Речь и язык - как психологический и духовный феномен в жизни человека.
статья по развитию речи

Максимова Светлана Александровна

В данной статье предпринята попытка изучить Слово, Речь и Язык с психологической и духовной точки зрения. Анализируются исторические сведения и размышления великих писателей и исторических деятелей. Рассматривается проблема особенности речи и языка в современной действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Речь и язык – как психологический и духовный феномен в жизни человека»

Составитель:

педагог-психолог

Максимова С.А.

Выступление носит общеобразовательный характер и преследует те же цели. Основной объект, о котором пойдет речь – это понятие  «СЛОВО». Слово – есть первая и основная единица языка.  Вторая единица – предложение. Третья – высказывание.

Все выступление будет лежать в области психолингвистики – науке, которая изучает речь и язык как психологический и духовный феномен в жизни человека.

В материале будут ссылки на некоторые фамилии.

Лингвист и философ 20 века Геннадий Владимирович Колшанский говорил: «Самое интересное – это человек, мир человека, а в этом мире роль языка безгранична». В подтверждении данных слов можно вспомнить как Александр Семенович Шишков, адмирал и госсекретарь, министр просвещения и президент Российской Академии наук 19 века говорил, что само понятие ЧЕЛОВЕК имеет своим началом понятие «слово»: Слово – словек – цловек – чловек – человек. Таким образом он подчеркивал главное отличие людей, как существ мыслящих, словесных, от всего живого. А понятие язык – это еще и я зык то есть я звучу.

Язык отображает мышление, а мышление отображает действие. А.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: прпиблизительно, неточно, неверно».

В настоящей действительности наблюдается «неряшливость» современной речи. А ведь язык – это важнейшее средство общения людей между собой. Язык – это зеркало истории и культуры народа. Не случайно в лингвистике используется понятие «языковая картина мира» - это совокупность представлений, отразившихся в языке. Например, слово «ХАМ» означает нездешний, чуждый человек. Язык дает возможность как созидать, так и разрушать. Используя язык человек создает произведения искусства. Но словом можно и обмануть, спровоцировать конфликт. Ведь язык имеет своей функцией коммуникативное назначение, преобразующее индивидуальное сознание в общественное. Язык – это зеркало души: в нем отражается и то хорошее, что происходит внутри нас, и весь негатив. Измученная душа не может говорить возвышенным языком.

Учитывая вышесказанное лингвисты и языковеды призывают воспитывать вкус к языку.

А чем же обогатился наш язык в последние десятилетия? И обогатился ли?

Елена Галимова, прфессор ПГУ, г.Архангельска пишет: «Новых слов много, но какие это слова? Бабки, байк, баксы и грины, башлять, бодипирсинг, бой-френд, виповский, дампинг, имиджмейкер, клипмейкер, лейбл, пиарить, прикид, секьюрити, татуаж, тусоваться – и далее в том же духе. Нетрудно заметить, что это или иноязычные слова, отражающие не свойсивенные русской традиции и зачастую весьма отвратные реалии, или жаргонизмы, которыми сегодня считают приличным пользоваться и некоторые писатели, и политики, и ученые».

И еще несколько примеров: экофлет, таун-хаус, бизнес-ланч, менеджеры, дресс-код, рондомно, толеранстность, консенсус, плюрализм, драйв, римейк, кастинг, хедлайнер.

В итоге получается что современные родители могут не понимать своих детей, поскольку первым может быть не понятен смысл и значение употребляемых слов. «Мне страшно подумать, что моим детям был бы не понятен мой язык, а за ним – и мои понятия, мечты, стремления, моя любовь к природе, родному народу…» Владимир Королев.

Современные лингвисты называют подобные слова слова-кентавры, слова-змеи, испускающие свой убийственный яд в сердцевину языка.

Каким же слово бывает по своему воздействию на человека.

Слово бывает:

- благостное (приносит покой и радость)

- бранное

- возвышенное

- вольное

- вразумляющее

- гневливое

- доброе

- докучливое и доносное

- жалобное и жалостное

- журливое

- заботливое

 - клятвенное

- книжное

- любовное

- лживое

- напутсвенное

- настовительное и обличительное

- ободряющее

- песенное

- приветное

- приглашающее

- просительное

- сердечное

- тайное

- торжественное

- угодливое

 - утешное

Вообще, нужно отметить, что загадка человеческого слова вставала перед учеными с древних времен. Проблема природы и происхождения языка обсуждалась уже в эпоху античности. Обсуждалось, каким образом человек выражает себя в речи. Первая известная науке теория происхождения языка говорила о божественном начале. Бог наделил Адама правом именовать все творения, таким образом вкладывая в них душу. Эта идея божественности языка проявлялась и много позже. Дух этой идеи выражен в стихотворении Гумилева «Слово», 1919г.

Представление о высокой значимости речи и языка выражалась в изобразительном искусстве. Известна фреска Боттичелли XI в., где изображена сцена представления Венерой юноши семи свободным искусствам. Эти свободные искусства Грамматика (слово и язык), Риторика, Логика, Арифметика, Астрономия, Геометрия, Музыка. Каждое из искусств в виде аллегорической женской фигуры имеет в своих руках символ своего дела. Примечательно, что в руках у Грамматики лук – символ посыла, направляемого в цель, а ее фигура возвышается над всеми другими, символизируя ее власть.

https://img-4.fruugo.com/product/7/22/14616227_0340_0340.jpg

В 17 веке Рене Декард утвержал, что в основе языка лежит хорошо развитое мышление, то есть идеи, зарождающиеся из логических и математических понятий.

В 19 веке ученые стали говорить, что язык – это проявление человеческого духа. Внутренняя форма языка тесно связана со сферой понятий человека, его видения мира. Философ Гумбольт говорил, что народы с сильным поэтическим и философским духом имеют развитый и сложный язык.

В 20 веке Вундт высказал мнение, что «язык является средством выражения психических состояний и эмоциональной сферы» Язык и речь стали изучать методом наблюдения. Стали накапливать описание развития детской речи. Привлекли внимание факты речевых ошибок, типа оговорок. Объектом исследования стали речевые нарушения, патологии речи, наблюдаемые при мозговых нарушениях. Позднее появились темы биологического и социального в языке и речи, речевой памяти.

Дальше появилась идея И.П. Павлова о языке как о второй сигнальной системе. Слово несет функцию особого рода сигнала, действующего в сфере высшей нервной деятельности человека. То есть речь – это наше поведение и состояние. В разговорной речи отражается нравственное состояние нашего общества.

В.К. Кюхельбекер писал: «Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем называть язык, на котором он говорит, его душой»

Реальность нашего времени такова, что сейчас пребывает языковое и духовное бескультурье. Необходимо преодолеть данное кризисное явление, вспомнив фамилии наших литературных классиков, а не одну только Эллочку-Людоедочку.

Бунин: «Умейте же сберечь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный - речь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия "Роль речи в жизни человека" подготовительная группа.

В конспекте детям прелагается опытным путем определить значение речи в жизни человека. Детей знакомят с адаптированным вариантом легенды о Вавилонской башне, появлением различных языков на земле....

Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"

Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....

Значение речи в жизни человека

В статье дается краткий обзор основных функций речи и их значения в жизни человека...

Консультация для воспитателей «Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека»

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились поня...

«Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека»

Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями со...

Конспект занятия в подготовительной группе «Вода в жизни человека»«Вода в жизни человека» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: • дать знания детям о воде, как об источнике жиз

laquo;Вода в жизни человека»Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.Задачи:• дать знания детям о воде, как об источ...