Программа социально-коммуникативного развития "Познаю себя"
рабочая программа

Грицкан Юлия Юрьевна

Программа  составлена на основе программы по социально-коммуникативному развитию «Познаю себя» (авт. М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова) для детей дошкольного возраста от 3 до 7 (8) лет  и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Срок реализации программы - 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_poznayu_sebya.docx80.44 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа социально-коммуникативного развития

«Познаю себя»

Автор-составитель: Грицкан Юлия Юрьевна,

воспитатель

Город Вязьма Смоленская область

Пояснительная записка

Программа  составлена на основе программы по социально-коммуникативному развитию «Познаю себя» (авт. М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова) для детей дошкольного возраста от 3 до 7 (8) лет  и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Срок реализации программы - 4 года.

Содержание работы по социально-коммуникативному развитию ребёнка должно быть направлено на достижение целей его позитивной социализации, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.

В первые семь лет ребёнок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.

Ребёнок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ребёнок развивается, воспринимая от взрослых информацию о себе, о мире не пассивно, а главным образом в процессе деятельности, общения.

Поведение ребёнка так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие малышом собственного «я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.

В процессе взаимодействия с внешним миром ребёнок, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире.

Максимальный эффект в реализации больших возможностей маленького человека достигается лишь в том случае, если совместная образовательная деятельность взрослого и ребёнка проводится в форме игр, чтения и сочинения сказок, изготовления кукол и разыгрывания с их помощью сказочных сюжетов, рисования, постановки сказок на песке.

Сочетание игры и поэтического слова даёт непревзойдённый результат в развитии ребёнка дошкольника. С давних пор неотъемлемой частью в воспитании детей было использование малых жанров поэтического творчества - таких, как пестушки, потешки, прибаутки и др. Эти жанры дают прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребёнка; в игровой, занимательной форме малыш получает представление о мире, учится взаимодействовать с ним.

Учитывая эти особенности, программу социально-коммуникативного развития ребёнка в период от младшего дошкольного возраста до перехода в школу мы представили с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В целом содержание образовательной области «социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.

Задачи:

  • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Особенности содержания программы

Основой построения программы является её ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на интерес ребёнка к себе, восприятие себя сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, овладение способами коммуникативного взаимодействия с окружающим миром. Работа с детьми проводится в форме ситуаций, включённых в повседневную жизнь, и специально организованных занятий.

Опираясь на традиции детского фольклора, основные правила его построения и механизмы воздействия на развитие ребёнка, мы составили цикл сказочных сюжетов (сказки-путешествия, дидактические сказки, сказки-потешки, сказки с открытым концом и т.д.). Цель — создание условий для накопления и формирования детьми опыта самопознания и самореализации в системе социальных отношений.

Для детей от 3 до 7 (8) лет программа представлена по разделам: «Я среди других», «Что я могу», «Я и другие». Базисной для всех этапов является идея «К познанию мира через познание себя». Срок реализации программы – 4 года.

В первом разделе программы - «Я среди других» - решается задача познания ребёнком себя через отношения с другими. Ребёнку важно понять, как относятся к нему другие люди, считают ли его «хорошим»; похож ли он на тех, кто его окружает, в чём проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на них. Эти различия он видит в первую очередь во внешнем облике, в половой принадлежности.

Для формирования у детей представлений о собственных качествах и качествах других мы использовали рассказывание сказок и их проигрывание в постановках настольного театра и театра перчаточных кукол, импровизированные игры, игры-ситуации, непосредственно организованную образовательную деятельность в форме занятий.

Во втором разделе - «Что я могу?» - решается задача эмоционально-чувственного развития ребёнка, что вносит неоценимый вклад в освоение ребёнком окружающего мира. Здесь представлены игры, занятия и упражнения, которые помогут ребёнку познать весь спектр ощущений от встреч с персонажами сказок и игр; выразить свои эмоции вместе с героями художественных произведений, а также с помощью листа бумаги и разноцветных красок.

Этюды-перевоплощения в персонажей сказочной страны помогают тренировать вкусовые, зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные ощущения ребёнка.

Для старших дошкольников представлены игры, занятия и тренинговые упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

В третьем разделе - «Я и другие» - решается задача поддержки стремления ребёнка к эмоционально-позитивным отношениям со сверстниками: со-радования, со-страдания, со-участия как важным направлениям социализации.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • Снятие эмоционального напряжения, импульсивности, тревоги, агрессии.
  •  Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения, крупной и мелкой моторики.
  • Развитие игровых навыков и субъектного поведения.
  • Освоение навыков безопасного поведения.

Общая характеристика образовательной области в учебном плане

В основе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» лежат следующие центральные понятия.

Социальное развитие ребёнка

В процессе и итоге социализации (от лат. socialis - общественный) человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Социализация личности может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного её воспитания.  Социальное развитие ребёнка начинается в семье, дошкольных образовательных организациях и продолжается в школе (далее - в колледже, вузе, на производстве). Иначе говоря, процесс социализации происходит на протяжении всей жизни, в течение которой человек усваивает образцы поведения в обществе, социальные нормы и ценности, нормы культуры общества, нормы речевой культуры.

Коммуникативно-речевое и нравственное развитие ребёнка

В общении с окружающими ребёнок приобретает социально важные опыт, знания норм и правил поведения, коммуникативно-речевые умения, которые, в сущности, демонстрируют его культуру поведения в обществе, речевую культуру.

Культура, выступая как всеобщее явление, воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности в процессе воспитания, образования и развития. Культура личности, по Ю.В. Рождественскому, служит как источником личных достижений, так и источником создания культуры коллектива и культуры общества. Учитывая общеизвестные определения понятия «культура» как «совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных человечеством на протяжении истории», а также «деятельностный» подход к его трактовке, особое внимание обращаем на роль образовательной среды в развитии коммуникативной культуры, воспитании культуры поведения и социализации ребёнка и влияние на него окружающих взрослых и детей.

Культура поведения - это «совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности».

Культура поведения ребёнка базируется на знании национальных особенностей культуры поведения человека, сложившихся в результате нравственного развития многих поколений и являющихся непременным атрибутом общечеловеческой культуры, владении правилами поведения в коллективе, обществе (этикет и речевой этикет), умении адекватно соотносить социальные и речевые роли в устной форме коммуникации.

Таким образом, неотъемлемыми компонентами культуры поведения являются коммуникативная культура (культура общения, культура речи), поступки человека (речевые поступки и действия), основанные на нормах морали и нравственности и т.д.

Коммуникативная культура личности формируется с раннего детства, поэтому именно в этот период необходимо развивать у ребёнка доброжелательность и благодарность, деликатность и тактичность, скромность и порядочность, понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

Понятие коммуникативной культуры неразрывно связано с категорией нравственной культуры. Нравственная культура личности во многом определяет жизненную позицию человека, его отношения не только с другими людьми и обществом в целом, но и с природой. В основе нравственной культуры лежит нравственное сознание человека, способного различать добро и зло, сознательно делать выбор в процессе усвоения культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит, совершать позитивные поступки (в том числе речевые). Нравственная культура личности сопряжена с духовно-нравственной культурой, которая зиждется на таких основных общечеловеческих ценностях и моральных категориях, как добро, истина, совесть, искренность, любовь, милосердие, сострадание, скромность и др.

Именно такая трактовка основных понятий взята за основу при разработке содержания работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в данной Программе.

Описание места образовательной области в учебном плане

Социально-коммуникативное развитие реализуется:

  • в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и т.д.);
  • в самостоятельной деятельности детей;
  • в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основное содержание работы представлено программой «Познаю себя» (авторы - М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова). Педагог самостоятельно выбирает формы образовательной деятельности детей по принципу минимакса.

Кроме того, данная область представлена программой дошкольного пропедевтического курса риторики «Ты - словечко, я - словечко.» (автор - З.И. Курцева), которая может реализовываться как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах: во время утреннего прихода детей в детский сад, прогулки, подготовки к приёмам пищи и дневному сну и т.п., когда у воспитателя и его помощника появляется возможность в реальных коммуникативных ситуациях наблюдать за речевым поведением детей, помочь им найти предпочтительные речевые средства (в частности, формы речевого этикета) для выражения просьбы, извинения и т.д., дать воспитанникам совет при принятии решения, как сказать и поступить в конкретной ситуации общения и т.д., а также сделать выводы, наметить формы деятельности и средства развития и совершенствования коммуникативно-речевых умений детей.

При реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» необходимо также учитывать, что в возрастных периодах используются формы работы, содержание которых направлено на реализацию основных психолого-педагогических задач данной области.

Описание ценностных ориентиров

     Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

 Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Планируемые результаты по возрастам

К началу дошкольного возраста (к 3 годам) ребёнок:

  • проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых, окружающим предметам и явлениям, миру взрослых, выступающих в качестве образца поведения; испытывает эмоциональное удовольствие, если смог что-то выполнить сам; в деятельности реализует цели, поставленные взрослым, стремится к положительной оценке результата;
  • охотно обслуживает себя сам, бережно обращается с вещами и игрушками, знает их место;
  • владеет активной и пассивной речью, строит диалог с партнёром, планирует дальнейшие действия;
  • инициативен по отношению ко взрослому - стремится привлечь его внимание к своим действиям, обращается за помощью и оценкой своих действий; настойчиво требует от него соучастия в своих делах;
  • чувствителен к отношению взрослого к нему, к его оценке, умеет перестраивать своё поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различает похвалу и порицание;
  • охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции;
  • доверчиво и открыто относится к посторонним взрослым;
  • проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре, делится игрушками; вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий;
  • охотно участвует в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми; овладевает ролевым поведением, предполагающим сознательное наделение себя и партнёра той или иной ролью.

К завершению дошкольного образования (к 7 (8) годам) ребёнок:

  • способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращается за помощью ко взрослому;
  • выражает индивидуальное предпочтение тому или иному виду игровой деятельности; предпочитает совместную, коллективную игру индивидуальной;
  • откликается на эмоции близких людей и друзей; сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; проявляет интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений;
  • умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции, работать по правилу и по образцу; умеет договариваться, согласовывать действия совместно со сверстником, контролировать свои действия и действия партнёра, исправлять свои и его ошибки;
  • имеет близкого друга (друзей), с которым с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями, переживаниями, мечтами; владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия присотрудничестве). Способен выбрать верную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим;
  • владеет морально-нравственными навыками: самостоятельно находит выход из конфликтной ситуации, проявляет отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь и др.;
  • в сюжетно-ролевой игре разыгрывает события из личной жизни, дополняя и приукрашивая действительность желаемым; выполняет роль, соответствующую его гендерной принадлежности;
  • способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве), способен выбрать верную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим; умеет соотнести свои поступки с нормами и правилами поведения;
  • поведение устойчивое, положительно направленное; развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к произвольной регуляции своих действий; умеет соотнести свои поступки с нормами и правилами поведения; формируются задатки произвольного поведения; в поведении и взаимоотношениях учитывает свой прошлый опыт, нравственные представления и оценки, мнение окружающих; наблюдаются волевые проявления: может сдержаться, проявить терпение, настойчивость;
  • терпим к людям независимо от их социального происхождения, национальной и расовой принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
  • регулирует своё поведение в соответствии с местом нахождения и ситуацией; соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); овладел основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдает правила пользования бытовыми предметами; постоянно проявляет самоконтроль и самооценку;
  • идентифицирует себя с тем или иным полом, умеет описывать свою внешность, некоторые черты характера, рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях; проявляет потребность к беседам на личностные темы; желание делиться своими чувствами, впечатлениями;
  • знает своё имя, отчество, фамилию, домашний адрес; имя, отчество, профессии родителей, ближайших родственников; семейные традиции; гордится своей семьёй, а также проявляет интерес к будущей позиции школьника;
  • имеет представление о малой и большой Родине, её природе, достижениях людей;
  • владеет знаниями о своём городе (селе), достопримечательностях, музеях, театрах, памятниках культуры и народным героям; имеет первоначальные представления о государстве (президент, армия и т.д.), его символах (герб, флаг, гимн), государственных праздниках; многонациональном составе народов России; народной и национальной культуре, предметах быта, игрушках и играх;
  • самостоятельно придумывает и вносит новые правила в игру; может преобразовывать способы решения игровых задач (проблем).

Содержание образовательной области

Младшая группа (3-4 года)

Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию: сочувствовать близким людям, персонажам литературных произведений, мультфильмов, адекватно реагировать на радостные и печальные события в семье, детском саду.

 условия для налаживания контактов со сверстниками, основываясь на общих интересах к действиям с предпочитаемыми игрушками, предметами и возникающей взаимной симпатии; делиться с товарищем; правильно оценивать хорошие и плохие поступки; соблюдать правила элементарной вежливости, говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

Развитие общения и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками

Формировать опыт отношений с взрослыми: побуждать к общению, вежливо обращаться за помощью, просить о чём-либо, выполнять просьбы, поручения взрослого.

Формировать опыт отношений со сверстниками: обеспечение соблюдения детьми несложных правил поведения (не толкаться, не ссориться, не обижать сверстника и др.).

Поощрять инициативу детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр, поддерживать стремление детей вступать в игровые диалоги; формировать умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью.

Поощрять проявления доброжелательности в отношении партнёра по игре.

Становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий.

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

Поддерживать игровую самостоятельность и инициативу малышей, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словами игровые действия, связанные с ролью. Побуждать желание рассказывать о своих предпочтениях (что нравится - что не нравится).

Поддерживать стремление выполнять элементарные правила этикета: здороваться, благодарить за помощь, вежливо обращаться за помощью. Обогащать нравственные представления: хороший - плохой (поведение, поступки литературных персонажей, мультфильмов и др.), поощрять положительные поступки детей.

Способствовать распознаванию ребёнком эмоциональных состояний - собственных и окружающих: сочувствовать близким людям, рассказывать о собственных переживаниях и др. Формировать бережное отношение к личным вещам, книгам, игрушкам и др.; поощрять стремление поддерживать порядок.

Ориентировать ребёнка на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками, формировать умение описывать свой внешний вид (кто я, какой я). Ребёнок 3-4 лет должен знать своё имя, фамилию, имена людей ближайшего окружения, называть имена членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры). Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств начинается с элементарных знаний о том, как называется город (село), страна, где живет ребёнок.

Развивать чувство сопричастности к жизни дошкольной образовательной организации, страны, мира. Это яркие события, праздники, в которых участвует ребёнок.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

Формировать у ребёнка чувство осторожности, прививать знание основ безопасности. Ребёнка следует научить правильно вести себя в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах, при встрече с незнакомы ми людьми.

Средняя группа (4 - 5 лет)

Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Продолжать работу по формированию доброжелательности к сверстникам, эмоциональной отзывчивости. Поощрять проявление сочувствия к близким людям, положительным и привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов и др. Побуждать детей к сорадованию, сочувствию; поддерживать стремление детей к проявлению доброжелательного поведения, нахождению способов примирения с друзьями.

Учитывать проявления ребёнком избирательности во взаимоотношениях со сверстниками, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Поддерживать действия ребёнка по привлечению внимания взрослых к переживающему отрицательные эмоции сверстнику.

Учить использовать в общении со взрослым «вежливые» слова, обращаться к сотрудникам детского сада по имени и отчеству, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками

Воспитатель стимулирует проявление доброжелательности в отношениях между детьми, внимательно изучает общение детей со сверстниками, создаёт условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3-5 человек), формирует умения устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог.

Учить в привычной обстановке самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»). Проявлять доброжелательное отношение к воспитателю, родителям. Говорить со старшими в доброжелательном тоне, приветливо отвечать на вопросы. Обращаться к сверстникам по имени, избегать грубого тона. Уметь выразить в общении с товарищами свои замыслы понятно для окружающих: повторить, если другие не поняли; задать вопрос, если сам не понял другого. Ласково обращаться к малышам, уметь проявлять терпение, нежность.

Создавать условия для выполнения детьми поручений взрослых. Поощрять их выполнение. Учить считаться с мнением взрослого, желаниями партнёра.

Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание поддержать друга, заботиться о нём. Поощрять задавание вопросов поискового характера, активное познание и называние свойства и качества предметов, проявление интереса к информации, которую ребёнок получает в процессе общения, к отгадыванию и сочинению загадок.

Становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий

Учить принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать её самостоятельно в соответствии с правилами игры, достигать нужного результата; контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать на вопросы воспитателя о ходе игры и предполагаемом результате.

Формировать у детей адекватное самоотношение; создавать предпосылки возможной коррекции личностных затруднений дошкольников. Содействовать накоплению субъектного опыта ребёнка через участие в специально организованных воспитателем ситуациях: практических и вербальных.

Включать детей в решение конкретных жизненных проблем, создавать ситуации, когда они активно проявляют интерес к окружающему миру, самому себе, а также заботливое, доброе и справедливое отношение к взрослым и сверстникам. Во всех ситуациях задача воспитателя состоит в том, чтобы эмоционально увлечь детей, раскрыть потенциал каждого ребёнка, акцентировать внимание на результатах деятельности, приносящих радость и удовлетворение окружающим.

Формировать бережное отношение к личным вещам, книгам, игрушками и др., поощрять стремление поддерживать порядок.

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

Формировать представления об элементарных моральных нормах и правилах, поддерживать их проявления детьми; развивать нравственные эмоции.

Формировать представление о ближайшем окружении ребёнка - семье, в которой все заботятся друг о друге и любят его. Поощрять желание ребёнка рассказать, как он проявляет заботу о своих близких. Дать представления о видах труда в семье. Ребёнок должен знать своё имя, фамилию, имена людей ближайшего окружения, называть имена членов семьи, знать свой домашний адрес.

Продолжать формировать знания о гражданской принадлежности: знать, как называется город (село), в котором живёт ребёнок; какие достопримечательности знает. Дать несложные представления о государстве: Россия - многонациональная страна, столица государства - Москва. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

Создавать условия для предупреждения негативизма в отношении к сверстникам, конфликтов (дети 4-5 лет ревностно относятся к своим игровым территориям и проявляют открытый негативизм к сверстникам, которые на них вторгаются без спроса): наличие ширм, игровых ковриков, служащих обозначением границ игровых пространств.

Учить детей уважать игровое пространство играющих. Необходимо приучать ребёнка, по мере адаптации к различным жизненным ситуациям, оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений, учить предвидеть возможную опасность, находить способы избегать её. Ребёнка следует научить проявлять осторожность при встрече с незнакомыми людьми (не входить с посторонними в лифт, не уходить с территории детского сада без разрешения воспитателя), избегая при этом запугивания. Взрослый обучает ребёнка правилам поведения на улице при переходе дорог и перекрёстков.

Старшая группа (5-6 лет)

Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: формировать уважительное отношение к взрослым, дружеские взаимоотношения со сверстниками, проявление заботы о малышах. Содействовать устойчивому проявлению моральных норм и правил поведения в деятельности и отношениях.

Знакомить с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам: обращаться к взрослым по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь. Обсуждать с детьми важность выполнения правил культуры поведения, оценивать поступки с позиции нравственных представлений.

Поддерживать стремления детей совершать нравственные поступки, побуждать к нравственному выбору: поступить в интересах близкого человека, отказавшись от приятного и желаемого для самого себя; раскрывать на примерах из литературных произведений нравственные качества людей: добрый, отзывчивый, честный, смелый, трудолюбивый; использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей; объяснять необходимость выполнения общепринятых норм и правил поведения.

Развивать у детей потребность соблюдать правила речевого общения: не перебивать говорящего, быть внимательным слушателем (культура слушания), заинтересованным и вежливым собеседником, тактично задавать вопросы, вежливо отвечать на вопросы и др.

Вырабатывать у ребёнка привычку соблюдать нормы речевого этикета: приветствовать, прощаться, благодарить и пр.

Воспитывать у ребёнка желание оказывать помощь, поддерживать (словом и делом) ровесника или младшего в различных критических ситуациях.

Способствовать осмыслению детьми словесных средств, отражающих нравственные категории и представления ребёнка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях, и уместному использованию детьми этих словесных единиц и выражений в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации.

Приобщать детей к диалогам на духовно-нравственные темы, стимулировать их речевую активность с опорой на литературные произведения и фольклор, а также на их личный опыт, деликатно обращая внимание на примеры реальных ситуаций детского общения (позитивные и негативные).

Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками

Обогащать социальный опыт ребёнка, помогать осознавать нормы и правила поведения, осваивать разнообразные социальные роли в коллективной жизни сверстников.

Развивать умение сотрудничать, отстаивать свои суждения, воспитывать достоинство; понимать другого, осознавать его ценность; анализировать конфликты, находить конструктивное решение.

Поддерживать проявление уверенности в общении со взрослыми и сверстниками. Должен уметь делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылаться на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).

Стимулировать познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задавать вопросы поискового характера (почему? зачем? для чего?).

Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища; в повседневной жизни, без напоминания со стороны взрослого, использовать «вежливые» слова.

Поощрять использование в речи слов и выражений, отражающих представления ребёнка о нравственных качествах людей.

Воспитывать у детей способность договариваться, строить дружеские, доброжелательные отношения, учитывая интересы и чувства других и соблюдая коммуникативно-нравственные и речевые нормы.

Помогать ребёнку преодолевать психологический барьер (если он имеет место), возникающий при общении с разными собеседниками во всевозможных коммуникативных ситуациях.

Способствовать развитию у детей понимания того, что использование различных маркеров вежливости зависит от того, кто их адресат (ровесник или взрослый, родственник или посторонний, знакомый или незнакомый) и каковы условия общения (контактное или дистантное общение, индивидуальное или групповое общение и т.п.).

Обращать внимание детей на роль невербальных средств общения, способствующих гармонизации общения участников коммуникации (интонационная окраска голоса, уровень громкости и темп речи, взгляд, улыбка, поза).

Помогать ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо выражать собственное мнение в критических коммуникативных ситуациях.

Формировать у детей умения пользоваться средствами выразительности устной речи (интонация, темп речи, громкость звучания, тембр и т.д.).

Воспитывать у детей стремление вежливо обращаться к собеседнику с просьбой, аргументированно и корректно отказывать в случае не-возможности выполнить просьбу.

Помогать детям в освоении речевых жанров «приглашение», «поздравление», «извинение» и других актуальных конкретному возрасту ребёнка и коммуникативной ситуации речевых жанров.

Обращать внимание детей на правила общения в зависимости от того, кто их адресат (ровесник или взрослый, родственник или посторонний, знакомый или незнакомый).

Способствовать формированию у детей умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.).

Создавать оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения детей в ролевой игре (доброжелательная атмосфера, мотивационная основа, конкретные цели и задачи, условия ролевой игры, чёткий инструктаж, необходимый реквизит и пр.).

Становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий

Способствовать развитию самодеятельной игры как формы организации жизни детского общества, возникновению и укреплению устойчивых детских игровых объединений, формированию положительных межличностных отношений детей, а также воспитанию значимых мотивов образования игровых объединений.

Обращать внимание на то, чтобы очень активные дети не подавляли инициативы своих товарищей; способствовать применению детьми правил и норм поведения в совместной деятельности. Во взаимоотношениях по ходу игры педагог стимулирует следование детей усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных взаимоотношений. В организационный период игры (при необходимости и по ходу её) он помогает детям выделять нравственный смысл отношений, связанных с ролью; ориентирует на отражение в соответствующих игровых ролях таких качеств, как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из беды, преодолевая препятствия, и т.п. Предметом заботы педагога является воспитание у детей ответственности за своё поведение в совместной игре.

Учить детей договариваться (в играх, совместной деятельности); анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них, понимать, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды. Обсуждать с детьми способы разрешения конфликтов: как бы ты поступил? Кто помочь помириться?

Поддерживать стремление к сотрудничеству и партнёрству в совместной деятельности, проявление самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Помогать детям осознавать то, что, вступая в коммуникацию, необходимо чётко представлять: какова цель общения (зачем вступаешь в контакт), кто адресат (к кому обращаешься), что говоришь (о чём сообщаешь, делишься впечатлениями или убеждаешь, уговариваешь, просишь и т.п.) и как говоришь (вербальные и невербальные средства).

Формировать у детей умение регулировать свои речевые действия в зависимости от социальной роли говорящего (сын, дочь, покупатель, пассажир, пешеход и т.д.), которые определяют характер речевых ролей (например: речь сына и дочери в ситуации бытового общения будет существенно отличаться от речи детей в общении с воспитателем или от речи ребёнка в роли покупателя, пешехода, пассажира).

Развивать у детей такие виды речевой деятельности, как слушание и говорение, являющиеся одними из основных в учебной деятельности будущих первоклассников.

Воспитывать ответственное отношение ребёнка к тому, что и как он говорит, формировать умение соотносить вербальные и невербальные средства общения, чтобы не обидеть собеседника.

Поддерживать инициативу ребёнка в совершении речевых поступков.

Развивать у детей способность инициировать совместную игровую деятельность в рамках образовательной среды, соблюдая правила общения и речевые нормы.

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

Стимулировать проявление нравственных чувств и эмоций (ответственность, стыд, гордость и др.) в реальных и моделируемых ситуациях; способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого (сочувствие, сострадание, сопереживание). Побуждать детей проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию взрослых и сверстников, пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление, гнев). Обсуждать с детьми причины, вызывающие разные эмоции; обращаться к эмоциональному опыту детей (в каких ситуациях они испытывали радость, огорчение, страх, удивление). Создавать практические ситуации, требующие от детей проявления внимания, эмоциональной отзывчивости: успокоить, пожалеть, развеселить. Помогать детям в осознании связи между настроением взрослых и поведением детей.

Обогащать гендерные представления детей на примере внешних различий и социальных ролей: профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре. Знакомить детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье. Создавать условия для проявления и переживания детьми определённых чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек (в сюжетно-ролевых играх, драматизациях).

Обсуждать с детьми необходимость учёта возраста людей в своём поведении: пожилым людям требуется помощь, забота, уважение близких, малыши нуждаются в заботе и поддержке.

Поощрять внимательное и доброжелательное отношение детей к членам семьи, желание участвовать в семейных традициях, оказывать посильную помощь. Приветствовать желание детей проявлять внимание и заботу о больном или пожилом члене семьи. Обсуждать с детьми, как можно выразить внимание к близким: рассказать о своих делах, сделать подарок своими руками, поговорить по телефону и т.д.

Развивать чувство гордости за своих родителей: рассматривание фотографий, почётных грамот и др., совместное участие в спортивных праздниках, развлечениях, организуемых в детском саду. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметам и вещам. Привлекать внимание родителей к важности участия ребёнка в выполнении обязанностей в семье, семейных традициях, совместной с родителями деятельности.

Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей, сверстникам в группе (люди отличаются друг от друга внешностью, но обладают схожими чертами (строение тела, эмоции). Развивать уверенность детей в себе, чувство собственного достоинства, положительную самооценку, желание следовать одобряемым взрослыми и сверстниками социальным нормам поведения.

Обогащать знания о родном городе, его достопримечательностях, исторических памятниках, музеях, театрах, выдающихся людях. Формировать представления о символах государства: герб, флаг; столице Российской Федерации - городе Москве. Развивать чувство гордости за свою Родину. Формировать представления о национальной культуре и народных традициях.

Расширять и уточнять страноведческие знания детей (опираясь на опыт путешествий детей с родителями, рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, видеосюжетов и т.д.).

Создавать условия, способствующие гармонизации общения детей и взрослых, а также для коммуникативно-речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Содействовать созданию обстановки эмоционального и коммуникативно-речевого благополучия, способствующей полноценному развитию каждого ребёнка независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), эффективного общения всех участников коммуникации.

Развивать способность ребёнка адекватно оценивать ситуации общения, чтобы избежать небезопасных контактов с незнакомыми людьми (например, разговор по телефону, общение на улице и т.п.).

Формировать коммуникативно-речевые умения (словесные и невербальные), выражающие сочувствие, сопереживание, отзывчивость и т.п.

Способствовать развитию у ребёнка нравственной зоркости и желания (впоследствии потребности) оказывать посильную помощь (словом и делом) другим (родным, близким, незнакомым).

Мотивировать речевое поведение и поступки ребёнка на уважительное отношение к своей семье, к сообществу детей и взрослых.

Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребёнка с учётом этнокультурной ситуации развития детей, уровнем их коммуникативно-речевого развития.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

Помочь ребёнку старшего дошкольного возраста запомнить адрес его места жительства, научить при необходимости обращаться за помощью к сотруднику полиции.

Развивать у детей самостоятельность, понимание важности правильного поведения для безопасности своей жизни и здоровья при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, в лифте, на улице). Детей обучают умению ориентироваться на дорогах, при переходе улиц, перекрёстков. Воспитатель обучает детей основам правильного поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, формирование бережного отношения к окружающей природе); учит пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки).

Подготовительная группа (6-7 (8) лет)

Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Педагогу следует учитывать, что моральные ценности формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребёнком норм и правил поведения, в то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребёнка осуществляется в дошкольном возрасте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям.

Создавать условия для овладения ребёнком конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве); выбора правильной линии поведения по отношению к людям разного возраста, проявления уважения к старшим.

Развивать у детей потребность соблюдать правила речевого общения: не перебивать говорящего, быть внимательным слушателем (культура слушания), заинтересованным и вежливым собеседником, тактично задавать вопросы, вежливо отвечать на вопросы и др.

Вырабатывать у ребёнка привычку соблюдать нормы речевого этикета: приветствовать, прощаться, благодарить и пр.

Воспитывать у ребёнка желание оказывать помощь, поддерживать (словом и делом) ровесника или младшего в различных критических ситуациях.

Способствовать осмыслению детьми словесных средств, отражающих нравственные категории и представления ребёнка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях, и уместному использованию детьми этих словесных единиц и выражений в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации.

Приобщать детей к диалогам на духовно-нравственные темы, стимулировать их речевую активность с опорой на литературные произведения и фольклор, а также на их личный опыт, деликатно обращая внимание на примеры реальных ситуаций детского общения (позитивные и негативные).

Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками

В подготовительной группе воспитатель продолжает решать задачи, направленные на поддержку инициативы их самостоятельной организации дошкольниками, формирование умений согласовывать свои действия с действиями партнёров в совместных играх, самостоятельно вырабатывать игровые правила и следовать им в ходе игры. Внимание взрослого направлено на возникновение и укрепление устойчивых детских игровых объединений, поддержку игровой самостоятельности, инициативы, творчества дошкольников и др.

Развивать произвольность поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). Поэтому воспитатель учитывает индивидуальные возможности детей и поддерживает проявления ими волевых усилий.

Важно помогать детям выделять нравственный смысл отношений, связанных с ролью; ориентировать на отражение в соответствующих игровых ролях таких качеств, как отзывчивость, стремление помочь другому, проявление заботы, постоянную готовность выручить из беды, преодолевая препятствия, и т.п.

Включать детей в игровую практическую деятельность. Игра имеет большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте. Опыт социального поведения ребёнок может накопить и усвоить не только в процессе получения теоретических знаний, которые ему дают родители и педагоги, а скорее всего в практической деятельности. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально-нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, способность оказать взаимную помощь и поддержку.

Воспитывать у детей способность договариваться, строить дружеские, доброжелательные отношения, учитывая интересы и чувства других и соблюдая коммуникативно-нравственные и речевые нормы.

Помогать ребёнку преодолевать психологический барьер (если он имеет место), возникающий при общении с разными собеседниками во всевозможных коммуникативных ситуациях.

Способствовать развитию у детей понимания того, что использование различных маркеров вежливости зависит от того, кто их адресат (ровесник или взрослый, родственник или посторонний, знакомый или незнакомый) и каковы условия общения (контактное или дистантное общение, индивидуальное или групповое общение и т.п.).

Обращать внимание детей на роль невербальных средств общения, способствующих гармонизации общения участников коммуникации (интонационная окраска голоса, уровень громкости и темп речи, взгляд, улыбка, поза).

Помогать ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо выражать собственное мнение в критических коммуникативных ситуациях.

Формировать у детей умения пользоваться средствами выразительности устной речи (интонация, темп речи, громкость звучания, тембр и т.д.).

Воспитывать у детей стремление вежливо обращаться к собеседнику с просьбой, аргументированно и корректно отказывать в случае невозможности выполнить просьбу.

Помогать детям в освоении речевых жанров «приглашение», «поздравление», «извинение» и других актуальных конкретному возрасту ребёнка и коммуникативной ситуации речевых жанров.

Обращать внимание детей на правила общения в зависимости от того, кто их адресат (ровесник или взрослый, родственник или посторонний, знакомый или незнакомый).

Способствовать формированию у детей умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.).

Создавать оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения детей в ролевой игре (доброжелательная атмосфера, мотивационная основа, конкретные цели и задачи, условия ролевой игры, чёткий инструктаж, необходимый реквизит и пр.).

Становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий

Развивать способность к соподчинению мотивов поступков, к произвольной регуляции своих действий; умению соотнести свои поступки с нормами и правилами поведения; формировать задатки произвольного поведения.

Побуждать ребёнка к совершению нравственных поступков: позаботиться о больном друге, защитить малыша, помочь воспитателю и др. Ситуации нравственного выбора становятся важным средством воспитания доброты, отзывчивости, справедливости. В качестве мотивов нравственного выбора поддерживать проявление нравственных чувств: любви, ответственности, совести, долга. Воспитатель организует беседы на нравственные темы, побуждает детей давать нравственную оценку поступкам литературных персонажей, героям детских фильмов, а также собственным поступкам. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености; умение радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей.

Создавать ситуации для проявления детьми способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; замечать и поощрять в реальной жизни. Побуждать детей анализировать и оценивать конфликтные ситуации, учить правильно реагировать на них; поддерживать ребёнка в стремлении находить конструктивное решение конфликта. Воспитатель учит ребёнка осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к его поступкам. Поощрять выражение отношения к происходящему, поддерживать предложения ребёнком вариантов решения проблем с позиции правил культурного поведения и нравственных норм.

Помогать детям осознавать то, что, вступая в коммуникацию, необходимо чётко представлять: какова цель общения (зачем вступаешь в контакт), кто адресат (к кому обращаешься), что говоришь (о чём сообщаешь, делишься впечатлениями или убеждаешь, уговариваешь, просишь и т.п.) и как говоришь (вербальные и невербальные средства).

Формировать у детей умение регулировать свои речевые действия в зависимости от социальной роли говорящего (сын, дочь, покупатель, пассажир, пешеход и т.д.), которые определяют характер речевых ролей (например: речь сына и дочери в ситуации бытового общения будет существенно отличаться от речи детей в общении с воспитателем или от речи ребёнка в роли покупателя, пешехода, пассажира).

Развивать у детей такие виды речевой деятельности, как слушание и говорение, являющиеся одними из основных в учебной деятельности будущих первоклассников.

Воспитывать ответственное отношение ребёнка к тому, что и как он говорит, формировать умение соотносить вербальные и невербальные средства общения, чтобы не обидеть собеседника.

Поддерживать инициативу ребёнка в совершении речевых поступков.

Развивать у детей способность инициировать совместную игровую деятельность в рамках образовательной среды, соблюдая правила общения и речевые нормы.

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию у детей нравственных привычек и культуры поведения. На седьмом году жизни увеличивается диапазон нравственных представлений, обогащаются знания о социально одобряемом и неодобряемом поведении. Ребёнок ориентируется в своих поступках на мнение и оценку значимого взрослого (воспитателя, родителей). Воспитателю следует уделять внимание формированию моральных понятий: справедливость - несправедливость, честность - лживость и т.д. Формировать обобщающие нравственные понятия «Справедливый человек - это...».

К старшему дошкольному возрасту дети уже твёрдо идентифицируют себя с тем или иным полом, умеют описывать свою внешность, некоторые черты характера, могут рассказать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях. Взрослый поддерживает беседы на личностные темы; поддерживает ребёнка в его желании делиться своими сокровенными чувствами, впечатлениями.

Дети знают своё имя, отчество, фамилию, домашний адрес; имя, отчество, профессии родителей, ближайших родственников. Воспитатель поддерживает желание детей рассказать о семейных традициях.

Формировать обобщённые представления о своём организме, его возможностях. Учить понимать, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимает настроение. С этой целью организовывать игры, тренинговые упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

Поддерживать стремление детей рассказывать о своих событиях детства и жизни своих близких; гордиться своей семьёй, знать её родословную. Проявлять интерес к детским впечатлениям ребёнка, анализу своих достижений («Когда я был маленький, я не умел, а теперь умею... », «Я боялся, а сейчас…»). Подчёркивать значимость этих достижений, ощущения самостоятельности и взросления ребёнка.

Формировать интерес к будущей позиции школьника, обеспечивать условия для развития интереса к познанию.

Инициировать беседы о будущем: кем ты будешь, когда вырастешь? Поддерживать стремление дошкольника к социальной активности: быть полезным для своей семьи, ближайшего окружения, своей Родины.

Углублять представления о малой и большой родине, её природе, великих достижениях соотечественников. Обогащать знания о своём городе (селе), достопримечательностях, музеях, театрах, памятниках культуры и народным героям. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к традициям.

Формировать первоначальные представления о государстве (президент, армия и т.д.), его символах (герб, флаг, гимн), государственных праздниках. Обращать внимание на многонациональный состав народов России. Знакомить с народной и национальной культурами, предметами быта, игрушками и играми. Воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Продолжать развивать интерес к страноведческим знаниям: рассказывать об особенностях некоторых государств: климате, природе, народах, культуре, некоторых традициях. Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей, сверстникам в группе. Развивать уверенность детей в себе, чувство собственного достоинства.

Создавать условия, способствующие гармонизации общения детей и взрослых, а также для коммуникативно-речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Содействовать созданию обстановки эмоционального и коммуникативно-речевого благополучия, способствующей полноценному развитию каждого ребёнка независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), эффективного общения всех участников коммуникации.

Развивать способность ребёнка адекватно оценивать ситуации общения, чтобы избежать небезопасных контактов с незнакомыми людьми (например, разговор по телефону, общение на улице и т.п.).

Формировать коммуникативно-речевые умения (словесные и невербальные), выражающие сочувствие, сопереживание, отзывчивость и т.п.

Способствовать развитию у ребёнка нравственной зоркости и желания (впоследствии потребности) оказывать посильную помощь (словом и делом) другим (родным, близким, незнакомым).

Мотивировать речевое поведение и поступки ребёнка на уважительное отношение к своей семье, к сообществу детей и взрослых.

Формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребёнка с учётом этнокультурной ситуации развития детей, уровнем их коммуникативно-речевого развития.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

Одно из основных условий безопасности дошкольников - развитие у них самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Дети должны иметь чёткое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, в лифте, на улице).

Помочь освоить правила поведения на дорогах, при переходе улиц, перекрёстков. Обучить детей основам правильного поведения при встрече с бездомными и незнакомыми животными.

Методическое и материально-техническое обеспечение

     

Библиотечный фонд:

Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. - М.:Баласс. - 160 с.

Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Это - Я. Пособие по социально-коммуникативному развитию для детей 6-7 лет. — М.:Баласс. — 64 с.

Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». - М.:Баласс. - 208 с.

Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Тестовые задания для диагностики дошкольников (карточки). - М.:Баласс. - 48 с.

Тематическое планирование по возрастам

Младшая группа (3-4 года)

№ п/п

Тема

Количество часов

1 раздел: Я среди других (6 часов)

1.

Здравствуйте, это я!

1

2.

Солнышко.

1

3.

Колпачок клоуна.

1

4.

Дружба начинается с улыбки.

1

5.

Каким я себя вижу.

1

6.

Отпечатки.

1

2 раздел: Что я могу (10 часов, 3 дополнительных)

7.

Мои глаза.

1

8.

Береги глаза.

9.

Язык – мой помощник.

1

10.

Язык – мой помощник.

11.

Мой нос.

1

12.

Ручки – подружки.

1

13.

Могут ли руки говорить.

14.

Чтобы ноги не уставали.

1

15.

Пожалей свою кожу.

1

16.

У страха глаза велики.

1

17.

Мы ребята смелые.

1

18.

Я дарю тебе улыбку.

1

19.

Что я могу.

1

3 раздел: Я и другие (6 часов)

20.

Что я знаю и умею.

1

21.

Любимчики.

1

22.

Разноцветная вода.

1

23.

О чем рассказала лошадка.

1

24.

Нам весело вместе.

1

25.

Давайте дружить (проект).

1

Средняя группа  (4 – 5 лет)

№ п/п

Тема

Количество часов

1 раздел: Я среди других (6 часов)

1.

Здравствуйте, это я!

1

2.

Я дарю тебе улыбку.

1

3.

Настроение.

1

4.

Дружба начинается с улыбки.

1

5.

Каким я себя вижу.

1

6.

Отпечатки.

1

2 раздел: Что я могу (11 часов)

7.

Что я слышу, что я вижу…

1

8.

На вкус и цвет.

1

9.

Дотронься до радуги.

1

10.

Мои чувства.

1

11.

Я могу быть другим.

1

12.

Мой портрет (аппликация).

1

13.

Рисование себя в полный рост.

1

14.

Рисование на воздушных шарах своего портрета.

1

15.

Вообразилия.

1

16.

Что в тебе и во мне общего.

1

17.

Загадочный зоопарк (заключительное).

1

3 раздел: Я и другие (7 часов)

18.

Что значит быть другом.

1

19.

Дружба.

1

20.

Письмо другу.

1

21.

Я и мои друзья.

1

22.

Давайте подружимся.

1

23.

Ссора.

1

24.

Как помириться?

1

Старшая группа (5 – 6 лет)

№ п/п

Тема

Количество часов

1 раздел: Я среди других (12 часов)

1.

Кто Я?

1

2.

Какой Я?

1

3.

Чем мы отличаемся друг от друга?

1

4.

Все мы разные.

1

5.

Мое настроение.

1

6.

Я умею.

1

7.

Я не боюсь научиться.

1

8.

Я и моя семья.

1

9.

Я и мои друзья.

1

10.

Мои мечты.

1

11.

Мои сказочные сны.

1

12.

Город нашей дружбы.

1

2 раздел: Что я могу. Сказочная страна «Что я могу» (12 часов)

(сказкотерапевтические занятия – путешествия)

13.

Вводное.

1

14.

Путешествие в Синегорье к орлу Зоркий Глаз.

1

15.

Путешествие на острова «Загадочные звуки» к слонихе Чуткие Уши.

1

16.

Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к собаке Острый Нюх.

1

17.

Путешествие на озеро «Вкусная вода» к лягушке Умный Язык.

1

18.

Путешествие на «Чувствительные холмы» к обезьяне Любопытные Руки.

1

19.

Заключительное «Страна «Что я могу».

1

Подготовительная группа  (6 -7 лет)

№ п/п

Тема

Количество часов

2 раздел: Что я могу?  Мир чувств, мир эмоций. Сказочные занятия-путешествия (5 серий по 4 часа, всего 20 часов).

Серия 1. Радость.

1.

Море радости.

1

2.

Остров Чунга-Чанга.

1

3.

Животный мир острова Чунга-Чанга.

1

4.

Растительный мир острова Чунга-Чанга.

1

Серия 2. Грусть.

5.

В гостях  у синьора  Минора на острове Плакс.

1

6.

Царевна Несмеяна на острове Плакс.

1

7.

Животный мир острова Плакс.

1

8.

Растительный мир острова Плакс.

1

Серия 3. Злость.

9.

Клокочущий вулкан.

1

10.

Жители Клокочущего вулкана.

1

11.

Животные Клокочущего вулкана.

1

12.

Растительность Клокочущего вулкана.

1

Серия 4. Страх.

13.

Дремучий лес.

1

14.

Жители Дремучего леса.

1

15.

Животные Дремучего леса.

1

16.

Растения Дремучего леса.

1

Серия 5. Удивление.

17.

Удивительная планета.

1

18.

Жители Удивительной планеты.

1

19.

Животные Удивительной планеты.

1

20.

Растительный мир Удивительной планеты.

1

Почувствуй мир другого (дополнительно).

3 раздел: Я и другие (13 часов).

21.

Кто ты такой?

1

22.

Кто они такие?

1

23.

Описание человека.

1

24.

Что я могу делать хорошо.

1

25.

Переезд.

1

26.

Смелость.

1

27.

Дорогая Лена.

1

28.

В гости к интересному человеку.

1

29.

Трудная ситуация.

1

30.

Положить этому конец.

1

31.

Дразнить и докучать.

1

32.

Чью сторону ты примешь?

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование дополнительного бесплатного образования по «Социально – коммуникативному развитию» «Познаю себя» вторая младшая группа

  Основная цель  – является социально – коммуникативные и социально-нравственные критерии развития. Введение в мир социальной действительности.  На  любознательн...

«Опыт реализации парциальной программы социально- коммуникативного развития и социального воспитания Л.Н. Коломийченко «Дорогою добра» с применение современных образовательных технологий»

Доклад на  районный семинар из моего опыта работы по  парциальной программе Л.Н. Коломийченко" Дорогою добра"Идите по жизни дорогой добра!Доброта – это чувство, причём, быть ...

Консультация «Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра»»

Консультация о содержании, целях и задачах программы  социально-коммуникативного развития  и социального воспитания детей дошкольного возраста  «Дорогою добра» авторско...

Перспективное планирование дополнительной общеразвивающей программы социально-коммуникативной направленности «Познаю себя»

  Основная цель курса – является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятия ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего...

Программа социально-коммуникативного развития детей младенческого,раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 (8 лет) «Познаю себя».

Программа социально-коммуникативного развития детей младенческого,раннего и дошкольного возраста (от 0 до 7 (8 лет) «Познаю себя»....

Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра»

Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитаниядетей дошкольного возраста«Дорогою добра»...

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной, речевой, познавательной направленности «Рифмопластика» Срок реализации программы 1 год

            Содержание и структура программы.Программа  составлена с учетом основных педагогических и логопедических принципов, связана с основными лекси...