Развитие интеллектуальных способностей детей раннего возраста посредством игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
материал

Трибой Юлия Александровна

В настоящее время одной из важнейших проблем современных методов развития и воспитания ребенка является формирование у него интеллектуальных способностей. Для детей раннего возраста самая лучшая форма обучения – это обучение с помощью игры. Игровые технологии – обязательная составляющая образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Огромный  творческий  потенциал  заложен  в  играх и пособиях В.В. Воскобовича. Они побуждают детей к активному познанию и исследованию, обеспечивает выбор на основе потребностей и интересов, способствует развитию положительных наклонностей: самостоятельности, ответственности, организованности, умения делать выбор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей детей раннего дошкольного возраста посредством игровой технологии

«Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича

В настоящее время одной из важнейших проблем современных методов развития и воспитания ребенка является формирование у него интеллектуальных способностей. От того, насколько развит интеллект у дошкольников, зависит его способность памяти быстрее запоминать разного рода материал. Такие дети более уверенны в своих ответах и действиях, соответственно лучше подготовлены к школе.

Уделять внимание этой проблеме стоит начать уже в раннем дошкольном возрасте, ведь именно тогда ребёнок начинает ощущать себя личностью, у него появляются собственные планы, он пытается все делать самостоятельно.

Для детей раннего возраста самая лучшая форма обучения – это обучение с помощью игры. В ходе игровой деятельности у детей формируется навык общения со сверстниками, умение придумывать и реализовывать ход игры, так же развивается творческое воображение и логическое мышление. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Игровые технологии – обязательная составляющая образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Огромный  творческий  потенциал  заложен  в  играх и пособиях В.В. Воскобовича. Они побуждают детей к активному познанию и исследованию, обеспечивает выбор на основе потребностей и интересов, способствует развитию положительных наклонностей: самостоятельности, ответственности, организованности, умения делать выбор.

В основу развивающих игр В.В. Воскобовича заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество.  

С 2019 года нашей дошкольной образовательной организации присвоен статус региональной инновационной площадки «Апробация технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области».

Применение технологии «Сказочные лабиринты игры» реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской) и через их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, повышающих познавательную активность детей и создание проблемных ситуаций, решение логических задач, сравнение, моделирование и конструирование, экспериментирование; создание ситуаций занимательности, воображаемых ситуаций, использование сюрпризных моментов, игры-драматизации, придумывание сказок, и др.

Технология внедрялась поэтапно. На первом этапе дети знакомятся с персонажами сказок и образной терминологией, подбираются игровые задания в зависимости от возможностей и интересов каждого ребёнка.

На втором этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, иногда выполняют задания, которые требуют от ребенка интеллектуального напряжения, волевых усилий и концепции внимания.

На третьем этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Ребята без помощи педагога придумывают игровые задания и упражнения, изобретают новые решения задач, предлагают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы.

В своей деятельности для эффективного решения образовательных задач с детьми 2-3 лет я использую такие игры: «Фиолетовый лес», «Квадрат Воскобовича 2-х цветный», «Логоформочки 3», «Чудо-крестики 1», «Фонарики», «Кораблик Плюх-Плюх», «Черепашки», «Чудо-соты».

Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес». Ковролиновая основа, жестко крепится на стене. Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Путешествуя по Фиолетовому лесу в реальном времени, ребенок становится действующим лицом сказочных приключений, с помощью необычных персонажей и методических сказок. Эмоционально откликаясь на происходящее, ребенок перемещается в этой среде, участвует в создании сказочного пространства, выполняет увлекательные задания жителей Фиолетового леса. Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.

 «Квадрат Воскобовича 2-х цветный». Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения очень много. Это помогает научиться ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях, легко конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом, что положительно влияет на развитие внимания, памяти, пространственного и логического мышления. В раннем возрасте учим детей складыванию (на себя, от себя, через уголок, вдоль). Малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку, конверт.

 «Чудо-крестики 1». Ребенок складывает «крестики» из частей в рамке, на столе в виде «башни» («крестики» накладываются друг на друга), «дорожки» («крестики» прикладываются друг к другу). И самое интересное – конструирует фигурки по схемам из альбома и собственному замыслу. Это влияет на развитие сенсорных способностей (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

«Чудо-соты». Продолжение «Чудо-крестиков». Совершенно особый конструктор, потому что в нем заложены бесконечные возможности для творчества и интеллектуального развития. Посредством работы со схемами ребенок учится анализировать. Сначала младшие дошкольники учатся собирать соты воедино по образцу, способом наложения. Затем можно предложить выложить соты по памяти. Малыши конструируют по предложенной схеме различные фигурки насекомых, человечков и др, которых изготовили самостоятельно.

 «Логоформочки 3». Ребенок в увлекательных играх «Вершки-корешки», «Перекрестки» и «Мозаика» конструирует из частей эталонных фигур предметные силуэты («грибки», «качели», «бантики» и многое другое) на игровом поле при помощи линейки, на столе, по словесному диктанту. Благодаря такой игре дети раннего возраста легко осваивают названия и структуры геометрических фигур, пространственных отношений (верх, низ, лево, право), умеют сравнивать, анализировать, синтезировать.

 «Черепашки». Эталонный конструктор для изучения цвета, размеров, количества. Черепашки это 7 цветов, три размера (большая черепашка – папа, средняя черепашка – мама, и маленький – черепашонок). Данный конструктор полезен детям раннего возраста. В игре используется нанизывание, соотношение по величине. Объясняем ребенку правильно, где голова, где ноги черепашек. Задание подбираем в зависимости от уровня развития детей, индивидуальных особенностей. Используем словесный метод, пошагово, образец. Проговариваем «большая, затем поменьше, потом самая маленькая». Варианты для игр разнообразны: «Цвет черепашек», «Размер черепашек», «Цвет и размер черепашек».

 «Фонарики». Это эталоны форм. Например, игра «Зажги фонарик» может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет, и красный потух, зеленый загорелся. Когда знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуем прокатать по столу. Исследуя треугольник, обязательно бегаем по уголочкам. Тоже самой проделываем и с квадратом. Развиваем сенсорные способности (размер, цвет и форма), используя разнообразные игры, конструирование по схемам, свободное конструирование, трафаретное рисование. Когда мы приступаем к конструированию, для детей раннего возраста мы используем схемы. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе.

 «Кораблик Плюх-плюх». Эта игра представляет собой деревянный кораблик с пятью мачтами, разноцветными флажками и шнуровкой. Мачты кораблика разные по размеру, на каждой мачте флажки определённого цвета. Этот кораблик очень понравился нашим детям. Игра развивает мелкую моторику, дети снимают флажки, нанизывают их на мачты, закрепляют шнуровкой. Можно флажки надевать на пальчики, нанизывать на верёвочку, усложняя задание подобрать к верёвочке флажки нужного цвета. В познавательной области эта игра помогает определять понятия - один, много, дети хорошо запоминают цвета, так как на каждую мачту нанизываются флажки определённого цвета. Художественно-эстетическое развитие тоже осуществляется посредством этой игры. Кораблик очень красочно оформлен, можно по своему вкусу переставлять флажки, составлять разноцветные узоры на мачтах. В процессе игры с корабликом развивается речь ребёнка: ребёнок комментирует свои действия: синий флажок я одену на маленькую мачту и т.д.

Каждый день в нашей группе к детям приходит в гости сказочный персонаж – медвежонок Мишик, девочка Долька и т.д. Он приносит интересные задания, рассказывает свою мечту, просит о помощи, загадывает загадки, рассказывает сказки.

В процессе реализации технологии «Сказочные лабиринты игры» создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на развитие и старших детей, и малышей. При этом очень важно раскрывать значимость действий каждого для достижения общего результата.

Ребенок в процессе осмысленной деятельности является творцом, автором, способным к самостоятельному принятию решений и имеющим желание действовать, то есть он становится субъектом деятельности. Педагог в этом увлекательном процессе становится партнером ребенка и в форме дружеской поддержки передает ему свой опыт.

Игры В. В. Воскобовича прекрасно вписываются в развивающую среду нашей группы. Зона игровой активности организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Своим многофункциональным применением и красочным видом они постоянно привлекают внимание детей, побуждая их к игре.

Используя технологию «Сказочные лабиринты игры», мы получили определённые результаты: дети стали более самостоятельными (сами стараются придумать и сложить свои фигуры, дают им названия). У них появилась усидчивость, улучшилась мелкая моторика рук. Дети не испытывают особенных сложностей с усвоением основных цветовых эталонов, величины, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), умением ориентироваться на плоскости («над», «под», «между», «рядом»).

Видя положительные результаты, развивающими играми заинтересовались родители. По их просьбе в группе были проведены обучающие мастер классы, семинары по применению игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Как показывает практика, использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей детей раннего дошкольного возраста. 

Литература

  1. Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. – СПб.,2000.
  2. Наливкина Ю.М. Игровые инновационные технологии в ДОО // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф – Казань: Бук, 2015.
  3. Недоспасова В.А. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей и родителей. – Москва: Просвещение, 2002.
  4. Тарасова Ю.И. Актуальные проблемы игровой деятельности в современном мире // Молодой ученый. – 2020. – № 2 (292).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ.

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. С...

ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .

ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .{C}{C}{C}...

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Презентация "Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ".

Практика показала, что при использовании ИКТ в детском саду  значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей....

Развитие детей раннего возраста посредством технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича

Статья о развивающей технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича, которую педогоги ДОУ используют в работе с детьми раннего возраста. О ней я узнала просле участия в одноименном в...

Программа развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Реализуемая цель: выявление и поддержка детей, проявляющих интеллектуальные способности, а также удовлетворение их потребности в интеллектуальном развитии, соответствующем уровню их индивидуальных осо...

Развитие интеллектуальных способностей детей школьного возраста посредством игровой деятельности

Цель: Построение педагогического процесса, способствующего повышению уровня развитияинтеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игры. Задачи: 1. Развитие у дошк...