«Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
учебно-методический материал (младшая группа)
«Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Игнатова Любовь
Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.
В дошкольном образовании представлены следующие задачи:
— Взаимодействие педагогов, детей и родителей, детей друг с другом
— становление целенаправленности, самостоятельности и саморегуляции собственных действий;
— формирование положительного отношения к различным видам труда.
В перечне целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:
— ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда;
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
— ребенок учиться следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Все учёные утверждают необходимость трудового воспитания с раннего возраста.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка- дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого использования технологий приобщения дошкольников к труду.
Трудовая деятельность детей состоит из четырёх компонентов:
1. Умение ставить цель.
2. Умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов.
3. Умение планировать работу.
4. Умение достигать результата и оценивать его.
Трудовая деятельность дошкольников - это развивающая деятельность. Каждый из компонентов деятельности изменяется с возрастом ребенка. Труд взрослых существенно отличается от труда детей.
Виды труда дошкольников
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
В дошкольном учреждении используют следующие виды труда:
· самообслуживание,
· бытовой (хозяйственно- бытовой) труд,
· труд в природе,
· ручной труд.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры).
Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.
В особый вид труда выделяется труд в природе.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
Я разработала перспективный план по трудовому воспитанию дошкольников. По плану про по созданию предметно развивающей среды в группе. водится серия мероприятий, посвященный ознакомлению детей с современными профессиями. Ведется планомерная работа по созданию предметно развивающей среды в группе. Группа обеспечена оборудованием и материалом для трудовой организации детей, мною изготовлены дидактические игры, детская художественная литература, изготовлены атрибуты по профессиям.
Формы организации труда дошкольников
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения – является первой формой организации трудовой деятельности.
Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется группах детского сада,.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (помощник воспитателя просит детей разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
В средней группе воспитатель поручает детям во время прогулки подмести дорожки, сгрести песок в кучу.В детскому саду самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки,. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).
В старшей группе индивидуальные поручения даются детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
От родителей в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Родители должны использовать в домашних условиях те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют.
Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов!
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Игнатова Любовь
Трудовое воспитание дошкольников – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду.
В дошкольном образовании представлены следующие задачи:
— Взаимодействие педагогов, детей и родителей, детей друг с другом
— становление целенаправленности, самостоятельности и саморегуляции собственных действий;
— формирование положительного отношения к различным видам труда.
В перечне целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:
— ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда;
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
— ребенок учиться следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Все учёные утверждают необходимость трудового воспитания с раннего возраста.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка- дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого использования технологий приобщения дошкольников к труду.
Трудовая деятельность детей состоит из четырёх компонентов:
1. Умение ставить цель.
2. Умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов.
3. Умение планировать работу.
4. Умение достигать результата и оценивать его.
Трудовая деятельность дошкольников - это развивающая деятельность. Каждый из компонентов деятельности изменяется с возрастом ребенка. Труд взрослых существенно отличается от труда детей.
Виды труда дошкольников
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
В дошкольном учреждении используют следующие виды труда:
- самообслуживание,
- бытовой (хозяйственно- бытовой) труд,
- труд в природе,
- ручной труд.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры).
Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.
В особый вид труда выделяется труд в природе.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
Я разработала перспективный план по трудовому воспитанию дошкольников. По плану про по созданию предметно развивающей среды в группе. водится серия мероприятий, посвященный ознакомлению детей с современными профессиями. Ведется планомерная работа по созданию предметно развивающей среды в группе. Группа обеспечена оборудованием и материалом для трудовой организации детей, мною изготовлены дидактические игры, детская художественная литература, изготовлены атрибуты по профессиям.
Формы организации труда дошкольников
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения – является первой формой организации трудовой деятельности.
Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется группах детского сада,.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (помощник воспитателя просит детей разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
В средней группе воспитатель поручает детям во время прогулки подмести дорожки, сгрести песок в кучу.В детскому саду самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки,. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).
В старшей группе индивидуальные поручения даются детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
От родителей в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Родители должны использовать в домашних условиях те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют.
Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Только объединившись можно добиться положительных результатов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На тему: « Современные подходы нравственно- патриотического воспитании детей дошкольного возраста»
Доклад...
Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...
Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» Воспитатель: Бабушкина И.Э.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методическое обеспечение сенсорного развития детей раннего возраста по теме "Транспорт"...
Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...
Презентация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. ...
теме «Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста."
1слайд; Уважаемые коллеги, позвольте представить Вам работу нашего ДОУ по теме «Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста." Труд — важнейшее средство воспи...