Перспективное планирование дополнительной общеразвивающей программы социально-коммуникативной направленности «Познаю себя»
методическая разработка (средняя группа)

Жидкова Ирина Васильевна

    Основная цель курса – является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятия ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspekt._plan_po_kruzhku.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Перспективное планирование  дополнительной общеразвивающей программы социально-коммуникативной направленности

«Познаю себя»

на 2021-2022 учебный год

                                                                                        Составила

                                                                         воспитатель МДОУ «ДС№28»

                                                                                       высшей квалификационной категории

                                              И.В. Жидкова                                          

Пояснительная записка.

Развивающий курс для детей среднего дошкольного возраста, составлен на основе методического пособия: Корепанова М.В., Харлампова Е. В. «Познаю себя».

    Основная цель курса – является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятия ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.

Раздел работы с детьми по плану, строиться по трем разделам:

    - в первом разделе плана: «Я среди других» решается задача познания ребенком себя через отношения с окружающими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется его сходство и хорошо ли быть похожим на них.

    - во втором разделе: «Что я могу?» представлены игры,  и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

    - в третьем разделе: « Я и другие» совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделения своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я - концепции».

    Формы проведения совместной деятельности с детьми:

-  фронтальное;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

    Время проведения 15-20 минут. Одна тема рассматривается в течение 2 недель, а работа с детьми проводиться один раз в неделю.

    Методика проведения занятий предполагает: проигрывание этюдов, групповые дискуссии, коллективное и индивидуальное художественное творчество (рисование, аппликация), словесные, пантомимические игры и развивающие игры. Беседы направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Создание проблемной ситуации по теме.

Месяц

Тема

Задачи

        

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

1

2

1

 

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Раздел 1

Я среди других

 «Здравствуйте, это я!»

.

 

«Я дарю тебе улыбку»

«Настроение»

.

«Дружба начинается с улыбки »

«Отпечатки»

Раздел 2

Что я могу?

«Что я слышу, что я вижу…»

«Дотронься до радуги» (развитие осязания)

«Я могу быть другим» (пантомимические игры, изодеятельность)

«Рисование себя в полный рост»

«Рисование на воздушных шарах своего портрета»

 «Вообразилия»

 «Что в тебе и во мне общего?»

.

Раздел 3

Я и другие

«Что значить быть другом?»

 «Дружба»

«Я и мои друзья»

«Давайте подружимся»

 «Ссора»

«Как помириться?»

Образовательные: вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению; помочь детям понять, что все люди разные, отличаются друг от друга.

Развивающие: развивать речевую активность.

Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг другу.

Образовательные: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; способствовать вербализации мыслей и чувств детей.

Развивающие: развивать творчество и воображение.

Воспитательные: воспитывать положительные качества личности.

Образовательные:  активизировать использование в речи слов – названий эмоций; учить детей соотносить настроение с мимическими реакциями.

Развивающие: развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Воспитательные: воспитывать положительные качества детей посредством игрового упражнения

Образовательные:  учить детей творческому рассказыванию.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия; развивать выразительность жестов.

Воспитательные: способствовать формированию позитивного восприятия детей друг с другом.

Образовательные:  учить делать отпечатки ног и рук при помощи краски, сравнивать форму, размер.

Развивающие: развивать умение сравнивать друг  друга по характерным внешним признакам.

Воспитательные: воспитывать положительные отношения друг к другу, умение замечать что все люди разные.

Образовательные:  учить детей замечать окружающие их предметы, слышать звуки и различать их.

Развивающие: развивать слуховое внимание, воображение и фантазию.

Воспитательные: воспитывать умение бережно относиться к окружающим их предметам.

Образовательные: учить детей описывать предметы и свои ощущения.

Развивающие: развивать у детей чувство осязания; речь, память, воображение.

Воспитательные: воспитывать желание рассказывать о своих ощущениях.

Образовательные:  учить детей рассказывать, из геометрических фигур составлять изображения.

Развивающие: развивать у детей творческое воображение; способность к перевоплощению, эмоциональной передаче характера воображаемого персонажа.

Воспитательные: воспитывать желание изображать движения, по указанию воспитателя, умение работать в коллективе.

Образовательные:  учить передавать в изобразительном творчеством настроение, переживания.

Развивающие: развивать интерес к совместной творческой деятельности, доброжелательное отношение к сверстникам.

Воспитательные: воспитывать желание и умение работать в подгруппах, делиться мыслями .

Образовательные: поощрять творческие проявление детей в художественно-изобразительной деятельности, формировать умение рассказывать о своих чувствах, переживаниях.

Развивающие: развивать умение сравнивать друг  друга по характерным внешним признакам.

Воспитательные: воспитывать положительные отношения друг к другу, умение замечать что все люди разные.

Образовательные: учить детей рассказывать, отвечать на вопросы взрослого развернутыми предложениями.

Развивающие: развивать воображение, речевую активность, память, внимание.

Воспитательные: воспитывать желание рассказывать о своих ощущениях.

Образовательные: открыть для ребёнка, что каждый человек имеет свои характерные особенности. Но есть общее во внешнем строении тела, интересах и занятиях, которые объединяют людей.

Развивающие: развивать умение находить сходства и различия, речь.

Воспитательные: воспитывать желание  и умение работать в парах.

Образовательные: учить рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы по их содержанию.

Развивающие: развивать внимание, речевую активность, память, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание поддержать друга, заботиться о нем.

Образовательные: формировать социально-коммуникативные навыки в процессе формирования представлений о дружбе, умение реагировать на происходящее посредством мимики, желание дружить, радоваться общению.

Развивающие: развивать речевую активность.

Воспитательные: воспитывать уважение к окружающим и дружеские взаимоотношения в группе

Образовательные: учить работать в парах; учить договариваться.

Развивающие: развивать психологический контакт между детьми.

Воспитательные: воспитывать желание работать в парах; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Образовательные: показать детям, что с помощью мимики можно установить контакт, подружиться друг с другом; учить решать конфликты с помощью положительных эмоций.

Развивающие: развивать заботливость, чувство сострадания.

Воспитательные: воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.

Образовательные: показать детям, как легко могут возникнуть конфликтные ситуации, какие существуют возможные способы разрешения споров; дать детям возможность почувствовать, что дружить гораздо приятнее, чем ссориться.

Развивающие: развивать умение находить выход из конфликтной ситуации; развивать эмоциональную сферу.

Воспитательные: воспитывать  дружеские взаимоотношения.

Образовательные: учить детей рассуждать, отвечать на вопросы; научить детей находить выход из конфликтных ситуаций, используя не только вербальные способы общения, но и жесты.

Развивающие: развивать эмоциональную сферу.

Воспитательные: воспитывать умение дружить, чувство толерантности.

Список  используемой литературы:

1.Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. - М.:Баласс. - 160 с.

2.Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Это - Я. Пособие по социально-коммуникативному развитию для детей 6-7 лет. — М.:Баласс. — 64 с.

3.Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». - М.:Баласс. - 208 с.

4.Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Тестовые задания для диагностики дошкольников (карточки). - М.:Баласс. - 48 с.

5.Акимов Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева Е. Н. Лучшие игры для детей от 2 до 7 лет.- СП., 2002.

5.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб. – 2001.

6.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М., 2000.

7.Мосалова Л.Л. Я и мир. – М., 2009.

Структура совместной деятельности педагога с детьми

1. Приветствие  и прощание.

2. Разогрев «разминка».

3. Дискуссия.

4. Художественное творчество.

5. Проигрывание ситуаций с детьми.

6. Расслабляющие упражнения в середине совместной деятельности педагога с детьми.

Ожидаемый результат

Предполагается, что в результате реализации данного плана, ребенок станет внимательным, общительным, умеющим мыслить и рассуждать, делать выводы и строить замыслы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по психологическому сопровождению младших дошкольников от 2 до 3 лет к условиям МБДОУ "Здравствуй, детский сад без слез!"

В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к друг...

Дополнительная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию кружка "Береги себя"

Программа «Береги себя» (далее программа) является программой дополнительного образования детей от 5 до 6 лет. Программа направлена на формирование навыков безопасного поведения у детей до...

Программа социально-коммуникативного развития "Познаю себя"

Программа  составлена на основе программы по социально-коммуникативному развитию «Познаю себя» (авт. М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова) для детей дошкольного возраста от 3 до 7 (8) лет...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Мир без опасности»

Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Маленькие патриоты»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Мы вместе»

Развитие детей с РАС представляет наиболее трудный вопрос в современной психолого-педагогической практике. Всепроникающие нарушения, характерные для данной нозологической группы препятствуют гормональ...