природой) находится в интеграции с другими образовательными областями, например, с Художественной литературой.
Знакомство с художественной литературой в младшей группе я начинаю с песенок и потешек: « Солнышко-ведрышко», « Дождик-дождик», « Радуга-дуга», «Снегирек», « Весна - красна». Особое место в работе с детьми я отвожу сказкам, раскрывающим сведения об окружающем мире, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бианки «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лес и мышонок». Рассказы М. Пришвина «Листопад», Н. Сладкова « Медведь и солнце », Е. Чарушина « Дятел», а также поэтов С. Есенин «Черемуха », Бойко « Солнышко», Е. Благинина « Ручейки звенят, поют», Маршак « Облака бегут быстрей». Чтение отрывков из художественных произведений я использую для усиления эффекта впечатлений от наблюдений на прогулках.
В результате моей работы у детей развивается любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного, обогащается словарный запас, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном. Я закрепляю названия живых объектов, явлений природы, вовлекаю детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми существами. Когда ребенок свободно владеет речью, необходимо будить его мысль, поддерживать и укреплять любознательность. С этой целью я ставлю перед детьми разнообразные вопросы: из чего строят гнезда вороны, зачем кошка лижет своего котенка, где солнце, когда идет дождь? Я задаю вопрос - у ребенка возникают свои вопросы, таким образом, формирую у малыша стойкое желание все узнать, все понять.
Все яркие эмоции и впечатления детей выливаются в художественное творчество: индивидуальное и коллективное. Моя задача- помочь ребенку передать красоту окружающего мира, изобразить явления природы, основываясь на свой опыт. Для этого использую лепку из пластилина - «Птички», « Зернышки для птичек», « Морковка для зайчика». Рисование пальчиковыми красками - « Дождь», « Цветы на поляне». Нетрадиционные виды аппликации – « Цыплята на лугу», « Верба зацвела», « Веточка сирени», « Мимоза», « Птичка из манки».
Очень тесно ведем работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую следующие формы: родительские собрания, консультации, беседы, открытые мероприятия. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Уже на первом родительском собрании мы, совместно с родителями, поставили следующие задачи:
1) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;
2) заботиться о птицах, животных;
3) учить детей видеть красоту окружающей природы.
4) привлекать родителей к участию в экспериментальной деятельности.
В осенний период я запланировала проведение конкурса на тему: «Поделки из природного материала», результатом которого была совместная работа взрослых и детей. Родители моих воспитанников с большим интересом приняли активное участие в этой деятельности. И маленьким и большим участникам конкурса понравилась идея о совместном творчестве. С большим восторгом малыши наперебой рассказывали о своих поделках: кто и что делал, как делали. Выяснилось, что вся семья принимала участие в изготовлении шедевров. С наступлением холодов, в продолжение работы по проекту «Птицы» я обратилась к родителям с предложением принять участие в изготовлении кормушек для птиц: воробьев, галок, синиц, для того чтобы им перенести суровое зимнее время.
Вовлекая родителей в учебно-воспитательный процесс я ставила задачу - на примере взрослых и родителей подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за то, что происходит на Земле, и мы можем сохранять и приумножать её красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"
Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...
«Воспитание экологической культуры старших дошкольников»
Сформировать представление об окружающей среде, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды...
Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)
Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...
Воспитание экологической культуры у дошкольников
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологич...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности во 2-ой младшей группе по воспитанию экологической культуры у дошкольников
Перспективное планирование НОД по воспитанию экологической культуры у дошкольников...
отчёт по воспитанию экологической культуры у дошкольников 2-ой младшей группы
Экологические знания наши дети получают не только на специально отведённых занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, в совместном труде с педагогами на участке д/с, проведения эк...
ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....