Организация взаимодействия дошкольников в ходе выполнения проекта
статья
Статья на тему "Организация взаимодействия дошкольников в ходе выполнения проекта "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_no1.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация взаимодействия дошкольников в ходе выполнения проекта
Сегодня государством поставлена задача — подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, творческое. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже работают над тем, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность.
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность, с одной стороны, основана на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-изучении-исследовании).
При реализации проектной деятельности воспитатель создаёт такие условия, которые позволяят детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци, т.е. самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Сущностные характеристики проектной деятельности (принятие общей цели, совместное переживание мотивов, согласование действий в совместно-разделенной деятельности, разделение ответственности за полученный общий результат) позволяют рассматривать проектирование как средство развития у дошкольников навыков сотрудничества. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель — дети; ребенок — ребенок; дети — родители. Дети учатся работать вместе, помогать друг другу. Это способствует развитию коммуникативных навыков общения, толерантности, сплоченности детского коллектива и оптимизации детско-родительских отношений.
Одно из достоинств групповой формы работы над проектом состоит в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты своих усилий, потом усилий группы, а затем успех всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в «общее дело», поэтому старается быть ответственнее и стремится не отставать от сверстников.
Основная цель проекта - развитие свободной творческой личности.
Задачи группового проектного метода:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Дети приобретают ранний социальный позитивный опыт от реализации собственных замыслов.
- развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления детей. А именно, ребёнок учится нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления; видеть проблему и ставить вопросы; делать выводы и рассуждать;
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, договариваться, выстраивать отношения;
- активное включение группы родителей в проектную деятельность. При такой постановке задачи родители становятся средством информации и поддержки ребёнка, а также обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от совместного поиска решения вместе с детьми.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности, а также учит взаимодействовать со сверстниками
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:
- практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
- интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
При организации проектной деятельности в детском саду для получения положительного результата необходимо придерживаться определённого алгоритма действий:
1 ступень – представление темы, отвечающей потребностям детей, как интригующее начало;
2 ступень – определение воспитателем цели и задач проекта, его мотивация, построение плана;
3 ступень – привлечение детей (и родителей) к участию в проекте и реализации намеченного воспитателем плана (планирование деятельности);
4 ступень – совместное выполнение заданий, творческий поиск по теме, нацеленные на результат проекта;
5 ступень - совместное обсуждение хода работы, успехи и неудачи, оформление результатов (презентация, досуг).
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка. Педагог:
- переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;
- помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Как показывает практика, дошкольники не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных воспитателем, но и сами подсказывают проблемы и темы возможных исследовательских, приключенческих и других проектов. Главное вовремя поддержать детскую инициативу и высокий интерес, который определяется познавательным и личностным развитием ребенка. Конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт (досуг), спектакль и др. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. В ходе совместной с детьми работы над проектом воспитатели помогают детям стать добрыми, смелыми, решительными, внимательными, ответственными. Улучшается микроклимат в группе, детском саду в целом. А участие родителей в создании и реализации совместных проектов пробуждает интерес к познанию самих себя, своих детей, оптимизирует детско-родительские отношения.
Таким образом, организация групповой работы для выполнения проекта в детском саду представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на личностное развитие ребенка-дошкольника: проживание детства в детском саду наполняется богатым и неповторимым содержанием.
Литература
- Деркунская В.А. Проектная деятельность // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пос. для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. М.: Просвещение, 2012. С. 108–127.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2005.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пос. для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. М.: АРКТИ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимодействия младших дошкольников в ходе выполнения проекта
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальн...
Организация взаимодействия младших дошкольников в ходе выполнения проекта
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика проектной деятельности дете...
Организация взаимодействия младших дошкольников в ходе выполнения проекта
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика проектной деяте...
Организация взаимодействия младших дошкольников в ходе выполнения проекта.
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальн...
«Организация взаимодействия младших дошкольников в ходе выполнения проекта»
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знани...
Статья: "Организация взаимодействия младших дошкольников в ходе выполнения проекта"
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами нахо...