Художественно-речевое развитие детей в младшей группе
материал по развитию речи (младшая группа)

Морозова Вера Геннадьевна

Речевое развитие   является важнейшим средством коммуникации между людьми; развитием связной, грамматически правильной речи; развитие правильной культуры речи, восприятия информации на слух; знакомством с книгой; формирование навыков построения предложений.

На занятиях в младшей группе продолжается работа по:

- совершенствованию звуковой культуры речи;

- совершенствованию грамматической правильности речи;

- воспитанию интереса к художественному слову.

 

Всё, что развивали во второй группе раннего возраста, мы продолжаем использовать в младшей группе, конечно учитывая, что они немного повзрослели.

То есть совершенствуем звуковую культуру речи, грамматическую правильность речи и воспитываем интерес к книге.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Например, в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах - музыкальность, ритмичность слова, русской речи; сказки раскрывают легкость и выразительность языка, показывают, как богата русская народная речь юмором, образными выражениями.

Овладение детей речью - это самое главное. В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития, которые постепенно усложняются.

Передо мной в младшей группе стоят задачи пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Для решения задач по обучению художественно-речевой деятельности, я провожу следующую работу: читаю и рассказываю детям сказки и рассказы, разучиваем стихи и песни, учим элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать литературные произведения, придумывать собственные рассказы, сказки, загадки, составлять описательные рассказы и многое другое.

В группе создана специальная зона, в которой дети в свободное время пересматривают знакомые книги, рассматривают иллюстрации, слушают музыку (с воспитателем), пересказывают сказки друг другу с помощью театра кукол, играют в литературные и дидактические игры. В группе есть уголок театра, книжный уголок, уголок иллюстраций и картин. Выяснили, что в группе много способных, талантливых родителей, которые согласились помочь нам расширить и разнообразить театр в группе. 

Чтобы повысить речь каждого ребенка, вводим в их быт хороводы, подвижные игры, которые сопровождаются диалогами, звукоподражанием; словесные игры.

Занятия по развитию речи проводим во взаимосвязи с лепкой, рисованием. аппликацией. В процессе этой работы у детей развиваются художественно-образные представления, речь, мышление, фантазия.

Добиться больших результатов на одних занятиях со всей группой невозможно. Поэтому развитию речи уделяется большое внимание вне зоны занятий: на прогулках, в утренние и вечерние часы с подгруппой детей и индивидуально, В процессе этой работы повышается словарный запас детей, развивается диалогическая и монологическая речи. Для этого мы проводим:

а) словесные игры, направленные на использование в речи антонимов, синонимов, глаголов, прилагательных;

б) дидактические игры по развитию речи, которые после ознакомления, выкладываются для самостоятельной деятельности («Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?» и др.);  заучивание стихов, песен, считалок;

в) беседы с детьми.

Художественная литература используется в нашей группе, как одно из действенных средств воспитания детей. Детям очень нравятся загадки. Они отгадывают сказки по прочитанным отрывкам и иллюстрациям; отгадывают героев по описанию внешнего вида и характера. С огромным желанием дети сами изображают сказочных героев.

Театрализованные представления - это конечный результат работы по художественно-речевой деятельности. Для того, чтобы эти представления были более яркими, эмоциональными, интересными, нужно проводить большую подготовительную работу. В своей работе я использую разные приемы и методы: например, мнемотехнику, сюда входят и мнемоквадрат, и мнемотаблицы, и мнемодорожки. Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Детям очень нравится самим составлять сказку. Так мы придумывали сказку с помощью готовых схем. Изображение, которое нарисовано в  Мнемоквадрате,  обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории. Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Таким образом, используя в своей работе приемы мнемотехники, я увидела, что у детей появился интерес, дети с удовольствием играют, у них увеличивается словарный запас и они стали более четко и ясно выражать свои мысли.

В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах – в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей. 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rechevoe_razvitie.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Аликовский детский сад № 1 «Салкус»

ДОКЛАД

на тему

Художественно-речевое развитие детей в

младшей группе «Солнышко»

 

Выполнила:

воспитатель Морозова В.Г.

Аликово 2019

Речевое развитие   является важнейшим средством коммуникации между людьми; развитием связной, грамматически правильной речи; развитие правильной культуры речи, восприятия информации на слух; знакомством с книгой; формирование навыков построения предложений.

На занятиях в младшей группе продолжается работа по:

- совершенствованию звуковой культуры речи;

- совершенствованию грамматической правильности речи;

- воспитанию интереса к художественному слову.

Всё, что развивали во второй группе раннего возраста, мы продолжаем использовать в младшей группе, конечно учитывая, что они немного повзрослели.

То есть совершенствуем звуковую культуру речи, грамматическую правильность речи и воспитываем интерес к книге.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Художественная литература обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Например, в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах - музыкальность, ритмичность слова, русской речи; сказки раскрывают легкость и выразительность языка, показывают, как богата русская народная речь юмором, образными выражениями.

Овладение детей речью - это самое главное. В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития, которые постепенно усложняются.

Передо мной в младшей группе стоят задачи пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Для решения задач по обучению художественно-речевой деятельности, я провожу следующую работу: читаю и рассказываю детям сказки и рассказы, разучиваем стихи и песни, учим элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать литературные произведения, придумывать собственные рассказы, сказки, загадки, составлять описательные рассказы и многое другое.

В группе создана специальная зона, в которой дети в свободное время пересматривают знакомые книги, рассматривают иллюстрации, слушают музыку (с воспитателем), пересказывают сказки друг другу с помощью театра кукол, играют в литературные и дидактические игры. В группе есть уголок театра, книжный уголок, уголок иллюстраций и картин. Выяснили, что в группе много способных, талантливых родителей, которые согласились помочь нам расширить и разнообразить театр в группе. 

Чтобы повысить речь каждого ребенка, вводим в их быт хороводы, подвижные игры, которые сопровождаются диалогами, звукоподражанием; словесные игры.

Занятия по развитию речи проводим во взаимосвязи с лепкой, рисованием. аппликацией. В процессе этой работы у детей развиваются художественно-образные представления, речь, мышление, фантазия.

Добиться больших результатов на одних занятиях со всей группой невозможно. Поэтому развитию речи уделяется большое внимание вне зоны занятий: на прогулках, в утренние и вечерние часы с подгруппой детей и индивидуально, В процессе этой работы повышается словарный запас детей, развивается диалогическая и монологическая речи. Для этого мы проводим:

а) словесные игры, направленные на использование в речи антонимов, синонимов, глаголов, прилагательных;

б) дидактические игры по развитию речи, которые после ознакомления, выкладываются для самостоятельной деятельности («Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?» и др.);  заучивание стихов, песен, считалок;

в) беседы с детьми.

Художественная литература используется в нашей группе, как одно из действенных средств воспитания детей. Детям очень нравятся загадки. Они отгадывают сказки по прочитанным отрывкам и иллюстрациям; отгадывают героев по описанию внешнего вида и характера. С огромным желанием дети сами изображают сказочных героев.

Театрализованные представления - это конечный результат работы по художественно-речевой деятельности. Для того, чтобы эти представления были более яркими, эмоциональными, интересными, нужно проводить большую подготовительную работу. В своей работе я использую разные приемы и методы: например, мнемотехнику, сюда входят и мнемоквадрат, и мнемотаблицы, и мнемодорожки. Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Детям очень нравится самим составлять сказку. Так мы придумывали сказку с помощью готовых схем. Изображение, которое нарисовано в  Мнемоквадрате,  обозначает либо одно слово, либо простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории. Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Таким образом, используя в своей работе приемы мнемотехники, я увидела, что у детей появился интерес, дети с удовольствием играют, у них увеличивается словарный запас и они стали более четко и ясно выражать свои мысли.

В целом развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах – в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика – одно из направлений сенсорного воспитания и речевого развития детей I младшей группы

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувствительный опыт. Успеш...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3–4 г.).

Продолжать укреплять здоровье детей; формировать двигательные умения и навыки, воспитывать интерес и желание выполнять физические упражнения; формировать элементарные умения самоорганизации в двигател...

Принципы системы развивающей педагогики оздоровления и физического развития детей первой младшей группы

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра....

Конспект итогового занятия по сенсорному развитию детей 1 младшей группы «Машенька в гостях у детей»

Конспект занятя для детей первой младшей группы. Проведённое в конце года для подведеня итогов работ с детьми....

Статья: Особенности развития детей второй младшей группы детского сада статья (младшая группа)

2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуют...