Месяц | Направления работы | Способы достижения | Анализ достижений |
Август - Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов
Подборка методической литературы для реализации плана по самообразованию на 2020-21 уч. год | Знакомство и анализ документации.
Изучение и анализ методической литературы | Руководство нормативными документами при планировании и организации работы по теме самообразования
Применение методик при организации работы по плану самообразования |
Планирование работы с детьми на новый учебный год по теме самообразования | Изучение литературы, информационных источников сети Интернет для составления плана работы. | Составление плана работы на год |
Выявление уровня сформированности познавательной сферы по неживой природе у детей на начало учебного года | Диагностика | Итоги мониторинга на начало учебного года |
Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования | Беседа с родителями | Уголок для экспериментирования с необходимыми приборами и материалами |
Октябрь
| Изучить современную педагогическую теорию детского экспериментирования и взглядов различных педагогов на его роль в развитии познавательной сферы детей, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. | Изучение следующих источников: 1. Иванова А.И. « Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» 2. Костюченко М.П., Камалова Н.Р. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории» 3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Источники интернета Методические разработки, имеющиеся в методическом кабинете детского сада. | Проработка и анализ информационных источников |
Дать общую характеристику содержания понятия «познавательно - исследовательская деятельность» | Изучение литературы: Одинцова Л.И. «Экспериментальная деятельность в ДОУ». Нищева Н.В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. | Конкретизация содержания понятия |
Проведение занятия «Водичка - водичка» | Эксперименты с водой | Дети имеют представление о свойствах воды (жидкая; не имеет цвета, но ее можно покрасить; без вкуса, но некоторые вещества, растворяясь в воде, могут передавать воде свой вкус; без запаха). |
Просветительская работа с родителями | Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Информированность родителей |
Ноябрь | Проведение занятия «Волшебный песок» | Эксперименты с песком | Дети имеют представление, что мокрый песок принимает любую нужную форму, что на мокром песке остаются следы и отпечатки, что только сухой песок может сыпаться. Знают ,что песок – это множество песчинок. |
Просветительская работа с педагогами | Консультация «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников» | Информированность педагогов |
Декабрь | Проведение занятия «Воздух вокруг нас» | Эксперименты с воздухом | Дети имеют представление о том, что воздух существует вокруг нас и имеет свойства (прозрачный, может иметь форму шарика или другого предмета, можно почувствовать, может переносить запахи). |
Просветительская работа с родителями | Родительское собрание «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста» | Информированность родителей |
Январь
| Проведение занятия «Чудо - камень» | Эксперименты с камнями | Дети имеют представление о том, что камни твердые, тяжелые, холодные, могут быть маленькими и большими. |
Просветительская работа с педагогами | Семинар - практикум «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» | Информированность педагогов |
Февраль | Проведение занятия «Ледяные забавы»
| Эксперименты с льдом.
| Дети имеют представление о свойствах льда (холодный, гладкий, скользкий, хрупкий, твердый, прозрачный), что вода может превращаться в лед на холоде, а лед тает в тепле. Знают, как можно сделать цветные льдинки.
|
Просветительская работа с родителями | Анкетирование «Опытно-экспериментальная деятельность»
| Результаты анкетирования
|
Март | Проведение занятия «Снег - снежок»
| Эксперименты со снегом | Дети имеют представление о свойствах снега (холодный, белый,…) и отличительных особенностях снега и воды (не льется, можно лепить из снега). Снег превращается в воду в тепле.
|
Просветительская работа с родителями | Фотовыставка «Нам интересно все, что неизвестно»
| Информированность родителей |
Апрель
| Проведение занятия «Удивительная бумага» | Эксперименты с бумагой | Дети имеют представление о свойствах бумаги (не прочная - рвется, мнется и разглаживается), может быть разной (гладкой, тонкой, толстой, мягкой), не тонет в воде, но боится воды. |
Просветительская работа с педагогами | Презентация «Экспериментирование в младшей группе» | Информированность педагогов |
Май | Выявление уровня познавательной сферы по окружающему миру у детей на конец учебного года | Диагностика | Итоги мониторинга на конец учебного года, сравнение результатов с результатами на начало учебного года |
Май- июнь | Обобщение опыта | Создание картотеки экспериментов и игр в электронном варианте | Список экспериментов и игр для использования в организации образовательной деятельности детей 2-3 лет |
Выступление перед коллегами на итоговом педсовете. | Текст выступления |
Анализ работы по теме самообразования. | Отчёт по реализации плана по теме |
Публикация по теме самообразования | Статья в СМИ |
В течение года в соответствии с планом работы | Посещение курсов повышения квалификации | Обучение по профессиональной программе повышения квалификации | Аттестация. Получение свидетельства |
Изучение опыта педагогов на муниципальном уровне, уровне образовательной организации | Посещение теоретических и практических семинаров на базах ДОО муниципалитета, открытых занятий педагогов - коллег в МДОУ «Детский сад №114» с последующим анализом | Участие в семинарах |
Пополнение предметно-развивающей среды группы | Приобретение и изготовление оборудования для проведения занятий с экспериментами | Наличие предметно развивающей среды для познавательно- исследовательской деятельности |
Июнь-август | Планирование работы по самообразованию на новый учебный год | Подборка материала для разработки плана по самообразованию на 2021-22 учебный год | Составление списка литературы и информационных источников для работы |