Занятие в старшей группе Посуда.
методическая разработка (старшая группа)

Закрепить  у детей знания по теме "Посуда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_temu_posuda.docx938.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 7 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ».

Методическая разработка.

Образовательная ситуация для детей старшей группы компенсирующего вида «Посуда»

                                                                                                C:\Users\Админ\Desktop\chistyi-samovar-768x583.jpg

                                    Авторы:

Крамаренко Елена  Григорьевна  – учитель – логопед

 Колобова Альбина Юрьевна  – воспитатель группы

компенсирующей направленности «Капельки».

                                                                                Г. Стрежевой

Пояснительная записка к занятию в группе компенсирующей  направленности                          «ПОСУДА».

Авторы  разработки:  Крамаренко Елена Григорьевна, учитель – логопед  МДОУ «Рябинушка»,                                                                                                                                           Колобова Альбина Юрьевна, воспитатель МДОУ № 7 «Рябинушка», старшей группы компенсирующей  направленности  «Капельки».

На конкурс представлена  разработка  образовательной ситуации для детей старшей группы компенсирующего вида по теме  «Посуда».  

Работа в группе  построена на основе Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, а также на  материале пособия «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО  для детей с тяжёлыми  нарушения речи с 5 до 6 лет (старшая группа).

В основе реализации Программы лежат подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.

В основе проведённого занятия лежат задачи:                                                                       Коррекционно – образовательные,                                                                                                  Коррекционно – развивающие,                                                                                                       Воспитательные.                                                                                                                                                  В конкурсной работе использованы следующие технологии:                                            здоровьесберегающая,                                                                                                                        личностно-ориентированная,                                                                                                                                                               игровая.

Целью  занятия «Посуда» было: обогащение словаря,  уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях  и частях, из которых она состоит.                 Умения ребёнка выражать свои мысли, проявлять  инициативу в общении, уметь задавать вопросы, делать  умозаключения, адекватно проявлять свои чувства, уметь радоваться успехам и сопереживать неудачам других.                                                                                      Учитель – логопед и педагог группы  работали  над:                                                                  Развитием артикуляционной, общей, мелкой моторики, координации речи с движением, связной речи, зрительного восприятия и внимания, тактильных ощущений.                                                                                                                                                                    Уточнением и расширением представлений о посуде, названиях и назначении, применении в быту.                                                                                                                                                                              Во время  занятия  были использованы методы и приемы:                                                         словесные                                                                                                                                                 наглядные                                                                                                                                       практические.                                                                                                                                                      Эти методы работы на занятии  были  раскрыты с помощью приемов:                                                  Использование  дидактических  игр: («Чудесный мешочек»,  «Чего не стало»)                                Игра-путешествие: (посещение музея).                                                                                           Сюрпризный момент (задание экскурсовода.)                                                                                          Слова одобрения, похвала во время выполнения заданий.                                                           Наглядный материал:  (полочки в музее с образцами посуды).  Наглядно – игровые средства способствуют развитию лексико – грамматического строя речи, пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой  активности.                       Применение ИКТ (демонстрационный материал на интерактивной доске) с целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи. Логоритмика и пальчиковая гимнастика (проговаривание  чистоговорки,  игра «Помоем посуду»)  помогают развивать общую и мелкую моторику, активизировать  интерес к логопедическому  занятию.  Они использовались для снятия психологического напряжения.

  Тема занятия:  «Посуда».

Коррекционно  - образовательные  задачи:

Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит, Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда.            Предметы  посуды - кастрюля, сковорода, чайник, половник, тарелка, супница, салатница, солонка, хлебница, маслёнка, сахарница,  молочник, ложка, вилка, нож, стакан, чашка, блюдце.                                                                                                                                                          Части посуды – крышка, ручка, носик, стенки, донышко.

По  признакам  посуда:  столовая,  кухонная, чайная, кофейная, большая, маленькая, глубокая, мелкая.

По действиям: готовить,  наливать, варить, жарить, парить, тушить, печь, кипятить, насыпать, отрезать, хранить, мыть, вытирать, сушить, хранить                             Совершенствование грамматического строя речи (использование имён существительных в косвенных падежах).

Коррекционно -  развивающие  задачи:

Развитие  связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, зрительного восприятия и внимания, общей, мелкой моторики, координация речи с движением, тактильных ощущений.                                                                                           Воспитательные задачи: 

Формирование навыков сотрудничества в игре и на занятии, взаимодействия, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, способности к сопереживанию, доброжелательности, ответственности.

Оборудование:

 Демонстрационная  доска, волшебный мешочек с маленькой кукольной посудой, плоскостные изображения посуды на витрине.

Предварительная работа: 

рассматривание посуды и беседа о её назначении, материалах, из которых она сделана, частях, из которых она состоит. Чтение сказки  К. И. Чуковского «Федорино горе». Разучивание стихотворения «Посуда», пальчиковая гимнастики «Моем посуду».

Ход занятия:

Организационный момент:                                                                                                                                Дети я рада вас видеть сегодня на занятии. Давайте  поприветствуем  друг - друга и начнём его.                                                                                                                                                             Собрались все дети в круг,                                                                                                                                                                                                            Я – твой друг и ты – мой друг.                                                                                                                                      Вместе за руки возьмемся.                                                                                                                                                                     И друг другу улыбнёмся.

                                                                                                                                C:\Users\Админ\Desktop\посуда\20171205_090108.jpg

Логопед.  Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии, выполните моё задание, опустите руку в « Волшебный мешочек»,  нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались  об этом.  Дети, по - очереди, опускают руку в мешочек, нащупывают предметы, и  рассказывают о том, что они взяли,  как они их  узнали,  а затем достают их из мешочка и кладут на стол).    

                                                                                                                                                                                       Д/ Игра. «Волшебный мешочек».    

       C:\Users\Админ\Desktop\посуда\20171205_090219.jpg

(Развитие связной речи, тактильных ощущений, объявление темы занятия).

Ответы детей:  Я нащупал кастрюлю,  тарелку, ложку. По очереди  описывают  внешний вид каждого вытянутого предмета.                                                                                                       Это чайник. Он круглый. У него есть носик,  ручка, крышка, донышко, стенки.

Логопед:  Молодцы! Вы все угадали предметы и хорошо рассказали о каждом из них. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом?                                                Дети: Посуда.                                                                                                                       Логопед: Правильно, а для чего нужна посуда, вы знаете?                                                               Дети: В посуде готовят, жарят и хранят еду, из посуды едят.                                                            Логопед: Верно. А вы знаете, где можно увидеть много посуды?                                                         Дети. Её можно увидеть на выставке, в магазине,  в музее, дома на кухне.

Д/ Игра «На выставке».  (Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда, уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»).                                                                                                                                 Логопед.  Верно.  Вот мы с вами и отправимся на выставку посуды.  Встаньте  друг за другом и пойдем на выставку посуды. Но прежде чем  мы с вами пойдём туда, подышим и пропоём гласные звуки.                                                                                                             Выполняются упражнения на отработку дыхания. А теперь выполним  упражнения  фоноэпии.   Выполняются упражнения  на пропевание  гласных звуков.

Руки в стороны – ааааааааааа

Руки над головой – оооооооооооооо

Руки вниз перед собой – ууууууууууууу

Руки рывком вперёд – ыыыыыыыыы.  

Логопед. Мы отправляемся с вами на выставку и проговариваем:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Ай – ай – ай – чашки чайные давай.                                                                                             Логопед.  Вот мы и пришли. Куда мы пришли? Что видите? (ответы детей). Правильно. Мы пришли на выставку посуды.

Дети  смотрят на экран. На экране  изображения полок, на которых  демонстрируются  изображения  посуды.

C:\Users\Админ\Desktop\посуда\20171205_091023.jpg

На верхней полке  расположены  изображения:                                                                                     чайной посуды,                                                                                                                                                     на средней – столовой,                                                                                                                                          на нижней – кухонной.

Логопед. Назир,  назови, какая посуда стоит на верхней полке?.                                          Назир: Чайник, чашка, блюдце, сахарница.                                                                              Логопед. Арина, для чего нужна эта посуда? (ответ ребёнка).                                              Логопед. Ксюша, как такую посуду можно назвать? (чайная посуда).                                         Логопед, Кирилл,  повтори это название. Ребёнок повторяет.                                                Логопед: Маша,  назови посуду, которая стоит на второй полке .(ответ ребёнка)                          Маша. Тарелки, супница, вилка, ложка, нож.                                                                    Логопед: Правильно. Когда пользуются этой посудой?
Дима. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Её называют столовая посуда. Повторите,  как  она называется? (
Дети повторяют).                                      Логопед:  Дима назови  посуду, которая стоит на нижней полке.                                        Дети: Кастрюля, сковорода, половник, нож кухонный.                                             Логопед: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют  кухонная посуда. Повторите  это название.                                                                    Логопед: А теперь повторим  ещё раз, как называется посуда на каждой полке.                    Фатима: На верхней полке находится чайная посуда.                                                                           Дима.  На второй полке – столовая посуда.                                                                                          Рома.  На нижней полке – кухонная посуда.                                                        Логопед.  Молодцы, ребята, всю посуду правильно назвали, мне даже с вами поиграть захотелось в игру «Что изменилось?».                                                                    Д/ Игра «Что изменилось?»                                                                                                                                 (Развитие зрительного внимания, памяти). На экране  появляются изображения  трёх полок.              

  Логопед.  Посмотрите ещё раз на  полки  и запомните, что где стоит, а потом закройте глаза.     Дети закрывают глаза, логопед  заменяет один предмет на другой.                       Логопед.  Открываем глаза, посмотрите, что изменилось?                                                       Ответы детей                                                                                                                                    (Упражнение повторяется ещё 2 - 3 раза, логопед меняет местами, убирает, добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы).                                                                                                        Молодцы, всё правильно угадали.                                                                                                          Логопед.  Посуда стояла долго на выставке и запылилась, надо её помыть.                                               (Дети  выполняют   упражнение речи с движением).

                                                                «Моем посуду».

Раз, два, три, четыре.

Мы посуду перемыли: -

Чайник, чашку, ковшик, ложку.

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

Чисто, чисто, чисто.

Чередование хлопков ладошки и ударов кулачков друг о друга.

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Одна ладонь скользит по другой.

C:\Users\Админ\Desktop\посуда\91vBn4xzn4L._SL1500_.jpg

Развитие тонкой моторики.                                                                                                               Логопед. Ой. Садитесь на места и  посмотрите, пока мы с вами были  на экскурсии,  экскурсоводы оставили нам секретные картинки, на которых спрятался предмет посуды,  из которого наливают воду для чая,  найдите его и раскрасьте. На столах лежат  зашумованые картинки, дети выполняют задание.

C:\Users\Админ\Desktop\посуда\20171205_091702.jpg

 Логопед.  Какой предмет посуды спрятался на твоей картинке?                                                                                                                                                            Дети. Это чайник. В ходе работы ведётся диалог. Кто как раскрашивает  чайник, у кого лучше это получилось.                                                                                                                      Логопед.  Все всё  сделали, молодцы. Вставайте и  подойдите   ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад.                                                                                                                                                                    Дети идут  под  речёвку.                                                                                                                         Ай – ай – ай – чашки чайные давай.                                                                                               Окончание занятия.                                                                                                                            Логопед.  Давайте вспомним, где мы били? Какую посуду видели? Что нового узнали?  Что понравилось? В какие игры поиграли?                                                                                                Ответы детей.                                                                                                                                            Логопед.  Мне тоже понравилось с вами на экскурсии. Оцениваю работу каждого. Положите свои ладошки на мои ладони. Закройте глаза, представьте, что вы «солнечные лучики». Солнышко ласковое, доброе и своё тепло и доброту оно передаёт своим лучикам, а вы поделитесь  этой добротой друг  с другом. Откройте глаза. Улыбнитесь. Вы у меня просто все молодцы.

Методическое обеспечение:                                                                                                                            1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для  детей с общим недоразвитием речи — СПб.,  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.                                                                                                                 2. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016                                                                                                                                 3. Нищева. Н. В.  Конспекты подгрупповых  логопедических занятий в группе компенсирующей направленности.,   ООО «Издательство», «Детство – Пресс», 2017.                                                                                                                                                  4. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой.- Ростов - на - Дону: «Феникс», 2002                                                                                                     5. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. - Мн. : «Аверсэв», 2005                                                                                                 6. Картушина М. Ю.   Логоритмические  занятия  в детском  саду., Творческий Центр., издательство «Сфера»., М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»

Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении.Совершенствовать грамматический строй  речи. ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Посуда"

Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме....

Конспект занятия в старшей группе по теме: "Посуда".

Закрепить знания детей о посуде....

Конспект занятия в старшей группе Образовательная область: «Познание». Тема: «Такая разная посуда».

Тема: «Такая разная посуда». Программное содержание:  - продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира; - учить детей определять целевое назначение посуды, закре...

Занятие по развитие речи для детей старшей группы "Посуда"

29.08.2014, 11:13Цель: Составление описательных рассказов Образовательные задачи:Закрепить знания детей о посуде.Учить детей правильно вести себя за столом.Развивающие задачи:Развивать...

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе по теме «Посуда». Тема: «Поможем бабушке Федоре»

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста. С помощью этого конспекта решаются следующие задачи:Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»; Закрепить ум...

Конспект итогового занятия в старшей группе "Посуда для мишутки"

К ребятам старшей группы приходит мишутка. Ему на день рождения подарили кружку и блюдце, но он нечаянно разбил их. Мишутка просит ребят помочь ему и слепить кружку и блюдце взамен разбитых....