Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности
статья

Резникова Альбина Альбертовна

Эмоциональная сфера ребенка является одним из мощных внутренних факторов, влияющих на психику, и представляет собой сложную систему регуляции поведения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности

Современная педагогика и психология уделяют особое внимание вопросу психического и физического здоровья детей. На наш взгляд недостаточно изучены факторы, имеющие непосредственное влияние на психическое и физическое здоровье детей. Эмоциональная сфера ребенка является одним из мощных внутренних факторов, влияющих на психику, и представляет собой сложную систему регуляции поведения ребенка.

В дошкольный период важно согласованное функционирование эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности, что способно обеспечить успешное выполнение различных видов деятельности. Многие педагоги и психологи указывали на особую значимость этих систем в развитии дошкольника, так  Л.С.Выготский и А.В.Запорожец утверждали, что умственное развитие ребенка связано с особенностями мира его чувств и переживаний .

Проблема развития эмоциональной сферы в настоящее время осложняется тем, что дети стали меньше общаться друг с другом, со взрослыми, их больше интересуют компьютерные игры, развлекательные программы по телевидению, социальные сети. Непосредственное общение способствует обогащению жизни, эмоционально разнообразит сферу ощущений. Педагоги утверждают, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Положительные эмоции способствуют развитию ребенка, воодушевляют на поиск новых решений, творчество, открытия, отрицательные эмоции затормаживают процесс развития.

Эмоции воздействуют на физиологические изменения в организме, в том числе влияют на возникновение медицинских проблем. Проблемами эмоциональной сферы интересовались отечественные психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, Л.И.Божович и др. И, тем не менее, рассматриваемое направление относится к недостаточно разработанной области дошкольного образования.

В свою очередь, в процессе обучения и воспитания педагогический стиль воспитателя оказывает непосредственное воздействие на развитие личности воспитанника, в том числе и на его эмоциональное развитие. Педагогический стиль влияет на эффективность педагогического общения, обеспечивает психологический контакт воспитателя и воспитанников. Позитивное общение педагога и детей превращает их в субъекты общения, помогает преодолевать психологические барьеры. Значимость педагогического общения в структуре педагогической деятельности обуславливает интерес к изучению проблемы индивидуального стиля педагогического общения. Педагогическое общение является важной составляющей развития ребенка. Инициатива взрослого выводит деятельность ребенка на новый уровень развития. Педагогическое общение способствует формированию и развитию практических навыков ребенка в социальной сфере. Дошкольник получает возможность стать субъектом во взаимоотношениях со взрослыми и ровесниками. Как сказано в предыдущих параграфах, общение со взрослыми позитивно или негативно влияет на формирование и развитие эмоциональной сферы ребенка.

Социальную среду ребенка в дошкольный период представляет дом и детский сад. Дома его мир представляют родители, комната с игрушками, двор, в детском саду – это воспитатели с его ровесниками. В этом мире происходит интенсивное развитие личностных качеств ребенка .

Взрослый мир способен существенно изменить психику ребенка. Наибольшую роль в этом играет общение, открывающее путь к всестороннему развитию и социализации. Именно общение помогает устанавливать контакты с другими людьми, познавать себя и окружающий мир. В общении взрослый является образцом для подражания.

В процессе межличностного общения взрослого и ребенка важно, чтобы было субъект-субъектное взаимодействие. Это взаимодействие должно влиять на становление и развитие каждого, сформировать развитый эмоциональный мир. Взаимодействие предполагает сотрудничество и содружество взрослого и ребенка в различной деятельности, в результате которой происходит совместное развитие и обогащение, накопление позитивных эмоций.

Взрослый интересен ребенку как носитель определенных обязанностей, ролей в социальной среде, устремлённостью к познанию, творчеству, переживаниям. Ребенок многое замечает, усваивает в поведении взрослого, потом пытается проецировать в сюжетно-ролевых играх, жизненных ситуациях. Так происходит развитие эмоциональной сферы ребенка.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль педагогического общения предполагает, что воспитатель занимает подавляющую позицию, не позволяет проявлять творческую инициативу, самостоятельность детям. Дети в таком случае являются объектами общения. При таком общении дети хорошо приучены к порядку и дисциплине, обычно хорошо усваивают знания, умения и навыки. Данный педагогический стиль предполагает использование установок, запретов, ограничений, отрицательных оценок, наказаний.

Авторитарный стиль обычно приводит к конфликтам, недоброжелательному отношению в детском коллективе. Часто авторитарный стиль свидетельствует о недостаточно развитой педагогической культуре воспитателя, стремлению ускорить темп развития детей не соотнося это с индивидуальными особенностями детей.  Результатом использования авторитарного стиля является отчуждение детей от воспитателя, состояние тревоги и незащищенности, напряжения и неуверенности у детей.

Наиболее эффективным считается демократический стиль педагогического общения, проявляющий доверие и уважение друг к другу. В общении с детьми преобладают положительные оценки, педагог стремится наладить контакт, сотрудничество, создает условия для проявления творческой инициативы, самореализации детей. При использовании данного стиля ребенок чувствует себя защищенным, проявляет уверенность и активность. Обычно демократический стиль позитивно влияет на психологический климат детского коллектива, способствует налаживанию дружеских связей, добрых отношений.

Либеральный стиль педагогического общения отличается формализмом, нежеланием педагога включаться в образовательный процесс. Обычно педагог не проявляет интереса к деятельности детей. Результатом является разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Обычно ребенок проявляет раннюю самостоятельность и независимость, не способен к соучастию и сопереживанию. Воспитатель обычно оценивает деятельность детей по настроению, что влечет за собой снижение авторитета педагога, который не желает ни с кем портить отношения, ласков и доброжелателен, переоценивает возможности и способности детей.

На практике мы понимаем, что в чистом виде стили применяются очень редко, обычно происходит смешение нескольких стилей педагогического общения. Обычно педагог отдает предпочтение каким-то двум стилям. Чаще всего успешно сочетаются авторитарный и демократический стили, редко встречается сочетание авторитарного и либерального стилей.

Стиль педагогического общения является приобретенным качеством, формируется в процессе практической деятельности на основе осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Личностные характеристики педагога оказывают влияние на формирование определенного стиля педагогического общения. К примеру, агрессивные, неуравновешенные, самоуверенные люди склонны к авторитарному стилю. Более адекватные люди, уравновешенные, внимательные, доброжелательные стремятся к демократическому стилю.

У каждого педагога, таким образом, складывается свой индивидуальный стиль общения. В.А.Сухомлинский во главу ставил совместную творческую деятельность, для которой требуется высокий профессионализм педагога, интерес к педагогической деятельности, любовь к детям. Педагогом сформирована система взаимоотношений с детьми. Дружеские отношения педагога и детей должны быть разумными и не переходить грани до пани-братских отношений. Важно соблюдать общение-дистанцию, при котором тоже нужна грань. Увеличение дистанции ведет к формальному характеру отношений, не способствует созданию творческой атмосферы.

Психологом К.Левиным выделены еще несколько стилей общения-устрашение, заигрывание. Общение-устрашение используют педагоги, которые не в состоянии организовать продуктивное общение. Для развития детей этот стиль бесперспективен, не развивает позитивных взаимоотношений, губителен для творческой деятельности, детской инициативы.

Заигрывание-общение связано также с непрофессионализмом педагога. В основе этого стиля желание завоевать быстро ложный авторитет. Использование этого стиля говорит об отсутствии педагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Перечисленные нами стили педагогического общения не исчерпывают всех вариантов педагогического взаимодействия, редко бывают в чистом виде. Перечисленные стили объединяются, образуя индивидуальный стиль педагогического общения, большое влияние на практическую пригодность индивидуального стиля общения оказывают самые разнообразные нюансы. Таким образом, найденный и приемлемый стиль педагогического общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого, так как в

стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционального развития дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию.Изобразительная деятельность  дает ребенку пря...

Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности

Докладна педагогическом советевоспитателя Анниковой Е.Н.на тему«Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности»....

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельностиВажными условиями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектуальная своб...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать пер...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

          Важными условияями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектульная свобода, эстетический вкус, толерантность в ...