«Использование инновационных игровых технологий в работе с детьми по речевому развитию»
учебно-методический материал

Губанова Галина Федоровна

Что является основной формой работы с детьми дошкольного  возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра является основным видом деятельности ребенка, то педагогу необходимо построить свою деятельность на ее основе. Особенность педагогической игры в том, что она познавательно направлена и имеет цель, задачи и результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_v_rabote_s_detmi.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  Самарской   области  основная общеобразовательная  школа  № 17 г. о.  Новокуйбышевск  Самарской  области  структурное  подразделение «Детский  сад «Алёнушка».

 

«Использование инновационных игровых технологий в работе с детьми по речевому развитию»

                                                                                  Воспитатель 1 категории:

                                                             Губанова Г.Ф.

2020 г.

Список использованной литературы:

1. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №10/2019, № 12/2019

2. Интернет ресурсы:

     -  https://infourok.ru/keys tehnologii_kak_odin_iz_innovacionnyh_metodov_obrazovatelnoy_sredy.

Синквейн для дошкольников

             Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

            Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.

             При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей.

Синквейн — это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

                Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

              Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

             Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово.

Что пишется в каждой строке?

                Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

               Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

              Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

             Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

             Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне.

О чем можно составить синквейн?

- о природе;

- о картине и литературном герое;

- о маме и папе;

- о настроении;

- по всем лексическим темам.

              Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

Например, синквейн, составленный об осени: «Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица!»

Выводы:

Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Примеры синквейна:

     1)   Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

  1. Птица.

Маленькая, серая.

Летает, клюет, поет.

Зимой надо кормить птиц.

Песня.

«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

            Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

            Как правило, кейс включает в себя:

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

• комментарий ситуации, представленный автором,

• вопросы или задания для работы с кейсом,

• приложения.

             К кейс-технологиям относятся:

• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; Кейс-иллюстрации; фото-кейсы);

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии.

              Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).

             В процессе освоения кейс-технологий дети:

• учатся получать необходимую информацию в общении;

• умение соотносить свои устремления с интересами других;

• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

• учатся отстаивать свою точку зрения;

• умение принимать помощь.

             Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей.

«Клубный час» как метод общения.

        Технология «клубный час» используется в работе с детьми начиная со средней группы. Эта технология предполагает «путешествие» по помещениям детского сада в рамках одного часа. В процессе него дети включаются в различные виды деятельности, которые организуют педагоги. Причем, чем заняться, дети выбирают сами.

Цели клубного часа:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
  • формировать умение вежливо выражать просьбу, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, самостоятельно находить для этого речевые средства;
  • учить решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
  • поощрять попытки осознанно делиться с педагогом и другими детьми впечатлениями;
  • учить ориентироваться в пространстве, пользоваться планом — схемой.

        Чтобы организовать клубный час, необходимо провести предварительную работу. Во время мероприятия, предусмотрены «штрафные санкции» за нарушение правил поведения. Расчетным материалом являются жетоны. Если дети нарушают правила поведения, контролирующие взрослые забирают у них жетоны: когда ребенок первый раз нарушил правила — один жетон, второй раз — второй жетон, третий раз — третий жетон и лишают ребенка участия в следующем клубном часе.

     Далее организуется работа с детьми в группе. Повторяются правила поведения во время клубного часа, оформляются небольшие памятки. По просьбе воспитателя, родители шьют для детей специальные сумочки в которые дети складывают жетоны и блокноты для записей.

      Каждый клубный час посвящен определенной теме. Кабинеты, залы, холлы, прогулочные веранды, оформляются в соответствующей тематике. С учетом темы клубного часа участники подготавливают необходимое оборудование.

     Во вступительной части воспитатель раздает планы — схемы с обозначением мест, куда участники могут пойти. Места обозначены условными значками. Воспитатель может заранее провести экскурсию по коридорам детского сада, чтобы дети запомнили помещения, обозначенные на плане — схеме.

           По сигналу колокольчика дети выходят из групп, свободно передвигаются по помещениям,заходят в любые интересные для них места, где организована образовательная деятельность. Через час по повторному сигналу колокольчика они возвращаются обратно.

         Каждый ребенок посещает те места, которые захочет, с учетом отведенного времени. В разных помещениях ДОО организованы различные виды деятельности, но все они связаны общей темой. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Выбор их ограничен только временем.

            После возвращения в группу дети садятся с воспитателем в круг на ковре и обсуждают, что интересного они увидели, узнали, сделали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность "Использование инновационно-оздоравительных технологий в работе с детьми логопатами".

Занятие с использованием различных оздоровительных методик в старшей логопедической  группе....

Использование инновационных игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности

Игровые инновационные технологии представляют собой дидактическую систему занимательных, театрализованных, сюжетных игр, имитационных упражнений, решение практических ситуаций и задач. Использование н...

Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию

Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию...

Использование инновационных компьютерных технологий в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

За годы развития логопедии сформировались проверенные приемы и методы работы по развитию нарушенных сторон речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Однако, современные дети требуют к себе...

Презентация "Адвент - календарь, как инновационная игровая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста "

Адвент - календарь - это календарь ожидания, которыйй помогает детям вести отсчет до необходимой им даты....

Статья: "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ."

Дети с ОВЗ — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разноуровневого обучени...

Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...