Занятие в старшей группе Посуда.
методическая разработка (старшая группа)
Закрепить у детей знания по теме "Посуда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_temu_posuda.docx | 938.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 7 «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ».
Методическая разработка.
Образовательная ситуация для детей старшей группы компенсирующего вида «Посуда»
Авторы:
Крамаренко Елена Григорьевна – учитель – логопед
Колобова Альбина Юрьевна – воспитатель группы
компенсирующей направленности «Капельки».
Г. Стрежевой
Пояснительная записка к занятию в группе компенсирующей направленности «ПОСУДА».
Авторы разработки: Крамаренко Елена Григорьевна, учитель – логопед МДОУ «Рябинушка», Колобова Альбина Юрьевна, воспитатель МДОУ № 7 «Рябинушка», старшей группы компенсирующей направленности «Капельки».
На конкурс представлена разработка образовательной ситуации для детей старшей группы компенсирующего вида по теме «Посуда».
Работа в группе построена на основе Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, а также на материале пособия «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушения речи с 5 до 6 лет (старшая группа).
В основе реализации Программы лежат подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.
В основе проведённого занятия лежат задачи: Коррекционно – образовательные, Коррекционно – развивающие, Воспитательные. В конкурсной работе использованы следующие технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая.
Целью занятия «Посуда» было: обогащение словаря, уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит. Умения ребёнка выражать свои мысли, проявлять инициативу в общении, уметь задавать вопросы, делать умозаключения, адекватно проявлять свои чувства, уметь радоваться успехам и сопереживать неудачам других. Учитель – логопед и педагог группы работали над: Развитием артикуляционной, общей, мелкой моторики, координации речи с движением, связной речи, зрительного восприятия и внимания, тактильных ощущений. Уточнением и расширением представлений о посуде, названиях и назначении, применении в быту. Во время занятия были использованы методы и приемы: словесные наглядные практические. Эти методы работы на занятии были раскрыты с помощью приемов: Использование дидактических игр: («Чудесный мешочек», «Чего не стало») Игра-путешествие: (посещение музея). Сюрпризный момент (задание экскурсовода.) Слова одобрения, похвала во время выполнения заданий. Наглядный материал: (полочки в музее с образцами посуды). Наглядно – игровые средства способствуют развитию лексико – грамматического строя речи, пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой активности. Применение ИКТ (демонстрационный материал на интерактивной доске) с целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи. Логоритмика и пальчиковая гимнастика (проговаривание чистоговорки, игра «Помоем посуду») помогают развивать общую и мелкую моторику, активизировать интерес к логопедическому занятию. Они использовались для снятия психологического напряжения.
Тема занятия: «Посуда».
Коррекционно - образовательные задачи:
Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит, Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Предметы посуды - кастрюля, сковорода, чайник, половник, тарелка, супница, салатница, солонка, хлебница, маслёнка, сахарница, молочник, ложка, вилка, нож, стакан, чашка, блюдце. Части посуды – крышка, ручка, носик, стенки, донышко.
По признакам посуда: столовая, кухонная, чайная, кофейная, большая, маленькая, глубокая, мелкая.
По действиям: готовить, наливать, варить, жарить, парить, тушить, печь, кипятить, насыпать, отрезать, хранить, мыть, вытирать, сушить, хранить Совершенствование грамматического строя речи (использование имён существительных в косвенных падежах).
Коррекционно - развивающие задачи:
Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, зрительного восприятия и внимания, общей, мелкой моторики, координация речи с движением, тактильных ощущений. Воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества в игре и на занятии, взаимодействия, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, способности к сопереживанию, доброжелательности, ответственности.
Оборудование:
Демонстрационная доска, волшебный мешочек с маленькой кукольной посудой, плоскостные изображения посуды на витрине.
Предварительная работа:
рассматривание посуды и беседа о её назначении, материалах, из которых она сделана, частях, из которых она состоит. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». Разучивание стихотворения «Посуда», пальчиковая гимнастики «Моем посуду».
Ход занятия:
Организационный момент: Дети я рада вас видеть сегодня на занятии. Давайте поприветствуем друг - друга и начнём его. Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся. И друг другу улыбнёмся.
Логопед. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии, выполните моё задание, опустите руку в « Волшебный мешочек», нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом. Дети, по - очереди, опускают руку в мешочек, нащупывают предметы, и рассказывают о том, что они взяли, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол).
Д/ Игра. «Волшебный мешочек».
(Развитие связной речи, тактильных ощущений, объявление темы занятия).
Ответы детей: Я нащупал кастрюлю, тарелку, ложку. По очереди описывают внешний вид каждого вытянутого предмета. Это чайник. Он круглый. У него есть носик, ручка, крышка, донышко, стенки.
Логопед: Молодцы! Вы все угадали предметы и хорошо рассказали о каждом из них. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом? Дети: Посуда. Логопед: Правильно, а для чего нужна посуда, вы знаете? Дети: В посуде готовят, жарят и хранят еду, из посуды едят. Логопед: Верно. А вы знаете, где можно увидеть много посуды? Дети. Её можно увидеть на выставке, в магазине, в музее, дома на кухне.
Д/ Игра «На выставке». (Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда, уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»). Логопед. Верно. Вот мы с вами и отправимся на выставку посуды. Встаньте друг за другом и пойдем на выставку посуды. Но прежде чем мы с вами пойдём туда, подышим и пропоём гласные звуки. Выполняются упражнения на отработку дыхания. А теперь выполним упражнения фоноэпии. Выполняются упражнения на пропевание гласных звуков.
Руки в стороны – ааааааааааа
Руки над головой – оооооооооооооо
Руки вниз перед собой – ууууууууууууу
Руки рывком вперёд – ыыыыыыыыы.
Логопед. Мы отправляемся с вами на выставку и проговариваем: Ай – ай – ай – чашки чайные давай. Логопед. Вот мы и пришли. Куда мы пришли? Что видите? (ответы детей). Правильно. Мы пришли на выставку посуды.
Дети смотрят на экран. На экране изображения полок, на которых демонстрируются изображения посуды.
На верхней полке расположены изображения: чайной посуды, на средней – столовой, на нижней – кухонной.
Логопед. Назир, назови, какая посуда стоит на верхней полке?. Назир: Чайник, чашка, блюдце, сахарница. Логопед. Арина, для чего нужна эта посуда? (ответ ребёнка). Логопед. Ксюша, как такую посуду можно назвать? (чайная посуда). Логопед, Кирилл, повтори это название. Ребёнок повторяет. Логопед: Маша, назови посуду, которая стоит на второй полке .(ответ ребёнка) Маша. Тарелки, супница, вилка, ложка, нож. Логопед: Правильно. Когда пользуются этой посудой?
Дима. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Её называют столовая посуда. Повторите, как она называется? ( Дети повторяют). Логопед: Дима назови посуду, которая стоит на нижней полке. Дети: Кастрюля, сковорода, половник, нож кухонный. Логопед: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда. Повторите это название. Логопед: А теперь повторим ещё раз, как называется посуда на каждой полке. Фатима: На верхней полке находится чайная посуда. Дима. На второй полке – столовая посуда. Рома. На нижней полке – кухонная посуда. Логопед. Молодцы, ребята, всю посуду правильно назвали, мне даже с вами поиграть захотелось в игру «Что изменилось?». Д/ Игра «Что изменилось?» (Развитие зрительного внимания, памяти). На экране появляются изображения трёх полок.
Логопед. Посмотрите ещё раз на полки и запомните, что где стоит, а потом закройте глаза. Дети закрывают глаза, логопед заменяет один предмет на другой. Логопед. Открываем глаза, посмотрите, что изменилось? Ответы детей (Упражнение повторяется ещё 2 - 3 раза, логопед меняет местами, убирает, добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы). Молодцы, всё правильно угадали. Логопед. Посуда стояла долго на выставке и запылилась, надо её помыть. (Дети выполняют упражнение речи с движением).
«Моем посуду».
Раз, два, три, четыре. Мы посуду перемыли: - Чайник, чашку, ковшик, ложку. И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, Чисто, чисто, чисто. | Чередование хлопков ладошки и ударов кулачков друг о друга. Одна ладонь скользит по другой по кругу. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Одна ладонь скользит по другой. |
Развитие тонкой моторики. Логопед. Ой. Садитесь на места и посмотрите, пока мы с вами были на экскурсии, экскурсоводы оставили нам секретные картинки, на которых спрятался предмет посуды, из которого наливают воду для чая, найдите его и раскрасьте. На столах лежат зашумованые картинки, дети выполняют задание.
Логопед. Какой предмет посуды спрятался на твоей картинке? Дети. Это чайник. В ходе работы ведётся диалог. Кто как раскрашивает чайник, у кого лучше это получилось. Логопед. Все всё сделали, молодцы. Вставайте и подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Дети идут под речёвку. Ай – ай – ай – чашки чайные давай. Окончание занятия. Логопед. Давайте вспомним, где мы били? Какую посуду видели? Что нового узнали? Что понравилось? В какие игры поиграли? Ответы детей. Логопед. Мне тоже понравилось с вами на экскурсии. Оцениваю работу каждого. Положите свои ладошки на мои ладони. Закройте глаза, представьте, что вы «солнечные лучики». Солнышко ласковое, доброе и своё тепло и доброту оно передаёт своим лучикам, а вы поделитесь этой добротой друг с другом. Откройте глаза. Улыбнитесь. Вы у меня просто все молодцы.
Методическое обеспечение: 1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. 2. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 3. Нищева. Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности., ООО «Издательство», «Детство – Пресс», 2017. 4. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой.- Ростов - на - Дону: «Феникс», 2002 5. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. - Мн. : «Аверсэв», 2005 6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду., Творческий Центр., издательство «Сфера»., М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»
Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении.Совершенствовать грамматический строй речи. ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Посуда"
Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме....
Конспект занятия в старшей группе по теме: "Посуда".
Закрепить знания детей о посуде....
Конспект занятия в старшей группе Образовательная область: «Познание». Тема: «Такая разная посуда».
Тема: «Такая разная посуда». Программное содержание: - продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира; - учить детей определять целевое назначение посуды, закре...
Занятие по развитие речи для детей старшей группы "Посуда"
29.08.2014, 11:13Цель: Составление описательных рассказов Образовательные задачи:Закрепить знания детей о посуде.Учить детей правильно вести себя за столом.Развивающие задачи:Развивать...
Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе по теме «Посуда». Тема: «Поможем бабушке Федоре»
Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста. С помощью этого конспекта решаются следующие задачи:Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»; Закрепить ум...
Конспект итогового занятия в старшей группе "Посуда для мишутки"
К ребятам старшей группы приходит мишутка. Ему на день рождения подарили кружку и блюдце, но он нечаянно разбил их. Мишутка просит ребят помочь ему и слепить кружку и блюдце взамен разбитых....