Проект «Дружба народов»
проект (старшая группа)
Маленький человечек, придя в наш мир, видит рядом с собой свою маму, папу и здесь появляется его первое чувство – любовь к своей семье. Подрастая, он понимает, в каком красивом, большом поселке или городе он живёт, здесь постепенно появляется второе чувство – любовь к родному краю. А как рассказать ребенку о той огромной, великой, многонациональной стране мира с её многовековой историей, богатым культурным наследием и щедрой природой, полезными ископаемыми, необъятными полями и лесами, в которой он родился и живёт?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_druzhba_narodov.docx | 89.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Дружба народов»
Выполнила КИСЕЛЕВА Н. К. У меня есть друг, а это значит я счастливый человек! Актуальность проекта. Прививая детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, задумывались ли Вы о том, что маленьким детям очень сложно понять наше стремление передать те чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны, которые живут в нас, во взрослых? Маленький человечек, придя в наш мир, видит рядом с собой свою маму, папу и здесь появляется его первое чувство – любовь к своей семье. Подрастая, он понимает, в каком красивом, большом поселке или городе он живёт, здесь постепенно появляется второе чувство – любовь к родному краю. А как рассказать ребенку о той огромной, великой, многонациональной стране мира с её многовековой историей, богатым культурным наследием и щедрой природой, полезными ископаемыми, необъятными полями и лесами, в которой он родился и живёт? Решение этой проблемы я вижу в разработке и реализации проекта совместно с родителями Цель проекта Патриотическое развитие дошкольников через изучение культурных традиций России, своей республики Татарстан и республик – соседей Башкортостана и Чувашии Задачи проекта
Ожидаемые результаты
Механизм реализации проекта
Связь с образовательными областями
Формы работы. 1. С родителями (законными представителями):
2. С детьми:
Содержание проекта. I этап. Подготовительный (октябрь 2019 год)
II этап. Основной (ноябрь 2019)
III этап: Заключительный (ноябрь 2019 год)
Результат проекта: создание мини - музея быта и традиций. Ожидаемые результаты: 1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов. 2. Дети проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу. 3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности. 4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-ресурсы: https://vk.com/vk_club_neposed https://moluch.ru/archive/127/35341/ https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/24/nod-moya-semya-i-genealogicheskoe-drevo-moey-semi |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов»
Цель: Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией.
Задачи:
1. Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов.
2. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.
3. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину – Великую страну Россию.
4. Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.
Материалы: глобус, презентация «Страны мира», компьютер, проектор.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, перед вами модель земного шара. Как она называется?
Дети: глобус.
Воспитатель: правильно. На земном шаре много разных стран и народностей. Какие страны вы знаете?(Дети перечисляют)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто, где живет». Я называю страну, а вы называете народ, который там живет.
Америка – американцы
Россия – россияне
Англия – англичане
Франция – французы
Индия – индийцы
Китай – китайцы
Япония – японцы
Казахстан – казахстанцы
Воспитатель: Большую часть территории занимает наша Родина – Россия, где мы живем. Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. Матерью зовем потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Крепко любят свою Родину русские люди. Сложили о ней пословицы и стихи.
«Родина любимая, что мать родимая»
«Человек без Родины, что человек без песни»
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха»
«Где жить, тем и слыть»
«На родной стороне и камешек знаком»
Воспитатель: Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и танцы. Ребята, как вы думаете людям разных национальностей надо дружить друг с другом? (Да).
Воспитатель: В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному. У нас принято при встрече не только говорить: «Здравствуй!», но и пожать руку, а в других странах это делают по-другому. Выберите себе пару, мы отправляемся в путешествие по странам нашего огромного мира.(показ слайдов)
И так мы с вами в Казахстане. В Казахстане принято прижимать друг к другу руки.
А сейчас мы отправляемся в Италию. Здесь при встрече горячо обнимаются.
Мы в Бразилии. Бразильцы хлопают друг друга по плечам.
А теперь мы в Зимбабве. Там жители при встрече трутся спинами.
А сейчас мы в Македонии. Поприветствуем друг друга локтями.
Мы в Никарагуа. Здесь здороваются плечами.
Мы в гостях у Австралийских аборигенов. У них принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром.
Воспитатель: Как вы думаете, а чем похожи дети разных стран?(Ответы детей)
Воспитатель: Много общего у всех детей. Все дети одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходят в детский сад, в школу. Любят бегать, играть, шалить, заниматься спортом. И все дети любят смотреть мультфильмы.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мечтают все люди на земле? (высказывания детей).
Воспитатель: О мире мечтает каждый из нас,
Чтоб солнце у каждого было в руках,
И пусть не грозят нам взрывы войны,
Ведь портят они наши мирные дни.
Добрые люди, не надо войны!
Радостный мир защитим от войны!
Воспитатель: Я надеюсь, чтовы будете жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.Когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никому не дадите в обиду нашу планету.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? В какой стране вы хотели бы побывать? Что вам было интересно делать?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект образовательной деятельности
« Генеалогическое древо моей семьи»
Цели: Формирование у детей представлений о семье.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с понятием «семья», расширять знания о членах семьи.
2. Формировать представление о Родине на основе ознакомления сближайшим окружением (дом, мое генеалогическое древо);
3. Формировать умение отгадывать загадки; выполнять движения, соответствующие тексту; учить детей аккуратно рисовать ладошками.
Материалы и оборудование: образец генеалогического древа семьи, дидактическая игра «Радость и печаль», лист бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
I.Организационный момент
Воспитатель: Солнышко встало, утро настало
Ты мне руку подай, в хоровод скорей вставай!
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем:
-Доброе утро! (Дети здороваются)
II.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла на работу и встретила почтальона. Он передал мне для вас письмо. Давайте прочтем, что же написано в письме. (Открывает конверт).
Слушайте:
1. Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?
На вопрос ответим прямо: Всех милее наша …. (мама)
-Правильно ребята, первая загадка отгадана.
2. Кто научит гвоздь забить, Даст машинку порулить,
И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете ребята, Ну конечно это - …. (папа)
-Молодцы, опять отгадали.
3. Кто любить не устает, Пироги для нас печет
Вкусные оладушки - Это наша … (бабушка)
И последняя загадка.
4. Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки
Он теперь и стар и сед Мой родной, любимый …. (дед)
-Молодцы, все загадки отгадали
-Ребята, а как же назвать их одним словом? (ответы детей)
-Правильно, семья!
Пальчиковая гимнастика «Вот и вся моя семья».
-Что такое семья? (Ответы детей)
Семья - это группа людей живущих вместе.
-Как вы думаете, зачем нужна семья?(Ответы детей)
- Верно! Что бы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о пожилых членах семьи.
- Нам очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите, ребята, о том, какая у вас семья.
Наводящие вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
-Как ты заботишься о членах своей семьи?
- Ты любишь своих близких? Почему?
- Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.
Физкультминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
- А теперь я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру.
Дидактическая игра «Радость и печаль»
Воспитатель: Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку?
Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке испачкали куртку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно понимаете, что приносит вашим родным радость, а что огорчение.
3. Продуктивная деятельность «Рисование древа семьи»
Воспитатель: Дети давайте каждый из вас нарисует свою семью из вашей ладошки. Пофантазируйте и нарисуйте дружную семейку.
А как, сейчас я вам покажу приложите ладошку к листу обведите её. Представьте, что ладошка это древо и каждый пальчик может быть членом вашей семьи. Посмотрите, это я нарисовала свою семью.Приступаем к работе.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Получилось очень красиво. Ребята, посмотрите какая замечательная семейка у нас получилась. Вам нравится? (ответы детей) И мне очень нравится.
- Дети, когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рассматривание кукол в национальных костюмах
Цель: Познакомить детей с куклами в национальных костюмах. Выяснить с детьми, что одежда каждой национальности имеет свои отличительные особенности.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с элементами национальных костюмов;
2. Воспитывать патриотические чувства, интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям;
3. Воспитывать интерес к культурам других народов.
Материалы: куклы в народных костюмах, сундук, письмо, презентация «Бабушка о национальных костюмах».
Ход занятия:
Весь ход занятия сопровождается показом презентации.
Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Интересно от кого оно? Хотите узнать?(открывает конверт)
- Это Бабушка приглашает в гости нас. Пойдемте к ней? (дети приходят к бабушке)
Бабушка:Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, бабушка. Какой у вас красивый сундук.
Бабушка: Да, у меня есть сундук, и в нем хранится много интересного. Хотите посмотреть.(Достает куклу в русском костюме)
Кукла:Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!
Бабушка: Какая интересная гостья пришла к нам. Откуда вы?
Кукла: Из древней Руси.
Бабушка: Давным-давно на Руси (так называли раньше Россию) все так одевались. Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах лопаточки плетеные, на голове лента шелковая. Волосы у нее в косы заплетены, на Руси был такой обычай, когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали в две, и должна она была отныне всегда носить головной убор кокошник (показ иллюстраций). Хотите узнать, как зовут нашу гостью?
Кукла: Зовут меня Марьюшка. Имя по-православному означает «госпожа».
Воспитатель: Давайте посмотрим, что есть еще в сундуке. (достает куклу в башкирском наряде)
Кукла: Здравствуйте!
Бабушка:А вы кто такая?
Кукла: Я – башкирка Айсылу. Мое имя означает – «красивая луна».
Бабушка: Расскажи о своем костюме.
Кукла: Я одета в башкирское платье – күлмәк, поверх платья – камзол с длинными рукавами. Он украшен национальным башкирским орнаментом (края, подол). На голове – кашмау – головной убор, он украшен монетами, бисером. Это хараус – налобная повязка. Впереди нагрудник – хакал. Это нагрудное женское украшение, тоже украшено бисером, яркими монетами. На ногах сапожки – ситек (ичиш). Они украшены узором, орнаментом.
Бабушка: Соня, посмотри, в сундуке осталось что-нибудь? (достает куклу в марийском костюме)
Кукла: Сайулыда! Здравствуйте!
Дети: Расскажите нам, кто вы такая?
Кукла: Я –татарка Айгуль. Это мой национальный костюм. Я одета в яркое платье с оборками и воланчиками. Поверх платья надела фартук, он тоже красивый. Украшен национальной вышивкой. На голове калфак, на ногах ичиги. В праздники надеваю красивую нарядную одежду, украшение
Дети: А что означает ваше имя?
Кукла:Айгуль в переводе«лунный цветок».
Воспитатель:Давайте поблагодарим нашу бабушку и вспомним, что было у нее в сундуке (русская кукла Марьюшка, башкирская кукла Айсылу и татарская кукла Айгуль).
Воспитатель:А сейчас к нам пришли куклы в чувашском костюме, посмотрите на них.
Народный костюм древних предков чувашей складывался в течение многих веков. В нём отражались мировоззрение древнего народа и особенности земледельческой культуры; использовались материалы растительного (холст, красители) и животного происхождения (шерсть, кожа, мех, а также множество покупных элементов (шелк, бусы, бисер, монеты, бляшки, жетоны, раковины). В праздничном костюме чувашей насчитывалось около 20 предметов, выполненных и орнаментированных разными техниками: вышивкой, тканью, аппликацией, плетением, вязанием и другими. Старинный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубахи и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. По костюму можно судить не только о достатке и принадлежность к определённой территориальной группе, а также можно даже узнать, сколько детей у женщины-чувашки.
Но особую роль играл белый цвет одежды. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке. В творчестве чуваш красный цвет связан с понятием прекрасного - это символ огня, солнца, цвет жизни, любви, отваги. Черный цвет – цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует брак, начало жизни. Белый цвет понимается как признак чистоты, правдивости, мудрости. Зеленый цвет – это признак жизни, роста и развития растительности.
Дополнял костюм нарядный головной убор: хушпу для замужней женщины и остроконечная тухья для девушки. Их сшивали из плотной шерстяной тесьмы и покрывали плотными рядами мелких серебряных «копеек». Верхушка обрамлялась полосой несложного узора из бисера красного цвета.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с костюмами разных национальностей. Какие наряды вам запомнились? Какой костюм вам больше всего понравился?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный творческий проект "Дружба народов мира"
Нам известно, что необходимо уделять большое внимание творческому развитию ребенка при игре на детских музыкальных инструментах.Существует множество традиционных и современных технологий обучения дошк...
Проект "Дружба народов"
Проект "Патриотическое воспитание старших дошкольников чУчастники проекта:Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.Продолжительность проекта: проект долгосрочный – работа над пр...
"Формирование у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения" Проект «Дружба народов».
С 2015 года в дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) действует проект «Игры и игрушки азиатского мира» под руководством доцента дошкольной кафедры ИРОиПК им. С.Н. Донского-II ...
Проект «Дружба народов – сила страны!»
Познавательный, информационно-творческий проект с детьми подготовительной к школе группе по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Дружба народов - си...
краткосрочный творческий проект "Дружба народов мира"
Проект во 2 мл.гр. о формировании представления о России как о многонациональном государстве. Ознакомление детей с традициями и обычаями народов Южной Кореи....
Педагогический проект "Дружба народов"
В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В связи с этим в детском саду также необходимо создавать условия, способствующие воспитанию дете...