Конспект занятия в старшей группе Образовательная область: «Познание». Тема: «Такая разная посуда».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Тема: «Такая разная посуда».

 

Программное содержание:

 

- продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;

 

- учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;

 

- закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;

 

- закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;

 

- развивать мышление, воображение;

 

- воспитывать бережное отношение к посуде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

Образовательная область: «Познание».

Тема: «Такая разная посуда».

Программное содержание:

- продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;

- учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;

- закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;

- закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;

- развивать мышление, воображение;

- воспитывать бережное отношение к посуде.

Цели:

- закрепить знания детей о современной и старинной посуде;

- закрепить знания о различных видах посуды, её назначении;

- формирование лексико-грамматического строя и связной речи;

- развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение;

- воспитывать бережное отношение к посуде.

Задачи:

- активизировать словарь по теме «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании;

- совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже;

- активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.

Словарная работа: дуршлаг, самовар, железный, деревянный, стеклянный, блестящий, прозрачный.

 

Предварительная работа:

  1. Экскурсия на кухню детского сада;

  1. Чтение художественной литературы: «Муха – Цокотуха», « Федорино горе» К.И. Чуковского, Б. Гримм «Горшочек каши», р.н.с. «Лиса и журавль»;

  1. Отгадывание загадок о посуде;

  1. Рассматривание иллюстраций с изображениями различной посуды;

  1.  Дидактические игры по теме «Посуда».

Оборудование: наборы посуды - кухонная, чайная, столовая; продукты питания.

Ход занятия

Дети стоят полукругом около стола с посудой.

В группу плача входит Федора и ищет свою посуду. Увидев детей, спрашивает:

Федора: 

Дети вы откуда?

Дети: 

Из детского сада. А вы кто?

Федора:

А я бабушка Федора. У меня большое горе, убежала от меня посуда: кастрюля, вилки, чашки, тарелки да ложки убежали от меня по дорожке. Убежала вся посуда, а мне без нее худо.

Воспитатель:

Давайте вспомним сказку К.И.Чуковского «Федорино горе». Скажите, почему посуда убежала от Федоры? Посмотри на поломанную посуду Федоры. Чего не хватает у чашки, кастрюли, чайника?

(Воспитатель показывает изображения поломанной посуды).

 

«Чашка без…(ручки)».

«Кастрюля без …(крышки)».

«Чайник без …(носика)».

1) Удобно ли пользоваться чашкой без ручки? Почему? Зачем у чашки делают ручку? У какой еще посуды есть ручка? (У сковороды, у кастрюли, у чайника, у молочника, у кофейника). Зачем нужны ручки у этих предметов?

2) Зачем нужна крышка у кастрюли? У каких ещё предметов ты видел крышки?

3) Можно ли пользоваться чайником без носика? Почему? У каких ещё предметов есть носик? (У лейки, у кофейника, у молочника). Для чего нужен носик?

Почему посуда вернулась к Федоре? Что бы случилось, если бы посуда не вернулась домой? Как Федора стала заботиться о своей посуде? (Мыла, чистила, окатила кипяточком, полоскала, не била…)

 Ой вы, бедные сиротки мои,

 Утюги и сковородки мои!

 Вы подите-ка, немытые, домой,

 Я водою вас умою ключевой.

 Я почищу вас песочком,

 Окачу вас кипяточком,

 И вы будете опять,

 Словно солнышко, сиять,

 А поганых тараканов я повыведу,

 Прусаков и пауков я повымету!

 Долго, долго целовала

 И ласкала их она,

 Поливала, умывала.

 Полоскала их она.

 Уж не буду, уж не буду

 Я посуду обижать.

 Буду, буду я посуду

 И любить и уважать!

(К. Чуковский)

Воспитатель:

Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?

Дети: 

Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.

Воспитатель:

Ребята, а кто придумал посуду?

Дети: 

Посуду придумали древние люди, сначала она была каменная. Но ею было неудобно пользоваться: она была тяжелая. Тогда человек придумал деревянную посуду – она была легче, удобнее и красивее. В наше время люди пользуются металлической, стеклянной, фарфоровой посудой, которая не ломается и удобна в применении.

Воспитатель: 

Молодцы ребята, вот как много всего вы знаете о посуде.

Федора: 

Ребята, а вы случайно не знаете, что мне нужно сделать, чтобы моя посуда воротилась домой.

Дети: 

Посуду надо любить, уважать, ее надо мыть, чистить, вытирать, на место убирать.

Федора: 

Дорогие дети, помогите мне ее найти и домой вернуть.

Воспитатель: 

Что ребята поможем Федориному горю?

Дети: 

Да, поможем.

Федора оглядывается, подходит к столу с посудой и радостно вскрикивает:

– Ой, вот она моя посуда! Спасибо вам ребятки, что помогли мне ее найти. Теперь я буду ее любить, холить, мыть и убирать, я с ней не расстанусь никогда, посуда бедная моя.

Воспитатель:

Ребята, давайте присядем на стульчики и расскажем Федоре, что мы знаем о посуде.

Воспитатель: 

Какая посуда бывает по назначению?

Дети: 

Кухонная, столовая, чайная.

Воспитатель: 

Назовите кухонную посуду?

Дети: 

Кастрюля, сковорода, чайник, половник, тарелка, самовар.

Воспитатель: 

Из чего может быть изготовлена кухонная посуда?

Дети: 

Из чугуна, стекла, керамики, металла.

Воспитатель: 

Как ее используют ваши мамы?

Дети: 

В кастрюле мама варит суп, кисель, борщ, в сковороде – жарит картофель, котлеты, блинчики и т.д.

Федора:

Ребята, а среди моей посуды есть еще один интересный предмет посуды. Посмотрите (показывает дуршлаг): он нужен, чтобы в нем мыть овощи, еще в него можно отварные макароны откинуть, чтобы вода слилась. Вы запомнили, как эта посуда называется?

Дети: 

Да, дуршлаг.

Воспитатель: 

Ребята, как будет называться посуда, из которой мы едим?

Дети:

Столовая – обеденная.

Федора: 

Назовите, какую столовую посуду вы знаете?

Дети: 

Мелкая и глубокая тарелка, вилка, ложка, нож, салатница, селедочница, стакан.

Федора: 

Вот какие молодцы, сколько много назвали столовой посуды.

Воспитатель: 

Ребята, давайте немного отдохнем.

Игра с мячом

Воспитатель называет слово кастрюля, сковорода – дети по очереди говорят, что можно в ней готовить. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: 

Ребята, подумайте и скажите, какой посудой пользуются, когда пьют чай?

Дети:

Чайной посудой.

Воспитатель: 

Назовите, какую чайную посуду вы знаете?

Дети: 

Блюдце, самовар, чайник, чайная ложка, заварочный чайник, сахарница.

Воспитатель: 

Из чего может быть изготовлена чайная и столовая посуда?

Дети: 

Из стекла, глины, пластмассы, фаянса и дерева.

Воспитатель:

Почему стеклянная посуда требует бережного отношения?

Дети:

Стекло очень хрупкое и такую посуду легко разбить.

Федора: 

Вот я сейчас проверю, как вы знаете, из чего посуда сделана?

Федора показывает деревянные ложки. Из чего сделаны ложки?

Дети:

Из дерева.

Воспитатель: 

Как про них можно сказать, какие они?

Дети:

Деревянные.

Федора показывает по очереди. Чашка из фарфора?

Дети: 

Фарфоровая чашка.

Федора: 

Стакан из хрусталя?

Дети: 

Хрустальный стакан.

Федора: 

Кувшин из глины?

Дети: 

Глиняный кувшин.

Федора:

Ну и умники, ваши дети, все знают. А вот умеют они отгадывать загадки?

Воспитатель: 

Конечно, умеют.

Федора: 

Вот сейчас мы и проверим (Федора загадывает загадки о посуде).

 Стоит толстячок,

 Подбоченивши бочок,

 Шипит и кипит,

 Всем чай пить велит.

 (Самовар)

 Я пыхчу, пыхчу,

 Больше греться не хочу.

 Крышка громко зазвенела:

 «Пейте чай, вода вскипела!»

 (Чайник)

 Носит воду

 Хозяину в угоду;

 При нем живет,

 Пока не упадет.

 (Чашка)

 Неприступная на вид,

 Подбоченившись стоит,

 А внутри-то, посмотри

 Угощение внутри!

 (Сахарница)

 

 Если я пуста бываю,

 Про себя не забываю,

 Но когда несу еду,

 Мимо рта я не пройду.

 (Ложка)

 

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине

Огонь да вода.

(Самовар)

Воспитатель:

Ребята, у Федоры есть набор продуктов, давайте поможем ей разложить их в нужную посуду. (Дидактическая игра «Разложи посуду»)

Воспитатель:

Куда мы положим хлеб?

Дети:

В хлебницу.

Воспитатель: 

Масло?

Дети: 

В масленку.

Воспитатель:

Куда можно положить салат?

Дети: В салатницу.

Воспитатель:

Молоко?

Дети: 

В молочник.

Воспитатель: 

Куда насыпать сахар?

Дети: 

В сахарницу.

Воспитатель:

Куда насыпать соль?

Дети:

В солонку.

Воспитатель:

А перец куда насыпим?

Дети:

В перечницу.

Воспитатель:

А куда можно положить конфеты?

Дети: 

В конфетницу.

Воспитатель: 

А вот суп можно налить во что?

Дети:

В тарелку.

Воспитатель: 

Ребята, а что используют, чтобы налить суп в тарелку?

Дети: 

Половник.

Воспитатель: 

А кто мне скажет, почему половник имеет такую форму?

Дети: 

Длинная ручка для того, чтобы не обжечь руку, когда наливаешь горячий суп. А глубокое основание, для того, чтобы подчерпнуть суп из кастрюли.

Федора: 

Ох, и молодцы какие, все знают и меня научили все делать правильно и посуду свою беречь.

Воспитатель: 

Федора, а наши ребята еще знают стихи о посуде.

Чтение стихов

 Посуда

 Вот большой стеклянный чайник,

 Очень важный, как начальник.

 Вот фарфоровые чашки,

 Очень хрупкие, бедняжки.

 Вот фарфоровые блюдца,

 Только стукни – разобьются.

 Вот серебряные ложки,

 Голова на тонкой ножке.

 Вот пластмассовый поднос.

 Он посуду нам принес.

 (Н.Нищева)

 Машина каша

 Маша каши наварила,

 Маша кашей всех кормила.

 Положила Маша кашу

 Кошке – в чашку,

 Жучке – в плошку,

 А коту – в большую ложку.

 В миску курицам, цыплятам

 И в корытце поросятам.

 Всю посуду заняла,

 Все до крошки раздала.

 (Н. Нищева)

 Спор

 Раз заспорила посуда,

 Кто на свете всех важней.

 «Я важней»,- сказал всем чайник.

 Грею чай я для людей.

«А без нас не съесть им суп.

 Ложка – тоже людям друг».

 Тут кастрюли им в ответ:

 «Не сварить без нас обед!»

 Сковородка зашипела:

 «Вот что я сказать хотела.

 Жарю людям я котлеты,

 И картошку, и омлеты».

 Прекратите этот спор,

 Бесполезный разговор.

 Вся посуда нам нужна,

 Каждая для нас важна.

 Масло мы кладём в маслёнку,

 Насыпаем соль в солонку.

 Хлеб мы в хлебницу кладём,

 Суп из супницы берём.

 Есть у нас и чайник с чаем.

 Мы за чаем не скучаем

 И из сахарницы яркой

 Насыпаем сахар сладкий.

 Есть молочник с молоком

 И кофейник с ободком.

 Есть в конфетнице конфеты

 И для Маши, и для Светы.

 Много разной есть посуды

 И нужна она нам всюду!

 И готовим, и едим,

 И продукты в ней храним.

 (А.Валасина)

Федора:

Спасибо вам дети за стихи. За это я хочу вас отблагодарить.

Федора раздает угощение всем детям.

 

Дети: 

Спасибо бабушка Федора.

Федора: 

Мне пора идти наводить порядок в доме, до скорой встречи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познания». Тема: «Визитная карточка Санкт-Петербурга» Подготовительная группа

Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства привязанности к своему городу, своим близким; развитие и совершенствование  у детей чувства любви к своему городу, краю; воспитание патр...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область Познание. Тема. Необычный мир бумаги.

Конспект организованной образовательной деятельности.  Образовательная область «Познание».  Тема: Необычный мир бумаги.Цели и задачи:• Формировать и поддерживать интерес детей к миру п...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» Тема. Наш дом-планета Земля.

Цели:1.     Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где жив...

Конспект занятия в старшей группе с использованием презентации «Такие разные мосты»

Конспект занятия в старшей группе "Такие разные мосты".Программное содержание: Познакомить детей с мостами Санкт-Петербурга (для чего они нужны, их красоту). Раскрыть у детей сведения о мостах. Показа...

Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» Тема: « Путешествие по городу Троицк»

Цель моего занятия - познакомить детей с историей  города Троицк, его возникновением. с архитектурными памятниками города.Воспитать в детях любовь к своему городу и гордость за свой город и...

Конспект НОД в старшей группе по Познавательному развитию " Такой разный театр"

«Театр – это волшебный мир,в котором ребенок радуется, играя,а играя, познает  окружающее…»О.П.Радынова...