Проектная деятельность в детском саду
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1
Проектная деятельность на уровне
дошкольного образования
как этап подготовки
к формированию
универсальных учебных действий
Воспитатель I кв.категории
Ладченко М.Г.
2019 год
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода как к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, так и к системе её планирования. Образовательный стандарт предусматривает изменение форм и методов образовательной деятельности, интеграцию образовательных областей при организации обучения дошкольников.
Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников. Метод проектов можно рассматривать как одну из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка. А п. 3.2.5 части 3 «Требования к условиям реализации Основной образовательной программы» предполагает использование метод проекта, который делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой и доступной для активного участия родителей.
Проектная деятельность способствует развитию у дошкольников целевых ориентиров:
обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку, способствует развитию личностных качеств; помогает осваивать детям окружающую действительность, всесторонне изучать ее; активизировать самостоятельную познавательную и поисковую деятельность детей; развивать творческие способности, обобщать и анализировать; развивать мышление, воображение, память, внимание; развивать речь; контролировать свое поведение; организовать свою деятельность; сотрудничать со взрослыми и детьми разного возраста
Основной целью проектного метода в детском саду является –
создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Тема проекта «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Главные идеи метода проектов для дошкольного образования:
Быть вместе от
формулирования идеи и выбора содержания проекта;
планирования проекта;
выбора места и роли в выполнении общего плана (индивидуального, в партнерстве или в команде);
активного действия по своему собственному плану, в своем темпе, в своей логике;
до
привлечения нужных ресурсов (материалов, технических средств, источников знаний и умений);
анализа, коррекции и оценки результатов;
осмысления и применения.
Проекты делятся
По количеству участников в проекте:
индивидуальные
групповые
коллективные
По продолжительности выполнения проекта:
краткосрочные (1-3нед.)
среднесрочные (средней продолжительности) (до 1 мес.)
долгосрочные (полугодие, учебный год)
По характеру содержания:
монопроекты – охватывают 1 образовательную область, (поэтому чаще используются в школе)
Интегрированные (межпредметные) –охватывают 2 и более образовательных областей.
По доминирующему виду деятельности: (по Л. В. Киселевой)
Творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
Информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни в оформлении группы, в подготовке к сюжетно-ролевой игре;
Творческо- продуктивные (результат в виде детского праздника, сюжетно -ролевой игры, театрализованной игры).
Существуют несколько способов разработки проектов:
«Модель трех вопросов»;
Системная паутинка по проекту;
Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен);
Образ «Семь мы» (по Е.С. Заир-Бек)
В своей работе по проектной деятельности мы используем «Модель трех вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:
1. Что мы знаем?
Общее обсуждение, что они уже знают об определённом предмете или явлении.
2. Что мы хотим узнать?
Сбор информации происходит чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события.
3. Что узнали?
Дети дают ответы на вопрос из полученной информации
При разработке проектов, выделяем основные этапы проектирования
– Погружение в проект (педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.);
– Организация деятельности (план деятельности по достижению цели);
– Осуществление деятельности (практическая часть - создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик);
– Презентация продуктов проекта
Таким образом, проектная деятельность помогает дошкольникам:
- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;
- развивать мышление, воображение, развивать речь, память, внимание;
- контролировать свое поведение
- организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);
- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста)
Представляем ряд проектов, проводимых педагогами детского сада «Теремок».
Работа над проектами позволяет изменить стиль работы с детьми.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения. Дети приобретают необходимые для них умения, которые являются первой ступенью к формированию универсальных учебных действий.
Важно научить ребенка радоваться и гордиться своими достижениями. Научить учиться самостоятельно и сформировать потребность узнавать новое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"
В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"
Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...
Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"
В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...