Современное игровое пространство – каким его «видит» детский сад.
статья

Егорова Надежда Геннадьевна

Образовательная среда современного детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_predmetno.docx_no2.docx282.02 КБ

Предварительный просмотр:

         Современное игровое пространство  – каким его «видит» детский сад.

         

  Подготовила:  Егорова Н.Г., ст.воспитатель

 МБОУ БГО СОШ №13

структурное подразделение детский сад

            В комплексе актуальных социально-педагогических проблем, связанных с преобразованием системы образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первоначального звена - дошкольного воспитания. Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка формальным институтом его развития. Именно в детском саду дошкольник  приобретает начальный опыт взаимодействия с другими людьми – педагогами, родителями сверстников, наконец, ровесниками. В качестве одного из серьезных факторов приобретения ребенком социального опыта выступает образовательное  пространство дошкольного учреждения. Понятие образовательное пространство - это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении, одним из которых является развивающая предметно - пространственная среда. Поэтому формирование развивающей предметно -  пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала образовательной организации, является ведущим направлением деятельности современного детского сада.

            Основная идея инновационного проекта «Детский сад - Игропарк», заключается в создании условий для организации игровой деятельности как социокультурной практики дошкольников, в едином игровом образовательном пространстве. В связи с этим была определена  концептуальная идея  Игропарка -  маршрутная  игра  «Вокруг света»,  которая  позволяет окунуться в мир увлекательных путешествий и приключений,  и предусматривает организацию жизнедеятельности детей с использованием  образовательных путешествий   по разным странам и континентам.

            Для решения  вопроса  организации  пространства  игры,  с учетом ресурсов ДОУ и специфики  игровой стратегии, географической направленности, учитывая  принцип укрупнения объектов, нами была определена структура  открытого игрового пространства дошкольного учреждения, которая представлена тремя мирами: микромир – групповое пространство, детские центры активности; макромир –  межгрупповое и внегрупповое пространство, представленный  клубами  для туров по интересам; мегамир -  территория ДОУ, представленная  площадками для организации  тематических маршрутов.

            Рис. 1 Структура открытого игрового пространства Игропарка.

       

                Открытое игровое пространство_отредактировано-2.jpg

            Точкой отсчёта в нашем  игровом  пространстве  является микромир – групповое пространство. Для создания игрового ландшафта  мы условно  разделили  пространство группы  на семь частей. Семь «миров»: мир науки, мир природы, мир искусства, мир спорта, социальный мир, мир языка и литературы   - детские центры активности, соответствующие пяти направлениям развития ребёнка. Седьмой мир -  «Радужный».  Для того чтобы дети свободно  ориентировались  в групповом  пространстве,  центры  обозначены  цветовыми маркерами. Все  миры, находящиеся в групповом  пространстве,  в зависимости от конкретных задач, могут изменяться по объёму и объединяться в одну или несколько многофункциональных сред, в зависимости от ситуации, т.е. имеют подвижные, трансформированные границы.

            Масштабность  игровой стратегии,  предполагает   движение вперед  по разным точкам  Игропарка и  поэтому    мы считаем,  что  игровое пространство   не должна быть ограничено  только групповыми комнатами. Чем шире,  разнообразнее окружение ребенка, тем успешнее он социализируется в обществе. Социальное окружение ребенка  мы расширили за счет  разновозрастного   взаимодействия, когда  дети разных групп   и возраста имеют возможность общения друг с другом. Нами  было принято решение организовать макромир, используя межгрупповое  и внегрупповое  пространство ДОУ, это клубы для туров по интересам. В связи с тем, что было приобретено современное оборудование для реализации парциальной программы «Стем -  образование  детей дошкольного и младшего школьного возраста», необходимо было предусмотреть  его использование  всеми детьми детского сада. Поэтому в трех возрастных группах были организованы клубы (исследовательский, интеллектуальный, мультипликационный) для реализации   образовательных  модулей  стем – образования. В пяти возрастных  группах, было принято решение организовать: математический, дизайнерский, журналистский, архитектурный, театральный клубы.

            В  межгрупповое взаимодействие  задействовали и  дополнительные помещения  ДОУ: организованы спортивный и  музыкальный клубы, в логопедическом  кабинете открыт клуб «Говоруша», в кабинете психолога -  клуб «Гармония». Всего в ДОУ  -  функционируют  тринадцать клубов для туров  по  интересам.

            Стараясь максимально эффективно использовать потенциал развивающего пространства, в коридорах и холлах  были оформлены мини – центры: «Как прекрасен этот мир » - размещаемый наглядный материал погружает всех участников образовательных отношений в увлекательное путешествие по изучаемой стране и вызывает интерес узнать о  неизвестной стране  больше.    Художественная и публицистическая литература  в библиотеке свободного доступа помогает удовлетворить познавательный интерес в рамках образовательного события. Организованный  художественно – экспозиционный холл «Путешествуем вместе», дает возможность  размещать совместные продукты  детско – взрослого творчества, а также  фотоматериалы по завершению образовательных путешествий.

            Мегамир -  это третий уровень нашего игрового пространства. Нами были продуманы                                          средовые решения территории дошкольного учреждения. Территория условно была разделена на пять площадок  для организации тематических маршрутов: спортивная, экологическая, культурная,  творческая, безопасности. Каждая из площадок представлена видовыми точками.

            Нами была разработана модель взаимодействия образовательных пространств. Формат маршрутной игры «Вокруг света» предполагает: четыре дня в неделю образовательные практики по микромиру, четыре раз в месяц открываются двери в межгрупповое пространство - клубы для туров по интересам разновозрастного сообщества и в теплое время года два раза в неделю тематические маршруты по пяти площадкам по территории дошкольного учреждения.            

           

 Рис. 2 Модель взаимодействия образовательных пространств Игропарка.

                                      2.jpg

            Практическая значимость открытого игрового пространства Игропарка  заключается в том, что ее положительные результаты дают возможность   построения развивающей предметно – пространственной среды дошкольного учреждения, соответствующей требованиям ФГОС ДО, направленной на образование, воспитание и развитие детей нового поколения.  В результате  апробации     мы получили  практический измеряемый результат, который определяется следующими  показателями эффективности, которые представлены в таблице.

           Таблица № 1 Результаты и показатели эффективности практики.

Результаты

Показатель эффективности

Повышение интереса и познавательной активности детей

повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми, за счет   реализации модели географической направленности; организация разновозрастного взаимодействия; доступность современного оборудования всем воспитанникам ДОУ

Повышение качества управления образовательным процессом

управленческая инициатива позволила значительно увеличить функциональность организационного, методического, дидактического, технического обеспечения образовательной  среды  детей и взрослых в ДОУ; более высокий уровень игрового пространства, рассчитанного на стимулирование всех видов деятельности, позволяющего проектировать и создавать гибкую развивающую предметно - пространственную  среду всеми участниками образовательных отношений; повышение уровня  развития профессиональных компетенций педагогов  в использовании современных педагогических технологий  в образовательной деятельности

Установление устойчивых партнерских отношений

усиление взаимосвязи между семьей и ДОУ; расширение новых связей в рамках сетевого взаимодействия и социального партнерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО?"

Детский сад – это полянка, на которой растут и развиваются цветочки – наши дети! И я хотела бы, чтобы всё в детском саду было прекрасно и волшебно. И если немного пофантазировать, то...

Эссе. «Каким вы видите детский сад будущего?»

Эссе на тему «Каким вы видите детский сад будущего?». В данном эссе я посторалась изложить свои собственные мысли о том, каким на мой взгляд будет детский сад будущего, что в нем должно быть и ка...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «Радуга» БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТЕМА: «Маркеры игрового пространства»

Комитет образованияадминистрации Балаковского муниципального района Саратовской области Муниципальное казенное учреждение «Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского му...

Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности

laquo;Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности»Выступление из опыта работыВоспитатель средней  группы (I квалификационной категории):Маттис ...

Доклад на тему: «Современное цифровое пространство в образовательной среде детского сада»

Цифровизация учебного процесса в дошкольном образовании и воспитании помогает педагогам найти новые пути для широкого внедрения в свою педагогическую деятельность новых методических разработок, направ...

Методические рекомендации по созданию и совершенствованию современных игровых технологий врганизаций различных видах детской деятельности

laquo;Разработка и совершенствование современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных образовательных организаций», в рамках комплекса процессных мероприятий «Сов...