мастер-класс для педагогов "Использование цвета в логопедической работе с детьми"
методическая разработка по логопедии на тему

Русанова Татьяна Викторовна

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности учителя - логопеда они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, которые помогают преодолевать речевые трудности, а также способствуют оздоровлению детей дошкольного возраста. Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий я использую нетрадиционные формы, одну из них я бы хотела вам продемонстрировать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_-_kopiya.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Использование технологии хромотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Цель мастер – класса:  

Представление педагогического опыта по применению элементов хромотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Задачи мастер – класса:

1.Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление о нетрадиционной технологии - хромотерапия

2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению цветового игротренинга в коррекционной работе с детьми

3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах цветотерапии.

Участники: педагоги ДОУ

Оборудование:  разноцветные предметы: цветы, бабочки, платочки, шарфики

Ход мастер – класса:

  1. Приветствие

2. Актуальность

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности учителя - логопеда они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, которые помогают преодолевать речевые трудности, а также способствуют оздоровлению детей дошкольного возраста. Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий я использую нетрадиционные формы, одну из них я бы хотела вам продемонстрировать. Для того что бы узнать название мастер-класса  мне нужна ваша помощь.

  1. Разминка (активизация деятельности участников). Участникам предлагается определить тему мастер – класс, игровое упражнение «Разгадай загадки» или «Доскажи словечко» - РЕЧЬ, ДЕТИ, ЦВЕТ, ЛОГОПЕД

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Маленькие людишки, с красивыми глазками похожими на папу или маму,

они смеются, бегают, прыгают - такие непоседы – это …дети

От счастья оробев
(Сумею ли сберечь?),
Как школьник, нараспев
Твержу родную…. речь

Возможно, у ребенка есть проблемы с речью, 
Тогда могу вам дать практический совет: 
Решение вопроса обеспечит 
Лишь только профессиональный
….. ЛОГОПЕД.

Красный, оранжевый, синий, зелёный – это…. Цвет

  1. Презентация педагогического опыта

Тема моего мастер-класса: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ с детьми.

Технология хромотерапии (цветотерапия), это наука, изучающая свойства цвета, восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов.  Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции: вегетативной нервной системы; эндокринных желёз

Использование элементов хромотерапии даёт возможность более эффективно проводить коррекционную работу с воспитанниками.     Для повышения внимания и интереса к занятиям,  использую разнообразное цветное  оборудование. Давая ребятам задания, обязательно учитываю  психологию воспитанника.  Малоактивному, пассивному ребёнку предлагаю стимулирующие цвета, а непоседе, наоборот, более спокойные оттенки.  Использование цвета может превратить скучную работу в интересную, живую и  творческую. Данная технология может применяться на всех этапах работы: автоматизация и дифференциация звуков, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, общей и мелкой моторики, правильного дыхания, ритмодекламация

  1. Демонстрация опыта:
  • Формирование фокус-группы:

- игровое упражнение «Отгадай цвет»: уважаемые, коллеги я предлагаю немного поиграть в игру «Отгадай цвет»

  • Это - самый зимний цвет. Скажите правильный ответ. (белый цвет)
  •  У вас ответ найдётся, - Цвет какой имеет солнце? (жёлтый цвет)
  • Этот цвет темнее ночи, И его вы знаете точно. (чёрный цвет)
  •  Цвет травы и листвы. Назовёте его вы? (зелёный цвет)
  • Им часто море называют. Кто цвет возьмёт и отгадает? (синий цвет)
  •  Такого цвета наша кровь. Какого, - кто сказать готов? (красный цвет)

 (приглашение участников)

  • Имитационная игра (учебное занятие со слушателями)
  • Сказка о том, как появился разноцветный мир.  Давным-давно, когда весь мир был только белым и черным, жили на Земле две могущественные феи: фея Тьмы и фея Света. Фея Света озаряла весь мир чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила фея Тьмы, укрывала Землю черным покрывалом, и все предметы становились черными-пречерными. Так они сменяли друг друга долгие годы и века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея Света решила подарить Земле краски. Взмахнула она своим волшебным, светящимся лучом, и предстали перед нею цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих искорок. Одна фея была красной, другая синей, третья — зелёной, четвертая — желтой... Фей было много: всех цветов и оттенков.  С той поры преобразилась Земля и расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих роскошных и разноцветных нарядов. Я вас приглашаю в разноцветную страну.  (внимание на оборудование)
  • Упражнение «Разноцветный букет» -Я попрошу вас подойти к столу и выбрать цветок любого цвета- а теперь давайте составим один большой «букет»

-Так, красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает физическую силу, работоспособность.

-Желтый цвет создает радостное, веселое настроение, повышает умственные способности.

- Синий цвет,  издавна считался символом благородства, покоя и веры. Он является «цветом здоровья».

- Розовый - воплощение доброты и мягкости. Теплота розового растворяет все негативное и мрачное.

Игра «Бабочка».

-Я предлагаю вам подобрать для своего цветка бабочку и поиграем в игру «Где бабочка?» (отработка предложно – падежных конструкций), я буду называть местоположение бабочки по отношению к цветку, а вы будете показывать. – Где у вас бабочка? НА, НАД, ПОД(индивидуальное проговаривание).  Молодцы, замечательно.

-А теперь положите цветы, а бабочки помогут нам выполнить упражнение на дыхание (развитие дыхания разными способами, можно использовать цветные полоски)

* Давайте подышим, как синее спокойное море – вдох через нос, выдох длительный через рот

* Подышим, как жаркое желтое солнце – выдох через рот горячий

* Подуем на раскалённый металл – выдох сильный, резкий

* Подышим, как зелёное спокойное поле – вдох и выдох через нос

  • Игра с платочками и шарфами

На своих занятиях применяя элементы хромотерапии я использую разное оборудование, помимо цветов, бабочек, цветной бумаги в ход идут  платки и шарфы разных размеров их  применяю при разучивании чистоговорок, скороговорок, стихотворений.

- Выберите платок, который вам нравится

- Работа со скороговоркой: так первую строчку мы произносим вслух, вторую шепотом, за платочком.

* Ехал Грека через реку  (вслух)

  Видит Грека в реке рак  (шепотом, за платочком)

  Сунул Грека руку в реку  (вслух)

  Рак за руку Грека цап   (шепотом, за платочком)

Как вы заметили, кроме разучиваний скороговорок проводится работа над дикцией

-Упражнение по закреплению звукопроизношения через повторение чистоговорок (выстраиваем ряд платочков разной длины)

* Все мы знаем, что слова бывают длинные и короткие. Каждое слово делится на слоги. Давайте с вами договоримся, что слоги мы будем обозначать платочком. Так предлагаю командам показать столько платочков, сколько слогов в слове. Проговаривая слово по слогам.

Дом, Вата Кошка  Ком

Теперь усложним задание. Теперь слоги также обозначаем платочками, а слова – шарфиком. Предлагаю вам выложить платочками и шарфиком чистоговорку: СА-са-са – колбаса.

* Работа с залом 

Пока участники работают, мы с вами так же поиграем с помощью наших ладошек.  Условно разделим зал на две половины. Когда я буду говорить слог – хлопает эта половина, а когда буду произносить слово – вы будете прохлопывать слово по слогам.

Попробуем.

СА-лиса

Ра – нора

Ша-ша – каша

Ра- ра-ра – детвора

Наши участники уже закончили. Давайте проверим задание. Прохлопаем.

  • Элементы сказкотерапии Феи

-Уважаемы коллеги, я предлагаю вам превратиться в сказочных Фей, выберите себе шарф и накиньте на плечи. Теперь вы Феи. Назовите себя (я – синяя фея..)

- Посмотрим, насколько внимательны Феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет, то свой шарф поднимет «синяя фея», если он красный — то «красная»... А если предмет бывает разных цветов, то свои шарфы могут поднять сразу несколько Фей. Например, какого цвета роза? Правильно, она бывает и белой, и красной, и желтой...

        Приготовились? Слушайте.

Апельсин, море, небо, цветок, лимон, лиса, вишня, банан, колокольчик, лес,  солнце, платье, огонь, мак, цыпленок,.

- Расскажите, дорогие феи, какую работу вы совершили на Земле, что в природе вы окрасили в свой цвет.

-Тезис неоконченных предложений (упражнение в согласовании существительных с прилагательными, развитие памяти, внимательности):

- Я окрасила …..

Рисование ткань - Тканью можно ещё и рисовать

-Я предлагаю вам нарисовать картину вашего отношения к сегодняшней нашей встречи

--Итог:  Таким образом, включая элементы хромотерапии на логопедических занятиях,  мы можем, говорить о том, что процесс коррекции речевых нарушений проходит быстрее, вызывает у детей интерес, дарит яркие образы, хорошее настроение, формирует эстетические чувства.

  1. Рефлексия

-Высказывание мнения о мероприятии

      -Где ещё можно применить игры с цветом

     -Большое спасибо за помощь

  • Рефлексия с залом:

Уважаемые коллеги, хотелось бы услышать ваше мнение о проведённом мастер – классе:

- если мастер-класс понравился и будет вам полезен в работе пропойте/произнесите протяжно звук «О»

-а если не заинтересовал произнесите «Ц» (показать пальчиком»

  1. Заключение: «Раскрась свой день в яркие цвета! Пусть яркие краски присутствуют в жизни не только летом, но и осенью и зимой!»

-Большое спасибо, благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Презентация "Использование приемов самомассажа в логопедической работе"

Данная презентация может предназначена для проведения мастер-класса по использованию приемов самомассажа. Применима в работе логопеда, дефектолога, а также воспитателя....

Мастер-класс для педагогов "Игровые технологии в логопедической работе"

Опыт работы позволяет мне делиться своими наработками с коллегами....

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

Мастер класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе»

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она ис...

Мастер - класс для родителей :"Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи"

Познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами развивающего массажа, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.    Раскрыть особенности...

Мастер класс для-педагогов "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер- класс для педагогов "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"...

Мастер-класс на тему: «Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Компьютеризация общества (мир, полный компьютеров и различных гаджетов) способствует снижению мобильности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка или взрослого челове...