Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка четвёртого года жизни.
статья (младшая группа) по теме
Советы родителям и воспитателям ДОУ (2 младшая группа) по организации полноценной предметно- развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_igrushki_-_3-4_goda_na_stend_-_may.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и игрушки для детей 4-го года жизни.
Материалы для сюжетной игры
С трех лет дети становятся более требовательными к "похожести" игрушек на реальные вещи.
Игрушки-предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие), т.е. по параметру внешнего облика игрушки осуществляется движение в сторону ее большей реалистичности. Вместе с тем, в соответствии с усложнением игры ребенка, условность игрушек по параметрам размера и готовности, напротив, должна усиливаться (это могут быть уже игрушки меньших размеров, соразмерные не самому ребенку, а небольшой кукле, по отношению к которой осуществляется орудийное действие — ее кормят, катают в машине и т.п.).
Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой-"прилавком" (имеющей многофункциональное значение — магазина, аптеки и пр., в зависимости от расширяющихся детских игровых интересов). Наряду с прототипическим маркером многофункционального "транспортного средства" — ширмой-автомобилем, или вместо него, может использоваться скамеечка со съемным рулем на одном конце (на ней помещаются "водитель" и пара пассажиров).
Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Также для этого возраста полезны прототипические по облику игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера — до 10-15 см.), с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Для такой игры необходим набор персонажей (по крайней мере, два персонажа) из одного смыслового контекста (например, Филя, Хрюша и Каркуша из телепередачи "Спокойной ночи, малыши"; Красная шапочка и Серый волк; крокодил Гена и Чебурашка и т.п.). Полезны будут эти персонажи как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все — среднего размера).
Полифункциональные материалы практически те же, что и в первой младшей группе. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, для гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).
Сюжетообразующие наборы материала и его размещение
Используется тот же принцип, что и в предыдущей возрастной группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.
Материалы для сюжетной игры
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Куклы крупные (35-50 см.) | 3 разные |
Куклы средние (20-30 см.) | 7 разные | |
Мягкие антропоморфные животные, крупные | 3 разные | |
Мягкие антропоморфные животные, средние | 7 разные | |
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.) | 15-20 разные | |
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья | 1 | |
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи | 2 | |
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи | 2-3 | |
Набор солдатиков (среднего размера) | 1 | |
Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.) | 10 разные | |
Белая шапочка | 3 | |
Плащ-накидка | 3 | |
Фуражка/бескозырка | 3 | |
Каска | 2 | |
Набор масок сказочных животных | 1 | |
Игрушки-предметы опериро-вания | Набор чайной посуды (крупной и средней) | 3 |
Набор кухонной посуды (крупной и средней) | 3 | |
Миски (тазики) | 2 | |
Ведерки | 5 | |
Молоток (пластмассовый) | 1 | |
Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи) | 1 | |
Комплект кукольных постельных принадлежностей | 3 | |
Утюг | 2 | |
Гладильная доска | 1 | |
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) | 3 разные | |
Тележка-ящик (крупная) | 1 | |
Автомобили с открытым верхом, крупные | 2 разные | |
Автомобили с открытым верхом, средних размеров | 5 разные | |
Пожарная машина, средних размеров | 1 | |
Машина "скорой помощи", средних размеров | 1 | |
Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров | 1 | |
Лодка, средних размеров | 2 | |
Самолет, средних размеров | 2 | |
Кукольные коляски (складные) | 3 | |
Конь или другие животные на колесах/качалка | 1 | |
Конь на палочке | 3 | |
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель) | 3 | |
Полосатый жезл | 1 | |
Бинокль (подзорная труба) | 1 | |
Телефон | 3 | |
Руль | 2 | |
Весы | 1 | |
Сумки, корзинки, рюкзачки | 7 разные | |
Маркеры игрового пространства | Кукольный стол (крупный) | 1 |
Кукольный стул (крупный) | 4 | |
Кукольная кровать | 2 | |
Кукольный диванчик | 1 | |
Шкафчик для кукольного белья | 1 | |
Кухонная плита/шкафчик(соразмерная ребенку) | 1 | |
Ширма-остов домика | 1 | |
Ширма-остов автобуса (вагончика) с рулем | 1 | |
Ширма-прилавок | 1 | |
Набор мебели для кукол среднего размера | 1 | |
Бензоколонка (крупная) | 1 | |
Полифункциональные материа-лы | Объемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, параллепипеды) | 6 |
Крупный строительный набор | 1 | |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 | |
Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.) | 3 |
Конструктивная и изобразительная деятельность.
Дети трех лет уже могут на короткое время сдерживать свои действия и желания. Однако по-прежнему легко возбуждаются и утомляются. Однообразие обстановки, отсутствие условий, пособий и оборудования для активной продуктивной деятельности детей часто является причиной нарушений возбудимости их нервной системы.
Появление у детей целенаправленной деятельности позволяет им проявлять особую активность в продуктивной деятельности. Действуя с изобразительными материалами или конструируя, ребенок ощущает себя "созидателем", способным ставить множество целей. А для этого детям необходимо много разнообразных материалов и оборудования.
Но дети стали старше и уже понимают разницу между успешной и неуспешной деятельностью. Их уже не устраивает просто результат, а нужен результат с определенными качествами.
Так как в основном жизнь и деятельность ребенка 3 – 4 лет связана с игрой, то и требования к результату определяются, прежде всего, возможностью использования созданного продукта в играх: конструкции и поделки должны быть прочными, надежными и позволяющими играть с ними. Благодаря этому в процессе конструирования ребенок получает значительно более полные представления о различных свойствах деталей конструктора. Так, например, начиная возводить какую-либо постройку, ребенок на опыте убеждается, что одни детали устойчивы, как бы их ни поставили, а другие устойчивы лишь в определенном положении. Ребенок накладывает одни детали на другие и видит, что различные сочетания их в постройке обусловливают ее различную прочность. Трудно создать прочную постройку из одних пластин, но, определенным образом сочетая кубики и пластины, можно сделать прочный домик. Но, для того чтобы ребенок смог сам сделать соответствующие выводы, педагогу нужно обеспечить его разнообразными материалами.
Все элементы строительного набора должны быть сомасштабны исходному кубу и даваться в двух размерах (большие и маленькие): куб, кирпичик, призма, сфера, полусфера, цилиндр и т.п.
Для того чтобы происходило развитие ребенка в рисовании, необходимо позаботиться об увеличении количества цветов в изобразительных материалах, которыми будут пользоваться. Так, например, дети четвертого года при создании образа широко используют цвет. И для того, чтобы дети могли выразить свое эмоциональное отношение к образу, они должны иметь возможность широкого выбора различных цветов среди имеющихся у них красок, карандашей, фломастеров.
Размещение материала
- Все материалы для продуктивной деятельности должны быть доступны детям.
- Материалы и пособия для изобразительной деятельности сохраняются в рабочем состоянии (и незаконченные детские работы) до следующего дня.
- Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми.
- Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.
- Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы.
- По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме.
Материалы для изобразительной деятельности
Тип материала | Наименование |
Для рисования, Лепки, аппликации | Набор цветных карандашей (12 цветов) |
Набор фломастеров (12 цветов) | |
Гуашь (12 цветов) | |
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 3-4) | |
Емкость для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15?15) | |
Подставки для кистей | |
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения | |
Пластилин | |
Доски, 20 на 20 см | |
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие | |
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30?30), для вытирания рук во время лепки | |
Щетинные кисти для клея | |
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем | |
Розетки для клея | |
Подносы для форм и обрезков бумаги |
Материалы для конструирования
Тип материала | Наименование |
Строительный материал | Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы |
Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента) | |
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов) | |
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.) | |
Конструкторы | Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам ("Лидер", "Элтик-АВТО", "Кроха" и др.) |
Плоскостные конструкторы | Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования |
Специалисты обращают внимание взрослых на необходимость давать детям для их художественной деятельности материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу. "Я считаю, — говорит народный художник РСФСР Н. Н. Жуков, — что именно ребятам необходимо давать бумагу и краски хорошего качества. Очень целесообразно давать ребятам для работы цветную бумагу. К примеру, если надо рисовать Африку — раздайте им оранжевую бумагу, и пусть рисуют на ней тушью. Нарисуют пальму и длинную тень — и уже становится жарко. А когда будет задание нарисовать море — дайте зелено-голубую бумагу и гуашевые белила, и они сделают волны и море, которое движется и живет. Принесите им черную бумагу и дайте задание изобразить ночной город. Когда ребята дотронутся белой краской до бумаги, то на ней как бы сразу зажгутся огоньки, восхищая ребят иллюзией света. Так благодаря цветной бумаге будет сокращен процесс технической работы и значительно усилен эмоционально-творческий момент, который и имеет основное значение для развития в ребенке увлечения и желания заниматься изобразительным искусством".
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности
Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания в онтогенезе (Л.С.Выготский, Д.Брунер, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.) как последовательном овладении ребенком все более сложными культурными средствами репрезентации мира (действием, образом, знаком), мы условно разделим материал для познавательно-исследовательской деятельности детей на следующие типы:
— объекты для исследования (экспериментирования и упорядочения) в реальном действии;
— образно-символический материал;
— нормативно-знаковый материал.
Для детей 3-4 лет материалы для познавательно-исследовательской деятельности подбираются примерно на тех же основаниях, что и для предыдущего возраста. Часть материалов переходит из первой младшей группы, но дети могут открывать новые возможности действия с ними, их группировки, упорядочения, соотнесения элементов и целого. Однако большая часть материалов усложняется, по сравнению с предыдущей возрастной группой.
Объекты для исследования в действии содержат в себе возможности более тонкой дифференцировки внешних свойств (цвета, формы, величины), позволяя ребенку осваивать общепринятые представления о свойствах вещей и их отношениях (сенсорные эталоны). Это наборы для группировки и сериации с более широким диапазоном геометрических форм (до пяти форм), цветов (до 6-8), более сложными отношениями величин (сериационные ряды из 3-5 элементов). Усложняются и объекты для ориентировки в соотношении частей и целого (доски-вкладыши с составными формами — из 2-3 частей, простые объекты-головоломки — сборно-разборные игрушки из нескольких элементов и т.п.). При этом элементы, из которых составляется целое, должны быть очевидны, открыты для восприятия ребенка.
Усложняется по содержанию и образно-символический материал, расширяется его диапазон как по тематике, так и по охвату репрезентированных в каждой теме предметов и явлений. Этот тип материала представлен большим разнообразием наборов картинок для группировки (с геометрическими формами разного цвета, величины и с изображениями различных реальных предметов окружения, до 4-6 каждой группы), сюжетными картинками, сериями картинок для выстраивания последовательностей событий (до 3-4), простыми парными картинками и парными картинками типа "лото", разрезными картинками (из 4-6 элементов) и т.п. Полезны также наборы карточек, дающих возможность группировки по 2-3 признакам-основаниям последовательно (например, по назначению предметов, затем те же карточки — по цвету и т.д.). Образно-символический материал расширяет круг представлений ребенка, стимулирует развитие речи, способствует поиску и установлению признаков сходства и различия, пространственных отношений (целое-части) и временных отношений.
Размещение материала в этой возрастной группе примерно такое же, как в первой младшей группе.
Примерный набор материалов для второй младшей группы
Тип материала | Наименование |
Объекты для исследования в действии | Пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета |
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами и т.п. (из 5-7 элементов) | |
Объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы) | |
Матрешки (из 5-7 элементов) | |
Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части) | |
Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) монолитными и составными формами, разными по величине | |
Набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) | |
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов) | |
Набор объемных геометрических тел | |
Наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндры, бруски и т.п.) | |
Сортировочный ящик с прорезями разной формы (Сегена, Венгера, дом-сортировщик) | |
Набор плоскостных геометрических форм | |
Мозаика разных форм и цвета, крупная | |
Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые) | |
Набор для завинчивания (верстак с отверстиями и набором винтов, пластмассовые) | |
Рамки с 2-3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки) | |
Панно с разнообразными застежками и съемными элементами | |
Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм (5-7 элементов) | |
Красочное панно (коврик) или крупная мягконабивная игрушка из тканей различной фактуры | |
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов) | |
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (народные игрушки, механические заводные) | |
"Проблемный" ящик со звуковым, световым, механич. эффектами | |
Разноцветная юла (волчок) | |
Вертушки (ветряные) | |
Музыкальная шкатулка | |
Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки и др.) | |
Набор шумовых коробочек (по Монтессори) | |
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки | |
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия — совочки, лопатки | |
Образно-символический материал | Наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы,овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода |
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине) | |
Наборы парных картинок (та же тематика) | |
Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей), та же тематика | |
Набор парных картинок типа "лото" с геометрическими формами | |
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) | |
Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) | |
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) | |
Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) | |
Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) | |
Сюжетные картинки, крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой) |
Материалы и оборудование для двигательной активности
Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.
У детей на четвертом году жизни формируются элементарные навыки совместной двигательной и игровой деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазаньи. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.
Во второй младшей группе сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей.
Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по "дорожке" и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.). В связи с увеличивающейся самостоятельностью дети умеют ориентироваться в пространстве, улучшается согласованность их действий в коллективе. В то же время у детей этого возраста ещё быстро падает интерес к одной и той же игрушке, пособию, тому или иному движению. Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).
К четырем годам дети уже способны самостоятельно объединяться небольшой группой для выполнения игровых упражнений, используя разные пособия и предметы. Однако, большинство детей затрудняется в выборе игр и могут длительное время находится в "бездеятельном состоянии". Им необходима помощь со стороны педагога.
В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками).
К четырем годам у детей происходит развёртывание разных видов детской деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности за день их пребывания в детском саду.
Одним из средств повышения двигательной активности детей являются двигательные импровизации под музыку. Огромную радость приносят детям такие движения, как притопывание, кружение, различные подскоки. Поэтому чаще следует использовать музыкальное сопровождение.
Примерный набор физкультурного оборудования
Тип оборудования | Наименование | Размеры, масса |
Для ходьбы, бега и равновесия | Валик мягкий | Длина 150 см Диаметр 20 см |
Доска с ребристой поверхностью | Длина 200 см Ширина 20 см Высота 4 см | |
Модуль "Змейка" | Длина 100 см Высота 15 см | |
Коврик, дорожка массажные, со следочками | ||
Кольцо мягкое | Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр отверстия 60 см | |
Куб деревянный | Ребро 20 см | |
Обруч большой | Диаметр 95-100 см | |
Для прыжков | Куб деревянный | Ребро 20 см |
Мяч-попрыгунчик | Диаметр 50 см | |
Обруч малый | Диаметр 50-55 см | |
Шнур короткий | Длина 75 см | |
Для катания, бросания, ловли | Кегли (набор) | |
Мешочек с грузом малый | Масса 150-200 г | |
Мяч резиновый | Диаметр 10 см | |
Шар цветной (фибро-пластиковый) | Диаметр 20-25 см | |
Для ползанья и лазанья | Лабиринт игровой | |
Полукольцо мягкое | Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр 5-6 см | |
Для общеразвивающих упражнений | Колечко резиновое | Диаметр 5-6 см |
Лента цветная (короткая) | Длина 50 см | |
Мяч массажный | Диаметр 8-10 см | |
Обруч плоский | Диаметр 40 см | |
Палка гимнастическая короткая | Длина 75-80 см | |
Флажок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка третьего года жизни.
Рекомендации родителям и воспитателям ДОУ ( 1 младшая группа) по созданию предметно- развивающей среды для ребёнка 2-3 лет.Перечень необходимых и достаточных игрушек, их кол-во и функциональные параме...
Возрастные показатели развития речи ребёнка четвёртого года жизни.
Познакомить родителей свозрастными показателями развития речи детей 4 лет в онтогенезе....
Речь ребёнка четвёртого года жизни
Описаны основные особенности речи ребёнка четвёртого года жизни...
Консультация для родителей "Что умеет и чему может научиться ребёнок четвёртого года жизни"
В консультации рассказывается о том, что емеет делать ребёнок 4-го года жизни, чему необходимо научить ребёнка (согласно ФГОС)...
"Развитие речи ребёнка четвёртого года жизни"
консультация...
Особенности развития речи ребёнка четвёртого года жизни.
Для четвёртого года жизни ребенка характерны новые достижения и умения в развитии речи ребёнка....
«Особенности развития ребёнка четвёртого года жизни»
Консультация для родителей «Особенности развития ребёнка четвёртого года жизни»...