Художественно-речевое развитие детей в младшей группе
материал по развитию речи (младшая группа)
Речевое развитие является важнейшим средством коммуникации между людьми; развитием связной, грамматически правильной речи; развитие правильной культуры речи, восприятия информации на слух; знакомством с книгой; формирование навыков построения предложений.
На занятиях в младшей группе продолжается работа по:
- совершенствованию звуковой культуры речи;
- совершенствованию грамматической правильности речи;
- воспитанию интереса к художественному слову.
Всё, что развивали во второй группе раннего возраста, мы продолжаем использовать в младшей группе, конечно учитывая, что они немного повзрослели.
То есть совершенствуем звуковую культуру речи, грамматическую правильность речи и воспитываем интерес к книге.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Например, в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах - музыкальность, ритмичность слова, русской речи; сказки раскрывают легкость и выразительность языка, показывают, как богата русская народная речь юмором, образными выражениями.
Овладение детей речью - это самое главное. В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития, которые постепенно усложняются.
Передо мной в младшей группе стоят задачи пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Для решения задач по обучению художественно-речевой деятельности, я провожу следующую работу: читаю и рассказываю детям сказки и рассказы, разучиваем стихи и песни, учим элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать литературные произведения, придумывать собственные рассказы, сказки, загадки, составлять описательные рассказы и многое другое.
В группе создана специальная зона, в которой дети в свободное время пересматривают знакомые книги, рассматривают иллюстрации, слушают музыку (с воспитателем), пересказывают сказки друг другу с помощью театра кукол, играют в литературные и дидактические игры. В группе есть уголок театра, книжный уголок, уголок иллюстраций и картин. Выяснили, что в группе много способных, талантливых родителей, которые согласились помочь нам расширить и разнообразить театр в группе.
Чтобы повысить речь каждого ребенка, вводим в их быт хороводы, подвижные игры, которые сопровождаются диалогами, звукоподражанием; словесные игры.
Занятия по развитию речи проводим во взаимосвязи с лепкой, рисованием. аппликацией. В процессе этой работы у детей развиваются художественно-образные представления, речь, мышление, фантазия.
Добиться больших результатов на одних занятиях со всей группой невозможно. Поэтому развитию речи уделяется большое внимание вне зоны занятий: на прогулках, в утренние и вечерние часы с подгруппой детей и индивидуально, В процессе этой работы повышается словарный запас детей, развивается диалогическая и монологическая речи. Для этого мы проводим:
а) словесные игры, направленные на использование в речи антонимов, синонимов, глаголов, прилагательных;
б) дидактические игры по развитию речи, которые после ознакомления, выкладываются для самостоятельной деятельности («Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?» и др.); заучивание стихов, песен, считалок;
в) беседы с детьми.
Художественная литература используется в нашей группе, как одно из действенных средств воспитания детей. Детям очень нравятся загадки. Они отгадывают сказки по прочитанным отрывкам и иллюстрациям; отгадывают героев по описанию внешнего вида и характера. С огромным желанием дети сами изображают сказочных героев.
Театрализованные представления - это конечный результат работы по художественно-речевой деятельности. Для того, чтобы эти представления были более яркими, эмоциональными, интересными, нужно проводить большую подготовительную работу. В своей работе я использую разные приемы и методы: например, мнемотехнику, сюда входят и мнемоквадрат, и мнемотаблицы, и мнемодорожки. Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Детям очень нравится самим составлять сказку. Так мы придумывали сказку с помощью готовых схем. Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории. Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Таким образом, используя в своей работе приемы мнемотехники, я увидела, что у детей появился интерес, дети с удовольствием играют, у них увеличивается словарный запас и они стали более четко и ясно выражать свои мысли.
В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах – в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rechevoe_razvitie.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Аликовский детский сад № 1 «Салкус»
ДОКЛАД
на тему
Художественно-речевое развитие детей в
младшей группе «Солнышко»
Выполнила:
воспитатель Морозова В.Г.
Аликово 2019
Речевое развитие является важнейшим средством коммуникации между людьми; развитием связной, грамматически правильной речи; развитие правильной культуры речи, восприятия информации на слух; знакомством с книгой; формирование навыков построения предложений.
На занятиях в младшей группе продолжается работа по:
- совершенствованию звуковой культуры речи;
- совершенствованию грамматической правильности речи;
- воспитанию интереса к художественному слову.
Всё, что развивали во второй группе раннего возраста, мы продолжаем использовать в младшей группе, конечно учитывая, что они немного повзрослели.
То есть совершенствуем звуковую культуру речи, грамматическую правильность речи и воспитываем интерес к книге.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Например, в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах - музыкальность, ритмичность слова, русской речи; сказки раскрывают легкость и выразительность языка, показывают, как богата русская народная речь юмором, образными выражениями.
Овладение детей речью - это самое главное. В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития, которые постепенно усложняются.
Передо мной в младшей группе стоят задачи пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Для решения задач по обучению художественно-речевой деятельности, я провожу следующую работу: читаю и рассказываю детям сказки и рассказы, разучиваем стихи и песни, учим элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать литературные произведения, придумывать собственные рассказы, сказки, загадки, составлять описательные рассказы и многое другое.
В группе создана специальная зона, в которой дети в свободное время пересматривают знакомые книги, рассматривают иллюстрации, слушают музыку (с воспитателем), пересказывают сказки друг другу с помощью театра кукол, играют в литературные и дидактические игры. В группе есть уголок театра, книжный уголок, уголок иллюстраций и картин. Выяснили, что в группе много способных, талантливых родителей, которые согласились помочь нам расширить и разнообразить театр в группе.
Чтобы повысить речь каждого ребенка, вводим в их быт хороводы, подвижные игры, которые сопровождаются диалогами, звукоподражанием; словесные игры.
Занятия по развитию речи проводим во взаимосвязи с лепкой, рисованием. аппликацией. В процессе этой работы у детей развиваются художественно-образные представления, речь, мышление, фантазия.
Добиться больших результатов на одних занятиях со всей группой невозможно. Поэтому развитию речи уделяется большое внимание вне зоны занятий: на прогулках, в утренние и вечерние часы с подгруппой детей и индивидуально, В процессе этой работы повышается словарный запас детей, развивается диалогическая и монологическая речи. Для этого мы проводим:
а) словесные игры, направленные на использование в речи антонимов, синонимов, глаголов, прилагательных;
б) дидактические игры по развитию речи, которые после ознакомления, выкладываются для самостоятельной деятельности («Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?» и др.); заучивание стихов, песен, считалок;
в) беседы с детьми.
Художественная литература используется в нашей группе, как одно из действенных средств воспитания детей. Детям очень нравятся загадки. Они отгадывают сказки по прочитанным отрывкам и иллюстрациям; отгадывают героев по описанию внешнего вида и характера. С огромным желанием дети сами изображают сказочных героев.
Театрализованные представления - это конечный результат работы по художественно-речевой деятельности. Для того, чтобы эти представления были более яркими, эмоциональными, интересными, нужно проводить большую подготовительную работу. В своей работе я использую разные приемы и методы: например, мнемотехнику, сюда входят и мнемоквадрат, и мнемотаблицы, и мнемодорожки. Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Детям очень нравится самим составлять сказку. Так мы придумывали сказку с помощью готовых схем. Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории. Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Таким образом, используя в своей работе приемы мнемотехники, я увидела, что у детей появился интерес, дети с удовольствием играют, у них увеличивается словарный запас и они стали более четко и ясно выражать свои мысли.
В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах – в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика – одно из направлений сенсорного воспитания и речевого развития детей I младшей группы
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувствительный опыт. Успеш...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3–4 г.).
Продолжать укреплять здоровье детей; формировать двигательные умения и навыки, воспитывать интерес и желание выполнять физические упражнения; формировать элементарные умения самоорганизации в двигател...
Мониторинг (сенсорное развитие детей первой младшей группы)
Составлена таблица для мониторинга....
Принципы системы развивающей педагогики оздоровления и физического развития детей первой младшей группы
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра....
Конспект занятия по сенсорному развитию детей в младшей группе “Куклы в гости к нам пришли”.
Конспект занятия...
Конспект итогового занятия по сенсорному развитию детей 1 младшей группы «Машенька в гостях у детей»
Конспект занятя для детей первой младшей группы. Проведённое в конце года для подведеня итогов работ с детьми....
Статья: Особенности развития детей второй младшей группы детского сада статья (младшая группа)
2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуют...