Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Анникова Екатерина Николаевна

Доклад

на педагогическом совете

воспитателя Анниковой Е.Н.

на тему

«Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности».

                                 

     «Эмоциональное развитие дошкольного возраста –                                                                           одно из важнейших направлений профессиональной

                                             деятельности педагога. Эмоции являются «цент-

                                             ральным звеном»  психической жизни человека

                                             и прежде всего  ребенка»                        

 (Л. Выготский)

 

Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни.

Игнорирование эмоциональных проявлений ребенка, их использование в качестве фоновой стороны образования недопустимо ущемляют заданные природой ценностные формы личностной жизни.

Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должно по праву стать важным аспектом педагогической работы. Кроме того, согласование педагогического процесса с повышенной природной эмоциональностью детей позволит выстроить процесс обучении с несколько другим смысловым акцентом – послужит основанием для выделения эмоционального компонента образования.

Эмоциональный компонент дошкольного образования включает две стороны:

- собственно- эмоциональное развитие;

- опосредованно-эмоциональное развитие.

Собственно-эмоциональное развитие включает в себя ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу.

Сюда входит развитие

1 эмоционального реагирования,

2 эмоциональной экспрессии,

3 эмпатии,

4 формирование представлений об эмоциях,

5 словаря эмоциональной лексики.

Именно с эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становление эмоционально-чувственного опыта, разворачивается динамика сложного процесса в целом. Хотя эмоциональные реакции заданы самой природой (с первых дней жизни ребенок бурно реагирует на дискомфорт в физиологическом состоянии, проявляя так называемые «натуральные» эмоции), только в процессе общения, целенаправленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоциональной жизни, разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович).

В дошкольном возрасте эмоциональные реакции – это в основном отклик на поступки и действия людей. При соответствующих педагогических условиях эмоциональные реакции постепенно становятся яркими выразительными, индивидуализированными, особенно тогда, когда в раннем детстве используются эмоционально-сенсорные игры, побуждающие реагировать на различные сенсорные раздражители; когда взрослый подает знакомую, привычную сенсорную информацию по каналам вестибулярного и осязательного анализаторов ( например, поглаживающие действия в игре «Сорока-сорока», раскачивающие – в игре «По ровненькой дорожке»). В дошкольном возрасте характер подачи сенсорной информации усложняется в сторону более тонкой нюансировки, комплексности воздействия (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные и т.д.), изолирования одного из анализаторов (например, закрыть газа или уши)

Для развития эмоциональной экспрессии (мимики, жестов, пантомимики, речевой интонации) детей можно использовать метод физического действия, который подразумевает опосредованное включение и отражение эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Наиболее эффективными здесь будут: игровая драматизация (Л.П. Стрелкова, Н.А. Сорокина), игровая психогимнастика (М.И. Чистякова), игровые импровизации( Г. Барднер, И.П. Воропаева).

Развитие эмпатии – это многоэтапный процесс. Он включает в себя расширение представлений об эмоциональном состоянии, адекватных и неадекватных способах выражения эмоций в ситуациях «Я и другие»; развитие опыта оценки содержания эмпатогенной ситуации, поступков посредством анализа причинно-следственных связей, умения выражать сострадание другому конкретными действиями формирование «эмпатийных цепочек» наиболее успешно происходит в игровой и практической деятельности. Чисто вербальные методики – словесное описание эмоционального состояния, варианты разрешения ситуаций – выступают в числе вспомогательных.

В качестве основных методов выделим «игровую драматизацию» (идентификация в рамках исполняемой роли, импровизации), «создание ситуаций морального выбора» (А.Д. Кошелева), побуждающих проектировать поведение, оценивающее воздействие (способствует осознанию смысла реального действия, закреплению проявления эмоциональной отзывчивости).

Развитие представлений об эмоциях – это прежде всего выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надолго остаются в памяти ребенка, входят в его жизнь. Для  ознакомления детей с разновидностями эмоций можно использовать когнитивные схемы эмоций, в которых обобщенно концентрируются сведения о причинах эмоций, характерные признаки той или иной эмоции, следствия эмоциональных проявлений (Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин); можно использовать дидактическую игрушку Капитошка.

Педагогическая работа в плане развития эмоциональной лексики может осуществляться как путем ее обобщения словами, словосочетаниями, обозначающими различные эмоции, оттенки настроений, т.е. собственно-эмоционально, так и в единстве с развитием эмоциональной экспрессии, представлений об эмоциях, поскольку их невозможно формировать не называя.

Опосредованно-эмоциональное развитие – преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий, деятельности в целом. Условия, которые будут успешно способствовать ее реализации, - это

- формирование ценностных представлений – нравственных (добро, свобода, милосердие, честность, справедливость), интеллектуальных (истина, знание, творчество), эстетических (красота, гармония), социальных (семья, этнос, отечество), валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон), материальных (предметы труда, быта, жилище, одежда). Ценности – содержательная основа эмоций и, в свою очередь, основа отношения к окружающему;

- использование приемов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации – к различным действиям, оценке ситуаций, т.е. всему тому, что связано с выражением заинтересованного Я-ребенка (например, «Как бы ты поступил в этом случае?», «Вырази свое отношение к этому событию в рисунке»)

Только умелое руководство детскими эмоциями позволит педагогу по-иному подойти к процессу образования и на практике убедиться в правомерности слов великого русского педагога К.Д. Ушинского. Высказаны они были еще в конце 19 столетия: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть свою главную задачу».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_1_0_1.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на педагогическом совете

воспитателя Анниковой Е.Н.

на тему

«Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности».

                                 

     «Эмоциональное развитие дошкольного возраста –                                                                           одно из важнейших направлений профессиональной

                                             деятельности педагога. Эмоции являются «цент-

                                             ральным звеном»  психической жизни человека

                                             и прежде всего  ребенка»                        

 (Л. Выготский)

Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни.

Игнорирование эмоциональных проявлений ребенка, их использование в качестве фоновой стороны образования недопустимо ущемляют заданные природой ценностные формы личностной жизни.

Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должно по праву стать важным аспектом педагогической работы. Кроме того, согласование педагогического процесса с повышенной природной эмоциональностью детей позволит выстроить процесс обучении с несколько другим смысловым акцентом – послужит основанием для выделения эмоционального компонента образования.

Эмоциональный компонент дошкольного образования включает две стороны:

- собственно- эмоциональное развитие;

- опосредованно-эмоциональное развитие.

Собственно-эмоциональное развитие включает в себя ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу.

Сюда входит развитие

1 эмоционального реагирования,

2 эмоциональной экспрессии,

3 эмпатии,

4 формирование представлений об эмоциях,

5 словаря эмоциональной лексики.

Именно с эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становление эмоционально-чувственного опыта, разворачивается динамика сложного процесса в целом. Хотя эмоциональные реакции заданы самой природой (с первых дней жизни ребенок бурно реагирует на дискомфорт в физиологическом состоянии, проявляя так называемые «натуральные» эмоции), только в процессе общения, целенаправленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоциональной жизни, разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович).

В дошкольном возрасте эмоциональные реакции – это в основном отклик на поступки и действия людей. При соответствующих педагогических условиях эмоциональные реакции постепенно становятся яркими выразительными, индивидуализированными, особенно тогда, когда в раннем детстве используются эмоционально-сенсорные игры, побуждающие реагировать на различные сенсорные раздражители; когда взрослый подает знакомую, привычную сенсорную информацию по каналам вестибулярного и осязательного анализаторов ( например, поглаживающие действия в игре «Сорока-сорока», раскачивающие – в игре «По ровненькой дорожке»). В дошкольном возрасте характер подачи сенсорной информации усложняется в сторону более тонкой нюансировки, комплексности воздействия (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные и т.д.), изолирования одного из анализаторов (например, закрыть газа или уши)

Для развития эмоциональной экспрессии (мимики, жестов, пантомимики, речевой интонации) детей можно использовать метод физического действия, который подразумевает опосредованное включение и отражение эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Наиболее эффективными здесь будут: игровая драматизация (Л.П. Стрелкова, Н.А. Сорокина), игровая психогимнастика (М.И. Чистякова), игровые импровизации( Г. Барднер, И.П. Воропаева).

Развитие эмпатии – это многоэтапный процесс. Он включает в себя расширение представлений об эмоциональном состоянии, адекватных и неадекватных способах выражения эмоций в ситуациях «Я и другие»; развитие опыта оценки содержания эмпатогенной ситуации, поступков посредством анализа причинно-следственных связей, умения выражать сострадание другому конкретными действиями формирование «эмпатийных цепочек» наиболее успешно происходит в игровой и практической деятельности. Чисто вербальные методики – словесное описание эмоционального состояния, варианты разрешения ситуаций – выступают в числе вспомогательных.

В качестве основных методов выделим «игровую драматизацию» (идентификация в рамках исполняемой роли, импровизации), «создание ситуаций морального выбора» (А.Д. Кошелева), побуждающих проектировать поведение, оценивающее воздействие (способствует осознанию смысла реального действия, закреплению проявления эмоциональной отзывчивости).

Развитие представлений об эмоциях – это прежде всего выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надолго остаются в памяти ребенка, входят в его жизнь. Для  ознакомления детей с разновидностями эмоций можно использовать когнитивные схемы эмоций, в которых обобщенно концентрируются сведения о причинах эмоций, характерные признаки той или иной эмоции, следствия эмоциональных проявлений (Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин); можно использовать дидактическую игрушку Капитошка.

Педагогическая работа в плане развития эмоциональной лексики может осуществляться как путем ее обобщения словами, словосочетаниями, обозначающими различные эмоции, оттенки настроений, т.е. собственно-эмоционально, так и в единстве с развитием эмоциональной экспрессии, представлений об эмоциях, поскольку их невозможно формировать не называя.

Опосредованно-эмоциональное развитие – преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий, деятельности в целом. Условия, которые будут успешно способствовать ее реализации, - это

- формирование ценностных представлений – нравственных (добро, свобода, милосердие, честность, справедливость), интеллектуальных (истина, знание, творчество), эстетических (красота, гармония), социальных (семья, этнос, отечество), валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон), материальных (предметы труда, быта, жилище, одежда). Ценности – содержательная основа эмоций и, в свою очередь, основа отношения к окружающему;

- использование приемов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации – к различным действиям, оценке ситуаций, т.е. всему тому, что связано с выражением заинтересованного Я-ребенка (например, «Как бы ты поступил в этом случае?», «Вырази свое отношение к этому событию в рисунке»)

Только умелое руководство детскими эмоциями позволит педагогу по-иному подойти к процессу образования и на практике убедиться в правомерности слов великого русского педагога К.Д. Ушинского. Высказаны они были еще в конце 19 столетия: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть свою главную задачу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционального развития дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию.Изобразительная деятельность  дает ребенку пря...

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельностиВажными условиями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектуальная своб...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать пер...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

          Важными условияями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектульная свобода, эстетический вкус, толерантность в ...

Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности

Эмоциональная сфера ребенка является одним из мощных внутренних факторов, влияющих на психику, и представляет собой сложную систему регуляции поведения ребенка....