«Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
учебно-методический материал (младшая группа)

Игнатова Любовь Николаевна

«Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

 

Игнатова Любовь
 

Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыковтрудолюбия, творческого отношения к труду.

 

В дошкольном образовании представлены следующие задачи:

— Взаимодействие педагогов, детей и родителей, детей друг с другом

— становление целенаправленности, самостоятельности и саморегуляции собственных действий;

— формирование положительного отношения к различным видам труда.

 

В перечне целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:

 

— ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда;

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

— ребенок учиться следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Все учёные утверждают необходимость трудового воспитания с раннего возраста.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.

 

В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка- дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого использования технологий приобщения дошкольников к труду.

Трудовая деятельность детей состоит из четырёх компонентов:

1. Умение ставить цель.

2. Умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов.

3. Умение планировать работу.

4. Умение достигать результата и оценивать его.

Трудовая деятельность дошкольников - это развивающая деятельность. Каждый из компонентов деятельности изменяется с возрастом ребенка. Труд взрослых существенно отличается от труда детей.

 

Виды труда дошкольников

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

В дошкольном учреждении используют следующие виды труда:

·        самообслуживание,

·        бытовой (хозяйственно- бытовой) труд,

·        труд в природе,

·        ручной труд.

 

Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры).

Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

 

В особый вид труда выделяется труд в природе.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Я разработала перспективный план по трудовому воспитанию дошкольников. По плану про по созданию предметно развивающей среды в группе. водится серия мероприятий, посвященный ознакомлению детей с современными профессиями. Ведется планомерная работа по созданию предметно развивающей среды в группе. Группа обеспечена оборудованием и материалом для трудовой организации детей, мною изготовлены дидактические игры, детская художественная литература, изготовлены атрибуты по профессиям.

Формы организации труда дошкольников

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

 

Поручения – является первой формой организации трудовой деятельности.

Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется группах  детского сада,.

 

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (помощник воспитателя просит детей разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям во время прогулки подмести дорожки, сгрести песок в кучу.В детскому саду самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки,. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения даются детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

От родителей в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Родители должны использовать в домашних условиях те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют.

Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Игнатова Любовь

Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыковтрудолюбия, творческого отношения к труду.

В дошкольном образовании представлены следующие задачи:

— Взаимодействие педагогов, детей и родителей, детей друг с другом

— становление целенаправленности, самостоятельности и саморегуляции собственных действий;

— формирование положительного отношения к различным видам труда.

В перечне целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:

— ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда;

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

— ребенок учиться следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Все учёные утверждают необходимость трудового воспитания с раннего возраста.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка- дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого использования технологий приобщения дошкольников к труду.

Трудовая деятельность детей состоит из четырёх компонентов:

1. Умение ставить цель.

2. Умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов.

3. Умение планировать работу.

4. Умение достигать результата и оценивать его.

Трудовая деятельность дошкольников - это развивающая деятельность. Каждый из компонентов деятельности изменяется с возрастом ребенка. Труд взрослых существенно отличается от труда детей.

Виды труда дошкольников

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

В дошкольном учреждении используют следующие виды труда:

  • самообслуживание,
  • бытовой (хозяйственно- бытовой) труд,
  • труд в природе,
  • ручной труд.

Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры).

Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

В особый вид труда выделяется труд в природе.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Я разработала перспективный план по трудовому воспитанию дошкольников. По плану про по созданию предметно развивающей среды в группе. водится серия мероприятий, посвященный ознакомлению детей с современными профессиями. Ведется планомерная работа по созданию предметно развивающей среды в группе. Группа обеспечена оборудованием и материалом для трудовой организации детей, мною изготовлены дидактические игры, детская художественная литература, изготовлены атрибуты по профессиям.

Формы организации труда дошкольников

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – является первой формой организации трудовой деятельности.

Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется группах  детского сада,.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (помощник воспитателя просит детей разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям во время прогулки подмести дорожки, сгрести песок в кучу.В детскому саду самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки,. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения даются детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

От родителей в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Родители должны использовать в домашних условиях те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют.

Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...

Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» Воспитатель: Бабушкина И.Э.

Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методическое обеспечение сенсорного развития детей раннего возраста по теме "Транспорт"...

Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

Презентация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. ...

теме «Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста."

1слайд; Уважаемые коллеги, позвольте представить Вам работу нашего ДОУ по теме «Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста." Труд — важнейшее средство воспи...