Ранняя профориентация "Вперед к будущей профессии!"
проект (старшая группа)
Методическая разработка «Ранняя профориентация» представляет собой целостный четко структурированный педагогический проект для реализации в группе для детей среднего и старшего дошкольного возраста с ТНР. Предлагаемый проект ориентирован на создание в ДОУ условий для ранней профориентации детей. Решение поставленной проблемы планируется через вовлечение воспитанников и родителей в совместную деятельность по профориентации и знакомство с профессией.
Проект реализуется посредством проведения мероприятий в свободной совместной деятельности, как в групповом помещении, так и в специальных помещениях. В приложении представлены конспекты игровых занятий, бесед с детьми, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением, консультации для родителей, разработка мастер класса для педагогов.
Проект рекомендован педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям для введения ребенка в мир профессиональной деятельности взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_kopiya.docx | 205.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Ранняя профориентация
«Вперед в будущую профессию»
Педагогический проект
г. Советский, 2021 г
Паспорт проекта
Название раздела | Содержание раздела |
Наименование Проекта | Практико-ориентированный |
Актуальное направление | Ранняя профориентация |
Вид Проекта | Долгосрочный с 2018г. по 2020г. |
Заказчики Проекта | Педагогический совет МАДОУ «Детский сад «Ромашка»; родители МАДОУ «Детский сад «Ромашка» |
Разработчик Проекта | Воспитатель Мухамбетова Наталья Витальевна |
Участники Проекта |
|
Цель Проекта | Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей ранней профориентации детей среднего и старшего дошкольного возраста с ТНР. |
Задачи проекта |
|
Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта |
|
Сроки и этапы реализации проекта | 1. Информационно-аналитический, организационный этап (май 2018г.по август 2018г.) 2. Внедренческий этап (сентябрь 2018г. по апрель 2020г.) 3. Рефлексивно – обобщающий (результативный) этап (май 2020г. по август 2020г.) |
Ожидаемый результат реализации проекта | Для ребенка с ТНР: В сфере интересов: ребенок с интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности; с интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы; инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности. В сфере представлений способен рассказать о профессии и месте работы родителей; об общественной значимости труда; о профессии, наиболее заинтересовавшей и ее значимости. В сфере опыта и нравственных установок: положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности; гордится профессией своих родителей; уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной совзрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений. Сформирован: опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности; опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму; опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда; опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру; опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца; опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности. Для общества: Для родителей и общества позитивный образ профессий; родители знают, как познакомить детей с ТНР с профессией, как развивать способности детей с ТНР; осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью развития способностей детей с ТНР; у родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей с ТНР. Для дошкольного учреждения: совершенствование образовательного процесса: разработаны и апробированы методические средства ранней профориентации; организована игровая, предметно – пространственная среда профессиональной направленности; сформирована достаточная профессиональная компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации. |
Критерии результативности проекта | Количественные:
Качественные:
|
I.Введение
Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство детей с ТНР с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми с ТНР опыта общения с людьми.
Проблема выбора профессий является одной из самых главных задач в жизни каждого человека. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Для того чтобы расширить кругозор средних и старших дошкольников с ТНР о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Ранняя профориентация». Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с ТНР с профессией швеи, пекаря и плотника. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех ребенка в будущем.
- Актуальность
В статье 64 Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной
системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
- Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13 (в редакции от 27.08.2015г.).
Федеральный Закон от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Устав МАДОУ«Детский сад «Ромашка».
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в ДОУ.
- Цель, задачи и гипотеза проекта
Цель проекта: Создание развивающей предметно - пространственной среды, способствующей ранней профориентации детей среднего и старшего дошкольного возраста с ТНР.
Задачи проекта:
- Сформировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.
- Формировать у детей с ТНР желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий (швеи, кондитера, плотника).
- Развивать у воспитанников эмоционально-положительное отношение к человеку труда.
- Закреплять умение детей выражать в игровой деятельности свои впечатления полученные представления о профессиях.
- Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком.
- Повысить методическую компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников с ТНР.
Гипотеза проекта: если создать условия для ранней профориентационной работы в виде мастерских, разработать и собрать демонстрационный материал, оснастить развивающую предметно - пространственную среду в данном направлении, зонировать группы по уголкам-мастерским, смотивировать педагогов на творческий поиск новых методов и современных технологий работы с детьми с ТНР, то это всего разнообразит познавательную деятельность детей с ТНР, будет способствовать формированию устойчивого интереса к профессиям, пониманию значимости их в жизни общества, приобретению элементарного опыта профессиональных действий на уровне ребенка-дошкольника, повысит компетентность педагогов в данном направлении, а также поможет оснащению развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии с современными требованиями.
1.4. Принципы при работе по ранней профориентации дошкольников
Принцип активного включения детей в практическую деятельность ориентирован на активное включение детей в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе(экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
Принцип диалогичности ориентирован на возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат.
Принцип доступности, достоверности знаний ориентирован на материал, объемы, методы обучения интеллектуального и нравственного развития детей.
Принцип личностно ориентированного взаимодействия ориентирован на организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Принцип научности ориентирован на знания, которые имеют научное подкрепление и обоснование; соответствует содержанию уровня развития науки, опыта.
Принцип открытости ориентирован на участие или не участие ребенкав какой-либо деятельности, предоставлении или не предоставлении результатов своего труда.
Принцип преемственности ориентирован на создание условий для перехода от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности, обеспечивая последовательное их решение, знакомство с профессиями и развитие первоначальных знаний.
Принцип регионального компонента ориентирован на образовательную и воспитательную практику в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
Принцип творчества ориентирован на максимальную ориентацию творческого начала в игровой и продуктивной деятельности дошкольников с ТНР, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
1.5.Ресурсное обеспечение проекта
Организационные условия: создание условий для самореализации каждого воспитанника ДОУ; развитие у воспитанников с ТНР лидерских качеств; сотрудничество с социумом.
Методические условия: разработка методических рекомендаций для педагогов по ранней профориентации воспитанников; повышение уровня теоретической (предметной) и психолого - педагогической подготовки педагогов; обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами и методами профориентационной работы; работа по изучению новых инструктивно-методических материалов по профориентационной работе; обобщение и распространение педагогического опыта по ранней профориентационной работе.
Информационные условия: сайт ДОУ; методические рекомендациями; формирование банка педагогической и методической информации; обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников.
Материально-технические условия: реализация проекта опирается на существующую материально – техническую базу дошкольного учреждения;групповые комнаты оборудованы современными игрушками и игровым оборудованием, центрами активности - «Мастерская», центр творчества, центр конструирования; дополнительные помещения; обеспечение фондов учебно-методической литературы; мастерских.
Кадровые условия: детский сад укомплектован опытными и квалифицированными, педагогическими кадрами, большинство из которых работает в дошкольных учреждениях не один год.
Мотивационные условия: поддержка положительного имиджа ДОУ, группы, педагога;использование в работе новых технологий; направленность на усвоение новых знаний.
Финансовые условия: стабильное бюджетное и внебюджетное финансирование за счет спонсорской поддержки, наличие системы стимулирования педагогических работников и основной материально – технической базы не требует дополнительного финансирования.
1.6.Обоснование наличия необходимых ресурсов
Для реализации проекта могут быть задействованы все зоны групповых помещений.
Групповые помещения условно делятся на зоны или центры. Организация развивающей предметно-пространственной среды помещений педагогически целесообразна, отличается высокой культурой, создает комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей с ТНР.
Центр сюжетно-ролевой игры. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Плотник», «Швея», «Пекарь» изготовлены по собственному дизайну педагогов, подбираются с целью создания условий для реализации интересов детей с ТНР в разных видах сюжетно ролевых игр. Пространство группы зонируется с помощью раскладной ширмы, позволяющей создать игровое пространство по собственному замыслу.Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов и их доступность вызывают у дошкольников с ТНР желание играть.
Центр «Будем говорить правильно». В этом центре расположены дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с ТНР с профессиями. Фотоальбомы с материалом по профессиям родителей, по которым дети составляют рассказы.
Центр «Учимся строить».Строительный центр занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержит: конструкторы различного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал, набор инструментов «Маленький плотник», «Маленький слесарь», контейнер с шурупами, гайками. Все это позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой детей, заниматься постройками, обыгрывая их. Для обыгрывания построек имеются мелкие игрушки, наборы для конструирования «Лего - городская история», которые используются при реализации творческих замыслов воспитанников.
Центр «Умелые руки». Центроснащен необходимым материалом для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм. В нем расположены всевозможные игрушки, нитки, ножницы, метр, коллекция «Виды тканей», иголки, пуговицы, наперстки, швейные машинки, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, фартуки, журнал мод, выставка «Одежда», разный вид бумаги, фантики, гвозди, болтики, молотки, дощечки и т.д.
Комната оккупациональной терапии. Оснащена необходимыми атрибутами: кухонный встроенный гарнитур, холодильник, жарочный шкаф, обеденная зона с мягким уголком, стулья большие, чайник электрический, набор столовой посуды (тарелки, кружки, ложки, вилки, ножи), емкость для замешивания теста, наборыдля вырезания печенья, скалки, клеенка, совок со щеткой, тряпка из микрофибры, тазик, детская посуда, краски гуашевые, кисть беличья, баночка для воды, расходные продукты для замешивания теста: мука, масло сливочное, яйца, сахар, соль.
«Столярная мастерская».Оснащена необходимыми атрибутами:стол,стул, наборы: отвёрток, молотков, кистей, шлифовальной бумаги, клей ПВА, верстак, ножовка по дереву, станок точильно-шлифовальный, рубанок электрический, стеллаж для инструментов, спецодежда (очки, фартук, нарукавники), разнообразный лесопильный материал.
1.7.Способы и методы обеспечения достоверности результатов
Метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности; мониторинг материально-технического и методического оснащения образовательного процесса;результаты анкетирования родителей по вопросу удовлетворенности качеством работы ДОУ по ранней профориентации; эмпирические методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, и т.д.).
1.8.Ожидаемые результаты
Для ребенкас ТНР:
В сфере интересов: с интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности; с интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы; инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.
В сфере представлений способен рассказать о профессии и месте работы родителей; об общественной значимости труда; о профессии, наиболее заинтересовавшей и ее значимости.
В сфере опыта и нравственных установок положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности; гордится профессией своих родителей; уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.
Сформирован опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности; опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму; опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда; опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру; опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца; опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.
Для социума:
Для родителей и общества: позитивный образ профессий; родители знают, как познакомить детей с профессией, как развивать способности детей; осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью развития способностей детей; у родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Для дошкольного учреждения, совершенствования образовательного процесса: разработаны и апробированы методические средства ранней профориентации; организована игровая, предметно пространственная среда профессиональной направленности; разработаны совместные проекты с родителями: «Мастерские профессий»; «Вперед к будущей профессии»; сформирована достаточная профессиональная компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации.
II.Содержание
- Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта)
Содержание направлено на воспитание у детей с ТНР положительного, ценностного отношения к труду, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области профессий.
Формирование представлений дошкольников с ТНР о мире труда и профессий, в рамках реализации проекта, осуществляется с учётом традиционных и современных образовательных технологий:
Информационно-коммуникационные технологии. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера: мультимедийные презентации; виртуальные экскурсии на предприятия, представители профессий.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова). Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
Технология исследовательской деятельности (Н.А.Короткова, А.И.Савенков).Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения: опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений; коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
Технология проектной деятельности (Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л. Киселева, Т.С. Лагода). Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Технология профориентационной работы: введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь; техника безопасности; схемы, карты, условные обозначения (работа детей с символическим материалом); стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей); стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений); конструирование/экспериментальная деятельность (+стимулирование общения детей между собой); игровая деятельность и детское творчество; обсуждение, оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось); обыгрывание моделей (+ стимуляция активизации словаря); фотографирование деятельности и объектов; размещение моделей и конструктивных материалов в предметно-пространственной среде группы.
Ребенок старшегодошкольноговозрастаимеет следующие достижения: обладает установкой положительного отношения к разным видам труда; ориентируется в многообразии профессий технической направленности и трудовых процессов, доступных для детского понимания; у ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека; устойчивый познавательный интерес к миру профессий; ребёнок обладает развитым воображением.
2.2.Общий план реализации проекта
В общей сложности всредней и старшей группах планируется создать 3 мастерских в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей: «Кондитерская», «Столярная мастерская», «Ателье».
Этапыреализациипроекта
I этап - информационно-аналитический, организационный
Срок реализации: май 2018г. по август 2018г.
На данном этапе будут осуществляться: анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ; анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста с ТНР, выявление проблем; организация в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметной развивающей игровой среды, адекватной возрастным особенностям.
II этап – внедренческий
Срок реализации: сентябрь 2018г. по апрель 2020г.
На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников с ТНР в мире профессий средствами предметно – игровой среды: разработка методического комплекта по ранней профориентационной работе с дошкольниками с ТНР, подбор комплекса диагностических методик; апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с ТНР с профессиональным трудом взрослых; вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений; периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий.
III этап - рефлексивно – обобщающий (результативный)
Срок реализации:май 2020г. по август 2020г.
На данном этапе будут осуществляться: анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, корректировка;обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста с ТНР представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.
Подготовительная работа:
- Для реализации идеи по ранней профориентации средней и старших дошкольников с ТНР сформирована творческая группа. Цель работы творческой группы: изучение нормативных документов, методических рекомендаций, опыта работы по данному направлению;разработка локальных актов дошкольной образовательной организации;разработка ключевых направлений проекта; разработка календарного плана мероприятий проекта.
2. Для успешной реализации проекта планируется дополнить соответствующую развивающую предметно - пространственную среду: много функциональной ширмой длязонирование пространства, «Детская строительная выставка», мини-музеи «Моя будущая профессия»; центр «Умелые ручки», мастерскую швейного труда; комната оккупациональной терапии.
3. Планируется дополнить мини методический кабинет группы дидактическим развивающим материалом: детской литературой о профессиях; познавательными, развивающими мультфильмами; дидактическими развивающими играми – играми на магнитах, настольно-печатными играми, лего-конструктор, книжками с многоразовыми наклейками, рабочими тетрадями по опытно-экспериментальной деятельности; материалом для мини-музеев профессиональной направленности; методической литературой по познавательно-исследовательской деятельности и знакомству с профессиями; разрезными и демонстрационными картинками с различными видами профессионально-трудовой деятельности взрослых.
Система работы по ранней профориентации детей среднего и старшего дошкольного возраста с ТНР строится по трем направлениям:
- Работа с детьми (беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, тематические экскурсии,сюжетно-ролевые игры,виртуальные экскурсии,рассказы,фотовыставки, инсценировка сказки,опыт,выставка рисунков, проекты).
- Работа с педагогами (беседа, консультация,книжная выставка, мастер-класс, картотека дидактических игр,банк методических материалов, педсовет,творческий отчёт).
- Работа с родителями (беседа, консультация, день открытых дверей, анкетирование, информационные проспекты для родителей, совместное развлечение, мини-музей, выставка - детских работ, виртуальные занятия с родителями, проекты).
- Перспективный план работы с детьми
Форма проведения | Цель | Сроки |
Организация игровых зон по профессиям. | Закрепить знания детей с ТНР о современных профессиях. | Апрель - август 2018г. |
Беседа «Кем быть?» | Формировать умение составлять рассказ из личного опыта на основе плана, предложенного воспитателем. Развивать логическое мышление, речь. | Сентябрь 2018г. |
Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери одежду для модницы», «Кому что нужно для работы» и др.), настольных игр. | Продолжать знакомить с методами, которые воспитывают положительное отношение к труду. | В течение учебного 2018-2019 года |
Чтение художественной литературы: -сказки «Живые звуки или фонетика для дошкольников», «Курочка Ряба» и отрывки из сказки «Лисичка со скалочкой»; -адаптированные сказки («Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Снегурочка»); -артикуляционная логосказка «Репка»; -пальчиковая логосказка «Рукавичка»; -фонематическая логосказка «Заколдованная птица»; -лексико-грамматическая логосказка «Красавица, рыцарь и чудовище», Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», «Чем пахнут ремесла?», Я. Аким «Неумейка», А. Шибарев «Почтовый ящик», С. Баруздин «Кто построил этот дом?», В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка», М. Пожарова «Маляры», Г. Люшнин «Строители», Е. Пермяк «Мамина работа» и др.); - загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда и др.). | Познакомить детей с одним из методов, как можно сформировать положительное отношение к труду. | В течение учебного 2018-2019 года |
Тематические экскурсии (в швейную, столярную мастерские и в пищеблок). | Познавательный интерес и перспективы детей. | В течение учебного 2018-2019 года |
Практические занятия по самообслуживанию, изготовлению «Кондитерских изделий» | Формировать и развивать бытовые навыки и навыки самообслуживания у детей с ТНР совместно с родителями воспитанников, посредством освоения оккупациональных действий в условиях детского сада. | В течение учебного 2018-2019 года |
Практические занятия в столярной мастерской | Знакомства детей с правилами безопасного поведения с инструментами. | В течение учебного 2018-2019 года |
Практические занятия в ателье | Знакомство с видами ткани и правилами безопасного поведения с инструментами. | Апрель 2019 г. |
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры Пополнения новыми атрибутами | Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры. Пополнение новыми атрибутами. | Сентября - декабрь2019г. В течение учебного 2019-2020года |
Проведение сюжетно-ролевых игр «Булочная», «Мастера», «Магазин одежды», «Путешествие», «Аукцион», «В доме» и т.п. | Познакомить с сюжетно-ролевыми играми. | В течение учебного 2019-2020 года. |
Виртуальные экскурсии. | Ознакомиться с профессиями родителей; содействовать сплочению коллектива детей с ТНР. | Январь - февраль 2019 г. |
Презентация «О какой профессии вы бы хотели узнать?» | Привлечь к созданию презентации о назначение разных профессий: трудовые действия, структуру трудового процесса, инструменты и материалы,пользу данной профессии. | Ноябрь 2018г. |
Составление рассказов «Кем работают мои родители» | Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и месту работы родителей; расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества; воспитывать чувство гордости за трудовые успехи и заслуги родителей. | Декабрь 2018г. |
Создание альбома «Все работы хороши», «Моя будущая профессия» | Формировать интерес к совместным развлечениям; воспитывать желание и дальше сотрудничать всем вместе. | В течение учебного 2018-2020 года |
Практические занятия по изготовлению «Кондитерских изделий» | Формировать у детей интерес самостоятельно изготовить печенье. | В течение учебного 2019-2020 года |
Практические занятия в столярной мастерской | Учить изготавливать несложные поделки «Кормушку». | В течение учебного 2019-2020 года |
Практические занятия в швейной мастерской | Учить детей работать с тканьюпродергивать нить. Изготовления салфетки для мамы» | Февраль-май 2019-2020г. |
Инсценировка сказки «Как курочка хлеб испекла» | Привлекать детей с ТНР к совместному творчеству, активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление. | Апрель 2019г. |
Альбом «Профессии родителей» | Вызвать положительное отношение к профессии. | Октябрь 2019г. |
Экспериментирование с разными материалами, исследовательская деятельность, опыт хозяйственно-бытового труда. | Участие детей с ТНР в практической деятельности в соответствии с правилами; установление сотрудничества друг с другом. | Ноябрь 2019г. |
Выставка рисунков «Я мечтаю стать…». | Раскрыть разнообразие профессий посредством изобразительного искусства. | Февраль 2020г. |
Проекты «Центр пекарства», Швейная мастерская», «Столярная мастерская». | Сосредотачивать внимание; выполнять правила в соответствии с содержанием деятельности; демонстрировать познавательную активность; решать проблемную ситуацию; осуществлять взаимоконтроль; осваивать последовательность действий; проявлять заботу друг о друге, помогать. | В течение учебного 2018-2019, 2019-2020 года |
Выставки детского творчества («Наши руки не знают скуки» и т.п.) | Изготовления продуктов. | Май 2020 год. |
2.3.Перспективный план работы с педагогами
Содержаниедеятельности | Формы | Сроки |
Представление и утверждение проекта профориентационной работы образовательного учреждения на 2018-2020 годы. | Работа творческой группы. | Май - август 2018 г. |
Подбор литературы (методической, художественной, иллюстрационного материала). | Каталог литературы | Апрель 2018г. |
Создание, обновление и пополнение банка методических материалов, справочной литературы по профессиональной ориентации для детей дошкольного возраста с ТНР. | Банк методических материалов. | Сентябрь - ноябрь 2018г. |
Составление картотеки дидактических игр «В мир профессий». | Картотеки | Июнь - август 2018г. |
Семинары, заседания творческих групп, по обучению формам и методам профориентационной работы с воспитанниками. | Семинары | В течение учебного 2018-2019 года |
Книжные выставки и проведение обзоров литературы «Путешествие в мир профессий». | Выставки | В течение учебного 2018-2019 года |
Создание банка презентаций для проведения занятий по ознакомлению с профессиями: «Что такое профессия»; «Профессии прошлого и настоящего» и др. | Банк презентаций | В течение учебного 2019-2020 года |
Проведение бесед, консультаций о значимости и необходимости работы профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста с ТНР. | Беседы, консультации | В течение учебного 2018-2020 года |
Мастер-класс «Профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия)», «Профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий)», «Сюжетно-ролевая игра и профессии», «Методы формирования трудовых навыков», «Роль родителей в выборе профессии», «Формы и методы профориентационной работы с воспитанниками» и др. | Мастер-класс | В течение учебного 2019-2020 года |
Накопление дидактического и наглядного материала. | Пособия | В течение 2018-2020 года |
Организация взаимопосещениявоспитателями мероприятий по профориентации. | Мероприятия | В течение учебного 2018-2019 года |
Оформление Лэпбуков по ознакомлению с профессиями. | Выставка | Сентябрь - декабрь 2018г. |
Педсовет «Профориентационная работа в ДОУ». | Педсовет | Ноябрь 2019г. |
Творческие отчёты воспитателей по профориентации и трудовому воспитанию дошкольников. | Отчеты | Сентябрь 2019г. |
2.4.Перспективный план работы с родителями
Содержаниедеятельности | Формы | Сроки |
Анкетирование по профориентации «Анкета интереса», «Интересы моего ребенка» | Анкета | Сентябрь 2018г. |
Консультация для родителей «Значение развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста», «Ранняя профориентация старших дошкольников»,«Профориентации детей в ДОО», «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников» | Оформление стендов, сайт ДОУ | В течение учебного 2018-2019 года |
Информационные проспекты для родителей. | Выставки творчества | В течение учебного 2018-2019 года |
Дней открытых дверей. | Посещение мероприятий проводимых в детском саду | Ноябрь 2018 г. |
Оформлении альбома с рисунками и фотографиями «Профессия родителей», «Моя будущая профессия». | Альбом | В течение учебного 2018-2019 года |
Изготовление лэпбуков | Лэпбук | Декабрь 2018г. |
Практические занятия по самообслуживанию, изготовлению «Кондитерских изделий» | Мастер-класс | В течение учебного 2018-2019 года |
Изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм | Атрибуты | Сентябрь-декабрь 2018 г |
Изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессии» | Игры | В течение учебного 2018-2019 года |
Оформление проекта «Мастерские профессий», «Вперед к будущей профессии». | Проект | В течение учебного 2018-2020 года |
2.5.Возможныерискии компенсационные меры по их устранению.
При реализации проекта следует учитывать риски и путем административных решений стремиться к их минимизации.
Первый риск проекта состоит в том, что пропуски детьми с ТНР занятий в детском саду из-за различных причин (болезнь ребенка;
санаторно-курортное лечение; пребывание ребенка на домашнем режиме (по рекомендации учреждения здравоохранения);карантин; наличие листка временной нетрудоспособности у законных представителей воспитанника (родителей); отпуск законных представителей воспитанника (родителей); служебная командировка законных представителей воспитанника (родителей); каникулы; наступление чрезвычайных обстоятельств, в том числе временная приостановка работы транспорта; непредвиденные семейные обстоятельства (переезд, болезнь близких родственников). Поэтому можно продумать домашние задания для детей с ТНР и их семей, стараться дату итогового мероприятия назначать тогда, когда все дети будут в группе.
Второй риск - недостаточность или отсутствие финансирования проекта. Избежать его можно постаравшись привлечь ресурс творчества семей воспитанников группы.
Третий риск – отсутствие интереса у социальных партнеров в совместной работе. Нужно продумать пути решения, которые заинтересуют социального партнера, например, создать рекламу предприятию.
Четвертый риск – отказ педагогов от работы над данным проектом. Данный риск имеет место быть, но решить его возможно с помощью дополнительного стимулирования, в том числе и финансового.
Пятый риск – Дополнительная нагрузка на воспитанника с ТНР. Здесь необходимо скорректировать расписание в пределах разумной нагрузки.
Шестой риск – нет возможности вывозить детей на экскурсии, отсутствие транспорта, отдаленность детского сада от центрального района города. Данную проблему тоже можно решить, создав видео онлайн экскурсии, используя современные компьютерные технологии.
2.6. Полученный результат
Для дошкольного учреждения и педагогов:
1. Создана нормативно – правовая база средствами игрового оборудования на уровне дошкольного учреждения.
2.Личностный рост педагогов - участников реализации проекта, отслеживался через критерии успешности профессионального развития педагога. Созданные условия позволили преломить ситуацию, когда педагог оставался один на один с наукоемкими понятиями, отчего оценивал уровень своего профессионального развития как критический.
3. Педагоги прослушали отчет по теме: «Ранняя профориентация» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
4. Проведен мастер-класс «Сюжетно ролевые игры и профессии»
5. Изучены Интернет–ресурсы для планирования работы с педагогами по теме проекта.
6. Определены педагогические затруднения и потребности педагогов.
7. Проведен первичный анализ полученной информации.
8. Обновлена предметно – игровая среда, способствующая решению поставленных задач.
9. Оформлена выставка «Профессии моего края».
10. Ежегодное увеличение воспитанников в МАДОУ «Детский сад «Ромашка», что доказывает высокий уровень создания комфортных условий в детском саду.
Для детей:
1. Ранняя обще трудовая подготовка, развитие способностей детей.
2. Удовлетворение индивидуальных познавательных интересов дошкольников в разных видах деятельности (ребята сделали кормушку, сшили игрушку и научились печь самостоятельно).
3. Расширение кругозора и формирование системы представлений о группах профессий.
4. Создана картотека бесед и дидактических игр о профессиях с детьми каждой возрастной группы.
5. Подобрана картотека стихов, загадок, пословиц, поговорок о труде.
7. Разработан видео-блок виртуальных экскурсий, подобран видео ряд мультфильмов по ознакомлению с профессиями.
8. Создания альбомов «Моя будущая профессия»
Для родителей:
1. Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком.
2. Выбор игрушек и наборов игр для ребенка.
3. Способы экспертизы (средства контроля и обеспечения достижения результатов деятельности, позволяющие оценить соответствие критериям);
4. Выросла заинтересованность родителей (законных представителей) в результате данного проекта.
5. Пополнение атрибутов к сюжетно ролевым играм.
6. Создание альбомов «Профессия родителей
III.Заключение
В завершение можно сделать вывод, что практико-ориентированныйпроект «Вперед, в будущую профессию!», позволил нам определить раннюю профориентацию на ступени дошкольного образования, как целенаправленный процесс интеграции ребёнка в социум в специально обогащенной развивающей предметно - пространственной среде.
Создание условий,способствующих формированию у дошкольников интереса к профессиям взрослых, позволило воспитать у дошкольников ценностное отношение к труду взрослых, его результатам, систематизировать знания о трудовом процессе.У детей с тяжелым нарушением речи старшей группы улучшились показатели познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, речи (диалогической стороны, рассуждения и выводы), воображения (творческого и воссоздающего).
В результате проделанной работы можно отметить следующие результаты:
- Расширилисьпредставления детей о труде взрослых (большинство детей называют профессии родителей, чем занимаются на работе и какую пользу, принося обществу).
- Дети приобрели азы профессиональной деятельности: плотника- изготовили кормушку; швеи- сшили игрушку; кондитера-научились печь самостоятельно печенье.
- Повысилась заинтересованность родителей в совместной работе по данной теме и активность участия в мероприятиях.
С педагогами:
- Расширилась профессиональная деятельность педагогов по ранней профориентации дошкольников.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых- необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.
Представленные материалы данного проекта могут быть востребованы педагогамидля ранней профориентации детейстаршего дошкольного возраста.
В перспективе – продолжить работу по данному направлению и разработать проект по профориентации детей подготовительной к школе группы.
Список используемой литературы
- Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016. – 230 с.
- Антонова, М. В., Гришняева, И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С.93-96.
- Гаврилова, Н. Б., Кулебина, Н. А., Рыбенко, Н. А., Макаренко, Л. В., Мосина, М. В. Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. – № 1 (1). – С. 13-15.
- Герасимова, И. Л. О взаимодействии семьи и ДОУ в контексте ранней профориентации дошкольников. Научные достижения и открытия. Сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч.. Пенза, 2020. С. 55-57.
- Гоголева, М. Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль : Академия развития, 2006. – 120 с.
- Гордеева, Н. А., Кащеева, Л. В. Раннее профессиональное самоопределение дошкольников // Профессиональное самоопределение детей и молодежи: сб. матер.межмуниципальной научно-практической конференции. Братск, 2017. – С. 43-47.
- Кем я стану? Серия Твой удивительный мир. М. :ГеоДом, 2016. – 247 с.
- Кондратенко, И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 64 с.
- Кондрашов, В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. – Саратов : СГУ, 2001. – 173 с.
- Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт. - сост.Л.Е. Кыласова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 367 с.
- Мазниченко, М. А., Шуванова, В. П., Зиновьева, А. А. Ранняя комплексная профориентация дошкольников: ознакомление с профессиями, профдиагностика, профессиональные пробы // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2020.– №4. – С. 3-13.
- Нищева, Н. В. Картотека предметных картинок Профессии. – М. : Детство-пресс, 2014. – 257 с.
- Пономарева, Л. И., Ган, Н. Ю. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе ранней профориентации дошкольников // Проблемы современного педагогического образования – 2016. – № 53-7. – С. 175-181.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42118/
- Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 №1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Пряжников, Н. С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. М. : Академия, 2014. – 236 с.
- Ранняя профориентация дошкольников: Пособие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с промышленными предприятиями города Пензы. – Пенза, 2014. -103 с.
- Рылова, Н. Т. Профориентационная работа с воспитанниками дошкольных образовательных организаций: метод.рекомендации. – Кемерово : ГБУ ДПО КРИРПО, 2019. – 94 с.
- Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.- Москва «Просвещение», 1990.-15 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"
Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии в условиях сельской местности...
Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"
Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...
РОЛЬ СЕМЬИ В РАННЕМ ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ РЕБЕНКОМ.
РОЛЬ СЕМЬИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ РЕБЕНКОМ ОЧЕНЬ ВАЖНА.ЕДВА ЛИ НАЙДУТСЯ ТАКИЕ РОДИТЕЛИ,КОТОРЫЕ ОТНОСИЛИСЬ БЫ БЕЗРАЗЛИЧНО К ВЫБОРУ ДЕТЬМИ ИХ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ В ТАКОМ ОТВЕТСТВЕННОМ ДЕЛЕ ВА...
Родительское собрание по ранней профориентации в подготовительной группе «Ступеньки к будущим профессиям»
Родительское собрание посвящено активизации интереса родителей к проблеме ранней профориентации детей....
Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии
На современном этапе основной целью воспитания детей дошкольного возраста является поддержка разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии чел...
Педагогический проект по ранней профориентации «Вперед, к профессиям будущего» (для детей всех возрастных групп)
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязате...
Ранняя профориентация "Вперед в будущую профессию"
Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и прос...