Сценарий драматизации чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечнозеленые»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ларионова Надежда Михайловна

Сценарий драматизации чувашской народной сказки

«Почему сосна и ель вечнозеленые»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_el.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий драматизации чувашской народной сказки

«Почему сосна и ель вечнозеленые»

Программное содержание:

- Приобщать к чувашской культуре и традициям  через знакомство с народной сказкой и музыкой.

- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям средствами драматизации.

- Формировать умение выразительно, с естественными интонациями участвовать в инсценировках.

- Продолжать развивать творческие способностей детей через театрализацию народных сказок.

- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые импровизации.

- Помочь детям поверить в себя, преодолевать стеснительность, формировать чувство собственного достоинства.

- Вызывать эмоциональный отклик на театрализованное представление.

- Воспитывать любовь, интерес к чувашским народным сказкам.

Действующие лица: Рассказчик, Раненая птичка, Березка, Дуб, Ветла, Ель, Сосна, Можжевельник, Ветер, Мороз.

Материалы и оборудование: Костюмы для Раненой птички, Березки, Дуба, Ветлы, Ели, Сосны, Можжевельника, Ветра, Мороза. Чувашские платья для танца птиц. Музыкальный центр, флешка с чувашской мелодией, с шумом дождя, ветра.

Ход:

Рассказчик. ( Звучит  шум дождя, сильный ветер, шелест листьев). Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны.

Танец птиц (под чувашскую мелодию)

Рассказчик. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру. Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать — не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. 

Раненая птичка. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать» (оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу).

Рассказчик. На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. 

Раненая птичка (с мольбой) Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.

Березка (гордо) Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут!

Рассказчик.  Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит — стоит развесистый дуб-великан 

Раненая птичкаДуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить. 

Дуб. Вот ещё придумала,  Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.

Рассказчик.  Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит — на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла. 

Раненая птичка. (Умоляет) Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней.

Ветла. Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу.

Рассказчик (шум ветра и дождя).  Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока. Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса. Несчастную птицу заметила зелёная ель. 

Зелёная ель. Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь?

Раненая птичка. Куда иду, и сама не знаю.

Зелёная ель. (Удивленно) Как же не знаешь? 

Раненая птичка. Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу. Иду, куда глаза глядят.

Зелёная ель. А что же ты со своими подругами не улетела?

Раненая птичка. Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать — никто не пустил, никто не пожалел.

Зелёная ель. Ах, бедняжка! Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку — она самая тёплая. ( Показывает на самую мохнатую ветку)

Рассказчик. Рядом с елью стояла старая сосна.

Сосна. У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров.

Рассказчик. Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра. Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.

Можжевельник. Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.

Рассказчик. Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.

 Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер.

(Выходит ветер, летает, срывает листья с деревьев. Сильный шум ветра).

Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза. 

Ветер. Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить? 

Мороз. С берёз, с вётел — со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.

Рассказчик. Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечно зелёными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Сценарий драматизации чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечнозеленые»

Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые»...

Сценарий драматизации русской народной сказки "Заюшкина избушка"

Цели:создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;развивать способность свободно и раскрепощенно держатся при выступлении, побуждать к импровизации средст...

"Почему необходимо рассказывать и читать чувашские народные сказки и легенды"

      Сказки являются таким же историческим источником, как и легенды. Они отличаются от них только тем , что имеют большую свободу вымысла. Чувашские сказки очень похожи на сказ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»

Познакомить детей с чувашской народной сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о народном устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить ос...