деловая игра
методическая разработка
Развитие познавательно - исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дульдургинский детский сад «Бэлиг»
Деловая игра
«Развитие познавательно - исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Подготовила: ст.воспитатель Хандаева Б.Б.
Цель: уточнить знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.
Задачи:
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в планировании работы по познавательно-исследовательской деятельности;
- Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей (метод проекта, формы и виды проектов, детское экспериментирование);
- Способствовать формированию творческого мышления педагогов;
- Совершенствовать навыки принятия коллективных решений;
- Создавать условия для обмена педагогическим опытом;
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: педагоги МБДОУ «Бэлиг»
Ход деловой игры
- Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Развитие познавательно - исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно-исследовательской деятельности. Ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определенных чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.
Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, так же можно использовать на прогулке как часть наблюдения.
Участники делятся на три команды (сами воспитатели делятся) и занимают места за круглыми столами. Предлагаю вам сейчас вспомнить ФГОС ДО и ответить на вопросы:
1 задание:
- Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС ДО? (Конституция РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка)
- Какие требования устанавливает Стандарт ДО? (к структуре программы и её объёму, условиям реализации программы, результатам освоения программы)
- Назовите направления развития и образования детей по ФГОС? (ОО)
- Назовите основные разделы Программы (целевой, содержательный, организационный)
- Назовите требования к развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС. (должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной, обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность).
2 задание: А)
1 группа. Что является объектом познания детей младшего возраста?
(рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы)
2 группа. Назовите формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию? (наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры)
3 группа. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет. (наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, проектная деятельность, проблемные ситуации)
Б) 1 группа- Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования? (Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми, сверстниками.)
2 группа – перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.(плавает - не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов).
3 группа – объекты наблюдения для детей 3-4 лет. ( наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание).
В) 1 группа – что вы подразумеваете под понятием «познавательная деятельность»? (активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности).
2 группа – как вы понимаете термин «Эксперимент»?(эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач).
3 группа - одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.( любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям).
3 задание «Блиц-опрос»: отвечает команда, которая первой подняла флажок.
- Что такое метод проектов? (метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом.
- организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели )
- Дайте классификацию проектов по количеству участников (индивидуальный, групповой, коллективный (в рамках ДОУ);
- Дайте классификацию проектов по продолжительности (краткосрочные (несколько занятий, 1–2 недели); среднесрочные (1–3 месяца); долгосрочные (полгода, 1 уч. год);
- Дайте классификацию проектов по предметно-содержательной области (по содержанию) (монопроект - в рамках одной области знаний; межпредметный (интегративный) проект (интеграция 2 и более образовательных областей);
- Расскажите о структуре проекта (проектная деятельность включает в себя задание для детей, сформулированное в виде проблемы, целенаправленную детскую деятельность, формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом, результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта);
- Опишите этапы работы над проектом (целеполагание - воспитатель выносит проблему на обсуждение детям, педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени; разработка проекта - план деятельности по достижению цели; выполнение проекта – практическая часть; подведение итогов – презентация, определение задач для новых проектов);
- задание
задание для 1 группы. Перечислите условия организации «Центра экспериментирования» (размещается подальше от игровых зон; деятельность осуществляется под руководством воспитателя; стеклянный материал размещается в закрытом шкафу, а пластмассовый – в открытом и предназначается для самостоятельного пользования детей; располагается вблизи источника света; соответствующая высота размещения оборудования);
задание для 2 группы. Расскажите о видах и содержании деятельности детей в «Центре экспериментирования» в младшей группе (экспериментирование с зеркалом, магнитом, фонариком – солнечные зайчики, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов; игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, признаках веществ – переливание воды из одного сосуда в другой; дети 2-3 – виды экспериментов - плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов); в старшей группе (игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, признаках веществ; различные виды экспериментов);
задание для 3 группы. Перечислите содержание развивающей предметно-пространственной среды в «Центре экспериментирования» (младшая группа – камни, земля, глина, емкости для измерения, пересыпания, формочки для изготовления цветных льдинок, материалы для пересыпания и переливания, волшебный мешочек, маленькие зеркала, мыльные пузыри, магниты, фонарики, бумага, трубочки; старшая группа – земля разного состава, песок, глина, камни, емкости для измерения, пересыпания, формочки для изготовления цветных льдинок, материалы для пересыпания и переливания, увеличительное стекло, маленькие зеркала, магниты, фонарики, бумага, трубочки, набор для экспериментирования с песком, водой).
- задание.
Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
Незнайка, Винни-пух, Карлсон.
Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.
Вини-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.
Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.
Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
В основном не вписываются в нормы поведения, т.к. их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну. Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для осликав подарок на день рожденья.
Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
Для детского развития данное поведение не является положительны, но на основе поведения данных персонажей и связанных с ним приключениях ребенок понимает о его недопустимости, в то же время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.
- занятие
объяснялки (от детей)
Закончить нашу деловую игру я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «что еще слепить тебе? – спросил Бог. Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины»
Несложно понять суть сей притчи, всё в ваших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы хотелось закончить нашу деловую игру. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.
"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения Деловая игра способствует повышению интереса у педагогов к...
Деловая игра "Основы делового общения"
Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...
Деловая игра "Учите играя"
В ходе деловой игры педагоги уточнят знания по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...
Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"
Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....
Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»
закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....
Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»
Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...