«Использование инновационных игровых технологий в работе с детьми по речевому развитию»
учебно-методический материал
Что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра является основным видом деятельности ребенка, то педагогу необходимо построить свою деятельность на ее основе. Особенность педагогической игры в том, что она познавательно направлена и имеет цель, задачи и результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_rabote_s_detmi.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 17 г. о. Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка».
«Использование инновационных игровых технологий в работе с детьми по речевому развитию»
Воспитатель 1 категории:
Губанова Г.Ф.
2020 г.
Список использованной литературы:
1. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №10/2019, № 12/2019
2. Интернет ресурсы:
- https://infourok.ru/keys tehnologii_kak_odin_iz_innovacionnyh_metodov_obrazovatelnoy_sredy.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/05/ispolzovanie-sinkveyn-tehnologii-v-razvitii-rechi-starshih
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/05/15/tehnologiya-klubnyy-chas-v-detskom-sadu
Синквейн для дошкольников
Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.
Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей.
Синквейн — это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово.
Что пишется в каждой строке?
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне.
О чем можно составить синквейн?
- о природе;
- о картине и литературном герое;
- о маме и папе;
- о настроении;
- по всем лексическим темам.
Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Например, синквейн, составленный об осени: «Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица!»
Выводы:
Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Примеры синквейна:
1) Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
- Птица.
Маленькая, серая.
Летает, клюет, поет.
Зимой надо кормить птиц.
Песня.
«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Как правило, кейс включает в себя:
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
• комментарий ситуации, представленный автором,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
• приложения.
К кейс-технологиям относятся:
• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; Кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
В процессе освоения кейс-технологий дети:
• учатся получать необходимую информацию в общении;
• умение соотносить свои устремления с интересами других;
• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• учатся отстаивать свою точку зрения;
• умение принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей.
«Клубный час» как метод общения.
Технология «клубный час» используется в работе с детьми начиная со средней группы. Эта технология предполагает «путешествие» по помещениям детского сада в рамках одного часа. В процессе него дети включаются в различные виды деятельности, которые организуют педагоги. Причем, чем заняться, дети выбирают сами.
Цели клубного часа:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- формировать умение вежливо выражать просьбу, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, самостоятельно находить для этого речевые средства;
- учить решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
- поощрять попытки осознанно делиться с педагогом и другими детьми впечатлениями;
- учить ориентироваться в пространстве, пользоваться планом — схемой.
Чтобы организовать клубный час, необходимо провести предварительную работу. Во время мероприятия, предусмотрены «штрафные санкции» за нарушение правил поведения. Расчетным материалом являются жетоны. Если дети нарушают правила поведения, контролирующие взрослые забирают у них жетоны: когда ребенок первый раз нарушил правила — один жетон, второй раз — второй жетон, третий раз — третий жетон и лишают ребенка участия в следующем клубном часе.
Далее организуется работа с детьми в группе. Повторяются правила поведения во время клубного часа, оформляются небольшие памятки. По просьбе воспитателя, родители шьют для детей специальные сумочки в которые дети складывают жетоны и блокноты для записей.
Каждый клубный час посвящен определенной теме. Кабинеты, залы, холлы, прогулочные веранды, оформляются в соответствующей тематике. С учетом темы клубного часа участники подготавливают необходимое оборудование.
Во вступительной части воспитатель раздает планы — схемы с обозначением мест, куда участники могут пойти. Места обозначены условными значками. Воспитатель может заранее провести экскурсию по коридорам детского сада, чтобы дети запомнили помещения, обозначенные на плане — схеме.
По сигналу колокольчика дети выходят из групп, свободно передвигаются по помещениям,заходят в любые интересные для них места, где организована образовательная деятельность. Через час по повторному сигналу колокольчика они возвращаются обратно.
Каждый ребенок посещает те места, которые захочет, с учетом отведенного времени. В разных помещениях ДОО организованы различные виды деятельности, но все они связаны общей темой. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Выбор их ограничен только временем.
После возвращения в группу дети садятся с воспитателем в круг на ковре и обсуждают, что интересного они увидели, узнали, сделали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность "Использование инновационно-оздоравительных технологий в работе с детьми логопатами".
Занятие с использованием различных оздоровительных методик в старшей логопедической группе....
Использование инновационных игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности
Игровые инновационные технологии представляют собой дидактическую систему занимательных, театрализованных, сюжетных игр, имитационных упражнений, решение практических ситуаций и задач. Использование н...
Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию
Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию...
Использование инновационных компьютерных технологий в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
За годы развития логопедии сформировались проверенные приемы и методы работы по развитию нарушенных сторон речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Однако, современные дети требуют к себе...
Презентация "Адвент - календарь, как инновационная игровая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста "
Адвент - календарь - это календарь ожидания, которыйй помогает детям вести отсчет до необходимой им даты....
Статья: "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ."
Дети с ОВЗ — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разноуровневого обучени...
Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...