Эвристический метод обучения
статья
Современная педагогика отличается гибкостью, позволяя педагогам и родителям использовать в обучении детей разнообразные методы.
В настоящее время одним из популярных методов является эвристический метод обучения. Теоретическое основание эвристического обучения связано с эвристикой – наукой о создании нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для педагогов и родителей | 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Эвристический метод обучения
Современная педагогика отличается гибкостью, позволяя педагогам и родителям использовать в обучении детей разнообразные методы.
В настоящее время одним из популярных методов является эвристический метод обучения. Теоретическое основание эвристического обучения связано с эвристикой – наукой о создании нового.
Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.
Несмотря на то, что эвристический метод обучения появился достаточно давно, в современной педагогике он используется относительно недавно, как самостоятельный тип обучения оформился только в 90-е годы XX века благодаря исследованиям Андрея Викторовича Хуторского и его научной школы.
Обучение, основанное на эвристическом методе – это непрерывное открытие нового. Это связано с тем, что педагог не дает детям готовые знания, а предоставляет им объект, информацию о котором они должны найти самостоятельно и овладеть ей.
В качестве объекта могут выступать природные явления, исторические события, художественные произведения и т.п.
В рамках эвристического метода, результат творческой деятельности ребенка непредсказуем, так как он полностью зависит от его базовых знаний и личности. Конечной целью эвристического метода обучения является, не получение конкретных знаний и умений, а осуществление творческой самореализации ребенка.
Смысл эвристического обучения состоит не столько в передаче ученику опыта или знаний прошлого, сколько в приобретении им собственного опыта познания.
Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. Эвристические методы - собственно те, которые позволяют генерировать необходимый результат. Приведём их примеры.
Погружение. При такой форме обучения в течение некоторого времени происходит погружение, например, в определенное историческое событие или эпоху, в творчество писателя или художника.
Метод «вживания». Ребенок пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри (например, стать цветком).
Метод символического видения. Дети наблюдают какой-либо объект с целью понять и изобразить его символ в любой форме (графической, словесной).
Метод образного видения. Дети слушают музыку и пытаются нарисовать те образы, которые они увидели.
Метод придумывания. При этом создается новый, неизвестный ранее продукт. Например, додумывается сказка, в которой произошел неожиданный поворот (Курочка Ряба снесла не 1, а 3 золотых яйца).
Метод «Если бы…». Дети рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится (например, исчезнут слова, все люди переселятся на Марс, начнут говорить животные и др.).
Мозговой штурм – это сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения.
Эти и другие методы эвристического обучения можно успешно применять в работе с дошкольниками, педагогами, а также с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Эвристический метод обучения"
Наше время богато разнообразием доступной информации, количество источников информации и областей ее применения столь велико, что уже не достаточно обладать статическим базовым набором знаний и умений...
Педагогический опыт на тему: "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования эвристических методов»
В качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю применение в работе с детьми на занятиях эвристических методов. Наработанный материал позволил мне сделать о...
Использование эвристического метода в работе с детьми ОВЗ
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Вчера нужен был и...
"Эвристические методы и примеры их использования в ДОУ"
Материал полезный, интересный, способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления, речи. Может быть использован на занятиях, в играх, в совместной деятельности с детьми во всех возрастных г...
Эвристические методы в математическом развитии дошкольников
Опыт работы "Эвристические методы в математическом развитии дошкольников"...
«Использование эвристического метода в работе с детьми дошкольного возраста.»
laquo;Использование эвристического метода в работе с детьми дошкольного возраста.»...
Презентация Вариативные методы и технологии по ФОП. Эвристический метод.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также разв...