Вебинар для родителей на тему: «Развитие связной речи ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях семьи».
картотека

Рогачева Татьяна Ивановна

Данный материал позволяет родителям познакомиться  с разными видами игр и игровых упражнений для развития речи детей и способствует получению практических навыков по их применению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vebinar2.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Вебинар для родителей на тему: «Развитие связной речи ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях семьи».

Цель: создание условий для развития связной речи младших дошкольников в семье с использованием артикуляционной гимнастики, пальчиковых и словесных игр. Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых упражнений для развития речи детей;

- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях;

- Вызвать желание родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Участники: Воспитатель, родители.

Форма проведения: мастер-класс.

Вступительное слово.

-Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас! Спасибо, что пришли на сегодняшний вебинар, который посвящён, на мой взгляд, очень важной теме - развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Многие из Вас могут похвастаться, что у их детей речь есть, малыш может говорить уже не только отдельные слова, но и связные предложения.

Но достаточно ли это для ребенка - владеть только словами?

Для развития речи ребенка недостаточно традиционных форм общения: много разговаривать с ним, читать книги и рассказывать сказки, хотя это, безусловно, нужно и важно.

Но также, необходимо включать в общение с детьми и другие методы и приемы. Такие как: артикуляционную гимнастику, пальчиковые и словесные игры.

Сегодня я приготовила комплекс мероприятий, который, я надеюсь, поможет развить речь ребенка, сделать ее правильной и красивой. А главное, что все это принесет Вашему ребенку не только пользу, но и удовольствие!

Практическая часть.

Первое, с чего мы начнем, это артикуляционная гимнастика. 

Многие недооценивают важность занятий этой гимнастики для малышей. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные упражнения способствуют:

- усилению кровообращения;

- развитию гибкости органов речевого аппарата;

- укреплению мышц лица.

Картотека артикуляционной гимнастики.

«Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

«Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.

Описание: улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

«Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

«Кусаем боковые края языка»

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

Описание: улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя

положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Второе, с чем мы сегодня поиграем – это наши пальчики.

Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальчиков у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Работа рук не только развивает речь ребенка, но и способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах.

Наверняка, Вы знаете пальчиковые гимнастики и проигрываете их со своими детьми. Но… уверенны ли Вы, что все делаете правильно? Вспомним «Сороку- белобоку» на «раздаче каши», деткам не стоит халтурить, показывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть, пальчик, надо взять за кончик, слегка сжать, помассировать и только потом загнуть.

Начинаем игру с мизинчика. Мизинчик отвечает за работу сердца. Следующий массажируем – безымянный, для хорошей работы нервной системы. Потом - средний, он стимулирует работу печени. Затем – указательный, этот пальчик ответственный за работу желудка. Большой палец оставляют напоследок не случайно: он отвечает за голову, повышает активность головного мозга.

Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо его как следует «побить». Для чего?.. для того, чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть то с правой, то с левой ручкой.

Пальчиковая гимнастика

Хлеб.

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

Дом и ворота.

На поляне дом стоит,

«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома —

пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну, а к дому путь закрыт

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

Засолим капусту.

Мы капусту рубим, рубим,

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем, трем,

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем, жмем.

Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Третье - игры направленные на развития речи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

Сейчас мы и поиграем в речевые игры, которые направлены на реализацию образовательного стандарта.

Игра «У меня зазвонил телефон».

Цель: развивать речь, расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку поиграть в «Телефон». В место телефона, можно использовать предметы заместители: кирпичик, палочка, деталь от конструктора и т. п. По очереди изображать телефонный звонок. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какая у тебя любимая игрушка? Кто сейчас дома?» И т. д. Затем поменяться ролями, пусть ребенок задает Вам вопросы. Разговор по телефону можно вести от имени игрушек, животных. Старайтесь строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет».

Игра «Кто там?».

Цель: развивать воображение, речевые навыки.

Описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь, постучать: «Тук-тук-тук». - «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например:

- Это я, корова. Му-у-у.

- Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, пришла? Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Игра «Чудесный мешок»

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме (транспорт, посуда, овощи и фрукты).

Описание: Родитель по одной достает машины (посуду) из мешочка. Вместе с ребенком рассматривает и описывает внешний вид кастрюльки (чашечки), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей.

После нескольких раз проигрывания, усложнить задачу – ребенок сам достает предметы, отгадывая их на ощупь.

Игра «Один - много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Описание: Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: кошка – кошки, собака – собаки, корова - коровы лошадь – лошади и т.д.

Игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Содержание: Взрослый называет какое-нибудь слово и бросает мяч ребенку, тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко - яблочко, стул - стульчик, кошка - кошечка и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко (большое), а теперь покажи яблочко 9маленькое)».

Игра "Найди то, что спрячу?"

Цель: формировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Оборудование: игрушка кошка или собака.

Содержание: Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Где ты нашел собачку?» (Под столом) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?»

Заключительная часть.

Надеюсь, я подтвердила значимость использования артикуляционной гимнастики, пальчиковых и словесных игр. Используйте их в домашних условиях, так как они дают положительный результат в развитии речи детей. Помните! Ребёнок очень рад минутам, проведенным с родителями в игре. Играйте и общайтесь на радость Вам и на благо Вашему малышу!

Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу.

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар педагогических работников "Билингвальное образование дошкольников как одно из условий реализации ФГОС д/о Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»

Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспек...

План по самообразованию на тему " Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"

С каждым годом жизньпредъявляет всё более высокие требования не только к нам,взрослым людям, но и к детям; неуклонно растёт объём заний,которые нужно им передать. Для того,чтобы помочь детям  спр...

Вебинар для родителей "Развитие связной речи ребенка младшего дошкольного возраста в условиях семьи"

Вебинар для родителей "Развитие связной речи ребенка младшего дошкольного возраста в условиях семьи"...

Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"

Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"...

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в условиях семьи. Метод мнемотехники» (консультация для родителей)

Консультация для родителей на тему «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в условиях семьи. Метод мнемотехники»Цель: ознакомление родителей с образовательной технологией мнемо...