Проект «Маленькое дело – лучше большого безделья!»
проект (подготовительная группа)
Цель проекта: формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 Чебурашка»
Проект
«Маленькое дело – лучше большого безделья!»
в группе компенсирующей направленности «Брусничка»
с детьми (6-7лет) 2018-2019год.
Воспитатель: Малинкина Н.И
г Усть-Илимск
«Маленькое дело – лучше большого безделья!»
Цель проекта: формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта – 8 месяцев.
Тип проекта: групповой, социально – коммуникативный, практический, творческий.
Область: социально – коммуникативная ( познание, трудовое, художественное творчество).
АКТУАЛЬНОСТЬ: социально – коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей, в трудовой деятельности. Следовательно, рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности необходимо большое внимание уделить достижению целей и решению задач социально – коммуникативного развития. Целью социально – культурного развития детей является: социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также добросовестное отношение к своему труду и труду взрослых. Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.
Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.
Задачи:
- создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- Формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- Развитие трудовой деятельности.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, собственных действий детей;
- формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества;
- формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе, готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Для решения поставленных задач Ознакомление с разнообразными видами труда взрослых обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный социальный мир, приобщение к его нравственным ценностям. Важно обеспечить ему условия для накопления и обобщения знаний об окружающей социальной действительности, для развития разнообразных видов детской деятельности. необходимо соблюдать ряд условий:
обогащение предметно – развивающей среды;
Создать развивающее пространство в группе необходимо руководствуясь принципами единства социальных и предметных средств обеспечения разнообразной трудовой деятельности ребёнка:
- насыщенности среды;
- трансформируемости;
- полифункциональности;
- вариативности;
- доступности;
- безопасности.
Организовать предметно – пространственную среду в соответствии с ФГОС – центры активности:
- центр социально – коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек);
- центр экологического воспитания;
- центр творческого развития.
Виды труда:
- Дежурство (по занятиям, по столовой, в уголке природы)
- Трудовые поручения
- Коллективный труд
- Хозяйственно-бытовой труд
- Ручной труд
- Самообслуживание
- Труд в природе (на огороде, на клумбах, на участке детского сада)
В работу с детьми включить:
- чтение художественной литературы;
- просмотр мультфильмов;
- беседы;
- наблюдения;
- рисования;
- аппликация;
- изготовление поделок, макетов
Работа проходит в 3 этапа:
Подготовительный этап - 1месяц
- Составить перспективный план по воспитанию трудовых и культурно-гигиенических навыков
- подбор иллюстративного, художественного и дидактического материала и оборудования для бесед и сюжетно – ролевых игр с детьми.
- . Сбор материала тематическая папка.
- Подборка мультфильмов и презентаций на тему
- Сбор фотографий на тему«Золотые руки моей мамы»;«Маленькие помощники»
- Изучение познавательной и художественной литературы, русского фольклора, дидактические игры, подвижные игры, загадки и стихи о труде и профессиях
- Подготовка консультаций для родителей.
- Оформление уголков по дежурству в группе. «Уголок дежурных в группе»;
«Уголок дежурных по природе»; «Уголок дежурных по столовой»
- Помощь родителей в пополнении уголков и развивающей среды в группе по проекту.
2. Основной этап - 8 месяцев
Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте в центре социально – коммуникативного развития создать условия для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек):
- организация коллективного труда по уборке групповой комнаты и участка;
- организация труда с небольшими группами детей;
- организация трудовых поручений и работы с дежурными;
- организация ручного труда.
Создать дидактические пособия, для организации труда детей (определение числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурства и поручений), что предопределяет характер взаимоотношения детей в процессе совместной трудовой деятельности.
Организовать сюжетно – ролевые игры:
- семья («Дом», « Семья»);
- здоровье («Скорая помощь», « Больница», «Поликлиника»);
- строительство («Зоопарк», «Строим космодром»);
- транспорт ( «На дорогах города», «Гараж»);
- военная тематика (« Пограничники», « Моряки»);
- ОБЖ (« МЧС»);
- Спорт « Мы – спортсмены»).
В центре сюжетно – ролевых игр создать дидактическое пособие игровое поле «Ромашка» которые помогут детям определиться с выбором сюжетно – ролевой игры, и «Игровой кубик»,который поможет определиться с выбором трудовых поручений.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребёнка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество).
Работа с родителями
Важным фактором в воспитании и развитии ребёнка в приобретении им социального опыта является семья. Ребёнок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог –дети – родители». Новизна таких отношений определяется понятиями « сотрудничество» и « взаимодействие».
Сотрудничество – общение «на равных». Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Для это предоставить:
информацию для родителей по теме « Трудовое воспитание»;
организовать выставку поделок на тему «Окно единства».
Заключительный этап -
- оформление выставки детских работ;
- совместная выставка родителей, педагогов и детей на тему «Окно единства».
- Фото-отчет «Как я тружусь в детском саду»
- Выставки для родителей
- «Мамины помощники»
- «Трудимся в природе»
- Презентация «Мои успехи в труде»
- Оформление новым материалом уголков по дежурству в группе.
«Уголок дежурных в группе»
«Уголок дежурных по природе»
«Уголок дежурных по столовой»
Помощь родителей в пополнении уголков и развивающей среды в группе по проекту.
План работы
№п/п | Содержание работы | Время проведения |
1. | Составить перспективный план по воспитанию трудовых и культурно-гигиенических навыков | сентябрь |
2. | Анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье» | |
3. | Настольные игры по трудовому воспитанию | еженедельно |
4. | Вечерний круг общения «Как, я сегодня потрудился» | Ежедневно |
5. | Мини – выставка работ детей и родителей «Окно единства» (по тематическим неделям) | ежемесячно |
6. | Круг общения с кубиком труда Проблемные ситуации: «Что е сегодня буду делать» «Чем я могу помочь дома?», «Как- бы я помог в детском саду?», «Что я уже умею делать?» «Чем я помогаю маме дома?», «Как я помогаю в детском саду?» Какое поручения я сегодня выполню: «Помоги накрыть салфетки», «Разложи кисточки», «Помоем кукольную посудку», «Соберём игрушки», «Соберём листву», «Уберём снег на участке» и т.д. Беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду» | Ежедневно или 2 раза в неделю |
7. | Просмотр развивающих мультфильмов «Труд кормит ,лень портит | 1раз в месяц |
8. | Сюжетно – ролевые игры по выбору на ромашке | |
9. | Показ детям презентации «Кто любит труд, того люди чтут» | октябрь |
10. | Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Маленькое дело лучше большого безделья» | октябрь |
11. | Строительство ледяного городка Акция «Корм для птиц» Изготовление кормушек | декабрь |
12. | Конспект проведения занятия по трудовой деятельности
тема: «Чистота – залог здоровья» | февраль |
13. | Оформление фотогазеты «Судят не по словам, а по делам!» | январь |
14. | Психологическая игра-занятие «Маленькое дело лучше большого безделья» | Психолог, воспитатели Февраль |
15. | Фото-отчет, как я дома помогаю маме | март |
16. | Макет «Животные севера» «Зоопарк» | февраль |
17. | Конспект занятия по трудовому обучению «Постираем платья куклам». | февраль |
18. | Проект «Рождественские ангелочки» «Кто такой лимон» | январь |
19. | Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться». | Раз в месяц для ясельной группы |
20. | Чтение С. Михалков «Я сам».и других книг Конспект занятия по чтению художественной литературы. Сказка «Айога» | 1раз в месяц Ноябрь |
21. | Размещение информации для родителей на тему «Трудовое воспитание в семье» | 1раз в месяц |
22. | «Рекомендации по воспитанию трудолюбия» «Научите малыша трудиться» «Приучаем ребёнка к порядку» | |
23 | Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в ДОУ».(в папку передвижку и на стенд) «Как научить ребёнка выполнять обязанности по дому» «Как научить ребёнка убирать свои игрушки» «Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей в семье». «Рекомендации по воспитанию трудолюбия» «Научите малыша трудиться» «Приучаем ребёнка к порядку» | ежемесячно |
24. | Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Дело мастера боится» | май |
25. | Показ презентации «Маленькие помощники» ( родителям и в детском саду) Презентация: Фото-отчет «Как, я помогаю дома маме» | апрель |
Литература
Интернет ресурсы
Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Лего – конструирование в детском саду. Е.В.Фешина.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.
Развитие игровой деятельности. Н.Ф. Губанова.
Трудовые сказки. Т.А. Шорыгина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькое дело лучше большого безделья
Занятие по ознакомлению с художественной литературой....
Маленькое дело лучше большого безделья.
Развлечение в летний период. Итог одноименного проекта....
Проект по социально –коммуникативному развитию для детей средней группы «Маленькое дело – лучше большого безделья!»
АКТУАЛЬНОСТЬ : социально – коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окруже...
Методическая подборка для работы с детьми по трудовому воспитанию "Маленькое дело лучше большого безделья"
Методическая подборка для работы с детьми по трудовому воспитанию "Маленькое дело лучше большого безделья" была подготовлена для начинающих воспитателей и представлена коллегам МБДОУ д/с № 4 и 20 горо...
«Маленькое дело – лучше большого безделья!»
АКТУАЛЬНОСТЬ : социально – коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окруже...
"Полотенце - рушник." "Маленькое дело лучше большого безделия."
Тема: "Полотенце - рушник"."Маленькое дело лучше большого безделия". Программное содержание.1. Закрепить знания детей о таком виде народного искусства, как вышивка.2. Продолжать знакомить де...
Проект "Маленькое дело лучше большого безделья"
Воспитывать трудолюбие и положительное отношение к труду через формирование трудовых навыков и умений....