Проект «Маленькое дело – лучше большого безделья!»
проект (подготовительная группа)

Малинкина Надежда Ивановна

Цель проекта:  формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 Чебурашка»

                       Проект

«Маленькое дело – лучше большого безделья!» 

в группе компенсирующей направленности «Брусничка»

                                    с  детьми (6-7лет) 2018-2019год.

                                                                      Воспитатель: Малинкина Н.И

                                         г Усть-Илимск

              «Маленькое дело – лучше большого безделья!»

Цель проекта:  формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Участники проекта:  дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта – 8 месяцев.

Тип проекта: групповой, социально – коммуникативный, практический, творческий.

Область: социально – коммуникативная  ( познание, трудовое, художественное творчество).

АКТУАЛЬНОСТЬ:  социально – коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей, в трудовой деятельности. Следовательно, рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности необходимо большое внимание уделить достижению целей и решению задач социально – коммуникативного развития. Целью социально – культурного развития детей является: социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также добросовестное отношение к своему труду и труду взрослых. Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.
Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.

Задачи:

  • создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • Формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  • Развитие трудовой деятельности.
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  • развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, собственных действий детей;
  • формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества;
  • формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе, готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Для решения поставленных задач   Ознакомление с разнообразными видами труда взрослых обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный социальный мир, приобщение к его нравственным ценностям. Важно обеспечить ему условия для накопления и обобщения знаний об окружающей социальной действительности, для развития разнообразных видов детской деятельности. необходимо соблюдать ряд условий:

обогащение предметно – развивающей среды;

Создать  развивающее пространство в группе необходимо руководствуясь  принципами единства социальных и предметных средств обеспечения разнообразной трудовой деятельности ребёнка:

  • насыщенности среды;
  • трансформируемости;
  • полифункциональности;
  • вариативности;
  • доступности;
  • безопасности.

Организовать предметно – пространственную среду в соответствии с  ФГОС – центры активности:

  • центр социально – коммуникативного развития  (трудовое воспитание мальчиков и девочек);
  • центр экологического воспитания;
  • центр творческого развития.

Виды труда:

  • Дежурство (по занятиям, по столовой, в уголке природы)
  • Трудовые поручения
  • Коллективный труд
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Ручной труд
  • Самообслуживание
  • Труд в природе (на огороде, на клумбах, на участке детского сада)

В работу с детьми включить:

  • чтение художественной литературы;
  • просмотр мультфильмов;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • рисования;
  • аппликация;
  • изготовление поделок, макетов

Работа проходит в 3 этапа:

Подготовительный  этап  -  1месяц

  • Составить перспективный план по воспитанию  трудовых  и культурно-гигиенических навыков

  • подбор иллюстративного, художественного и дидактического материала и оборудования для бесед и сюжетно – ролевых игр с детьми.
  • . Сбор материала тематическая папка.
  • Подборка мультфильмов и презентаций на тему
  • Сбор фотографий на тему«Золотые руки моей мамы»;«Маленькие помощники»
  • Изучение познавательной и художественной литературы, русского фольклора, дидактические игры, подвижные игры, загадки и стихи о труде и профессиях
  • Подготовка консультаций для родителей.
  • Оформление уголков по дежурству в группе. «Уголок дежурных в группе»;

«Уголок дежурных по природе»; «Уголок дежурных по столовой»

  • Помощь родителей в пополнении уголков  и развивающей среды в группе по проекту.

 2. Основной этап  -  8 месяцев

Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте в центре социально – коммуникативного развития создать условия для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек):

  • организация коллективного труда по уборке групповой комнаты и участка;
  • организация труда с небольшими группами детей;
  • организация трудовых поручений и работы с дежурными;
  • организация ручного труда.

Создать дидактические пособия, для организации труда детей (определение числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурства и поручений), что предопределяет характер взаимоотношения детей в процессе совместной трудовой деятельности.

Организовать сюжетно – ролевые игры:

  • семья («Дом», « Семья»);
  • здоровье («Скорая помощь», « Больница», «Поликлиника»);
  • строительство («Зоопарк», «Строим космодром»);
  • транспорт ( «На дорогах города», «Гараж»);
  • военная тематика (« Пограничники», « Моряки»);
  • ОБЖ (« МЧС»);
  • Спорт « Мы – спортсмены»).

В центре сюжетно – ролевых игр создать дидактическое пособие  игровое поле «Ромашка» которые помогут детям определиться с выбором сюжетно – ролевой игры, и «Игровой кубик»,который поможет определиться с выбором трудовых поручений.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребёнка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество).

Работа с родителями

Важным фактором в воспитании и развитии ребёнка в приобретении им социального опыта является семья. Ребёнок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог –дети – родители».  Новизна таких отношений определяется понятиями « сотрудничество» и « взаимодействие».

Сотрудничество – общение  «на равных». Родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Для  это предоставить:

информацию для родителей по теме « Трудовое воспитание»;

организовать выставку поделок на тему «Окно единства».

   Заключительный этап  -

  • оформление выставки детских  работ;
  • совместная  выставка родителей, педагогов и детей на тему «Окно единства».
  • Фото-отчет «Как я тружусь в детском саду»
  • Выставки для родителей
  • «Мамины помощники»
  • «Трудимся в природе»
  • Презентация «Мои успехи в труде»

  • Оформление новым материалом  уголков по дежурству в группе.

          «Уголок дежурных в группе»

          «Уголок дежурных по природе»

         «Уголок дежурных по столовой»

         Помощь родителей в пополнении уголков  и развивающей среды в группе по проекту.

                                               План работы

№п/п

Содержание работы

Время проведения

1.

Составить перспективный план по воспитанию  трудовых  и культурно-гигиенических навыков

сентябрь

2.

Анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье»

3.

Настольные игры по трудовому воспитанию

еженедельно

4.

Вечерний круг общения

«Как, я сегодня потрудился»

Ежедневно

5.

Мини – выставка работ детей и родителей «Окно единства»

(по тематическим неделям)

ежемесячно

6.

Круг общения с кубиком труда

Проблемные ситуации:

«Что е сегодня буду делать»

«Чем я могу помочь дома?», «Как- бы я помог в детском саду?», «Что я уже умею делать?»

«Чем я помогаю маме дома?», «Как я помогаю в детском саду?»

Какое поручения я сегодня выполню:

«Помоги накрыть салфетки», «Разложи кисточки», «Помоем кукольную посудку»,

«Соберём игрушки», «Соберём листву»,

«Уберём снег на участке» и т.д.

Беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду»

Ежедневно или 2 раза в неделю

7.

Просмотр развивающих мультфильмов «Труд кормит ,лень портит

1раз в месяц

8.

Сюжетно – ролевые игры  по выбору на ромашке

9.

Показ детям презентации «Кто любит труд, того люди чтут»

октябрь

10.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой

«Маленькое дело лучше большого безделья»

октябрь

11.

Строительство ледяного городка

Акция «Корм для птиц»

Изготовление кормушек

декабрь

12.

Конспект проведения занятия по трудовой  деятельности

 

тема: «Чистота – залог здоровья»

февраль

13.

Оформление фотогазеты «Судят не по словам, а по делам!»

январь

14.

Психологическая игра-занятие «Маленькое дело лучше большого безделья»

Психолог, воспитатели

Февраль

15.

Фото-отчет,  как я дома помогаю  маме

март

16.

Макет «Животные севера»

«Зоопарк»

февраль

17.

Конспект занятия по трудовому обучению

«Постираем платья куклам».

февраль

18.

Проект «Рождественские ангелочки»

«Кто такой лимон»

январь

19.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться».

Раз в месяц для ясельной группы

20.

Чтение С. Михалков  «Я сам».и других книг

Конспект занятия по чтению художественной литературы.

Сказка «Айога»

1раз в месяц

Ноябрь

21.

Размещение информации для родителей на тему  «Трудовое воспитание в семье»

1раз в месяц

22.

«Рекомендации по воспитанию трудолюбия»

«Научите малыша трудиться»

«Приучаем ребёнка к порядку»

23

Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в ДОУ».(в папку передвижку и на стенд)

«Как научить ребёнка выполнять обязанности по дому»

«Как научить ребёнка убирать свои игрушки»

«Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей в семье».

 «Рекомендации по воспитанию трудолюбия»

«Научите малыша трудиться»

«Приучаем ребёнка к порядку»

ежемесячно

24.

Оформление альбома с семейными рисунками на тему «Дело мастера боится»

май

25.

Показ презентации «Маленькие помощники»

( родителям и в детском  саду)

Презентация: Фото-отчет  «Как, я помогаю дома маме»

апрель

Литература  

Интернет ресурсы

Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой.

Лего – конструирование в детском саду. Е.В.Фешина.

Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина.

Развитие игровой деятельности. Н.Ф. Губанова.

Трудовые сказки. Т.А. Шорыгина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькое дело лучше большого безделья

Занятие по ознакомлению с художественной литературой....

Маленькое дело лучше большого безделья.

Развлечение в летний период. Итог одноименного проекта....

Проект по социально –коммуникативному развитию для детей средней группы «Маленькое дело – лучше большого безделья!»

АКТУАЛЬНОСТЬ : социально – коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окруже...

Методическая подборка для работы с детьми по трудовому воспитанию "Маленькое дело лучше большого безделья"

Методическая подборка для работы с детьми по трудовому воспитанию "Маленькое дело лучше большого безделья" была подготовлена для начинающих воспитателей и представлена коллегам МБДОУ д/с № 4 и 20 горо...

«Маленькое дело – лучше большого безделья!»

АКТУАЛЬНОСТЬ : социально – коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окруже...

"Полотенце - рушник." "Маленькое дело лучше большого безделия."

Тема: "Полотенце - рушник"."Маленькое дело лучше большого безделия". Программное содержание.1. Закрепить знания детей о таком виде народного искусства, как вышивка.2. Продолжать знакомить де...

Проект "Маленькое дело лучше большого безделья"

Воспитывать трудолюбие и положительное отношение к труду через формирование трудовых навыков и умений....