Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию
рабочая программа по развитию речи на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у
наших детей завтра».
Джон Дьюи
Пояснительная записка
Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Человек использует речь для выражения мыслей и чувств, через речь воздействует с окружающим миром. Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно, раньше овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Обоснование для разработки программы
Анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных условий для полноценного речевого развития детей. Данная проблема ежегодно отражается в годовом плане ДОУ. Одной из задач плана речевое развитие дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Актуальность
Уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить.
На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Познакомившись с различными инновационными технологиями, в своей работе я использую элементы Су-Джок терапии. Она была разработана южнокорейским ученым и профессором Пак Чжэ Ву. «СУ» -кисть, «ДЖОК» -стопа. Кисти и стопы, благодаря природе, подобны телу по строению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов, так как стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Эффективность и простота Су-Джок терапии привели к ее широкому распространению не только на родине в Корее, но и по всему миру.
Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
Актуальность применения Су-Джок терапии у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
- во- первых ребенок - дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажеров Су-Джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, детям нравиться массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, тем самым способствуя развитию речи.
- в-третьих, упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
Новизна
Данную технологию использую в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнениями по звукопроизношению (автоматизации звука), развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, навыков употребления предлогов, а также для развития психических процессов (память, мышления, моторика, внимание).
Сочетание таких упражнений позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса в условиях детского сада.
Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Цель программы: Повышение своего теоретического, научно-методического и профессионального мастерства путем внедрения инноваций в образовательный процесс (элементы Су-Джок терапии).
Задачи программы:
- изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, опыт педагогов-практиков по проблеме развития речи дошкольников;
- использование элементов Су-Джок терапии в работе по речевому развитию дошкольников;
- проверка целесообразности и успешности применения инновационной технологии Су-Джок терапии в образовательной деятельности по развитию речи в условиях ФГОС ДО;
- повышать компетентность родителей в области применения элементов Су-Джок терапии. Обобщать и распространять собственный опыт по Су-Джок терапии в речевом развитии детей (родительские собрания, консультации, буклеты);
Механизмы действия программы
Программа реализуется на базе СП МАОУ Борковской СОШ в течении трёх лет (2017-2020 уч.г).
Этапы реализации программы самообразования:
I этап (информационно-ознакомительный):
- изучение научной, методической литературы,
- анализ и обобщение теоретических данных
II этап (практический):
- диагностика начального уровня знаний.
- внедрение в практику полученных теоретических знаний,
- апробация программы.
III этап (обобщающий):
- обобщение опыта работы по теме самообразования,
- диагностика и анализ результатов работы.
Ожидаемые результаты
- целенаправленная работа воспитателя с детьми по развитию речи при помощи Су-Джок терапии, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведёт к положительной динамике показателей развития речи дошкольников;
- эффективность усвоения материала;
- родители, как участники образовательного процесса по развитию речи детей.
Формы подведения итогов реализации программы
Способы проверки ожидаемых результатов могут быть разные:
- текущие (проводятся проверочные занятия с целью сделать акцент на ошибках и удачах в работах детей)
- итоговые (проводятся в конце года для определения уровня знаний и умений по освоению программы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-83293-1350400864.jpg)
"Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников"
Мастер-класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-83293-1350400864.jpg)
Презентация "Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников"
Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-413997-1393766195.jpg)
доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"
Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/08/picture-292087-1378641862.jpg)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА СКАЗКА «
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/03/picture-872030-1483427571.jpg)
Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»
Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-1449905-1673801548.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС» как средство развития детской инициативы (из опыта работы)
Методическая разработка по реализации позитивной социализации старших дошкольников по средствам технологии "Клубный час"...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/17/picture-1553156-1737134665.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС Использование элементов LEGO, LEGO DUPLO конструктора в работе с дошкольниками, как средство активизация мыслительно-речевой деятельности в условиях комплексного подхода к воспитательно-образовательному процессу.
Для построения образовательной деятельности основанной на взаимодействии и сотрудничестве детей и взрослых, и направленной на поддержку инициативы детей, развитие речевой активности и познавательных и...