Конспект образовательной деятельности для воспитанников старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с профессией программист».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Цель ОД: Сформировать познавательную активность дошкольников через ознакомление с профессией «программист».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_znakomstvo_s_professiey_programmist.docx | 489.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №45»
Конспект образовательной деятельности
для воспитанников
старшего дошкольного возраста
Тема: «Знакомство с профессией программист».
г. Заволжье, 2021 г
Актуальность
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессией программиста обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям. Таким образом, формирование представлений дошкольников о профессии программиста – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Содержание работы по ранней профориентации носит развивающий, информационный характер.
Новизна темы образовательной деятельности заключается в комплексном решении задач социально - педагогического направления, знакомство детей с профессией программист, о которой дети мало знают.
Ожидаемые результаты:
- сформированы представления о профессии программиста, особенностях его трудовой деятельности, значимости его труда,
- знакомы с понятиями "программа", «алгоритм";
- сформированы навыки выстраивания последовательности команд, умение анализировать работу
- умеют находить и исправлять простейшие ошибки в программах (алгоритмах).
- сформированы навыки самоконтроля, умение договариваться и работать в команде.
Участники: дети старшего дошкольного возраста
Соучастники: программист
Конспект образовательной деятельности
для воспитанников старшего дошкольного возраста
Тема: «Знакомство с профессией программист».
Цель: сформировать познавательную активность дошкольников через ознакомление с профессией «программист».
Образовательные задачи:
- познакомить детей с профессией «программист», особенностями его трудовой деятельности, значимости его труда;
- создать позитивную мотивацию к выбору будущей профессии;
- подвести дошкольников к понятиям «программа», исполнитель «программы», «алгоритм»;
- способствовать развитию умения составлять и выполнять план (алгоритм) действий;
- определять правильность порядка выполнения шагов;
Развивающие задачи:
- развивать коммуникативные способности, творческое воображение, зрительное восприятие, произвольное внимание;
- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к труду взрослых;
- воспитывать отзывчивость, взаимовыручку, желание прийти на помощь.
Оборудование: загадки; картинки о профессии «Программист», ноутбук
- демонстрационный– презентация «Профессия «Программист»»;
- раздаточный: карточки- символы, «поле» с клетками, игрушки; игра
«Робот и командир», игра «Пиктомир», медали «Будущий программист»
Предварительная работа:
- беседа с детьми о профессиях их родителей;
- чтение книги Н. Носов «Приключения Незнайка и его друзей»;
- просмотр развивающих мультфильмов «Мурзилка о создании игр программистами», «Программист»;
- познавательная беседа «История праздника – День программиста» (13 сентября);
Ход образовательной деятельности
1.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я очень рада нашей встрече.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
2. Воспитатель: Сегодня, я предлагаю поговорить об умных машинах - компьютерах. Где вы видели компьютеры? Кому они нужны?
Дети: в магазине, дома, в больнице….
Воспитатель дополняет рассказы детей:
Воспитатель: Трудно представить нашу жизнь без компьютера. С его помощью можно составлять расписания движения поездов, делать сложные хирургические операции и руководить полётом космической станции, можно общаться с людьми, которые находятся в разных точках земного шара.
Воспитатель: Как вы думаете, кто помогает людям разных профессий управлять компьютерами?
Ответы детей.
Воспитатель: (демонстрируется презентация). Помогают человеку управлять этими умными машинами программисты. Чтобы людям различных профессий: и врачам, и учителям, и строителям и космонавтам было проще решать свои профессиональные задачи, программисты создают для каждого из них специальные программы. Очень интересная и очень важная, необходимая для всех людей работа у программистов, ведь компьютеры сегодня повсюду.
3. Введение в проблемную ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сегодня приготовила для вас очень интересную игру. Хотите поиграть?
Дети выражают согласие.
Воспитатель включает компьютер, находит на рабочем столе икт - игру, но далее происходит сбой в программе, и детям не предоставляется возможность поиграть.
Воспитатель: Ребята, у меня не получается запустить игру.
Воспитатель: Что делать? Сами сможем справиться с данной проблемой?
Ответы детей.
Воспитатель совместно с детьми приходят к выводу, что произошел сбой в программе, и нужно обратиться за помощью к специалисту- программисту.
Воспитатель: К кому же мы можем обратиться за помощью?
Дети предлагают свои версии.
Воспитатель: я сейчас попробую попросить о помощи одного моего знакомого. Он по профессии программист.
Воспитатель по сотовому телефону кому-то звонит и договаривается о встрече.
4.Основной этап.
В группу входит программист и приветствует детей.
Дети здороваются, знакомятся.
Программист: Что у вас случилось?
Дети рассказывают о том, что у них есть интересная игра, но произошел сбой в этой программе и они не могут поиграть.
Программист: Моя профессия программист. Вы знаете, чем занимается программист?
Ответы детей.
Программист: Программист-это тот человек, занимается разработкой компьютерных программ. Для того, чтобы стать профессиональным программистом, требуется не только огромное терпение, но и особый склад ума, позволяющий разговаривать на одном языке с компьютером.
А ещё нужно быть усидчивым и уметь доводить начатое дело до конца. Очень редко программисту удаётся сделать всё с первого раза, приходится долго сидеть, искать ошибки, тестировать различные методы выполнения поставленной задачи. Одна неправильная запятая может привести к тому, что вся программа перестанет работать как надо!
Я создаю разные программы для компьютеров и умею исправлять ошибки в них. И сегодня, конечно, я вам помогу и исправлю ошибку в программе вашего компьютера, чтобы вы смогли поиграть.
Программист устраняет проблему. Игра включается.
Воспитатель: Давайте спросим у программиста, трудно ли это: создавать программы? И что для этого необходимо знать и уметь? А можем ли мы написать программу?
Программист: Для того чтобы стать профессиональным программистом необходимо хорошо знать математику, уметь строить алгоритмы - это такие цепочки последовательных действий для разных объектов. Для того чтобы стать программистом надо хорошо учиться в школе, а затем учиться в колледже или институте, изучать разные языки программирования. Людям этой профессии следует обладать огромным терпением и обязательно желанием доводить начатое дело до конца. Я думаю, что могу для вас написать программу. Хотите поиграть в новую игру? Дайте мне немного времени.
Дети выражают согласие.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть, пока программист готовит для них игру.
Физкультминутка «Профессии».
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот — (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Нужно много знать, уметь (Повороты кистями — тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Программист: прежде, чем вы начнете играть, давайте разберемся с символами, которые используются в этой игре и узнаем, что они означают.
Программист: Стрелка вверх означает - иди, стрелка с поворотом вправо –означает иди направо, стрелка с поворотом влево – означает иди налево).
Программист: игра называется «Пиктомир». Вам нужно помочь роботу зажечь все синие лампочки. А чтобы их зажечь, вам нужно пройти путь, ориентируясь на символы (стрелки).
Дети играют.
Воспитатель проводит индивидуальную работу, оказывает помощь или поддержку тем детям, которым не удается выполнить правила игры.
Программист: Ребята, а вы хотите сами поучаствовать в разработке игры?
Дети выражают согласие.
Программист: предлагаю совместно разработать игру, которая называется «Робот и командир».
Воспитатель выкладывает на полу поле с клетками. В клетки раскладываются игрушки.
Программист: В этой игре вам нужно будет передвигаться по квадратам поля от клетки-старта до определенной игрушки. Двигаться можно только по вертикали и горизонтали. В этой игре вы загадываете игрушку, составляете схему движения до нее от клетки-старта. В игре будем использовать те же символы: стрелка вверх означает иди, сколько стрелок - столько и шагов. Стрелка с поворотом вправо – означает - иди направо, стрелка с поворотом влево – означает иди налево.
Каждый ребенок выкладывает путь до определенной им игрушки на индивидуальной карточке.
Воспитатель: вам нужно разбиться на пары. Один из вас будет роботом, другой командиром. Командир отдает команды, робот выполняет. Командир может отдать команду: «Вперед 3 шага». Робот делает 3 шага вперед и сообщает: «Готово» и т.д. В результате робот приходит к определенному командиром предмету (игрушке), затем робот и командир меняются ролями.
Дети делятся на пары, играют.
Программист: Молодцы, я рад, что некоторые из вас легко осваивают программирование. Я думаю, что если вы захотите, и будете усердно учиться, то можете стать программистами. Особенно важно учиться математике. Программист прощается, уходит.
5. Рефлексия.
Воспитатель:
-Ребята, что нового вы сегодня узнали о профессии программист?
-Что делает программист? А вам понравилось программировать?
Кто хочет стать программистом? Почему?
Выводы:
Таким образом, у детей значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения. Они стали уважительнее относиться к труду взрослых и результатам их труда.
Дети не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессии программиста, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист данной профессии.
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с.
2.Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002
3. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
4.Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
5.Бурмистрова Н. Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9
6. Голицына Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М. : Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.
7. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. М., 2010
8.Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
9.Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
10.Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014
11. Интернет ресурсы:
Приложение:
- Карточки- символы
- иди прямо
- иди направо
- иди налево
2. Игра «Робот и командир».
Ход игры: На полу раскладываются дорожки из ковриков, по которым надо
провести своих роботов. Каждый командир должен довести своего робота
до финиша. Робот помнит, что управлять им может только один командир, и
самостоятельно робот ничего выполнять не может, он может выполнять
только команды командира. Робот умеет выполнять только три команды: вперед, налево и направо.
3 Игра «Пиктомир»
Ход игры: Робот должен выполнить важную миссию, он в подводных пещерах, куда не может попасть человек, собирает редкие виды рыб. Перемещаясь из пещеры в пещеру, он фотографирует рыб. Ваша задача, используя пиктограммы, запрограммировать робота так, чтобы он дошел до прохода в пещеру, и при этом обратите внимание на препятствия, встречающиеся у него на пути.
4.«Робот»
Ход игры: Составь алгоритм так, чтобы Робот побывал на всех закрашенных клетках, черные полосы-это стены. Сквозь них Робот пройти не может.
5. Медаль «Будущий программист»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для воспитанников старшего дошкольного возраста "Знакомство с Красной книгой".
Учебный материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности....
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Создаем книжку-малышку»
Интеграция образовательных областей:"Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", «Речевое развитие»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией «Эколог»
Цель: познакомить с профессией «Эколог»Задачи:1. формировать основы экологической культуры через практическую деятельность, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материа...
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Деньги – денежки»
Педагогический замысел: создать условия для расширения представления об истории, функциях и видах денег у воспитанников старшего дошкольного возраста....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией почтальона»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«Знакомство с профессией почтальона»Образовательная область: «Познавательное...
Интерактивный квест для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией программист»
Материал содержит конспект проведения квеста с использование интерактивного оборудования. Отмечена значимость важности проведения подобных мероприятий в детском садуВ детском саду ребятишки ежедн...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ОВЗ (заикание) Тема: «Путешествие в сказку «Дюймовочка»
Создание условий, способствующих развитию познавательных интересов и любознательности детей....