Самообразование: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством народного творчества"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка» с.Кармалы» НМР РТ
Тема самообразования:
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством народного творчества»
Буслаева Татьяна Викторовна
воспитатель 1 квалификационной категории
План самообразования:
Тема самообразования: «Народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста».
Общие сведения по теме самообразования:
Актуальность темы.
Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой коренного населения. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к быту и культуре своей нации. Все это является базой сохранения культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятный для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень яркие, сильные, следовательно, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
В этом возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в песнях, музыке, играх, игрушках, присущих коренному населению. Как много получает малыш, узнавая о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Мы ставим перед собой задачу формирования личности, способной усвоить элементарные правила нравственного поведения и основные этические понятия. Эту задачу можно решить при условии обращения к идеям народной педагогики, являющейся системой представлений, взглядов, суждений, идей, приемов воспитания, копившихся веками и отраженных в народном творчестве.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности
Задачи:
1) изучить нормативные документы по ФГОС;
2) изучить опыт работы коллег по внедрению ФГОС;
3) проводить занятия согласно ФГОС;
4) повысить интерес детей к народному творчеству;
4) обобщить результаты работы, сделать выводы.
Предполагаемый результат:
Работа над самообразованием поможет мне:
-выявить значение народного творчества в воспитании детей;
-приобщать детей к русскому и татарскому фольклору, заинтересовать сюжетами;
-познакомить детей с малыми формами фольклора;
-сформировать навыки самостоятельной деятельности;
-развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность;
-сплотить детский коллектив
Сроки реализации: на 2017 – 2021 г.
План по самообразованию
на 2017 – 2018 учебный год.
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь |
| Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Октябрь-Ноябрь | Дидактические и словесные игры. | Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Дидактические игры по развитию речи «Варим суп». |
Декабрь-Январь | Работа по составлению (придумывание) загадок. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка) |
Март-Апрель | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Репка», «Өч кыз» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Практический показ (театральная неделя) |
Сентябрь - Май | Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Презентация |
План по самообразованию
на 2018 – 2019 учебный год.
месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Постановка целей и задач по данной теме. | ||
Октябрь | Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка» | Разучивание и проговаривание потешек. | Консультация: «Роль фольклора в развитии детей» Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» |
Ноябрь | Создание картотеки потешек для работы с детьми. | Применять потешки в режимных моментах. | Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей. |
Декабрь | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | Дидактическая игра «Узнай считалку», «Угадай, из какой считалки эти строки?», | Показ родителям ролика «Считалки в жизни нашей группы» |
Январь | Изучение темы: « Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». | Чтение детям русских и татарских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. | Консультация: «почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» Создание библиотеки красочных книг с русскими и татарскими народными сказками. |
Февраль | Изучение темы: | Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами. |
Март | Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка» | Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» | Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам |
Апрель | Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) | Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры) Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» |
май | |||
Самоанализ плана самообразования. | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) | Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на итоговом родительском собрании |
План работы по самообразованию на 2019-2020 год.
месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями. Постановка целей и задач по данной теме. | Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок» | Изготовление папки-передвижки на тему: «Потешки в жизни малышей» |
Октябрь | Изучение темы: «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста» | Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. | Консультация: «Читаем дома» Консультация: «Устное народное творчество» |
Ноябрь | Создание картотеки загадок для работы с детьми. | Разучивание загадок, поговорок, скороговорок, песенок, выступление для родителей « Посиделки». | Творческий вечер с участием родителей. |
Декабрь | Консультация для воспитателей « Влияние татарского народного творчества для детей младшего дошкольного возраста» | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» |
Январь | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем пальчиками». | Создание красочных книг с загадками для детей. | |
Февраль | Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)». | Знакомство с скороговорками, закличками о солнце. Досуг « Солнышко, нарядись, красное, покажись». | Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей. |
Март | Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей. | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Пальчиковая игра «Будем пальчики считать». | Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей». |
Апрель | Изучение темы: «Использование колыбельных песен, пестушек» | Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. | Памятка для родителей «Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребен Памятка для родителей «Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребен Памятка для родителей «Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка» |
май | |||
Самоанализ плана самообразования. | Открытый показ оод во второй младшей группе. Рассказывание сказки с показом настольного театра. | Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки». |
План по самообразованию
на 2020 – 2021 учебный год.
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Теоретический этап. Изучение методической литературы по данной проблеме: 1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд., – М.: Академия, 2000. – 400 с. 2.Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с. 3.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-934 4.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с. Сазонова С.Е., Малинина О.В. 5.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 178 с. 6.Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с. 7.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 256 с. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» Изучение методик и технологий педагогов в Интернете | В течение года |
2. | Практический этап | |
2.1. | Тема: Использование колыбельных песен. Работа с детьми: Использование народного творчества в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми | Сентябрь В течение года |
2.2 | Тема: Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста Работа с детьми: Разучивание пословиц, песенок Работа с родителями: Консультация «Роль фольклора в развитии детей». | Октябрь Сентябрь–октябрь |
2.3. | Тема: Сказки в воспитании детей. Работа с детьми: 1. Применять скороговорки в режимных моментах. 2. Дидактическая игра «Узнай колыбельную песню», «Угадай из какой потешки отрывок» Работа с родителями: 1. Создание библиотеки красочных книг с потешками. 2. Консультация «Потешки помогут справиться с детским непослушанием» | Ноябрь Ноябрь-декабрь Ноябрь-декабрь |
2.4. | Тема: Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности детей Работа с детьми: 1.Чтение русских народных сказок 2.Участие во всероссийских интернет – конкурсах: «Первое сентября», «Все для детского сада» и др.
Работа с родителями: 1.Консультация «С какими книгами можно дружить» 2. Участие во всероссийских интернет – конкурсах: «Первое сентября», «Все для детского сада» и др. | Декабрь В течение года Декабрь |
2.5. | Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием народного творчества | Январь |
2.6. | Тема: Влияние сказки на психологию ребенка. Работа с детьми: 1. Дидактическая игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» Работа с родителями: 1. Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами. 2. Приобрести в группу раскраски по русским сказкам. | Февраль |
2.7. | Тема: Театрализованные игры как средство развития речи детей. Работа с детьми: 1. Учить детей обыграть знакомые сказки. Работа с родителями: 1. Пополнить театральный уголок в группе | Март |
2.8. | Тема: «Особенности произведений устного народного творчества, их значение в развитии ребенка-дошкольника | Апрель |
2.9. | Конкурс совместных творческих работ детей и родителей на тему «Моя любимая сказка». | Май |
План по самообразованию
на 2021– 2022 учебный год
Раздел плана | сроки | форма | Практический выход |
1.Работа с детьми | В течении года | мониторинг | Проведение итогового мониторинга |
сентябрь | «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста» | Изучение методической литературы. Подбор материала. | |
октябрь | Применять пословицы в режимных моментах | Создание картотеки пословиц для работы с детьми | |
ноябрь | Дидактические, настольно - печатные игры по мотивам потешек | Изучение темы « настольно – печатные игры по русским народным сказкам» | |
январь | «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | |
февраль | «Из какой сказки герой», «Угадай сказку» | Изготовление картотеки русских народных сказок | |
март | Учить детей обыгрывать знакомые сказки | Изучение темы: « Театрализованные игры как средства развития речи детей» | |
апрель | Роль фольклора в развитии детей | Заучивание скороговорок | |
май | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации) | Самоанализ плана по самообразованию |
Список литературы :
1.Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
2.Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.
3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.
4.Р.Ягъфаров «Татарский детский фольклор» Казань.1999 г.
5.Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г
6.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.
7.«Детский сад и семья», Д. В. № 42000г,
8.Зуб А. «Ой ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый душок», Д. В. № 12, 1998г.
9. Р.Ягъфаров «Ал кирәк, гөл кирәк” Казань. 1995 г.
11.Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.
12.Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам
русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.
13.Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.
14.Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.№4, 1984г.
15.ПавловаЛ «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,
16.Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Индивидуальный план самообразования...
Тема самообразование: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Тема самообразование:«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»....
План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...
Образовательный проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...
Презентация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества"
Младший дошкольный возраст – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря. Улучшается произн...
Обобщающее итоговое занятие «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Итоговое занятие...
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».
Образовательные и развивающие.Закрепить формы устного народного творчества (потешки, сказки, игры);Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;За...