Современное игровое пространство – каким его «видит» детский сад.
статья
Образовательная среда современного детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_predmetno.docx_no2.docx | 282.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное игровое пространство – каким его «видит» детский сад.
Подготовила: Егорова Н.Г., ст.воспитатель
МБОУ БГО СОШ №13
структурное подразделение детский сад
В комплексе актуальных социально-педагогических проблем, связанных с преобразованием системы образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первоначального звена - дошкольного воспитания. Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка формальным институтом его развития. Именно в детском саду дошкольник приобретает начальный опыт взаимодействия с другими людьми – педагогами, родителями сверстников, наконец, ровесниками. В качестве одного из серьезных факторов приобретения ребенком социального опыта выступает образовательное пространство дошкольного учреждения. Понятие образовательное пространство - это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении, одним из которых является развивающая предметно - пространственная среда. Поэтому формирование развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала образовательной организации, является ведущим направлением деятельности современного детского сада.
Основная идея инновационного проекта «Детский сад - Игропарк», заключается в создании условий для организации игровой деятельности как социокультурной практики дошкольников, в едином игровом образовательном пространстве. В связи с этим была определена концептуальная идея Игропарка - маршрутная игра «Вокруг света», которая позволяет окунуться в мир увлекательных путешествий и приключений, и предусматривает организацию жизнедеятельности детей с использованием образовательных путешествий по разным странам и континентам.
Для решения вопроса организации пространства игры, с учетом ресурсов ДОУ и специфики игровой стратегии, географической направленности, учитывая принцип укрупнения объектов, нами была определена структура открытого игрового пространства дошкольного учреждения, которая представлена тремя мирами: микромир – групповое пространство, детские центры активности; макромир – межгрупповое и внегрупповое пространство, представленный клубами для туров по интересам; мегамир - территория ДОУ, представленная площадками для организации тематических маршрутов.
Рис. 1 Структура открытого игрового пространства Игропарка.
Точкой отсчёта в нашем игровом пространстве является микромир – групповое пространство. Для создания игрового ландшафта мы условно разделили пространство группы на семь частей. Семь «миров»: мир науки, мир природы, мир искусства, мир спорта, социальный мир, мир языка и литературы - детские центры активности, соответствующие пяти направлениям развития ребёнка. Седьмой мир - «Радужный». Для того чтобы дети свободно ориентировались в групповом пространстве, центры обозначены цветовыми маркерами. Все миры, находящиеся в групповом пространстве, в зависимости от конкретных задач, могут изменяться по объёму и объединяться в одну или несколько многофункциональных сред, в зависимости от ситуации, т.е. имеют подвижные, трансформированные границы.
Масштабность игровой стратегии, предполагает движение вперед по разным точкам Игропарка и поэтому мы считаем, что игровое пространство не должна быть ограничено только групповыми комнатами. Чем шире, разнообразнее окружение ребенка, тем успешнее он социализируется в обществе. Социальное окружение ребенка мы расширили за счет разновозрастного взаимодействия, когда дети разных групп и возраста имеют возможность общения друг с другом. Нами было принято решение организовать макромир, используя межгрупповое и внегрупповое пространство ДОУ, это клубы для туров по интересам. В связи с тем, что было приобретено современное оборудование для реализации парциальной программы «Стем - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», необходимо было предусмотреть его использование всеми детьми детского сада. Поэтому в трех возрастных группах были организованы клубы (исследовательский, интеллектуальный, мультипликационный) для реализации образовательных модулей стем – образования. В пяти возрастных группах, было принято решение организовать: математический, дизайнерский, журналистский, архитектурный, театральный клубы.
В межгрупповое взаимодействие задействовали и дополнительные помещения ДОУ: организованы спортивный и музыкальный клубы, в логопедическом кабинете открыт клуб «Говоруша», в кабинете психолога - клуб «Гармония». Всего в ДОУ - функционируют тринадцать клубов для туров по интересам.
Стараясь максимально эффективно использовать потенциал развивающего пространства, в коридорах и холлах были оформлены мини – центры: «Как прекрасен этот мир » - размещаемый наглядный материал погружает всех участников образовательных отношений в увлекательное путешествие по изучаемой стране и вызывает интерес узнать о неизвестной стране больше. Художественная и публицистическая литература в библиотеке свободного доступа помогает удовлетворить познавательный интерес в рамках образовательного события. Организованный художественно – экспозиционный холл «Путешествуем вместе», дает возможность размещать совместные продукты детско – взрослого творчества, а также фотоматериалы по завершению образовательных путешествий.
Мегамир - это третий уровень нашего игрового пространства. Нами были продуманы средовые решения территории дошкольного учреждения. Территория условно была разделена на пять площадок для организации тематических маршрутов: спортивная, экологическая, культурная, творческая, безопасности. Каждая из площадок представлена видовыми точками.
Нами была разработана модель взаимодействия образовательных пространств. Формат маршрутной игры «Вокруг света» предполагает: четыре дня в неделю образовательные практики по микромиру, четыре раз в месяц открываются двери в межгрупповое пространство - клубы для туров по интересам разновозрастного сообщества и в теплое время года два раза в неделю тематические маршруты по пяти площадкам по территории дошкольного учреждения.
Рис. 2 Модель взаимодействия образовательных пространств Игропарка.
Практическая значимость открытого игрового пространства Игропарка заключается в том, что ее положительные результаты дают возможность построения развивающей предметно – пространственной среды дошкольного учреждения, соответствующей требованиям ФГОС ДО, направленной на образование, воспитание и развитие детей нового поколения. В результате апробации мы получили практический измеряемый результат, который определяется следующими показателями эффективности, которые представлены в таблице.
Таблица № 1 Результаты и показатели эффективности практики.
Результаты | Показатель эффективности |
Повышение интереса и познавательной активности детей | повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми, за счет реализации модели географической направленности; организация разновозрастного взаимодействия; доступность современного оборудования всем воспитанникам ДОУ |
Повышение качества управления образовательным процессом | управленческая инициатива позволила значительно увеличить функциональность организационного, методического, дидактического, технического обеспечения образовательной среды детей и взрослых в ДОУ; более высокий уровень игрового пространства, рассчитанного на стимулирование всех видов деятельности, позволяющего проектировать и создавать гибкую развивающую предметно - пространственную среду всеми участниками образовательных отношений; повышение уровня развития профессиональных компетенций педагогов в использовании современных педагогических технологий в образовательной деятельности |
Установление устойчивых партнерских отношений | усиление взаимосвязи между семьей и ДОУ; расширение новых связей в рамках сетевого взаимодействия и социального партнерства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ ДЕТСКИЙ САД БУДУЩЕГО?"
Детский сад – это полянка, на которой растут и развиваются цветочки – наши дети! И я хотела бы, чтобы всё в детском саду было прекрасно и волшебно. И если немного пофантазировать, то...
Эссе. «Каким вы видите детский сад будущего?»
Эссе на тему «Каким вы видите детский сад будущего?». В данном эссе я посторалась изложить свои собственные мысли о том, каким на мой взгляд будет детский сад будущего, что в нем должно быть и ка...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «Радуга» БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТЕМА: «Маркеры игрового пространства»
Комитет образованияадминистрации Балаковского муниципального района Саратовской области Муниципальное казенное учреждение «Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского му...
Современное игровое пространство группового помещения – путь к успешной социализации дошкольника.
Как организовать современное игровое пространство в ДОУ...
Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности
laquo;Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности»Выступление из опыта работыВоспитатель средней группы (I квалификационной категории):Маттис ...
Доклад на тему: «Современное цифровое пространство в образовательной среде детского сада»
Цифровизация учебного процесса в дошкольном образовании и воспитании помогает педагогам найти новые пути для широкого внедрения в свою педагогическую деятельность новых методических разработок, направ...
Методические рекомендации по созданию и совершенствованию современных игровых технологий врганизаций различных видах детской деятельности
laquo;Разработка и совершенствование современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных образовательных организаций», в рамках комплекса процессных мероприятий «Сов...