Тревога как психологический феномен
методическая разработка (подготовительная группа)

Кузнецова Наталья Анатольевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«ТРЕВОГА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

Кузнецовой Натальи Анатольевны

воспитателя

МДОУ д/с № 48

г. Ярославля

Ярославль

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I.      Теоретические аспекты исследования тревоги как

                   психологического феномена……………………………………….5

  1. Понятия тревоги и тревожности их признаки и

          характеристика……………………………………………………..5

  1. Степень проявления тревоги в зависимости

          от влияния различных внешних факторов и индивидуальных

          особенностей личности……………………………………………12

Глава II.     Исследование  степени проявления тревоги у детей

                   дошкольного возраста………………………………………………15

2.1.   Организация исследования. Описание методик………………….15

2.2.   Анализ результатов исследования………………………………...20

Заключение………………………………………………………………………23

Список использованной литературы…………………………………………..27

ВВЕДЕНИЕ

В нашей работе мы будет рассматривать тревогу как психологический феномен, а именно механизм возникновения тревоги, какими факторами она может быть вызвана. Тревога – это то чувство, которое испытывает каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса и национальности. Оно вызвано желанием благополучия для себя и своих близких.

Известный психолог Зигмунд Фрейд много времени посветил для изучения феномена тревоги и разработал техники для ее изучения и исследования. В процессе изучения механизмов возникновения и развития тревоги Фрейд пришел к выводу, что данная проблема многогранна и носит индивидуальный характер и ей трудно дать однозначное объяснение. В своих трудах он предлагает нам воспользоваться только его гипотезой, так как определенный вердикт вынести невозможно. [8, с. 35-48]

Наши исследования будут направлены на выявление наиболее частых причин возникновения тревоги. Исследование степени тревожности у детей дошкольного возраста. Чем вызвана тревога у данной возрастной категории. В виде тезисов определить основные критерии по снижению уровня тревоги у детей дошкольного возраста, так как в этом возрасте закладывается основа для формирования психики. Повышенное чувство тревоги мешает детям адекватно оценить те цели и задачи, которые перед ним ставит жизнь. В связи с чем основная задача педагогов и родителей создать для ребенка условия психологического комфорта.

Актуальность данной работы заключается в том, что в нашем современном мире каждый человек испытывает повышенное чувство тревоги, так как нет уверенности в завтрашнем дне, то есть, нет той необходимой стабильности, которая придает чувство «твердой почвы под ногами». С ранних лет мы должны учиться управлять своими эмоциями, потому что чрезмерная эмоциональность и тревожность мешают в принятии единственно правильного решения в различных жизненных ситуациях.

Объект исследования – воспитанники  подготовительной группы.

Предмет исследования – тревога как психологический феномен.

Целью нашей работы является исследование тревоги как психологического феномена.

Исходя, из поставленной цели нами определены задачи для рассмотрения тревоги как психологического феномена:

  1. Анализ литературы по психологии, физиологии человека, связанной с вопросом механизма возникновения и проявления тревоги.
  2. Исследование тревоги как психологического феномена.
  3. Определить степень проявления тревоги у детей дошкольного возраста.
  4. Провести анализ полученных результатов.

Методами исследования нашей работы послужили анализ литературных источников по психологии, тестирование и анкетирование, направленное на определения уровня тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста. Подготовительная группа детского сада, возраст детей 5-7 лет.

При тестировании и анкетировании мы использовали следующие психологические методики:

  1. Тест тревожности «Выбери нужное лицо» авторы: Р.Тэммпл, В.Амен, М. Дорки.
  2. Методика диагностики самооценки «Лесенка» авторы: С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты нашего исследования могут использоваться психологами для работы с детьми дошкольного возраста, склонными к повышенному чувству тревоги.

Глава I. Теоретические аспекты исследования тревоги как

психологического феномена

  1. Понятия тревоги и тревожности их признаки и

характеристика

Тревога – это психологическое состояние, которое выражается в переживаниях человека. Тревогу может вызвать некий негатив или ожидание какой-либо опасности, неопределенность, когда нет четкой позиции, как надо действовать, в той или иной ситуации, недостаток информации или переизбыток негативной информации. Человек может испытывать чувство тревоги перед важными для себя или близких событиями, например, свидание, свадьба, рождение ребенка и др. [8, с. 56-135]

Человек испытывает тревожное состояние, когда хочет выполнить безупречно начатое дело, воплотить в жизнь авторский проект, защитить свой научный труд, сдать экзамен по учебному предмету или жизненный экзамен. Получается, что поводов для тревоги в нашей жизни предостаточно, но факт в том, что на сколько мы можем справиться с этим состоянием и полные сил двигаться вперед.

Тревога имеет смысл, только в том случае, если она носит конструктивный характер. С древних времен человеку необходимо обороняться от врагов, добывать пищу, создавать благоприятные условия для жизни. И именно тревога в положительном ее смысле заставляет думать, принимать важные решения. Тревога носит нравственный смысл, когда мы не хотим потерять самоуважение и уважение других людей по отношению к нам. Все это заставляет нас максимально хорошо делать свое дело. Известный американский психолог и психотерапевт Ролло Мэй сказал: «Ты – жив, если волнуешься! И высший пилотаж – если способен двигаться дальше, даже испытывая страх». [26, с. 56-135]

Все задатки устойчивого психологического состояния человека идут с раннего детства закладываются в семье. Очень важно, когда в семье царит мир, уважение друг к другу, взаимопомощь, желание поддержать друг друга, доверие. С ранних лет ребенок должен чувствовать, что его уважают и ценят как личность. По мнению Ролло Мэйя, подлинное призвание человека – это желание стать самим собой. [26, с. 15-58]

Задача преподавателей в общеобразовательной школе помочь учащимся в преодолении внутренних зажимов, научить ребенка свободно и пластично двигаться. Распределение общеобразовательных предметов должно гармонично сочетаться, например предметы, требующие наибольшего напряжения чередовать с предметами, направленными на развитие двигательной активности. Профилактическая и коррекционная работа в школе имеет большое значение в воспитании гармонически развитой личности, способной управлять своими эмоциями и чувствами.

Работа психологов с детьми дошкольного возраста по преодолению тревожности носит личностно-ориентированный фактор, связанный с факторами окружающей среды и особенностях развития индивидуума. Чем старше становится ребенок, тем тревоги становятся глобальнее. Но самая основная тревога, в любом возрасте, заключается в том, насколько тебя любят и ценят окружающие люди. Начиная с дошкольного возраста необходимо выработать модель поведения у ребенка, которая обеспечила бы ему арсенал способов и методов для решения жизненных задач. [11, 17-68]

Тревожность – это склонность индивида к эмоциональному состоянию, вызванному тревогой.

Различают несколько видов тревожности:

  1. Ситуативная тревога - это чувство тревоги, связанное с конкретной ситуацией, несущей в себе опасность для жизни.
  2. Личностная тревога – связана с типом нервной системы и темпераментом индивидуума.
  3. Социальная тревога – неуверенность в завтрашнем дне, показатели успешности в овладении необходимыми для жизнедеятельности качествами и навыками личности: в учебе и профессиональной деятельности, неустроенность в личной жизни, самореализация.

Связь между уровнем тревоги и способностью мобилизоваться для принятия решения:

  • чувство тревоги может стимулировать человека к активным действиям для оперативного решения проблемы;
  • тревога препятствует формированию адаптационного поведения;
  • постоянное чувство тревоги как обоснованное, так и необоснованное приводит к дезорганизации психики человека.

Чувство тревоги расшатывает и нарушает психику человека, поэтому его нужно вовремя купировать и не затягивать на длительное время. Рассмотрим некоторые аспекты негативного влияния тревоги на организм человека:

  1. При постоянном чувстве тревоги организм человека тратит много энергии впустую.
  2. Нервная система человека находится в постоянном тонусе, нарушается сон и аппетит, он не может переключиться и дать возможность организму отдохнуть и восстановиться.
  3. Парализуется способность двигаться дальше, продуктивно и рационально мыслить.

Внешние признаки проявления тревоги:

  1. Если обратить внимание на руки, то человек постоянно трогает волосы, поправляет одежду, теребит что-то в руках.
  2. Напряжение и скованность не дает возможности расслабиться.
  3. Отмечается повышенная суетливость, чрезмерная жестикуляция.
  4. Трудно сосредоточиться и сконцентрировать внимание.
  5. Речь становится сбивчивой и неуверенной, употребляется много лишних слов, мысль формируется нечетко, в голосе может наблюдаться дрожь.
  6. Мышцы напряжены, челюсти сжаты, нарушена координация движения.

Таблица № 1

Виды тревоги и их отличительные признаки

Виды тревоги

Нормальная или адаптивная:

  1. При условиях угрожающей опасности.
  2. В условиях ситуации, связанной со значимым выбором.
  3. В условиях недостатка необходимой информации.
  4. При нехватке времени для выполнения ответственного задания.

Патологическая (дезадаптивная)

  1. Провоцируется внешними неблагоприятными обстоятельствами.
  2. Не имеет связи с реальной угрозой, обусловлена внутренними переживаниями человека.
  3. Связанна с затяжным стрессом

Таблица № 2

Характеристика видов тревоги

Нормальная или адаптивная:

Патологическая (дезадаптивная)

  1. Ускоряет принятие решений в определенной ситуации.
  2. Эмоции контролируются.
  3. Проходит в связи с устранением причины возникновения тревоги.

  1. Человек не может принять адекватное решение в сложившихся условиях.
  2. Плохо поддается контролю.
  3. В сознании человека занимает доминирующую позицию.
  4. Неблагоприятно сказывается на здоровье человека.

Таблица № 3

Проявления тревоги

Вегетативные проявления тревоги

Психологические проявления тревоги

Проявления тревоги связанные с поведением человека

  • одышка, комок в горле, ощущение удушья, трудность при глотании;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • ощущение сухости во рту;
  • различного характера боли, внутренняя дрожь;
  • тошнота, понос, частые мочеиспускания;
  • нарушение координации движения, тремор рук.
  • чувство подавленности, неуверенность в своих действиях, ощущение опасности;
  • пониженная самооценка;
  • нарушения концентрации внимания;
  • понижение интереса к жизни.
  • скованность, зажатость, повышенное напряжение, неусидчивость;
  • повышенная утомляемость, невозможность сконцентрировать внимание;
  • суетливые движения, неловкость;
  • при разговоре с собеседником трудно сконцентрироваться, старается не смотреть в глаза.

Человек подвержен тревожности по ряду причин, которые в своей совокупности как снежный ком нарастают и переходят в хроническое течение. Постоянное чувство тревоги разрушает нервную систему организма человека и как следствие развиваются соматические заболевания. Задача психологов разобраться в причинах, вызывающих чувство тревоги и работать над их устранением. Научить пациента управлять своими эмоциями, применять методы аутотренинга, следить за здоровьем, трезво мыслить.

Как правило, проблемы, связанные с адекватностью восприятия ситуации, быстрым принятием правильных решений, уверенностью в себе, умение вести себя в экстремальных условиях закладывается с раннего детства. Чтобы воспитать личность, способную противостоять стрессам, необходимо обратить внимание на ряд признаков, которые негативно влияют на феномен тревоги:

  1. Неблагоприятная обстановка в семье.
  2. Повышенная тревожность родителей или педагогов.
  3. Дисбаланс между реальными потребностями ребенка и возможностями родителей.
  4. Разногласия в требованиях, предъявляемых со стороны родителей и педагогов.
  5. Повышенные требования к ребенку, которые не соответствуют его возрасту, типу темперамента, интеллектуальному развитию.
  6. Отсутствие гибкого и демократического воспитания по стороны родителей и педагогов.
  7. Неумение ребенка вести себя в коллективе среди сверстников.
  8. Врожденная предрасположенность к повышенной тревожности.
  9. Психологическая уязвимость.
  10.  Повышенная бдительность к угрожающим факторам среды обитания.
  11.  Систематическое нахождение в стрессовой ситуации. [2, с. 25-85]

Таким образом, нами определены механизмы возникновения тревоги у человека, физиологические и психологические аспекты ее проявления. Чувство тревоги испытывает каждый человек – это вполне нормальное явление. Задача психологов определить насколько психика того или иного человека подвержена тревожным переживаниям и чем она вызвана. Если человек систематически испытывает чувство тревоги, то здесь имеет место патологическое расстройство психики, что может повлечь за собой ряд заболеваний.

Чтобы избежать затяжного тревожного состояния необходимо научиться управлять своими эмоциями и чувствами, уметь адекватно оценивать происходящие события и обстановку, что поможет в принятии правильных решений в той или иной жизненной ситуации. В наше время очень важно действовать быстро и решительно, эффективно использовать свои энергетические ресурсы, укреплять нервную систему, вести здоровый образ жизни, научиться не поддаваться панике и негативному влиянию со стороны различных жизненных факторов.

  1. Степень проявления тревоги в зависимости

от влияния различных внешних факторов и индивидуальных

особенностей личности

Психологические причины повышенной тревожности могут быть различными:

  1. Свойство темперамента личности.
  2. Условия среды обитания.
  3. Микроклимат в семье и воспитание.
  4. Нахождение в постоянной стрессовой ситуации из-за нестабильности на работе, учебе, в личной жизни.

Многие ученые в области психологии, физиологии и педагогики занимаются данной проблемой. Их доводы и выводы порой неоднозначны и связано это с тем, что каждый человек индивидуален и требует к себе уникального подхода. Средства и способы по преодолению повышенной тревожности могут быть стандартными, но адаптированы под каждого пациента индивидуально.

Вольф Соломонович Мерлин провел множество исследований, направленных на выяснения причин повышенной тревожности у человека, выявлено, что во многом она зависит от свойств темперамента и физиологических особенностей центральной нервной системы и эндокринной системы человека. Как физиологические, так и психологические особенности человека основываются на его генетической предрасположенности. Поэтому при подборе средств и методов по устранению и коррекции повышенной тревожности в первую очередь рассматриваются причины, обусловленные наследственностью человека. [5, с. 125-138]

Исследования проблемы устойчивого тревожного состояния индивидуума показали, что оно зависит от степени вегетативного и психовегетативного реагирования в условиях многократного влияния ситуаций, несущих раздражительный фактор на них. Под действием определенных факторов, которые вызывают чувство тревоги в крови человека вырабатываются ферменты, которые влияют на деятельность нервной и гормональной системы. В таком состоянии человеку трудно управлять собой, так как запущен физиологический процесс. [10, с. 125-147]

При сильной тревоге мы может наблюдать у человека сильный тремор во всем теле, повышенную потливость, холодные конечности, покраснение или побледнение кожных покровов, высокую частоту сердечных сокращений и повышенное артериальное давление. В таком случает человеку необходима психологическая помощь в сочетании с приемом специальных медицинских препаратов, которые помогут расслабиться мышцам, так как в них отмечается сильное напряжение. Фактор, вызывающий тревогу в этот момент носит доминирующий характер в коре головного мозга, задача психологов переключить внимание и настроить человека на позитивный лад. [6, 28- 118]

Наиболее подвержены повышенному чувству тревоги люди с пессимистическим восприятием жизни. Часто пессимисты говорят, что такое восприятие жизни – это реальное видение ситуации. На самом деле они погружают себя в постоянный негативный настрой, в связи с чем в организме очень редко выделяется гормон «радости» и теряется противостояние тревоге.

Таким образом, учитывая сложность и многогранность механизма возникновения тревоги необходимы системные междисциплинарные исследования, которые бы позволили более четко сформулировать причины ее возникновения и способы по ее снижению и четкому формированию адекватности восприятия ситуации. Грамотный подход к проблеме по эффективному купированию повышенного чувства тревоги заключается в определении источника, который ее вызывает. Источники могут быть двух типов:

  1. Внутренние переживания, связанные с противоречиями внутри личности, неадекватная самооценка.
  2. Влияние внешних факторов: стрессовые ситуации, неблагополучная обстановка в семье, непонимание в коллективе на работе или учебе, авторитарное воспитание со стороны родителей, педагогов.

По мнению Рубинштейна, восприятие внешних факторов среды обитания человека напрямую зависят от его внутреннего состояния. Возникают определенные противоречия между реальной угрожающей ситуацией и восприятием ее личности. Затяжное чувство тревоги формируется в связи с отсутствием необходимых средств для ее избегания и преодоления. [29, с 56-85]

Процесс появления нарастающего психологического чувства тревоги проходит в несколько последовательных этапов:

  • непосредственная оценка ситуации, представляющей некую угрозу;
  • поиск средств и методов, позволяющих предотвратить или нейтрализовать угрожающие факторы;
  • при необходимости провести психологические меры, позволяющие переоценить сложившуюся ситуацию, несущую негативный характер и изменить отношение к ней.

Состояние тревоги носит угрожающий и затяжной характер, когда человек не видит выхода из сложившейся ситуации и не знает, как ее изменить в положительную сторону. Детям в силу своих физиологических и психологических особенностей, например, умение быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой, непосредственность, чистота восприятия мира, намного легче справиться с негативным влиянием тревоги. Поэтому дошкольный возраст имеет благоприятную среду для формирования устойчивого противостояния тревоге. Это время надо использовать для обучения детей  адекватно оценивать свои действия и действия окружающих, владеть приемами по устранению негатива и настроя на позитивный лад. Очень важно работать над самооценкой детей дошкольного возраста, так как заниженная или завышенная самооценка не позволяет эффективному формированию гармонически развитой личности, способной к самосовершенствованию и прогрессивному мышлению.

Глава II. Исследование степени проявления тревоги у детей

дошкольного возраста

  1. Организация исследования. Описание методик

При тестировании и анкетировании мы использовали следующие психологические методики:

  1. Тест тревожности «Выбери нужное лицо» авторы: Р.Тэммпл, В.Амен, М. Дорки.
  2. Методика диагностики самооценки «Лесенка» авторы: С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.

В данном исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста 5-7 лет, воспитанники подготовительной группы детского сада. Дошкольный возраст очень ответственный период в жизни каждого человека он связан с интенсивным физиологическим развитием и социальной адаптацией ребенка. Дети дошкольного возраста имеют хрупкую, еще только находящуюся в стадии формирования психику.

Факторами, которые предполагают большую нагрузку на психическую систему ребенка в дошкольном возрасте:

  • познание мира;
  • подготовка к обучению в общеобразовательной школе;
  • овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками быта и общения со сверстниками и взрослыми людьми.

В связи с чем, чрезвычайно важно в этом возрасте уметь справляться с психологически феноменом тревоги. С помощью определенных тестов и опросов мы будем определять уровень проявления тревоги у дошкольников.

Именно дошкольный возраст считается наиболее оптимальным для работы с самооценкой, так как у ребенка начинает формироваться самосознание. В основном информацию о себе он получает от других людей. Очень ярко в своем стихотворении это описывает Владимир Маяковский: «Что такое хорошо и что такое плохо».  Ребенку трудно выбрать модель своего поведения, поскольку в силу своего возраста он не может адекватно ориентироваться. Выбирая стиль и нормы поведения,  он опирается на пример собственных родителей и на мнение окружающих его людей, которое не всегда  может быть объективным.

Основное и самое лучшее воспитание для ребенка – это личный пример родителей.  Чем раньше ребенок научится понимать себя, управлять своими эмоциями, тем меньше шансов развития у него неуверенности в себе и как следствие повышенной тревожности. Уверенный в себе человек меньше подвержен психологическим явлениям, связанным с тревогой, поэтому наши исследования мы начали с определения уровня самооценки у дошкольников.

В наших исследованиях мы не случайно выбрали дошкольный возраст подготовительную группу детского сада – это интересный и ответственный возраст, когда ребенок имеет достаточный арсенал необходимых жизненных навыков и может самостоятельно и с помощью родителей и педагогов корректировать свое поведение.

Для определения уровня самооценки у дошкольников использовалась методика диагностики самооценки «Лесенка», которую разработали          С.Г. Якобсон и В.Г. Щур. Работа велась с каждым ребенком индивидуально для более эффективной информативности полученных результатов. Всего в исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы детского сада.

Ход исследования: ребенку показывается карточка с нарисованной лесенкой, состоящей из семи ступенек и предлагается обозначить, на какую ступеньку он ставит себя по отношению с другими детьми из своей группы. Пример того, как должна выглядеть карточка изложен в таблице № 4

Таблица № 4

Карточка для определения самооценки по методике «Лесенка»

С.Г. Якобсон и В.Г. Щур

7

6

5

4

3

2

1

Ребенку задаются вопросы:

  1. «Посмотри на эту картинку, что ты на ней видишь?»
  2. «Представь себе, что на этой лесенке стоят дети из твоей группы в детском саду, на какую ступеньку станешь ты?»

Ребенок маркером ставит точку или «птичку» на той ступеньке, на которую он бы стал сам. Данные заносятся в протокол. Если ребенок поставил себя на ступеньки 6-7, то его самооценка находится на высоком уровне; 4-5 – адекватная самооценка; 2-3 - заниженная самооценка; 1 – низкая самооценка.

С помощью теста «Выбери нужное лицо», разработчиками которого являются Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки мы определяли уровень тревожности ребенка. Данная методика предназначена для исследования тревожности у детей от 4 до 7 лет.

С помощью исследования тревожности ребенка можно определить степень его эмоциональной устойчивости в различных жизненных ситуациях в жизнедеятельности в социуме. Умение строить взаимоотношения со сверстниками в коллективе и в семье с родителями и родственниками.

Используемый материал для проведения исследования: 14 рисунков размером 8,5 х 11 см, которые выполнены в двух вариантах: для мальчиков с изображением мальчиков, а для девочек соответственно с изображением девочек. Каждый рисунок повествует о той или иной ситуации, с которой ребенок сталкивается в повседневной жизни. Лица на рисунках изображены контурно в черно-белом варианте. Рисунок снабжен дополнительной частью, которая разделена на две половины: в одной половине изображено улыбающееся лицо ребенка, а в другой – печальное.

Ход исследования: рисунки показываются ребенку о определенной последовательности один за другим и задаются вопросы:

  1. Игра с младшими детьми
  2. Ребенок и мать с младенцем
  3. Объект агрессии
  4. Одевание
  5. Игра со старшими детьми
  6. Укладывают спать в одиночестве
  7. Умывание
  8. Выговор
  9. Игнорирование
  10.  Агрессивное нападение
  11.  Собирание игрушек
  12.  Изоляция
  13.  Ребенок с родителями
  14.  Еда в одиночестве.

Ребенку задается вопрос: Посмотри, что ты видишь на этом рисунке, какую эмоцию он у тебя вызывает? Результаты: высказывание ребенка и его выбор лица (печальное или веселое) заносятся в протокол, затем идет подсчет результатов. По формуле вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному соотношению числе эмоционально негативных выборов к общему числу рисунков (14):

ИТ =

Число эмоциональных негативных выборов

х 100%

14

ИТ выше 50% - высокий уровень тревожности

ИТ от 20% до 50% - средний уровень тревожности

ИТ от 0 до 20% - низкий уровень тревожности

  1. Анализ результатов исследования

Нами были проведен исследования по двум направлениям, которые являются основными предпосылками к частым и затяжным проявлениям тревоги: уровень проявления тревожности и уровень самооценки у детей дошкольного возраста.

Исследуемые дети воспитанники подготовительной группы детского сада показали следующие результаты:

60% испытуемых имеют адекватный уровень самооценки

30% испытуемых имеют низкий уровень самооценки

10% испытуемых имеют высокий уровень самооценки

Диаграмма № 1

Большинство детей 60% имеют адекватный уровень самооценки, они уверены в своих силах и владеют навыками, с помощью которых можно правильно оценить и распределить свои возможности, что сказывается на способности ориентироваться и найти свое место в современном мире.

30% детей имеют низкий уровень самооценки – это группа риска для проявления психологического феномена тревоги, так как неуверенность в своих жизненных силах и возможностях порождает излишнее беспокойство, что мешает эффективно и качественно овладевать необходимыми навыками при обучении и во взаимоотношениях в коллективе.

10% детей показали высокий уровень самооценки – это категория менее всего подвержена проявлениям тревоги, так как уверенность в своих силах дает возможность быстро и качественно решать жизненные задачи, поскольку не тратятся силы и энергия на переживания и тревогу.

Общий уровень тревожности «Выбери нужное лицо» наших испытуемых дал следующие результаты:

57% детей показали нормальный уровень тревожности

31% детей показали повышенный уровень тревожности

12% детей показали высокий уровень тревожности

Диаграмма № 3

Большинство детей имеют нормальный уровень тревожности – 57%. Однако, 31% детей показали повышенный уровень тревожности и 12% - высокий. Данные показатели свидетельствуют о том, что воспитанники детского сада находятся в категории детей, наиболее нуждающихся в чуткости и профессионализме со стороны воспитателей. Родители детей, которые воспитываются в подготовительной группе и готовятся к поступлению для обучения в общеобразовательной школе тоже нуждаются в психологической поддержке, так как испытывают волнение за дальнейшую жизнь своих детей, и оно соответственно передается детям.

Таким образом, исходя из наших исследований можно сделать соответствующие выводы:

  1. Большой процент выпускников общеобразовательной школы имеют: адекватную самооценку, низкий уровень стресса и нормальный уровень тревожности.
  2. С помощью наших исследований удалось установить взаимосвязи уровня тревоги от трех показателей: самооценки, стрессоустойчивости и уровнем тревожности.
  3. Выпускники общеобразовательной школы нуждаются в повышенном внимании со стороны школьных психологов, так как идет большая нагрузка на неокрепшую психику.
  4. Родители и педагоги должны приложить все усилия для оказания поддержки подросткам, следить за их режимом дня, питанием, досугом и состоянием здоровья. Здоровый образ жизни – это залог крепкой нервной и психической системы организма человека.

Способы коррекции тревожности:

  1. Специализированный индивидуальный подход при выборе коррекционных программ.
  2. Самый эффективный способ по коррекции тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста – это игры, направленные на снятие напряжения и тревожности.
  3. Только совместная деятельность родителей и ребенка, основанная на доверии и взаимопонимании может дать положительные результаты по устранению повышенной тревожности у ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе на основании обстоятельного изучения множества литературных источников, касающихся исследования психологического феномена тревоги и личных исследований, нам удалось определить основные аспекты ее возникновения, физиологической и психологической природы, влияния на здоровье человека и его социальную адаптацию.

Тревога – это психологический феномен, дающий возможность человеку, предположить возможную опасность или необходимость для максимальной мобилизации сил и энергии для достижения какой-либо цели. Она имеет положительный характер только в том случае, если есть адекватный мотив для ее проявления, а именно:

  1. Реальная угроза собственному здоровью или здоровью своих близких.
  2. Приближение внешней опасности: землетрясение, наводнение, пожар и др.
  3. Сдача экзамена, доклад перед широкой аудиторией, важное свидание и т.д.

При данных условиях чувство тревоги помогает человеку мобилизоваться и сконцентрировать свое внимание на той проблеме, которая в данный момент его сильно волнует. После решения проблемы чувство тревоги исчезает и появляется чувство психологического комфорта. В таком случает тревога несет конструктивный характер. И все физиологические проявления, которые ей сопутствуют не отражаются на здоровье человека.

Существует множество факторов – это личная предрасположенность человека к тревожности, непонимание в семье и на работе, постоянное нахождение в стрессовой ситуации, которые способствуют тому, что он находится в постоянном напряжении, то есть тревога постоянно его преследует без особых видимых причин. В таком случает данное состояние несет разрушительных характер для физического и психического здоровья индивидуума.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Психологический феномен тревоги может носить для человека как конструктивный, так и разрушительный характер.
  2. Люди, склонные к повышенной тревожности, имеющие низкий уровень самооценки и низкий уровень к стрессоустойчивости находятся в зоне риска.
  3. Затяжное чувство тревоги связано со средой обитания человека.
  4. Что-бы избежать затяжного тревожного состояния, необходимо:
  • контролировать свои эмоции,
  • сформировать в себе устойчивую способность переключать свое внимание,
  • вести здоровый образ жизни,
  • укреплять свою нервную систему,
  • быть в гармонии с самим собой, в семье с близкими людьми,
  • уважать себя и окружающих тебя людей.

Нами были проведены исследования уровня самооценки, тревожности  у детей дошкольного возраста, которые показали, что в целом 65%  имеют адекватную самооценку, степень тревожности находится в норме. Однако 35% детей нуждаются в особом внимании со стороны психологов и воспитателей детского сада. Это важный возрастной период в жизни каждого человека, когда закладывается фундамент для дальнейшего развития психики.

Психическая система находится в стадии формирования и это способствует для эффективной ее коррекции. Основное воспитание человека закладывается в семье, поэтому родители должны чувствовать свою ответственность за психоэмоциональное состояние своих детей. Самый продуктивный стиль общения с детьми – это демократический, который дает возможность учитывать точку зрения как родителей, так и детей.

Уважение и доверие друг к другу это залог воспитания гармонически развитой личности, способной адаптироваться и найти свое место в жизни. Здоровый прагматизм и рациональность при решении жизненных проблем помогают справиться с тревогой и с успехом добиваться поставленной цели.

Родителям, дети которых имеют склонность к повышенной тревожности необходимо очень внимательно следить за своими словами и действиями, больше времени проводить с ребенком, настраивать его на позитивный лад.

Советы родителям по снижению тревожности у детей дошкольного возраста:

  1. Поддерживать своего ребенка не только словом, но и делом, чтобы у него сформировалось устойчивое чувство «твердой почвы под ногами» и «надежного плеча», что ему всегда помогут преодолеть возникающие трудности.
  2. Микроклимат в семье напрямую влияет на стабильность психического состояния ребенка, родители должны стремиться в гармонии в семье, где все друг друга любят и уважают.
  3. Четко выстроить свою модель поведения в воспитании детей, основанную на логике в своих действиях. Ребенок должен четко знать, за что его наказали или похвалили. Абсолютно неприемлема система «кнута и пряника». Для ребенка нужно стать в первую очередь другом.
  4. Всегда даже с маленьким ребенком необходимо советоваться и обсуждать планы на будущее. Во-первых, он будет чувствовать свою значимость в семье, во-вторых – у него будет время морально подготовиться и осмысливать свои действия, так как спонтанность не приемлема для детей.
  5. Следует очень внимательно относиться к критике, ребенок еще не научился адекватно воспринимать критику, поэтому ее нужно избегать и стараться корректировать поведение ребенка при этом, не критикуя его, а подбадривая.
  6. С самого раннего возраста выберите демократический стиль общения с ребенком, так как это самый прогрессивный и эффективный метод в формировании доверительных и теплых отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал, 1992. Т. 13. № 5. – 16-24 с.
  2. Айзенк Х. Психологическая теория тревожности // Тревога и тревожность: Хрестоматия.- Санкт-Петербург, 2001.- 25-85 с.
  3. Андреева А.Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников.- М.- 1989.- 115 с.
  4. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.- 1988.- 128 с.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: изд-во «Институт практической психологии», - Воронеж, 1995. – 352 с.
  6. Бреслав Г.М. Психология эмоций.- М.- 2004.- 56-130 с.
  7. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб.: Питер, 2002. – 19-132 с.
  8.  Гуревич П.С. Психология. Учебник.- М., 2015.- 330 с.
  9.  Джемс У. Психология.- М.- 1991.- 28-36 с.
  10.  Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.: Знание, 1997.- 257 с.
  11. Егорова А.Н. Психология индивидуальных различий. М., 1997.- 125-130 с.
  12. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.- М.: Эксмо.- 2007.- 219 с.
  13. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий.- М.-1982.- 320 с.
  14.  Кочубей Б., Новиков Е. Ярлыки для тревоги // Семья и школа. – 1988. № 10.- 8-10 с.
  15.  Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Семья и школа, 1988, № 7.- 24-29 с.
  16.  Кочубей Б., Новикова Е., Как лечить тревожность // Семья и школа, 1988, № 8.- 15-38 с.
  17.  Мэй Р. Проблемы тревоги.- М.: Знание, 2001.-377 с.
  18.  Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты проблемы.- М.: 1995.- 468 с.
  19. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- Академия. – М.- 1999.- 366 с.
  20.  Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- Санкт-Петербург.- Речь, 2008.- 288 с.
  21.  Прихожан А.М. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления /Диагностика и коррекционная работа школьного психолога.- М.: Педагогика, 1987.- с. 240
  22.  Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. № 2. – 1998.- 17-48 с.
  23.  Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога.- М.: Просвещение, 1990.- с. 374
  24.  Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.- М.: МОДЭК, 2000. –. 304 с.
  25.  Психологический словать. / Общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: НИУК, 1990.-. 388 с.
  26. Ролло Мэй Смысл тревоги. Перевод М.И. Завалова и А.Ю. Сибуриной. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.- 139 с.
  27.  Романова В.П. Тревожность: Проблемы, причины, решения.- М.: Юрист, 2000. – 115 с.
  28.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: МИУ, 1996.- 328 с.
  29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Педагогика, 2004.-118 с.
  30.  Словарь практического психолога / Под общ. ред. С.Ю. Головин.- Мн.: Харвест.- 1997.- 529 с.
  31.  Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: МИУ.- 1997.- 297 с.
  32.  Суворова В.В. Психология стресса. - М.: 1975.- 376
  33. Твердохлебов Г.А. Физиология мышления. «Объединенный научный журнал» № 21, 2006. - 56 с.
  34. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М. Издательство МГУ. - 1992.- 68 с.
  35. Толстая Е.В. Определение психологической дезадаптации с помощью психологических тестов. Методическое пособие. Минск, 2010.- 3-20 с.
  36.  Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М.: Академия.- 1995.- 289 с.
  37.  Цыплаков В.А. Психология тревожности.- М.: МИУ, 2004.- 56 с.
  38. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Учебник для студентов высших учебных заведений. Часть 1, 2.- Владос, 2003, 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольников.

Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольников....

"Родительство как психологический феномен"

Консультация для студентов...

Речь и язык - как психологический и духовный феномен в жизни человека.

В данной статье предпринята попытка изучить Слово, Речь и Язык с психологической и духовной точки зрения. Анализируются исторические сведения и размышления великих писателей и исторических деятелей. Р...

Консультация для воспитателей «Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека»

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились поня...

«Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека»

Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями со...

Как снизить уровень тревоги у ребенка и сохранить психологическое благополучие в семье.

В связи с происходящими событиями многие люди сейчас испытывают тревогу, стресс и особенно нуждаются в психологической поддержке, умении успокоить себя и окружающих. Больше других в такой ...