Использование эвристического метода в работе с детьми ОВЗ
статья по окружающему миру (старшая группа)
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Такое активное, познавательное, творческое отношение к действительности должно формироваться с детства. В этой связи возрастает роль эвристической деятельности, которая позволит дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные материальные модели, модельные образы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ispolzovanie_evristicheskogo_metoda.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование эвристического метода в работе с детьми ОВЗ.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Такое активное, познавательное, творческое отношение к действительности должно формироваться с детства. В этой связи возрастает роль эвристической деятельности, которая позволит дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные материальные модели, модельные образы.
Эвристика – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности детей в каком – либо виде деятельности.
В чём же заключается суть данного метода?
При эвристическом методе обучения воспитатель не знает заранее, к какому решению поставленной задачи придут дети. Используя данный метод, перед ребятами ставятся задачи, не имеющие однозначного решения и они должны самостоятельно выдвинуть возможные способы решения проблемы, подтвердить их или опровергнуть, и достичь в итоге неожиданного зачастую результата. То есть дети не получают готового набора знаний, который им необходимо запомнить, а достигают его самостоятельно путем постановки и нахождения ответов на проблемные вопросы.
Главная особенность эвристического метода заключатся в том, что сначала ребёнок самостоятельно достигает своего результата, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами. Но чтобы ребёнку достичь «своего результата», педагогу необходимо развивать у детей творческие, креативные способности, воспитывать активную личность, формировать способность работать самостоятельно.
Задатки творческих способностей присущи абсолютно любому ребёнку, необходимо только их суметь раскрыть и развить. Ребята должны не только овладевать знаниями, умениями, навыками, но также и уметь творчески применять их, уметь находить решения различных проблем.
Использование эвристического метода в детском саду просто необходимо. С помощью этого метода мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире. Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве, а данный метод раскрывает перед ребёнком новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно, творчески, изобретательно. Задания могут быть самыми разнообразными.
Позвольте вашему вниманию представить свой опыт работы по использованию эвристического метода в работе с детьми ОВЗ в течение тематической недели «Сказки». (Показ презентации)
Слайд 2.
Цель данной тематической недели: активизировать личностный творческий потенциал детей и исследовать процесс создания фантастических героев сказок.
Задачи: формировать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, стремление радовать своим творчеством родителей и друзей.
формировать умение у воспитанников через продуктивную деятельность познавать себя и окружающий мир, воплощать новые знания в реальные продукты;
развивать самостоятельную творческую деятельность;
способствовать осмыслению и творческой интерпретации детьми полученных впечатлений при создании новых героев и развитии сюжета;
развивать связную речь по средствам составления описательных рассказов о фантастических героях сказок.
Слайд 3.
В начале недели в группе создалась игровая ситуация: придумать фантастического героя и придумать сказку или «внедрить» в знакомую сказку своего выдуманного сказочного персонажа. Дети должны были проявить свои творческие, креативные способности в создании своего героя и придумать сказку, которую должны рассказать детям и родителям.
Соответственно была проведена работа с родителями: они с интересом отнеслись к данному заданию. Но было одно условие: все свои задумки дети должны хранить в тайне до конца недели, не показывать и не рассказывать о них своим друзьям в группе.
Для решения этой проблемы дети предложили составить план мероприятий на всю неделю.
Посмотрите, что у нас получилось.
В понедельник , провели беседу о сказках, читали сказки по желанию детей, рассматривали иллюстрации к сказкам.
Слайд 4.
Во вторник дети играли в сюжетно-ролевую игру «Библиотека», а во второй половине дня решили вылепить любимых сказочных героев.
Слайд 5.
Среда у нас был день театра: дети самостоятельно распределили роли, подобрали костюмы и пригласили своих друзей на сказку «Репка» на новый лад. После сна дети показали пальчиковый театр «Три поросенка».
Слайд 6.
В четверг девочки решили построить замок для сказочных героев, и предложили поиграть в подвижную игру «Раз, два, три - сказочная фигура замри».
Слайд 7.
В конце недели запланировали провести досуг «Наш волшебный сундучок».
В пятницу наш волшебный сундучок наполнился разнообразными сказочными героями и фантастическими предметами. Мы пригласили родителей, и все вместе стали с огромным интересом ждать сказки.
Слайд 8.
Артем придумал фантастического героя Зайчишку - Пушишку и сочинил сказку. Артем мальчик очень стеснительный, замкнутый, но любопытный, поэтому ему помогала мама. Главным героем был сам Артем. Его мама помогла оформить сказку в виде книжечки, получилось оригинально. В этот день мы были приятно удивлены: мальчик стал смелее, более раскованным, потому что его сказка очень понравилась детям.
Слайд 9.
Женя придумала сказочную героиню Русалочку и сочинила сказку. Представила сказку в виде схемы. Женя очень любит рисовать и она сама придумала и нарисовала схему, а в группе, как настоящая сказочница выразительно и эмоционально поведала историю возвращения Русалочки из заколдованного леса на свою любимую водную планету ВодоМарс.
Слайд 10.
Даша взяла на себя роль Принцессы и представила сказку «Репка» в новой интерпретации.
Дашина мама сняла видеоролик о том, как ее Даша придумала и рассказала сказку «Репка», изменив не только персонажей, но и конец сказки: девочке помогали разные принцессы, а потом они дружно, созвонившись по скайпу, отправились на пикник, где угощали пареной репой лесных зверушек. Этот видеоролик Ольга Геннадьевна принесла для просмотра детям в группе.
В итоге: каждый из детей проявил творчество, выдумку. Ведь главное в
использовании эвристического метода – это активизация творческого воображения и креативного мышления детей.
Ценность использования эвристического метода в нашей работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, мы, воспитатели, лишь подводим их к правильному решению. Таким образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания.
Слайд 11.
И закончить свое выступление я хочу словами Ральфа У. Эмерсона:
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями.
В статье представлен опыт работы воспитателей ДОУ по теме "Проектный метод в работе с детьми и родителями"...
Родительское собрание "Использование проектного метода в работе с детьми"
Конспект родительского собрания...
"Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями"
Важнейшими средствами развития детей дошкольного возраста выступают содержание и технологии обучения. Одна из эффективных педагогических технологий - метод проектов - направлен на развитие творческого...
Использование арт-метода в работе с детьми дошкольного возраста
Арт – терапия относительно новый метод психотерапии, получивший активное, бурное развитие в последнее время.Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувст...
Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.
Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....
«Использование эвристического метода в работе с детьми дошкольного возраста.»
laquo;Использование эвристического метода в работе с детьми дошкольного возраста.»...
«Использование эвристического метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Эвристический метод и примеры его использования в условиях ДОО...