Консультация для педагогов ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
консультация
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_individualnoy_raboty_doshkolnikov.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Курамшина Р.Р., воспитатель
ГБОУ ДО школа №655 Приморского района
Санкт-Петербурга
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Но эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым ребенком и родителем. Это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
Педагогическая значимость проектного метода:
- Проектный метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка;
- Проектный метод исходит из детских потребностей и интересов, а также познавательных возможностей каждого ребенка;
- Проектный метод хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему;
- Проектный метод отражает деятельный подход в воспитании и отражает субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.
Условия для успешного проектирования:
- учет интересов каждого ребенка;
- деятельность детей без принуждения;
- предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
- совместно с взрослым поэтапное достижение цели;
- тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Индивидуальные и коллективные проекты
Индивидуальный проект выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности. Дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.
Проекты различаются:
- По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
- По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
- По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
- По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
- По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
- По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Осуществление проектной деятельности в дошкольном учреждении предусматривает следующие этапы:
- подготовительный (анализ, диагностика и оценка состояния объекта, нахождение противоречия, принятие решения о необходимости проектирования, выбор формы, теоретическое, методическое и временное обеспечение, разделение цели на «веер задач», формирование проектировочной группы, распределение прав и обязанностей, налаживание коммуникаций, инструктирование);
- основной (работа над проектом, моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, конструирование продукта проектирования, апробация проекта и его корректировка, создание проекта, его оформление);
- завершающий (представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и новых тем проекта).
Подготовительный этап.
Алгоритм действий:
- Интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослыми проблемы
- Определение взрослыми цели проекта, его мотивация
- Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализация намеченного плана
- Совместное движение взрослых и детей к результату
- Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Основной этап.
Алгоритм действий:
- Выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон
- Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата
- Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта
- Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых
- Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успеха и неудач
- Совместно с детьми определение перспектив проектирования
Завершающий этап.
Алгоритм действий:
- Выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон
- Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата
- Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта
- Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучения, помощь детей друг другу
- Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успеха и неудач
- Определение перспективы развития проектирования.
Для каждого возраста детей существуют свои проектные действия:
Дети 4-5 лет
- Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей).
- Определение взрослым цели проекта, его мотивация.
- Привлечение детей к участию в планировании деятельности.
- Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («деление вместе»), выполнение детьми определенных несложных поручений.
- Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.
Дети 5-6 лет
- Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.
- Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
- Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.
- Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.
- Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
- Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.
Дети 6-7 лет
- Обозначение (детьми или взрослым) проблемы, отвечающей потребностям детей или интересам обеих сторон.
- Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
- Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта.
- Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.
- Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
- Определение детьми перспективы развития проектирования.
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация индивидуальной работы с детьми с нарушениями звукопроизношения"
Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи и задержки общего речевого развития....
Организация взаимодействия дошкольников в ходе выполнения проекта
Статья на тему "Организация взаимодействия дошкольников в ходе выполнения проекта "...
Консультация для педагогов «Организация индивидуальной коррекционно-профилактической работы с воспитанниками ДОО»
laquo;Организация индивидуальной коррекционно-профилактической работы с воспитанниками ДОО» Коррекционно-воспитательная работа - это система специальных педагогических мероприятий, направл...
Консультация для педагогов "Организация индивидуальных занятий с детьми по заданию учителя-логопеда"
Консультация для педагогов "Организация индивидуальных занятий с детьми по заданию учителя-логопеда"...
Консультация для педагогов "Организация индивидуальной работы с детьми по физическому развитию"
Консультация для педагогов "Организация индивидуальной работы с детьми по физическому развитию"...