Эвристические методы в математическом развитии дошкольников
материал (старшая группа)

Ворожко Антонина Алексеевна

Опыт работы "Эвристические методы в математическом развитии дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ворожко Антонина Алексеевна

воспитатель муниципальной автономной дошкольной образовательной организации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия «Центр развития ребёнка - детский сад «Радуга»

           В современных условиях модернизации дошкольного образования приоритетной становится проблема творчества, развития креативной личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Для того чтобы обеспечить потребность общества и реализовать государственный стандарт дошкольного образования, необходимо использовать в своей работе современные педагогические  технологии.

        Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. В настоящее время в свете современных требований 

актуальными для математического развития дошкольника являются такие направления как теория решения изобретательских задач, компьютерная среда, математическое моделирование, эвристическое обучение.

Рассмотрим эвристические методы и их значение для развития математических способностей дошкольника. Эвристика –методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке.

Главная особенность эвристического метода заключатся в том, что сначала ребёнок самостоятельно достигает своего результата, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами.

Процесс математического развития ребенка происходит посредством деятельности, в которой проявляются его внутренние способности. Смысловое познание и понимание детьми элементов начальной математики как образовательной области осуществляется через создание и осознание ими в себе соответствующей внутренней области — через рефлексию. Поэтому цель эвристического подхода к математическому развитию детей заключается в том, чтобы помочь ребенку открыть каналы своего общения с миром математики, осознать их особенности и освоить научные «языки». При этом никакая внешне предлагаемая информация о математических понятиях и зависимостях не может быть перенесена во внутреннее личностное содержание, если у ребенка нет соответствующей готовности, заключающейся в оживлении его внутренних образовательных процессов. Невостребованная информация развивающей роли  не сыграет.

Введение полезной информации о начальной математике в жизнь ребенка должно происходить на основе наблюдения и анализа педагогом различных ситуаций взаимодействия воспитанника с внешним миром. О необходимости математической информации сообщают педагогу действия и образовательные продукты детей. Из этого следует задача педагога — не внесение в образовательную среду ребенка все новых и новых компонентов, а организация свободного образовательного взаимодействия ребенка с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира. В результате ребенок сам, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и рефлексию, сможет овладевать математическими закономерностями, присущими личностно значимой для него объективной реальности.[4,с.12]

Для осуществления такого смысла математического развития используются когнитивные, креативные и оргдеятельностные методы.

 Когнитивные методы:
Вживание - «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Педагог помогает этому процессу, применяя словесные рекомендации типа: «Представь себе, что ты — число 5 Какое ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать?
Образное видение - эмоционально-образное исследование изучаемого объекта.  Предлагается, например, глядя на квадрат, нарисовать, слепить, собрать из  конструктора и назвать, на что он похож.
Символическое видение - поиск или построение ребенком связей между изучаемым объектом и его символом. Педагог напоминает детям о распространенных символических клише (свет- символ добра, голубь - мира, спираль - бесконечности и т.п.), затем предлагает понаблюдать изучаемый объекте целью изображения его символа в графической, знаковой, словесной или иной форме.
Эвристические вопросы.  Для поиска сведений об изучаемом объекте задаются вопросы (кто? что? зачем? где? чем? как? когда?), ответы на которые, особенно их всевозможные сочетания, порождают необычное видение объекта.
Метод ошибок - конструктивное использование ошибок детей для углубления образовательного процесса. Ошибка рассматривается как источник противоре-чий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются в противовес общепринятым. Метод помогает преодолеть негатив-ное отношение педагога к ошибкам детей, боязнь воспитанников совершить ошибку, формирование понимания относительности и вариативности любых знаний.
Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли на самом деле 4 быть меньше 3? Да.4- количество дней, а 3-количество недель.
Креативные методы:
Метод «Если бы...» Детям дается утверждение, меняющее привычную картину мира, и предлагается описать результаты такого изменения.
Например: «Если бы все объемные геометрические фигуры превратились в плоские, то...».
Гиперболизация — увеличение или уменьшение изучаемого объекта, его отдельных частей или качества с целью выявления его сущности.
Например: «Придумайте самое маленькое число, или многоугольник с самым большим количеством углов, или единицу меры, пригодную для измерения неоднородных величин» и т.д.
Мозговой штурм -предполагает накапливание большого количества идей и теорий в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Организуется как разделение в пространстве и во времени процедур генерации, систематизации и критики идей (дети разбиваются на соответствующие группы, работа которых подчинена правилу: решать свою задачу только после действий участников предыдущей группы, а до и после внимательно слушать и не мешать им).
Оргдеятелъностные методы:
Рецензии - выработка умения критически оценивать предложенный образовательный продукт (ответ или рассказ сверстника, просмотренный видеофильм и т.д.)

Детское планирование - выделение ребенком основных этапов и видов его деятельности по реализации, поставленных им целей на определенный период времени (в течение занятия, дня, недели). План может меняться, дополняться или заменяться другим. В конце работы под руководством педагога осуществляется рефлексия планирования.
Рефлексия  - организация процесса осознания детьми собственной деятельности. Цель рефлексивного метода - выявить методологический каркас осуществленной предметной деятельности и на его основе продолжить намеченные действия.[4,с.239]

По мнению В. А. Хуторского, обучение и развитие человека связаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциаль-

ные возможности своего внутреннего мира [3, с. 32].                                                    

 Для успешной эвристической деятельности в группе учреждения дошкольного образования создаётся развивающая предметно-пространственная среда, которая должна:

- соответствовать возможностям ребёнка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. через предметную среду должны быть сформированы «зоны ближайшего и актуального развития»; [1, с.21]

- соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка, т.е. должна содержать в себе как консервативные (уже известные) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;[2, с.75]

- удовлетворять потребность ребёнка в новизне, быть неисчерпаемой, информативной, тем самым способствовать его самоутверждению;

- быть функционально комфортной для ребёнка и взрослого.

 Развитию эвристического мышления ребёнка способствуют эвристические игры.

Процесс последовательного освоения эвристических игр проходит в три этапа.

1.этап «Ознакомление».

 На этапе ознакомления особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Через «эвристическую беседу», «эвристическое наблюдение» происходит знакомство с формой, цветом, размером игровых элементов. Подбираются простые задания и упражнения.

2.этап «Моделирование»

На этапе моделирования дошкольники приобретают навыки конструирования,  концентрации внимания. У них развивается логическое мышление, представление об анализе, сравнении, обобщении

3.этап «Творческий»

На этом этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослого изобретают новые игровые задания и упражнения, предлагают новые решения предложенных задач. На этом этапе очень важно создать творческую атмосферу, поощрять и поддерживать детскую инициативу.[4,c.185]

Работая в младшей группе, использовала простые игровые задания например, «Геометрическое лото». Ребёнок должен назвать геометрическую форм, которую он закрывает. Эта игра на закрепление знаний о геометрических формах. Нравиться детям «Волшебная мозайка», где они должны выложить изображение по образцу, а затем придумать своё изображения.

В средней группе знакомила детей с танграмом. На ознакомительном этапе ребёнок выкладывает изображения по схеме, затем пытается создать своё изображение.

Игра на развитие зрительного восприятия и воображения «Назови предметы, заданной формы». Называю детям геометрическую форму, а они перечисляют как можно больше предметов заданной формы.

Широко применяю в работе палочки Кюизенера. Они дают большие возможности в обучении детей эвристическим играм. Здесь также использую принцип от простого к сложному. Сначала дети учатся классифицировать палочки по длине, сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов затем сами  моделируют  предмет из нескольких палочек.

В старшей возрастной группе задания имеют творческий характер. Например «Чудесные превращения» Детям раздаются листы бумаги с изображением одной или нескольких геометрических фигур. Перед ребёнком стоит задача превратить геометрические фигуры в различные предметы, дорисовав к ним недостающие детали.

Практикуются также игры в парах. Например «Угадай предмет» Один ребёнок создаёт изображение из деталей мозайки, а другой должен угадать, что это.

Задатки творческих способностей присущи абсолютно любому ребёнку, необходимо только их суметь раскрыть и развить. Ребята должны не только овладевать знаниями, умениями, навыками, но также и уметь творчески применять их, уметь находить решения различных проблем. Развить данные умения возможно только в результате педагогической деятельности, которая создаёт условия для творческого развития дошкольников. Таким образом, применение эвристических методов в работе с детьми является актуальным.

Список использованных источников

1.Выготский, Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте/                                                                                            

Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

2.Поддьяков, Н.Н.,Говоркова, А. Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н.Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова  — М.: Педагогика. -1985. -200 с.

3.Хуторской, А.В. Современная дидактика/ А.В.Хуторской–СПб.:Питер,2001.– 544 с.

4.Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика/ А.В.Хуторской - М.: Международная педагогическая академия, 1998.-266с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников

Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....

"Использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников"

Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....

«Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»

«Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»...

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»...

Проблемно - игровые методы логико-математического развития дошкольников

Игровые методы являются сегодня наиболее популярными и преимущественными. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными....

Презентация: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.Цель: развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей в логико-математическом развитии дошколь...

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...