Конспект занятия в старшей группе Образовательная область: «Познание». Тема: «Такая разная посуда».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема: «Такая разная посуда».
Программное содержание:
- продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;
- учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;
- закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;
- закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;
- развивать мышление, воображение;
- воспитывать бережное отношение к посуде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_takaya_raznaya_posuda.docx | 35.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
Образовательная область: «Познание».
Тема: «Такая разная посуда».
Программное содержание:
- продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;
- учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;
- закрепить обобщающее понятие «посуда». Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;
- закрепить знание о материале, из которого изготовлена посуда;
- развивать мышление, воображение;
- воспитывать бережное отношение к посуде.
Цели:
- закрепить знания детей о современной и старинной посуде;
- закрепить знания о различных видах посуды, её назначении;
- формирование лексико-грамматического строя и связной речи;
- развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение;
- воспитывать бережное отношение к посуде.
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании;
- совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже;
- активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.
Словарная работа: дуршлаг, самовар, железный, деревянный, стеклянный, блестящий, прозрачный.
Предварительная работа:
- Экскурсия на кухню детского сада;
- Чтение художественной литературы: «Муха – Цокотуха», « Федорино горе» К.И. Чуковского, Б. Гримм «Горшочек каши», р.н.с. «Лиса и журавль»;
- Отгадывание загадок о посуде;
- Рассматривание иллюстраций с изображениями различной посуды;
- Дидактические игры по теме «Посуда».
Оборудование: наборы посуды - кухонная, чайная, столовая; продукты питания.
Ход занятия
Дети стоят полукругом около стола с посудой.
В группу плача входит Федора и ищет свою посуду. Увидев детей, спрашивает:
Федора:
Дети вы откуда?
Дети:
Из детского сада. А вы кто?
Федора:
А я бабушка Федора. У меня большое горе, убежала от меня посуда: кастрюля, вилки, чашки, тарелки да ложки убежали от меня по дорожке. Убежала вся посуда, а мне без нее худо.
Воспитатель:
Давайте вспомним сказку К.И.Чуковского «Федорино горе». Скажите, почему посуда убежала от Федоры? Посмотри на поломанную посуду Федоры. Чего не хватает у чашки, кастрюли, чайника?
(Воспитатель показывает изображения поломанной посуды).
«Чашка без…(ручки)».
«Кастрюля без …(крышки)».
«Чайник без …(носика)».
1) Удобно ли пользоваться чашкой без ручки? Почему? Зачем у чашки делают ручку? У какой еще посуды есть ручка? (У сковороды, у кастрюли, у чайника, у молочника, у кофейника). Зачем нужны ручки у этих предметов?
2) Зачем нужна крышка у кастрюли? У каких ещё предметов ты видел крышки?
3) Можно ли пользоваться чайником без носика? Почему? У каких ещё предметов есть носик? (У лейки, у кофейника, у молочника). Для чего нужен носик?
Почему посуда вернулась к Федоре? Что бы случилось, если бы посуда не вернулась домой? Как Федора стала заботиться о своей посуде? (Мыла, чистила, окатила кипяточком, полоскала, не била…)
Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
(К. Чуковский)
Воспитатель:
Ребята, а что такое посуда? Кто скажет?
Дети:
Посуда – это предметы, которыми человек пользуется для приготовления и употребления пищи, а также использует для хранения продуктов питания.
Воспитатель:
Ребята, а кто придумал посуду?
Дети:
Посуду придумали древние люди, сначала она была каменная. Но ею было неудобно пользоваться: она была тяжелая. Тогда человек придумал деревянную посуду – она была легче, удобнее и красивее. В наше время люди пользуются металлической, стеклянной, фарфоровой посудой, которая не ломается и удобна в применении.
Воспитатель:
Молодцы ребята, вот как много всего вы знаете о посуде.
Федора:
Ребята, а вы случайно не знаете, что мне нужно сделать, чтобы моя посуда воротилась домой.
Дети:
Посуду надо любить, уважать, ее надо мыть, чистить, вытирать, на место убирать.
Федора:
Дорогие дети, помогите мне ее найти и домой вернуть.
Воспитатель:
Что ребята поможем Федориному горю?
Дети:
Да, поможем.
Федора оглядывается, подходит к столу с посудой и радостно вскрикивает:
– Ой, вот она моя посуда! Спасибо вам ребятки, что помогли мне ее найти. Теперь я буду ее любить, холить, мыть и убирать, я с ней не расстанусь никогда, посуда бедная моя.
Воспитатель:
Ребята, давайте присядем на стульчики и расскажем Федоре, что мы знаем о посуде.
Воспитатель:
Какая посуда бывает по назначению?
Дети:
Кухонная, столовая, чайная.
Воспитатель:
Назовите кухонную посуду?
Дети:
Кастрюля, сковорода, чайник, половник, тарелка, самовар.
Воспитатель:
Из чего может быть изготовлена кухонная посуда?
Дети:
Из чугуна, стекла, керамики, металла.
Воспитатель:
Как ее используют ваши мамы?
Дети:
В кастрюле мама варит суп, кисель, борщ, в сковороде – жарит картофель, котлеты, блинчики и т.д.
Федора:
Ребята, а среди моей посуды есть еще один интересный предмет посуды. Посмотрите (показывает дуршлаг): он нужен, чтобы в нем мыть овощи, еще в него можно отварные макароны откинуть, чтобы вода слилась. Вы запомнили, как эта посуда называется?
Дети:
Да, дуршлаг.
Воспитатель:
Ребята, как будет называться посуда, из которой мы едим?
Дети:
Столовая – обеденная.
Федора:
Назовите, какую столовую посуду вы знаете?
Дети:
Мелкая и глубокая тарелка, вилка, ложка, нож, салатница, селедочница, стакан.
Федора:
Вот какие молодцы, сколько много назвали столовой посуды.
Воспитатель:
Ребята, давайте немного отдохнем.
Игра с мячом
Воспитатель называет слово кастрюля, сковорода – дети по очереди говорят, что можно в ней готовить. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Ребята, подумайте и скажите, какой посудой пользуются, когда пьют чай?
Дети:
Чайной посудой.
Воспитатель:
Назовите, какую чайную посуду вы знаете?
Дети:
Блюдце, самовар, чайник, чайная ложка, заварочный чайник, сахарница.
Воспитатель:
Из чего может быть изготовлена чайная и столовая посуда?
Дети:
Из стекла, глины, пластмассы, фаянса и дерева.
Воспитатель:
Почему стеклянная посуда требует бережного отношения?
Дети:
Стекло очень хрупкое и такую посуду легко разбить.
Федора:
Вот я сейчас проверю, как вы знаете, из чего посуда сделана?
Федора показывает деревянные ложки. Из чего сделаны ложки?
Дети:
Из дерева.
Воспитатель:
Как про них можно сказать, какие они?
Дети:
Деревянные.
Федора показывает по очереди. Чашка из фарфора?
Дети:
Фарфоровая чашка.
Федора:
Стакан из хрусталя?
Дети:
Хрустальный стакан.
Федора:
Кувшин из глины?
Дети:
Глиняный кувшин.
Федора:
Ну и умники, ваши дети, все знают. А вот умеют они отгадывать загадки?
Воспитатель:
Конечно, умеют.
Федора:
Вот сейчас мы и проверим (Федора загадывает загадки о посуде).
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар)
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)
Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
(Чашка)
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
(Сахарница)
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
В небо дыра,
В землю дыра,
А в середине
Огонь да вода.
(Самовар)
Воспитатель:
Ребята, у Федоры есть набор продуктов, давайте поможем ей разложить их в нужную посуду. (Дидактическая игра «Разложи посуду»)
Воспитатель:
Куда мы положим хлеб?
Дети:
В хлебницу.
Воспитатель:
Масло?
Дети:
В масленку.
Воспитатель:
Куда можно положить салат?
Дети: В салатницу.
Воспитатель:
Молоко?
Дети:
В молочник.
Воспитатель:
Куда насыпать сахар?
Дети:
В сахарницу.
Воспитатель:
Куда насыпать соль?
Дети:
В солонку.
Воспитатель:
А перец куда насыпим?
Дети:
В перечницу.
Воспитатель:
А куда можно положить конфеты?
Дети:
В конфетницу.
Воспитатель:
А вот суп можно налить во что?
Дети:
В тарелку.
Воспитатель:
Ребята, а что используют, чтобы налить суп в тарелку?
Дети:
Половник.
Воспитатель:
А кто мне скажет, почему половник имеет такую форму?
Дети:
Длинная ручка для того, чтобы не обжечь руку, когда наливаешь горячий суп. А глубокое основание, для того, чтобы подчерпнуть суп из кастрюли.
Федора:
Ох, и молодцы какие, все знают и меня научили все делать правильно и посуду свою беречь.
Воспитатель:
Федора, а наши ребята еще знают стихи о посуде.
Чтение стихов
Посуда
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
(Н.Нищева)
Машина каша
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.
(Н. Нищева)
Спор
Раз заспорила посуда,
Кто на свете всех важней.
«Я важней»,- сказал всем чайник.
Грею чай я для людей.
«А без нас не съесть им суп.
Ложка – тоже людям друг».
Тут кастрюли им в ответ:
«Не сварить без нас обед!»
Сковородка зашипела:
«Вот что я сказать хотела.
Жарю людям я котлеты,
И картошку, и омлеты».
Прекратите этот спор,
Бесполезный разговор.
Вся посуда нам нужна,
Каждая для нас важна.
Масло мы кладём в маслёнку,
Насыпаем соль в солонку.
Хлеб мы в хлебницу кладём,
Суп из супницы берём.
Есть у нас и чайник с чаем.
Мы за чаем не скучаем
И из сахарницы яркой
Насыпаем сахар сладкий.
Есть молочник с молоком
И кофейник с ободком.
Есть в конфетнице конфеты
И для Маши, и для Светы.
Много разной есть посуды
И нужна она нам всюду!
И готовим, и едим,
И продукты в ней храним.
(А.Валасина)
Федора:
Спасибо вам дети за стихи. За это я хочу вас отблагодарить.
Федора раздает угощение всем детям.
Дети:
Спасибо бабушка Федора.
Федора:
Мне пора идти наводить порядок в доме, до скорой встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познания». Тема: «Визитная карточка Санкт-Петербурга» Подготовительная группа
Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства привязанности к своему городу, своим близким; развитие и совершенствование у детей чувства любви к своему городу, краю; воспитание патр...
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область Познание. Тема. Необычный мир бумаги.
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Познание». Тема: Необычный мир бумаги.Цели и задачи:• Формировать и поддерживать интерес детей к миру п...
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» Тема. Наш дом-планета Земля.
Цели:1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где жив...
Конспект занятия в старшей группе с использованием презентации «Такие разные мосты»
Конспект занятия в старшей группе "Такие разные мосты".Программное содержание: Познакомить детей с мостами Санкт-Петербурга (для чего они нужны, их красоту). Раскрыть у детей сведения о мостах. Показа...
Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»
формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» Тема: « Путешествие по городу Троицк»
Цель моего занятия - познакомить детей с историей города Троицк, его возникновением. с архитектурными памятниками города.Воспитать в детях любовь к своему городу и гордость за свой город и...
Конспект НОД в старшей группе по Познавательному развитию " Такой разный театр"
«Театр – это волшебный мир,в котором ребенок радуется, играя,а играя, познает окружающее…»О.П.Радынова...