Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмечается запаздывание появления игровой деятельности, отставание в сроках ее развития. У детей с нарушением интеллекта в возрасте 3-4 лет, когда у их нормально развивающихся сверстников уже начинается сюжетно-ролевая игра, наблюдаются лишь отдельные предметно-игровые действия. Интерес к игре у этих детей очень слабый, поверхностный и нестойкий. Уровня сюжетно-ролевой игры эти дети без специального обучения не достигают (Н. Д. Соколова, 1974).
Таким образом, уровень развития игровой деятельности у не прошедших специальное обучение умственно отсталых дошкольников не позволяет ей в полной мере выполнять функцию ведущей.
Данная программа разработана на основе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» и предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 3 до 4 лет, имеющими умственную отсталость легкой формы.
Цель программы: подготовить детей 3-4 лет с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре.
Задачи программы:
· Воспитывать внимание и интерес детей к игрушкам, формировать потребность в игре.
· Учить детей использовать игрушки в соответствии с их назначением, то есть формировать у них элементарные игровые действия.
· Учить детей производить цепочку взаимосвязанных игровых действий (в форме сюжетно-отобразительной игры).
· Воспитывать навыки игры рядом друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Ядовиной М.П. "Начнем играть!" | 59.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка»
Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре»
(возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Составитель: Ядовина М.П.,
учитель-дефектолог
Онега, 2015
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность разработки программы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, в том числе, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также оказывает помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции отклонений в развитии детей.
В МБДОУ «Детский сад «Улыбка» создана и функционирует условная инклюзивная группа, в которую включены дети с различными видами нарушений развития, в том числе дети с нарушениями интеллектуального развития.
У детей с нарушением интеллекта особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, родовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. Органическое поражение ЦНС носит не прогрессирующий характер. Дети способны к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений ЦНС и их отдаленными последствиями.
Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, у дошкольников со сниженным интеллектом отмечается запаздывание появления игровой деятельности, отставание в сроках ее развития. Как известно, игровые действия возникают на основе предметно-практических и развиваются в следующей последовательности: предметно-игровое действие – процессуальная игра – цепочка действий – сюжетно-ролевая игра. Однако недостаточное развитие предметного действия приводит и к несвоевременному появлению игрового. У детей с нарушением интеллекта в возрасте 3-4 лет, когда у их нормально развивающихся сверстников уже начинается сюжетно-ролевая игра, наблюдаются лишь отдельные предметно-игровые действия. Интерес к игре у этих детей очень слабый, поверхностный и нестойкий. Их интересует, как правило, лишь внешний вид игрушки, а не действия с ней. Отмечается также неизбирательное отношение к игрушкам.
Характер самих игровых действий дошкольников-олигофренов своеобразен. В возрасте 3-4 лет; как уже отмечалось, у них имеются отдельные предметно-игровые действия с небольшим количеством игрушек, но при этом, как выявлено специальными исследованиями, они перемежаются неадекватными действиями. Процессуальная же игра появляется у необученных дошкольников только к пяти годам. В возрасте после пяти лет у некоторых умственно отсталых детей возникает игра с элементами сюжета. Уровня сюжетно-ролевой игры эти дети без специального обучения не достигают (Н. Д. Соколова, 1974).
Однако даже при условии специального обучения для игры умственно отсталых дошкольников характерны крайняя бедность и стереотипность сюжета, быстрая истощаемость интереса и недолгая продолжительность игры. Длительность игры в целом очень короткая, однако в то же время на одном действии ребенок может застревать слишком долго. Продолжительность контакта с партнером по игре длится, как правило, не более нескольких минут. Дошкольники-олигофрены предпочитают игры индивидуального характера, для них характерно отсутствие коллективной игры в самостоятельной, неорганизованной взрослым деятельности.
Также умственно отсталые дети практически не используют в своей деятельности игровое замещение предметов.
Снижен и эмоциональный компонент игровой деятельности: дети не видят в кукле образ живого ребенка, не проявляют к ней нежных чувств, редко проявляют эмоции сопереживания и в отношениях друг с другом.
Значительную роль в игровой деятельности играет и речь. Для игры умственно отсталых дошкольников характерно слабое участие речи. У младших детей сопровождающая игровые действия речь часто не соотносится с выполняемым в данный момент действием. Также дети мало общаются в процессе коллективной игры. В самостоятельной деятельности у них преобладает агрессивное выяснение отношений, споры за игрушку, жалобы, но не общение по поводу организации игры или от лица персонажей.
Таким образом, уровень развития игровой деятельности у не прошедших специальное обучение умственно отсталых дошкольников не позволяет ей в полной мере выполнять функцию ведущей.
Данная программа разработана на основе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» и предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 3 до 4 лет, имеющими умственную отсталость легкой формы (IQ в пределах 50—69).
1.2. Программа ставит перед собой следующие цели и задачи.
Цель программы: подготовить детей 3-4 лет с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре.
Задачи программы:
- Воспитывать внимание и интерес детей к игрушкам, формировать потребность в игре.
- Учить детей использовать игрушки в соответствии с их назначением, то есть формировать у них элементарные игровые действия.
- Учить детей производить цепочку взаимосвязанных игровых действий (в форме сюжетно-отобразительной игры).
- Воспитывать навыки игры рядом друг с другом.
Возраст детей: 3-4 года.
Состав группы: до 5-7 детей. Группа формируется из нормативно
развивающихся детей и детей с нарушениями интеллекта.
1.3. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана для реализации в течение одного учебного года (октябрь - май). По содержанию всю работу можно разделить на 3 квартала:
1 квартал
Цель работы – привлечь внимание детей к игрушкам.
В этот период происходит формирование у детей интереса к игрушкам, пробуждение желания действовать с ними. Детей знакомят с необходимым набором игрушек. По мере постепенного заполнения игрового уголка новыми игрушками происходит ознакомление с названием очередной игрушки, ее внешним видом, действием с нею и названиями действий, а также формирование положительного эмоционального отношения к ней.
Основные методические приёмы – обыгрывание игрушек педагогом, "эмоциональное заражение", показ игровых действий с различными игрушками, выполнение совместных игровых действий педагогом и детьми.
2 квартал
Цель работы - направленное обучение игровым действиям.
Детей учат выполнять элементарные действия с основными игрушками, особенно с куклой (кормление, укладывание спать, одевание/раздевание, катание, купание и др.). Игровые действия, хотя и складываются на основе предметных, но являются особыми действиями, в которых предметное содержание передается в обобщенной и сокращенной схеме.
Преобразование предметных действий в игровые осуществляется после того, как проявляется игровая ситуация – специальные отношения между ребёнком и объектом действия, Умственно отсталые дошкольники соскальзывают с выполнения игровых действий на предметные. Однако и они далеки от совершенства. Поэтому вначале отрабатываются предметные действия с игрушками, затем – игровые. Методика формирования игровых действий:
1. Демонстрация игровых действий педагогом.
2. Вовлечение детей в игровую ситуацию
3. Выполнение детьми игровых действий по подражанию.
4. Самостоятельное выполнение детьми игровых действий.
Но начинаться занятие обязательно должно с создания игровой ситуации (разными способами), и иметь логическое завершение. Занятия проходят таким образом, чтобы у каждого из детей была своя игрушка (почти одинаковые у всех), а у педагога – своя.
Основные приёмы обучения на данном этапе – показ игровых действий с игрушками, сопровождающийся словесными объяснениями, выполнение действий по подражанию и образцу (сопряжённые или отражённые действия за педагогом – сильными детьми, совместные – слабыми). В результате обучения дети приобретают новые игровые умения. Каждое игровое действие, сформированное на занятиях, многократно повторяется на других занятиях и с другими игрушками.
3 квартал
Цель работы – учить детей соединять отдельные игровые действия в логическую цепочку и овладевать последовательностью перехода от одного действия к другому.
Основные приёмы – наблюдение и анализ аналогичных действий в повседневной жизни; специальная организация на занятиях ряда действий путём подбора игрушек и атрибутики, заведомо предполагающих ряд подготовительных или дополнительных к основному действий (например, купание куклы: подготовить ведро, ванну, стул с чистой одеждой).
Таким образом, осуществляется подготовка к обучению сюжетно-ролевой игре (формирование ряда игровых действий, воспитание особого отношения к кукле как к заместителю живого человека и равноценного партнера по играм, развитие способности к перевоплощению как элемента ролевого поведения в последующем).
1.4. Режим занятий.
Игровые занятия проводятся учителем-дефектологом раз в неделю в первую половину дня.
Общее количество в год - 38.
1.5. Ожидаемые результаты выполнения программы.
Дети должны научиться:
- проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними;
- выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим;
- совершать адекватные действия с куклой и машиной;
- выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;
- по просьбе взрослого производить с игрушками цепочку знакомых игровых действий (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки, перевозить их).
Оценка сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре осуществляется посредством психолого-педагогической диагностики по методике Е.А.Стребелевой «Поиграй» для детей 3-4 лет [3].
2. Учебно-тематический план.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 Квартал | ||
1 | Знакомство с игрушками и действиями с ними. Наблюдение за обыгрыванием взрослым сюжетных игрушек — мяч, кукла, машина, зайка, мишка, матрешка | 5 |
2 | Учимся подбирать наряды, наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды (косыночка, бусы, шапочка) | 1 |
3 | Обыгрывание кормления куклы | 4 |
4 | Укладывание куклы спать | 3 |
2 квартал | ||
5 | Закрепление интереса к подбору наряда, к рассматриванию себя в зеркале; рассматриванию себя с разных сторон. Наблюдение за своими действиями в зеркале («Помаши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку», «Повесь бусы») | 1 |
6 | Одевание (раздевание) куклы, складывание ее одежды на стульчик, приготовление ей постели | 2 |
7 | Мытье кукле рук | 1 |
8 | Катание куклы в коляске, укачивание ее | 1 |
9 | Знакомство детей с игрой «Дочки-матери»: выполнение совместных действий с куклой («Дочка проснулась», «Прогулка малыша», «Завтрак у дочки», «Оденем дочку на прогулку», «Купание малыша-голыша») | 4 |
10 | Игра с машиной: возить по комнате, катать в машине кукол, возить кубики, загружать и выгружать кубики из машины | 1 |
11 | Инсценировки знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр, цветные варежки, куклы бибабо) | 3 |
3 Квартал | ||
12 | Закрепление умения одевать (раздевать) куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель | 1 |
13 | Знакомство со строительными играми | 1 |
14 | Обучение девочек и мальчиков совместно «гулять» с куклами («Куклы вышли на прогулку») | 1 |
15 | Строительство ворот, прокатывание под ними машин | 4 |
16 | Строительство из строительного материала гаража, постановка машины в гараж | 3 |
17 | Игровые действия в игре «Дочки-матери» («В гостях у куклы Маши», «Стирка», «Обед Маши и Кати») | 3 |
18 | Инсценировки знакомых сказок | 1 |
19 | Психолого-педагогическая диагностика сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре | 1 |
3. Календарное планирование.
№ занятия | Тема занятия | Программное содержание |
I квартал | ||
1. | «Хоровод с куклой» | Знакомство с куклой и действиями с ней. Наблюдение за обыгрыванием взрослым куклы. |
2. | "Накормим куклу Катю" | Учить детей обыгрывать кормление куклы. Учить детей давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры. |
3. | «Зайка серенький скакал…» | Знакомство с игрушечным зайкой и действиями с ним. Наблюдение за обыгрыванием взрослым сюжетной игрушки — зайки. |
4. | "Уложи куклу спать" | Учить детей укладывать куклу спать. Воспитывать у детей отношение к кукле как к партнеру по игре — дочке, девочке. |
5. | "Идите ко мне, бегите ко мне". | Учить детей наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды, обозначающих сюжетного персонажа (косыночка, бусы, шапочка, портфель, фартук, медицинский халат) |
6. | «Зайка и кукла катаются на машине» | Знакомить детей с игрушкой- машиной и действиями с ней. Учить детей наблюдать за обыгрыванием машины |
7. | "Кукла идет на прогулку". | Закреплять умение укладывать куклу спать, давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры. Учить детей одевать кукле сезонную одежду. Воспитывать у детей отношение к кукле как к партнеру по игре — дочке, девочке. |
8. | "Кукла Катя поет и плачет". | Закреплять у детей умение обыгрывать кормление куклы. |
9. | «У нас в гостях кукла Ваня, кукла Катя» | Закреплять у детей умение обыгрывать кормление куклы, давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры. |
10. | "Мишка и матрешка играют". | Знакомить детей с игрушками – мишкой, матрешкой и действиями с ними. Учить детей наблюдать за обыгрыванием взрослым данных игрушек |
11. | "У мишки гости" | Учить детей обыгрывать кормление сюжетной игрушки – мишки, зайки, куклы, матрешки. |
12. | «Мой веселый, звонкий мяч…» | Знакомить детей с игрушкой- мячом и действиями с ним. Учить детей наблюдать за обыгрыванием мяча. |
13. | «Звери в детском саду собираются спать» | Закреплять умение детей укладывать сюжетную игрушку спать. |
II квартал | ||
14. | "Оденем куклу на прогулку". | Учить детей одевать куклу. |
15. | «Научим куклу Катю раздеваться». | Учить детей раздевать куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель |
16. | «Зеркало» | Закреплять у детей интерес к подбору наряда, к рассматриванию себя в зеркале; учить рассматривать себя с разных сторон. Учить детей наблюдать за своими действиями в зеркале («Помаши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку», «Повесь бусы») |
17. | «Помоем кукле ручки». Потешка «Водичка-водичка» | Учить детей мыть кукле руки |
18. | Игра «Дочки – матери» | Учить детей возить куклу в коляске, укачивать ее, сажать, высаживать из коляски |
19. | «Завтрак у дочки» | Знакомство детей с игрой «Дочки-матери»: выполнение совместных действий с куклой («Завтрак у дочки») |
20. | Сказка «Курочка Ряба» | Формировать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр) |
21. | «Кукла, мишка, матрешка, зайка едут на стройку» | Учить детей играть с машиной: возить по комнате, катать в машине кукол, возить кубики, загружать и выгружать кубики из машины |
22. | «Купание малыша – голыша» | Знакомить детей с игрой «Дочки-матери»: выполнять совместные действия с куклой («Купание малыша-голыша») |
23. | Сказка «Три медведя» | Формировать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр) |
24. | «Дочка проснулась» | Знакомить детей с игрой «Дочки-матери»: выполнять совместные действия с куклой («Дочка проснулась») |
25. | Сказка «Колобок» | Формировать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (куклы бибабо ) |
III квартал | ||
26. | «Оденем куклу на прогулку» | Закреплять умение детей одевать (раздевать) куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель |
27. | «Кукла Катя вышла на прогулку» | Учить девочек и мальчиков совместно «гулять» с куклами («Куклы вышли на прогулку») |
28. | «Катание зверей» | Знакомить детей со строительными играми |
29. | «Построим ворота» | Учить детей строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину |
30. | «В гостях у куклы Маши» | Закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки-матери» («Чаепитие») |
31. | «Катание зверей» | Закреплять у детей умение строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину |
32. | «Построим гараж» | Учить строить из строительного материала гараж, ставить машину в гараж |
33. | «Покатаем кукол на автобусе» | Закреплять у детей умение строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину строить гараж, ставить машину в гараж |
34. | «Постираем Кате одежду» | Закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки-матери» («Стирка») |
35. | «Инсценировка по сказке «Курочка Ряба» | Продолжать воспитывать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок |
36. | «Накормим кукол обедом» | Закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки-матери» ( «Обед Маши и Кати») |
37. | «Покатаем игрушки на машине» | Закреплять у детей умение строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину строить гараж, ставить машину в гараж |
38 | Игра «Дочки-матери» | Педагогическая диагностика сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре |
4. Методическое обеспечение программы
4.1. Мониторинг освоения программы.
Оценка сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре осуществляется посредством психолого-педагогической диагностики по методике Е.А.Стребелевой «Поиграй» для детей 3-4 лет [3].
«Поиграй».
Цель обследования: выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умения произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.
Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машинка, мячик.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Если ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покормить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.
Обучение: если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В дальнейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру.
Оценка действий ребенка: проявление интереса к игрушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними — адекватные или неадекватные.
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:
1 балл - ребенок не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия; интерес к игрушкам не проявляет.
2 балла – ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет действия взрослого и не привносит в игру от себя новых действий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции.
3 балла – ребенок играет самостоятельно; выполняет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает за стол, кормит); проявляет интерес к игрушкам и действиям с ними, но играет молча; подражает действиям взрослого.
4 балла – ребенок выполняет ряд логически последовательных событий, объединяя их сюжетом; сопровождает свои действия речью.
Результаты психолого-педагогической диагностики оформляются в виде таблицы (Приложение 1).
4.2. Перечень оборудования и дидактического материала, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).
1. Игрушки: куклы пластмассовые с нарисованными или закрывающимися глазами, подвижным креплением головы, рук, ног (высота 20—35 см); куклы-младенцы в конвертах (высота 20—40 см); наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.). Сюжетные игрушки: заяц, медведь, матрешка; машинки разных размеров и модификаций (самосвал, грузовик, автобус, легковая и т.д.).
2. Одежда и обувь для кукол: летняя одежда и обувь; верхняя зимняя одежда и обувь для кукол.
3. Постельные принадлежности для кукол: матрац, одеяло, подушка; простыня, наволочка, пододеяльник.
4. Мебель для кукол: «Жилая комната»; «Спальня»; «Кухня»; кроватки разных размеров из металла или пластмассы; плита газовая; умывальник.
5. Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол: столовая — пластмассовая, алюминиевая; чайная — пластмассовая; кухонная — алюминиевая; наборы для стирки (тазик, стиральная доска, ведро, шнур, зажимы для белья); стиральная машина; утюги разных размеров из пластмассы; предметы домашнего обихода (разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли 3—4 размеров); разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие); прозрачные пластмассовые пузырьки, банки и т. п.
6. Оборудование для сюжетных игр и драматизации: наборы тканей, различных по фактуре и цвету; наборы «Детский парикмахер», «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Регулировщик».
4.3. Практический материал.
Конспект занятия № 27.
Тема: «Кукла Даша вышла на прогулку»
Задачи:
- учить девочек и мальчиков совместно «гулять» с куклами («Куклы вышли на прогулку»);
- учить детей пользоваться кукольной коляской, формировать игровые действия укладывания, доставания и катания куклы в игрушечной коляске;
- продолжать закреплять навыки одевания и раздевания кукол;
- вызывать заинтересованное отношение к игрушкам и игровым действиям, желание действовать активно и самостоятельно;
- учить детей осуществлять выбор одной игрушки из многих и объяснять словами свой выбор.
- воспитывать ласковое и заботливое отношение к кукле как к живому ребенку.
Материал: куклы и соответствующие им по величине коляски, кукольная одежда по сезону
Ход занятия:
I. Создание игровой ситуации
- Знаете, дети, мне сегодня наши куклы сказали по секрету, что им очень хочется пойти с вами на прогулку. Ведь на улице такая хорошая, солнечная погода! Но так как куклы сами ходить долго не умеют, то попросили покатать их в колясках. Можно покатать их в колясках на нашей веранде - там много места, и солнышко хорошо светит через большие окна.
II. Показ образца игровых действий.
- Для того, чтобы выйти гулять, надо сначала одеться, правда? Ведь на улице сейчас холоднее, чем в комнате. Вот я возьму себе куклу Дашу и надену на нее курточку, штанишки и шапочку. Потом положу Дашу в коляску и буду вот так катать (педагог показывает, что коляску надо держать двумя руками за ручку впереди себя и идти сначала прямо, потом поворачивая в конце комнаты).
III. Введение детей в игровую ситуацию
Ну что, покатаем наших кукол в колясках? Сначала пусть каждый выберет себе куклу и скажет всем, как ее зовут. Ну-ка, разбирайте кукол, кто какую будет катать? Потом оденет ее - вон там, на столиках, есть кукольная одежда.
Дети разбирают кукол, педагог спрашивает у каждого, как зовут его куклу, предлагает одеть их. При этом стимулирует и поощряет речевые высказывания детей:
• Какую куклу ты возьмешь,Саша? Почему? Как ты ее назовешь? Что наденешь на неё?
• Я возьму куклу Таню, потому что у нее закрываются глазки. Надену на нее вот эту кофточку!
• А я возьму вот эту куклу, потому что у нее волосы длинные, я ей берет красный надену - и т. д.
IV. Выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога и самостоятельная игра.
Педагог одевает свою куклу, укладывает ее в коляску. Дети повторяют за ним каждый у своего столика. Потом укладывают кукол в коляски и катят ее на веранду. Прогулочным шагом, не мешая друг другу, дети вместе с педагогом . катают коляски с куклами, разворачиваются в обратном направлении, и так несколько раз. Педагог при этом читает стихи:
"Я куколку Дашу катаю в коляске,
Спать уложу - и закроются глазки.
Как быстро ее ветерок убаюкал!
Кататься в коляске полезно для кукол!"
V. Окончание занятия
- Вот мы покатали наших кукол, они поспали на свежем воздухе. Пора возвращаться. Достаем кукол из колясок, раздеваем их и усаживаем на место. Вот какие куклы теперь веселые, довольные и румяные. Хорошо покатались. А коляски надо поставить в уголок, завтра снова будем с ними играть.
4.4. Список литературы.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005
- Ковальчук В. А. Специальная методика дошкольного воспитания детей с нарушением интеллекта. Учебно-методическое пособие. – Славянск, 2009
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие / Под ред. Е.А.Стребелевой- М: Просвещение, 2004
Приложение 1
Результаты психолого-педагогического обследования сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре
детей дошкольного возраста 3-4 лет с нарушением интеллекта
№ п/п | ФИО ребенка | На начало учебного года | На конец учебного года |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши» Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию « Бурятский фольклор – малышам» возраст детей 2-4 года Срок реализации 2 года
Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка. Большое место отводится поликульту...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топотушечки-хлопотушечки» Возраст детей: 1 - 4 года Срок реализации: 3 года
Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музык...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по подготовке детей «Скоро в школу» на 2017 – 2018 учебный год Возраст детей 6 – 7 лет. Срок реализации 1 год.
ВведениеЦеленаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает...
Программа по художественно-эстетическому воспитанию « Русский фольклор – малышам» возраст детей 2-4 года Срок реализации 2 года
Программа по художественно-эстетическому воспитанию« Русский фольклор – малышам»возраст детей 2-4 годаСрок реализации 2 года...
ПРОЕКТ «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Возраст детей: 6-7 года Срок реализации: 1 год
Тема проекта: «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Тип проекта: информационно-познавательный, групповой.Участники проекта: дети дошкольного возраста 6-7 лет (подгото...