Что такое для ребёнка игровая деятельность
консультация (младшая группа)
Данный материал предназначен для того, чтобы родители понимали, какое место в жизни их детей занимает игровая деятельность. Ведь до поступления в школу ребенок знакомится с миром при помощи игры. Именно она влияет на познавательное развитие и способствует адаптации к социальному окружению. Игровая деятельность дошкольников помогает формированию психических функций и личностных качеств, развитию интелектуальных и коммуникативных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aprel._chto_takoe_dlya_rebenka_igrovaya_deyatelnost.docx | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое для ребёнка игровая деятельность?
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В.А.
Игра-ведущий вид деятельности ребенка, особенно в раннем возрасте. Но игра не может возникнуть сама по себе, играть ребенка нужно учить. Жизнь требует от нас действий и движения. У наших малышей тоже есть своя работа, которую они выполняют в игре. Для ребенка играть - то же самое, что для взрослого человека работать.
Игра - не просто занятие, которое помогает убить время. Само по себе оно продуктивно и полезно. Кроме того, это становится неотъемлемой частью их жизни. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, познал свойства предметов. И в этом нам помогает игра. Игра должна стать традиционной в каждой семье.
«Поиграйте со мной!» - как часто ребенок обращается к близким ему людям с этой просьбой. Они удивляются: в доме столько игрушек, а он просит поиграть с ним. Взрослые не догадываются, что ему надоело играть с кубиками, солдатиками, куклами или машинками. Видя, что он их забросил, родители покупают другие игрушки: заводных мишек, зайцев, сабли, автоматы. Но и о них ребенок скоро забывает. Он еще не может сказать, что не игрушки ему надоели, а однообразные игры с ними. Он уже катал машину, строил дом, лечил Мишку. Потому и просит: - Поиграйте со мной! Подобные просьбы детей нередко ставят родителей в тупик. «Разве ты не наигрался в детском саду?» или «Поиграй сам, мне сейчас некогда», - может ответить мама или папа. Малыш отходит, огорченный, или продолжает настаивать.
Дети очень любят играть с взрослыми, но не все взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного для него развивающего общения с близким взрослым. Для игры нужен стимул, интересный замысел. Ребенок, в силу небольшого жизненного опыта, малого багажа знаний, потому и просит взрослых: «Поиграйте со мной!». От них он ждет подсказки, участия. Родители считают, что ребенок сам должен развлекаться. А он хочет чему-то научиться, что-то постичь.
Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры. Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.
С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение вашего ребенка. Играя, он может получить новые знания, умения, навыки, развивать способности, причем все это будет осуществляться незаметно для него. В игровой ситуации ребенок учится соотносить свои желания с правилами игры и желаниями других детей. У него развиваются коммуникативные способности, умение устанавливать взаимоотношения. Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.
А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации:
1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.
2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.
3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.
4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.
5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.
6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.
7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.
Ближе к трём годам начинается период, на котором кончается раннее детство и переходит в дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает, умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом.
Существует колоссальное количество игр, но их можно распределить на две группы:
• Творческие игры, имеющие сюжет, разработанный самим ребенком (сюжетно-ролевые). Предметно-манипулятивная деятельность раннего детства перерастает в творческую игру дошкольника. Малыш перестает акцентировать свое внимание на вещах и в большей степени концентрируется на людях (близких значимых, сверстниках), начинает ощущать себя взрослым. Перестраиваются его отношения с родителями, если он активно взаимодействует с членами семьи, то происходит совершенствование, усложнение игры.
Сюжетно-ролевая игровая деятельность помогает смоделировать особые условия, при которых ребёнок сможет ощутить себя взрослым, встать на его место, скопировать, воспроизвести его модель поведения. Малыш пытается хотя бы внешне походить на взрослого, например, заботиться о любимой игрушке или подражать поведению бабушки. Такое времяпровождение стимулирует развитие психических процессов малыша (память, восприятие, мышление).
• Предметные игры. Ребенок осуществляет различные манипуляции с предметами, которые помогают ему разобраться в свойствах, функциях, формах, особенностях вещей.
Дошкольник должен иметь в своем распоряжении не только современные игрушки, но и неоформленные, открывающие простор для фантазий. Можно дать ему какие-нибудь деревянные палочки, брусочки или специальные развивающие игрушки, чтобы его воображение превратило такую заготовку в самостоятельную вещь. Обычно дети находят множество способов применения таким предметам, например, незаурядная палочка может превратиться в посох, меч, указку и так далее, а из различных деталей получаются совершенно необычные предметы. Здесь детская фантазия не имеет ограничений.
Развитие ребенка в игровой деятельности.
Режиссерская игра возникает на стыке двух возрастных этапов: раннего детства и дошкольного периода. Она разворачивается на основе достаточно простого сюжета, при этом действия детей однотипны. Они могут долго с рокотом возить по полу кубик, воображая, что это на самом деле паровоз.
Затем формируется образно-ролевая игра. Дошкольник придумывает себе образ, задачи, которые необходимо реализовать. Она всегда основана на каких-то ярких впечатлениях, например, ему очень понравился герой мультфильма и он старается его изобразить. Эти переживания могут быть связаны с чем угодно: колокол, машина, самолет.
В пять - шесть лет у него находит свое выражение сюжетно-ролевая игровая деятельность, постепенно она подчиняется принятым группой правилам. Дети относятся к куклам, ровесникам как к формальным партнерам, которые также обладают определенной ролью. Роли становятся, не так важны, как следование правилам, в этом случае игры содержат в себе мотив соревнования и основаны на стремлении сталь победителем.
Итак, в любой игре заложен колоссальный развивающий потенциал, поэтому ей нельзя пренебрегать. Она не только формирует личность ребенка, но и подготавливает его к взрослой жизни, помогает быстрее, успешнее влиться в новый коллектив, в ней отражается все то, что малыш видит в повседневности, она демонстрирует его отношение к социальной действительности, мировосприятие, поэтому игра настолько важна.
Консультацию подготовила
Педагог-психолог
МОУ Леснополянской НШ
им. К.Д. Ушинского ЯМР
Бурчалова М.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка четвёртого года жизни.
Советы родителям и воспитателям ДОУ (2 младшая группа) по организации полноценной предметно- развивающей среды....
Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка третьего года жизни.
Рекомендации родителям и воспитателям ДОУ ( 1 младшая группа) по созданию предметно- развивающей среды для ребёнка 2-3 лет.Перечень необходимых и достаточных игрушек, их кол-во и функциональные параме...
«Влияние театрально-игровой деятельности на эмоциональное развитие ребёнка»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультативный материал, в котором Вы, возможно найдете ответы на некоторые вопросы, связанные с влиянием театрализованных игр на эмоциональную сферу ребе...
«Что такое осень?» Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающих, и игровых технологий
Цели:образовательные: обучать детей умению вслушиваться в звуки осенней природы и рассказывать об услышанном и увиденном, используя определения и эпитеты; обогащение эмоционально-чувственной и по...
"Кто такие кубанские казаки?" игровая образовательная деятельность для детей старшей группы.
игровая образовательная деятельность позволяет расширять кругозор и с любовью относиться ко всему, что окружает нас....
«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)
Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...
Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фребеля» №4 Тема: «Такие разные дороги» (Формы познания) старшая группа
Игровая деятельность строится на работе с игровым набором "Дары Фрёбеля №4. В процессе воспитанники учатся мыслить о том, как применить свои знания в практической деятельности....