Рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ
статья

Трофимова Анастасия Дмитриевна

в помощь педагогам, работающим с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vospitateley_po_rabote_s_detmi_s_ovz.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ

Трудностей в обучении и воспитании у детей с ОВЗ:

  • нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас;
  • узость знаний и представлений об окружающем мире;
  • несформированность пространственно-временных представлений;
  • выражены трудности переключения внимания, снижены концентрация, устойчивость;
  • низкий уровень развития мыслительных операций (операций классификации, сравнения, обобщения, недостаточно сформированы наглядно-образное и словесно-логическое формы мышления)
  • в деятельности: не выражен ориентировочный этап, характерны импульсивность, хаотичность действий, отсутствует самоконтроль;
  • снижение обучаемости (понимает инструкцию только после разъяснения, осуществляет частичный перенос на аналогичные задания, затруднена автоматизация навыка);
  • несформированность обобщающей и регулирующей функций слова.

Рекомендации педагогам для работы:

1. Формирование целенаправленной деятельности:

- предварительная ориентировка в задании, анализ инструкции к заданию;

- давать задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями воспитанника;

- учитывать индивидуальные особенности вхождения ребёнка в деятельность;

- изменять тактику руководства деятельностью ребёнка в связи с динамическими изменениями (при утомлении, пресыщении деятельностью);

- коррекция импульсивности: строгий запрет необдуманных ответов и мало результативных действий, поощрение ребенка в случае результативного ответа.

2. Выработка навыков самоконтроля:

- работа по подражанию (контролирующую функцию выполняет педагог);

- работа по образцу (воспитанник контролирует свою деятельность посредством образца);

- самостоятельная работа.

3. Не предъявлять для выполнения сразу более одного задания:

- сложное задание предъявлять частями;

- контролировать ход выполнения каждой части, внося коррективы.

4. Формирование пространственно-временных представлений:

- планирование дополнительного времени и разъяснительная работа при ориентации на листе бумаге, доске;

- использование физминуток для формирования ориентации в схеме собственного тела, пространства;

- использование на занятиях оргмомента для уточнения временных представлений (какое сейчас время года, месяц, день недели).

5. Усиление регулирующей функции слова, формирование способности к речевому обобщению:

- сопровождение речью выполняемых действий (ребёнок повторяет образец речевого сопровождения за педагогом, впоследствии даёт словесный ответ самостоятельно);

- формулирование вывода ребёнком.

6. Ограничиться минимальным количеством наглядного материала на занятии, не уделять много внимания деталям.

7. Устраивать на занятиях и свободной деятельности  паузы активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями на расслабление.

8. Использовать в процессе обучения игровые приёмы, элементы соревнования, дидактические игры.

9. Создавать ситуации успеха, в которых воспитанник мог бы проявить свои сильные стороны.

10. Поддерживать и поощрять любые проявления инициативы и самостоятельности ребёнка.

11. Избегать предъявления завышенных и заниженных требований к воспитаннику.

12. Хвалить ребёнка, даже если он справился с небольшим заданием или его частью.

13. Воспитывать навыки учебной работы, формировать представления о социальных нормах и навыках общения.

14. Расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире.

15. Опираться на жизненный опыт ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей о проведении коррекционно-воспитательной работы

Рекомендации разработаны в помощь воспитателям по проведению индивидуальной коррекционно-воспитательной работы для группы "Сложные дефекты"....

Преемственность учителя дефектолога ДОУ и СОШ (при работе с детьми с ОВЗ)

В данной презентации описаны ключевые моменты работы ДОУ и СОШ в рамках инклюзии детей с ОВЗ...

Тетрадь взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР

В данном пособии предлагаются примерные рекомендации к проведению коррекционно-развивающей работы в педагогическом процессе и индивидуальной работы воспитателя с детьми по заданию учителя-дефектолога....

Рекомендации учителя-дефектолога. Использование прищепок в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Расширение и активизация словаря. Практический материал.

Использование прищепок в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения способствует развитию мелкой моторики рук, творческого воображения,расширению и активизации словаря, совершенствов...

Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта

В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта....