Сюжетно - ролевые игры для детей.
материал (средняя группа)
Сюжетно - ролевые игры для детей средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno_rolevye_igry.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя группа.
Месяц | Тема | Задачи педагога в игре |
09 | 1. Семья в магазине. 2. Шофёры. Магазин. 3. Семья вечером дома. 4. Семья в поликлинике. | Через участие взрослого в игре в качестве равноправного игрового партнёра учить детей логически соединять несколько простых сюжетов в одном, соответственно распределяя игровые действия. В процессе ролевого диалога закрепить названия этих действий. Продолжать воспитывать культуру общения в игре. Через объединение двух сюжетов в один расширить представления детей не только о труде шофёров и работе магазина, но и о необходимом взаимодействии людей разных профессий. Дать пример грамотного использования новых выражений: «разгружать продукты», «хлебный фургон», «новые товары». Поощрять инициативу детей в развитии сюжетных линий игры. В процессе привлекательных игровых действий закреплять представления детей об обязанностях членов семьи. Личным ролевым поведением взрослого дать понять необходимость вежливого обращения к родным, учить выстраивать диалог с использованием характерных речевых оборотов: «благодарю», «будь добра», «очень прошу» и т.д. Через обогащение знакомых сюжетов новыми событиями и через объединение их в один сюжет помочь дошкольникам отобразить в игре разнообразные взаимоотношения взрослых. Способствовать успешной реализации замысла игры, совершенствуя также новые способы действий с атрибутами и предметами-заместителями. Сформировать положительное отношение к образу и труду медицинского работника, закрепить понятие о необходимости помогать и сочувствовать родным и близким людям. |
10. | 1. Стройка. 2. День рождения. 3. Театрализ. игра по знакомой сказке. 4. Универсальный магазин. | Через игровые действия дать представление о труде взрослых, связанном со строительством. Совершенствовать коммуникативные навыки детей (учить договариваться о взаимодействии, придерживаться договорённости), называть действия и атрибуты в процессе активного диалога. Закреплять навыки конструирования из крупного строителя и использования постройки в игре. Учить ролевому взаимодействию, основанному на соблюдении этикета. В ролевом диалоге закреплять навыки вежливого и доброжелательного общения, поощрять проявление фантазии при выборе форм поздравления «именинника». Развивать творческое воображение малышей и совершенствовать их умения в исполнении роли и взаимодействии в игре «по мотивам сказки». Помогать развернуть события, связанные с действиями сказочных персонажей, попавших в новые условия. С помощью собственных высказываний способствовать закреплению в лексиконе детей сказочных оборотов, ярких эпитетов и прочих образных выражений. Закреплять и совершенствовать игровые умения, связанные со знакомым сюжетом. Дать представления о возможных вариантах развития, продолжения и изменения сюжетной линии. В соответствии с возникающими игровыми событиями изменять и развивать ролевые диалоги, следить за преобладанием в них сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. |
11. | 1. Почта. 2. Семья. Разговоры по телефону. 3. «Строим спортивный городок для участников Спартакиады народов Севера» (КРК) 4. Путешествие на пароходе. | В процессе развития сюжетных линий опосредованно расширять представление дошкольников о труде почтальонов и о функционировании почтовых отделений. Ввести ролевые действия: доставка на дом писем и газет, отправление на почте посылки, получение посылки. Закрепить в активной речи соответствующие словосочетания. Объяснить значение слов «конверт», «квитанция», «доставка». Обогатить знакомый игровой сюжет эпизодом «разговор по телефону» как средством закрепления коммуникативных навыков и формирования определённых норм вежливости. Закреплять уже знакомые игровые умения (придумывание проекта, выполнение чертежа, взаимодействия бригадира, строителей, шофёров, обыгрывание результата строительства), но обогатив их новым содержанием. Познакомить дошкольников с традициями родного города, связанными с развитием спорта, Воспитывать патриотизм, гордость за красоту г.Воркуты, стремление внести посильный вклад в благоустройство улиц. Логически связывая последовательность событий игры учить соблюдать ролевые действия (капитан, матросы, пассажиры). Поощрять придумывание реалистических и фантастических событий во время путешествия. Постоянно обогащать ролевой диалог однородными членами, эпитетами, сравнениями. |
12. | 1. Автобусная экскурсия по улице Ленина. (КРК) 2. Играем в сказку. | Познакомить детей с новым сюжетом и новыми ролями, обогатив их словарь соответствующими существительными: «экскурсия», «экскурсовод». Соединить нововведение с действиями знакомых персонажей – водителя и пассажиров. В игровой форме расширять знания детей о наиболее знакомых объектах родного города: спортивно-зрелищный комплекс «Олимп», кинотеатр «Каскад», Дом Быта, Дворец творчества детей и молодёжи, библиотека. Продолжать развивать у дошкольников умения воспроизводить ролевые действия и эмоционально передавать ролевое поведение, используя в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок. Поощрять активное использование таких средств выразительности как движения, мимика, интонации, жесты, а также стремление изменить события сказки. |
3. Семья. На кухне. 4. Больница. | Продолжать развивать и видоизменять знакомый сюжет с помощью отображения в нём различных жизненных ситуаций. Дать представление о том, что обстановка и уют в семье, качество обеда и т.п. зависят от слаженности и взаимопонимания членов семьи. Закреплять употребление в активной речи названия продуктов, домашней и кухонной утвари. Закрепить умение детей планировать свою деятельность применительно к знакомому сюжету., используя специфические выражения: «карточка», «рецепт», «таблетки», «прививка». Путём заинтересованности в игре взрослого поощрять придумывание новых событий по ходу игры. | |
01. | 1. Путешествие в самолёте. 2. Игра в сказку. 3. Семья в магазине. 4. Семья празднует День Рождения. | Закреплять умение договариваться о путях реализации игрового замысла, приняв на себя роли лётчика, стюардессы, пассажиров. Познакомить детей с действиями партнёров. Расширить словарный запас дошкольников словами «взлёт», «полёт», «посадка». Продолжать развивать творческое воображение малышей, а также эмоциональность при исполнении роли сказочного героя. Поощрять самостоятельность детей во время планирования нового развития сюжета. Закреплять в диалоге и монологах персонажей образные сказочные выражения. Создать детям проблемную ситуацию, направленную на объединение 2 -3 сюжетных линий в один сюжет. Разнообразить роли и игровые приёмы, усложнить взаимодействия между партнёрами. С помощью «речевых образцов» взрослого ввести в диалог синонимы, сравнения, обращения. Отрабатывать умения детей развивать сюжет из 3 и более смысловых эпизодов (приготовление блюд, сервировка стола, выбор и подготовка подарков, праздничное чаепитие). На примере речи воспитателя как активного и интересного игрового партнёра закреплять в речи детей характерные «поздравительные» фразы и выражения. Повысить речевую активность играющих за счёт использования стихов, песен и т.п. |
02. | 1. В кафе. 2. Идём в гости на День Рождения. 3. Мы спортсмены. 4. Едем в поезде. | Согласовывая игровые действия с ролями нового сюжета (бармен, официант, посетители) продолжать расширять жизненный и игровой опыт детей. Продолжать формировать необходимые коммуникативные навыки, активизировать речь малышей за счёт обсуждения и комментирования процесса новой игры. Учить взаимодействию в игре, основанному на соблюдении правил этикета, усложняя сюжет с помощью новых событий (приглашение на праздник по телефону, выбор и подготовка подарка, выбор нарядов, собственно поздравление) Практиковать связное объяснение изменения ролевого поведения. Объединить в игре работу по развитию воображения, повышению двигательной активности и совершенствованию игрового опыта детей познакомить их с новым сюжетом и ролями (Спортсмены, судья, зрители). Через принятие на себя взрослым роли комментатора дать детям образец связного комментирования, обогащённого однородными определениями. Отражать в игре жизненные впечатления детей, закрепляя умение вступать в ролевой диалог в соответствии с принятой на себя ролью (проводник, пассажиры, машинист). |
03 | 1. Путешествие на пароходе. 2. Семья в кафе. 3. Театр. 4. Игра в сказку. | На основе знакомого игрового приёма – путешествия развивать воображение, умения пользоваться новыми атрибутами, обыгрывать события игры (увиденное в новом городе, на острове и т.п.) Поощрять выразительную передачу в жестах и мимике движения и особенности выдуманных персонажей. Расширить игровой опыт за счёт увеличения смысловых эпизодов, усложнить сюжет объединением 2 -3 сюжетов в один. Путём собственного игрового поведения взрослого учить детей менять свои действия в зависимости от изменения сюжета. Продолжать закреплять навыки вежливого общения и культурного поведения в общественных местах. Путём развития нового сюжета отражать в игре впечатления детей от посещения театра. Развивать воображение и артистизм детей, умение использовать силу голоса, мимику («артисты») и закреплять правила поведения в общественных местах («зрители»). Практиковать словесное обозначение ролей и связное объяснение своего ролевого поведения. Продолжать совершенствовать умения дошкольников менять ролевые отношения и поведение в зависимости от замысла и поведения партнёров. Учить голосом, мимикой, жестами передавать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Использовать в речи устойчивые обороты. |
04 05. | 1. Путешествие. 2.Детский сад. 3. В торговом центре. 4. Игра в героев книги. 1. День Рождения отмечаем в кафе. 2. Поликлиника. 3. Путешествие по тундре. (КРК). 4.Играем в сказку. | Предоставив детям свободу выбора в конкретизации сюжета закреплять умение соединять в игре несколько смысловых эпизодов, выполняя как реалистические, так и фантастические игровые действия. Путём ролевого поведения взрослого показать пример последовательной смены игровых ролей, для чего использовать лаконичную атрибутику. Активизировать речь дошкольников за счёт проговаривания и обсуждения новых событий, действий и характеров героев игры. Отражая в игре впечатления о жизни, труде и взаимодействии взрослых и сверстников, продолжать опосредованно учить детей согласовывать действия игровых партнёров. Закреплять умение осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые действия других участников игры («Как будто мы уже покормили деток»…, «Понарошку мы уже выспались», «Давай, будто бы я надела красивое платье для утренника») Воспитывать терпимость, вежливость в отношениях между детьми. Усложнить знакомый сюжет за счёт увеличения количества смысловых эпизодов, разнообразия атрибутов, количества героев. Осуществлять влияние на правильность грамматического строя предложений. Обогащать игровой опыт воспитанников, развивая и отражая в игре события знакомого и любимого литературного произведения (рассказа, повести). Отрабатывать выразительную передачу особенностей литературных персонажей. Поощрять фантазирование и творчество при построении ролевых диалогов и при изменении событийных звеньев сюжета. Усложнив игру объединением двух сюжетов, состоящих в свою очередь из нескольких событийных звеньев, совершенствовать умения детей взаимодействовать в игре, пользуясь соответствующими атрибутами и предметами-заместителями. Создать радостный эмоциональный настрой у играющих за счёт использования стихотворных текстов, музыки, игр-забав как ролевых действий. Следить за грамматическим строем высказываний внутри ролевых диалогов. Отражать жизненный опыт детей в игре, расширяя знания о разнообразии работы врача и других работников поликлиники. Обогащать активный словарь детей специфическими словами: «глазной», «ухо, горло, нос», «лечебная физкультура», «регистратура». Предоставив свободу выбора в «способе путешествия» (или нескольких последовательно сменяющихся способов) продолжать совершенствовать умения детей развивать выбранный сюжет. Путём привлекательного ролевого поведения взрослого, избравшего роль коренного жителя тундры, а также с помощью соответствующих атрибутов и иллюстративного материала расширить представления детей о родном крае. Побуждать к использованию в речи названий животных, растений, элементов описания ландшафта. С помощью привлекательности игровых действий развивать у дошкольников умение выразительно передавать характеры сказочных героев. Поощрять словесное пояснение образов с помощью распространённых предложений, устойчивых сказочных оборотов и эпитетов. Предоставить возможность детям для изменения финала или хода игры. Опосредованно воспитывать интерес к художественной литературе. |
Уровни освоения программы. Средняя группа.
Низкий уровень:
Ребёнок не владеет умением усложнять способ решения нескольких игровых задач. Не желает договариваться о ходе игры, в основном, пассивно «плывёт по течению». Придаёт главное значение действиям с предметами, а не отражению взаимоотношений взрослых. Предпочитает простые сюжеты. Ролевой диалог, который ведёт дошкольник, краток, не отличается разнообразием. Не всегда выполняет действия в соответствии со взятой на себя ролью.
Средний уровень:
Ребёнок умеет договариваться о взаимодействии перед началом игры. Может, но затрудняется решать несколько игровых задач. Ролевой диалог и ролевое взаимодействие становятся более длительными и содержательными, но не всегда ребёнок способен изменить их адекватно меняющимся событиям игры. Дошкольник хорошо освоил действия с игрушками, заместителями. Иногда затрудняется разворачивать действия в воображаемом, словесном плане.
Высокий уровень:
Сюжеты, в которых участвуют дети, развёрнуты и разнообразны. В игре успешно комбинируются эпизоды из сказок и реальной жизни. Закреплены формы общения через роли, обозначенные словом. Ролевой диалог и взаимодействие длительны и насыщенны. Активно используются ребёнком дополнительные средства выражения: жесты, мимика, голос. Он активно отражает в игре разнообразные взаимоотношения взрослых, а значение действий с предметами отодвигается на второй план. Воплощение замысла в игре происходит путём решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевые игры для детей средней группы
В документе представлены сюжетно-ролевые игры для детей средней группы: Семья, банный день, большая стирка, автобус, троллейбус, шоферы....
Сюжетно - ролевая игра для детей 4-5 лет и какую роль играет педагог.
Сюжетно- ролевая игра в жизни детей 4-5 лет,рольпедагога- воспитателя....
Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...
Перспективный план по комплексному руководству формирования сюжетно-ролевой игры для детей раннего возраста с функциональным нарушением зрения (слабовидящих детей, с амблиопией, косоглазием) «Мы в театре»
Методическая разработка "Мы в театре"....
методическая разработка занятия сюжетно – ролевой игры для детей подготовительного возраста Тема «Мы играем в театр»
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Эта первая деятельность, которой принадлежит особенно важная роль в развитии личности. Психические качества и личностные особеннос...
Конспект Сюжетно – ролевой игры для детей подготовительного возраста Тема «Мы играем в театр»
КонспектСюжетно – ролевой игрыдля детей подготовительного возрастаТема «Мы играем в театр»Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости.&bull...
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО (5 – 7 ЛЕТ) ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МУЗЕЙ «БЕЛОГОРОЧКА»»
Цели: последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры старших дошкольников; формировать умение создавать сюжет игры, согласно темы, развертывать действия, связанные с профессиям...