Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
статья
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Важными условиями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектуальная свобода, эстетический вкус, толерантность в социальном общении.
Формирование положительного отношения к миру, эмоциональной отзывчивости, эмпатии по отношению к окружающим у дошкольников – одна из главных задач, направленная на целевые ориентиры дошкольного образования, представленных в ФГОС ДО.
Организация театрализованной деятельности детей отражает решение проблем современной педагогики и психологии, связанных с формированием творческого мировосприятия жизни, развитием воображения эмоциональной сферы, игровых умений.
В современном обществе снижается живое, эмоционально-непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребёнку участвовать в диалоге, не только слухом и артикуляцией, но и что гораздо важнее, эмоциями и чувствами. По словам В.А. Сухомлинского «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности».
Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Театрализованная деятельность и эмоциональное воспитание в детском саду пронизывают все режимные моменты: включаются в непосредственную образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста я опираюсь на методические разработки М.Д. Маханёвой («Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»), Н.Ф. Сорокиной («Играем в кукольный театр»).
Изучив теоретико-методологические разработки влияния театрализованной игры на развитие эмоциональной сферы детей, мною была определена тема творческого направления «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности» выделены следующие задачи:
- научить ребёнка владеть своими эмоциями;
- пополнить «эмоциональный словарь» словами передающими различные настроения, чувства, состояния и их оттенки;
- развивать гуманные отношения к друг другу, коммуникативные навыки
- вызывать любовь к театру и театральной игре.
Театральная игра включает знакомство детей с приёмами кукловождения и изготовления кукол. Игры и упражнения на развитие игрового поведения, коммуникативных навыков, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры развивающие внимание, память, наблюдательность.
Этюды – эмоционально- игровые ситуации, в которых ребёнок по предложенной взрослым теме создаёт определённые художественные образы, такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выходит игровая составляющая.
Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план.
Ритмопластика включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие воображения, чувства ритма.
Основы театральной культуры знакомят детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.
Развлечения, досуги, праздники обогащают детей яркими впечатлениям и создавая радостное настроение. Привлекают родителей к участию в жизни детского сада.
Разделы творческого плана реализуются посредством дифференцированного подхода через различные формы организации детей:
- совместная организованная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, показ спектаклей);
- самостоятельная деятельность (уголок эмоций, центр художественного слова, музыкальный центр, игровой модуль).
Для достижения поставленной цели была спроектирована предметно-развивающая среда группы. Театральный уголок оснащён:
- театральными ширмами;
- различными видами театров бибабо, настольный, пальчиковый, конусный);
- атрибутами для организации театрализованных игр (шапочки, маски);
- фланелеграфом;
- наглядными пособиями (репродукции картин, иллюстрации, фотографии);
- детской художественной познавательной и методической литературой;
- костюмерной с подбором сказочных нарядов;
- музыкальным центром.
Уголок эмоций представлен фотогалереей «Эмоции», зеркалом, уголком «Настроение», играми для развития эмоций.
Вариативность в применении технологий позволяет обогащать воспитательно-образовательный процесс различными методами и приёмами:
- Упражнения на расширение эмоционального словарного запаса;
- Музыкально-ритмические, речевые, ролевые коммуникативные игры;
- Разыгрывание этюдов;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Отработка эмоций в диалогах сказочных героев.
В ходе работы по данному направлению сформирована картотека «Эмоции», подобран сборник сценариев
Постепенное вовлечение родителей в процесс театрализованной деятельности позволило повысить интерес семьи к вопросам воспитания культуры в детско-родительских отношениях через консультации беседы совместные театральные постановки.
Литература:
- Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников 2 – 5 лет.» М. ,2014.
- Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М., 2009.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М., 2002.
- Хухлаева О.В. «Лесенка радости» М., 1998.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Важными условиями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектуальная свобода, эстетический вкус, толерантность в социальном общении.
Формирование положительного отношения к миру, эмоциональной отзывчивости, эмпатии по отношению к окружающим у дошкольников – одна из главных задач, направленная на целевые ориентиры дошкольного образования, представленных в ФГОС ДО.
Организация театрализованной деятельности детей отражает решение проблем современной педагогики и психологии, связанных с формированием творческого мировосприятия жизни, развитием воображения эмоциональной сферы, игровых умений.
В современном обществе снижается живое, эмоционально-непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребёнку участвовать в диалоге, не только слухом и артикуляцией, но и что гораздо важнее, эмоциями и чувствами. По словам В.А. Сухомлинского «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности».
Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Театрализованная деятельность и эмоциональное воспитание в детском саду пронизывают все режимные моменты: включаются в непосредственную образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста я опираюсь на методические разработки М.Д. Маханёвой («Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»), Н.Ф. Сорокиной («Играем в кукольный театр»).
Изучив теоретико-методологические разработки влияния театрализованной игры на развитие эмоциональной сферы детей, мною была определена тема творческого направления «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности» выделены следующие задачи:
- научить ребёнка владеть своими эмоциями;
- пополнить «эмоциональный словарь» словами передающими различные настроения, чувства, состояния и их оттенки;
- развивать гуманные отношения к друг другу, коммуникативные навыки
- вызывать любовь к театру и театральной игре.
Театральная игра включает знакомство детей с приёмами кукловождения и изготовления кукол. Игры и упражнения на развитие игрового поведения, коммуникативных навыков, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры развивающие внимание, память, наблюдательность.
Этюды – эмоционально- игровые ситуации, в которых ребёнок по предложенной взрослым теме создаёт определённые художественные образы, такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выходит игровая составляющая.
Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план.
Ритмопластика включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие воображения, чувства ритма.
Основы театральной культуры знакомят детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.
Развлечения, досуги, праздники обогащают детей яркими впечатлениям и создавая радостное настроение. Привлекают родителей к участию в жизни детского сада.
Разделы творческого плана реализуются посредством дифференцированного подхода через различные формы организации детей:
- совместная организованная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, показ спектаклей);
- самостоятельная деятельность (уголок эмоций, центр художественного слова, музыкальный центр, игровой модуль).
Для достижения поставленной цели была спроектирована предметно-развивающая среда группы. Театральный уголок оснащён:
- театральными ширмами;
- различными видами театров бибабо, настольный, пальчиковый, конусный);
- атрибутами для организации театрализованных игр (шапочки, маски);
- фланелеграфом;
- наглядными пособиями (репродукции картин, иллюстрации, фотографии);
- детской художественной познавательной и методической литературой;
- костюмерной с подбором сказочных нарядов;
- музыкальным центром.
Уголок эмоций представлен фотогалереей «Эмоции», зеркалом, уголком «Настроение», играми для развития эмоций.
Вариативность в применении технологий позволяет обогащать воспитательно-образовательный процесс различными методами и приёмами:
- Упражнения на расширение эмоционального словарного запаса;
- Музыкально-ритмические, речевые, ролевые коммуникативные игры;
- Разыгрывание этюдов;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Отработка эмоций в диалогах сказочных героев.
В ходе работы по данному направлению сформирована картотека «Эмоции», подобран сборник сценариев
Постепенное вовлечение родителей в процесс театрализованной деятельности позволило повысить интерес семьи к вопросам воспитания культуры в детско-родительских отношениях через консультации беседы совместные театральные постановки.
Литература:
- Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников 2 – 5 лет.» М. ,2014.
- Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М., 2009.
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М., 2002.
- Хухлаева О.В. «Лесенка радости» М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО воспитателей коррекционных групп г. Волжска РМЭ, мастер-класс по теме «Обучение педагогов приемам педагогических техник для развития эмоциональной сферы у детей посредством театрализованной деятельности».
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ....
Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью театрализованной деятельности
Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума.Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы ...
Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год
Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...
"Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе хореографической деятельности"
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и эмоциональный слух, и двигательные спос...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Научно-методическая статья...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать пер...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Важными условияями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектульная свобода, эстетический вкус, толерантность в ...