Тематическое планирование "Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой"
методическая разработка
Материал представляет собой тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В нём представлены основные темы, литературный материал для чтения, виды деятельности детей с воспитателем и родителями. Также материал дифференцирован по возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_skazkoy.docx | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по теме «духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой»
Тема (сказка, пословица) | Задачи | Совместная деятельность педагога с детьми | Совместная деятельность детей и родителей |
3 – 4 года | |||
Тема: «Общее дело. Значимость малой помощи». Сказка «Репка». Пословица «Там, где дружат, - живут, не тужат». | Развивать умение откликаться на просьбу, принимать помощь даже самую малую. Учить детей делать дело вместе, дружно. | Лепка «Репка». Раскраски. Д/и «Что сначала, что потом». | Составить творческий рассказ на тему совместной взаимопомощи членов семьи. Просмотр мультфильма по сказке. |
Тема: «Хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность, хвастовство – лень». Сказка «Колобок». Пословицы «Лесть без зубов, а с костьми съедает», «Не задирай носа – споткнёшься». | Посредством сказки дать понять детям, почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным, нужно учиться послушанию. Вызвать отрицательное отношение к хвастовству, лести. Учить детей быть осторожными в поступках, анализировать поступки героев сказки и их последствия. | Рисование «Колобок». Лепка из солёного теста. Д/и по развитию речи «Что сначала, что потом». Раскраски. Просмотр мультфильма по сказке. |
Придумать хороший конец к сказке. Д/и «Рассказываем сказку вместе». |
Тема: «Умение жить дружно». Сказка «Теремок». Поговорка «В тесноте, да не в обиде». | Воспитывать гостеприимство, доброжелательность, дружелюбие. | Аппликация «Теремок». Д/и по развитию речи «Что сначала, что потом». Раскраски. Просмотр мультфильма по сказке. | Рисование «Моя дружная семья». |
Тема: «Дружба, взаимовыручка, послушание». Сказка «Кот, петух и лиса». Пословицы «Друг познаётся в беде», «Без друга в жизни туго». | Учить детей дружить, помогать друг другу. На примере событий сказки помочь детям понять, что непослушание может быть причиной бед. Учить детей быть внимательными и осмотрительными. | Театрализация отрывка сказки. Просмотр мультфильма по сказке. | Найти пословицы и поговорки о труде, взаимопомощи, послушании. Сделать доброе дело или сказать добрые слова, чтобы подарить близким радость. |
Тема: «Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность». Сказка «Гуси-лебеди». Пословица «Придёт беда – не купишь ума». | Учить детей выполнять обещания, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к родным. Развивать чувство ответственности за свои поступки. Учить послушанию. |
Аппликация из бумаги и природного материала «Гуси» Рисование ладошками (пальчиковые краски). | Нарисовать «Дерево добрых дел». Просмотр мультфильма. |
Тема: «Добро – зло, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – непорядочность». Сказка «Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»). Пословица «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай». | Учить детей мудрости и осмотрительности в своих поступках. Учить анализировать поступки героев сказки. | Драматизация сказки (отрывка). Просмотр мультфильмов. | Семейный проект «Цветочек доброты». |
4 – 5 лет | |||
Тема: «Простота – хитрость, доверчивость – обман». Сказка «Лисичка-сестричка и волк». Поговорки «Первой касатке не верь!», «Догадаешься, как проиграешься». | Воспитывать осмотрительность и осторожность. Дать понять, что каждый поступок следует обдумывать. | Игра «Сравни героев сказки». Драматизация. | Изготовить атрибуты для драматизации сказки. |
Тема: «Дружба, согласие». Сказка «Зимовье зверей». Пословицы «Согласного стада волк не берёт», «В согласии жить – никто не одолеет». | Дать представление о ценности дружбы, взаимопонимания, согласия между людьми. Учить дружить, согласованно выполнять общие дела. | Лепка «Животные». |
Прочитать сказки с подобным сюжетом (о дружбе и согласии. Просмотр мультфильма. |
Тема: «Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, забота, терпение». Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Пословицы и поговорки «Умей обождать», «Мир не без добрых людей», «Любовь братская крепче каменных стен». | Воспитывать послушание, терпение, заботу, внимательность к близким людям. Учить детей быть осторожными с незнакомыми людьми. | Мероприятие «Вырастим цветы для мам и бабушек». | Просмотр мультфильма. |
Тема: «Стойкость и мужество, любовь и верность». Сказка «Стойкий оловянный солдатик». Пословицы «Каков есть, такова и честь», «Живи для людей, поживут и люди для тебя». | Дать нравственно-этическое представление о стойкости и мужестве, любви и верности. Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей, что никем нельзя пренебрегать. Формировать представление о воине как воплощении верности, стойкости и мужественности. Воспитывать верность, стойкость и терпение. | Игра «Скажи наоборот» (подобрать синонимы к качествам личности человека). | Вспомнить о близких, которые совершали мужественные поступки (в формате домашней беседы). |
Тема: «Трудолюбие – лень». Сказка «Колосок». Пословица «Как потопаешь, так и полопаешь». | Формировать представление о ценности труда, терпении. | Мероприятие «Помоги ближнему» (помочь детям младшей группы убрать игрушки). Просмотр мультфильма. | Найти пословицы и поговорки о помощи, труде. Организовать помощь ребёнка по дому. |
Тема: «Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям». Сказка «Привередница». Пословица «Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать». | Воспитывать заботливое, благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи. | Д/И «Мамины помощники». Беседа «Как мы маме помогаем». | Игра «Дневник» (дети записывают выполненные дома поручения с помощью условных значков). |
5 – 6 лет | |||
Тема: «Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость». Сказка «Сивка-Бурка». Пословицы «За добро добром платят», «Храброму ничего не страшно». | Уточнить с детьми значение непонятных слов, встречающихся в сказке. Воспитывать послушание, милосердие, ответственность за порученные дела. Учить преодолевать трудности на пользу общего дела. | Викторина по сказкам. Просмотр мультфильма. | Совместно сочинить сказку на заданную тему. |
Тема: «Послушание – непослушание, ответственность, смелость, любовь». Сказка «Царевна-лягушка». Поговорки «Умей обождать», «Мир не без добрых людей». | Формировать нравственные представления о послушании – непослушании, любви – эгоизме, ответственности. | Поделка «Мозаичный ковёр» (аппликация). | Просмотр мультфильма. |
Тема: «Рассеянность и её последствия, своеволие – послушание, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку». Сказка «Цветик-семицветик». Пословицы «Для милого дружка и серёжка из ушка», «Доброе дело век не забудется», «Без друга в жизни туго». | Развивать стремление помогать людям. Показать пример верного выбора друга. Помочь детям осознать, что любовь творит чудеса. Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит об ущербности души. | Этюд «Потерянная варежка». Просмотр мультфильма. | Составить рассказ о родном или знакомом человеке, который сделал доброе дело. |
Тема: «Служение Отечеству». Сказка «Никита Кожемяка». Пословица «Горе горюй, а руками воюй». | Раскрыть понимание нравственного качества «служение людям», рассказать о душевной красоте таких людей, воспитывать потребность помогать другим. | Игра «Помоги другу». | Нарисовать «Дерево добрых дел». |
Тема: «Уважение, послушание, доброе отношение к родителям». Сказка «Кукушка». Пословица «Всё купишь, а отца и матери не купишь». | Воспитывать заботливое, благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи. | Мероприятие «Вырастим цветы для мам и бабушек». | Составить рассказ о том, как члены семьи помогают друг другу. |
Тема: «Трудолюбие, терпение». Сказка «Хаврошечка». Пословица «Терпенье и труд всё перетрут». | Формировать представление о смысле и ценности трудолюбия, терпения. | Рисование «Как бы я помог Хаврошечке». | Изготовить атрибуты для плоскостного театра. |
6 – 7 лет | |||
Тема: «Зависть». «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Пословицы «Где счастье, там и зависть», «Кто доброе творит, того зло не вредит». | Рассказать об источнике зла – зависти, гордыне, злости. Раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку. Воспитывать непримиримость к проявлениям зла. | Раскраска «Царевна и мачеха» (с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя). | Беседа детей с родителями «Как можно исправить злые дела?» Просмотр мультфильма. |
Тема: «Любовь к родителям» Сказка «Василиса Прекрасная». Пословицы «Кто родителей почитает, тот век счастливым живёт», «Без отца – бедность, без матери – сиротство». | Воспитывать почтительное отношение к родителям. Раскрыть значение родительского благословления. | Изготовление «Куклы-закрутки». | Изготовление «Куклы-закрутки» (закончить) |
Тема: «Совесть». «Сказка о Золотом Петушке». Пословицы «Долг платежом красен», «Как ни мудри, а совесть не перемудришь». | Раскрыть смысл нравственного понятия «совесть». Воспитывать чувство ответственности, бдительность по отношению к злу. | Рисование по сказке (раскраски, рисование по точкам). | Просмотр мультфильма. |
Тема: «Милосердие, трудолюбие». Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Пословицы «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Доплясалась, что без хлеба осталась». | Дать понятие, что значит быть милосердным, как делать добрые дела. | Этюд «Жадные поросёнок». | Семейные посиделки «Волшебная страна семьи». |
Тема: «Уважение, послушание, доброе отношение к родителям». Сказка «Айога». Пословица «Сумел ошибиться, умей и поправиться». | Воспитывать заботливое, благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи. | Изготовление коллажа «Моя семья». Просмотр мультфильма. | Предложить родителям вместе с детьми подобрать пословицы и поговорки о послушании, уважительном отношении к родителям. |
Тема: «Трудолюбие, терпение». Сказка «Розочка и Беляночка». Поговорка «По труду и честь». | Формировать представление о смысле и ценности трудолюбия, терпения. | Игра «Дневник» (дети записывают поручения с помощью условных значков). | Предложить изготовить выносной материал для трудовой деятельности на прогулке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Перспективно – тематическое планирование духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5 – 7 лет на основе интеграции задач по разделам «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Планирование предназначено для педагогов ДОО. В его содержание входят формы и методы работы с детьми дошкольного возраста....
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель реализации программы: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...
Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию дошкольников
Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию дошкольников...
Календарно – тематическое планирование по экономическому воспитание дошкольников 5-7 лет.
Сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...