Конспект двигательной деятельности (физкультура) с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие по чувашской народной легенде «Почему сосна и ель вечно зеленые»
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)
Развитие физических качеств средствами чувашских подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_sosna_i_el_vechno_zelenye.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики
(2 корпус)
Конспект
двигательной деятельности (физкультура)
с детьми подготовительной к школе группы
«Путешествие по чувашской народной легенде «Почему сосна и ель вечно зеленые»
Подготовила воспитатель:
Поликарпова А. Н
г. Чебоксары, 2021г.
Цель: развитие физических качеств средствами чувашских подвижных игр.
Задачи:
Образовательные:
Формировать двигательные умения и навыки; упражнять в различных видах ходьбы (на носках, с высоким подниманием коленей, мелким и широким шагом) и бега (прыжками, боковым галопом).
Развивающие:
Развивать физические качества: быстроту реакции, ловкость, силу, выносливость.
Развивать слуховое внимание и ориентировку в пространстве.
Развивать умения и навыки аудирования и говорения в игровых ситуациях.
Воспитательные:
Создавать условия для проявления ловкости и выносливости в подвижных играх.
Воспитывать уважительное отношение к природе родного края.
Поддерживать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой.
Предшествующая работа: разучивание считалок, разучивание правил игр, разучивание слов текста к чувашским подвижным играм, включение элементов чувашской речи в повседневную жизнь детей, чтение легенды «Почему сосна и ель вечно зеленые», изобразительная деятельность по легенде.
Методы и приемы:
- Игровая ситуация «Путешествие по чувашской народной легенде «Почему сосна и ель вечно зеленые».
- Загадывание загадок.
- Фонетическое упражнение на звук -ҫ- («Çил вĕрет»- «Ветер дует»).
- Чувашские подвижные игры: «Птицы» - «Кайăксем», «Зайчата и волк» - «Кашкăрпа мулкач çурисем»; «Йывăҫăм» - «Деревце мое», «Çил ачисем» - «Дети ветра».
- Дыхательная гимнастика: «Листья шуршат».
- Уход детей под чувашскую народную мелодию.
Материал и оборудование:
- Маски лисы и волка.
- Игрушка: мама-зайчиха.
- Иллюстрации (ель, сосна.)
- Обручи.
- Геометрические фигуры.
- Мягкие бревнышки.
- Костюм «Ребячьего пастуха» (расшитая рубаха, лапти, колпак).
- Фонограмма «Звуки леса».
- Грамзапись чувашской народной песни.
Ход деятельности
Структура | Содержание занятия | Дозировка, темп, дыхание | Методические указания |
Вводная часть: | Ребячий пастух: Сывă-и, ачасем?(Здравствуйте, ребята!) - Сывах! (Здравствуйте!) Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по чувашской народной легенде «Почему сосна и ель вечно зеленые». Эта сказка учит быть добрым, уметь сочувствовать и помогать слабым. Вот как говорится об этом в чувашской пословице «От добрых дел не устанешь» - «Ырлăхран ырман теҫҫĕ». На пути нам могут встретиться трудности. Вы готовы их преодолеть? (Ответы детей). Ходьба обычная, ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом. Легкий бег по кругу. Ходьба в колонне по одному с препятствиями: змейкой, по кочкам, по «заколдованной» дорожке.
Легкий бег, боковой галоп, бег змейкой. Ходьба с дыхательными упражнениями. Ребячий пастух: Вот и попали мы с вами в чувашскую легенду «Почему сосна и ель вечно зеленые». | Произвольное 1 мин 1мин. 1 мин. 1мин. 30 сек. | Тогда в путь дорожку. Шагом марш! Дышим носом, спина прямая, голову не опускаем. Соблюдать расстояние, активно работать руками. Дышим носом. |
Основная часть: | Ребячий пастух: Как-то в один из годов, очень рано наступила осень. Еще и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в теплые страны. Все мы будем птичками и поиграем в чувашскую народную игру «Птицы» - «Кайăксем». Игроки выбирают лису и птицу, остальные – птенцы. Птица учит птенцов летать. Птенцы повторяют движения за птицей. Птенцы, летая, говорят такие слова: Не боюсь и не дрожу, Смело крыльями взмахну – И поэтому на землю Никогда не упаду. Вирхĕнетĕп ҫӳлелле, Шикленместĕп, чĕтреместĕп – Ҫавăнпа ҫĕре ӳкместĕп. Неожиданно появляется лиса. Птица подает сигнал: «Лиса!» - «Тилĕ!». Птенцы приседают и замирают. Лиса внимательно наблюдает за игроками и забирает с собой тех, кто выдал себя движениями. Посмотрите, а на краю поля начинается большой дремучий лес. Ребячий пастух: Маленькая птичка решила полететь в этот лес: может деревья сжалятся над ней и пустят перезимовать на свои ветки. Вот мы с вами отправимся на опушку леса. Ребячий пастух: Мĕнле илемлĕ вăрманта. Вăрмана ҫитиччен, атьăр-ха вăйă выляр. Тупмалли юмах тупсăмне тупăр- ха. Вăйă мĕнле пулассине вара пĕлетĕр. (Послушайте загадку.) Хÿри тукмак, шăлĕ шак-шак! (кашкăр) Хвост колотушкой, а зубами стучит. (волк) Дети: Кашкăр. Ребячий пастух: Мы очень интересную игру с вами знаем «Мулкач çурисемпе кашкăр» -«Зайчата и волк». -Вылятпăр-и? -Вылятпăр. -Атьăр вылятпăр. Ҫаврашка тăвăр, кашкăра суйлатпăр. Ребячий пастух: Лера, шут сăввипе кашкăра суйла-ха. Ребенок: Алтать - палтать, Тенки çапать, Кам телейлĕ – Çав тухать. Подвижная игра «Мулкач çурисемпе кашкăр» -«Зайчата и волк». Среди игроков выбирают волка, остальные – зайчата. Зайчата прыгают по полянке, а потом подходят к маме-зайчихе. Вместе они поют: Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. Мулкач ларать пашкаса, Ик хăлхине вылятса. Ак ҫапла, ак ҫапла Ик хăлхине вылятса. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть. Тӳсеймерĕ сиввине, Ăшăтать вăл тяппине. Ак ҫапла, ак ҫапла Ăшăтать вăл тяппине. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Сивĕрех ăна тăма, Вăл пуҫларĕ ташлама. Ак ҫпала, ак ҫапла Вăл пуҫларĕ ташлама. Зайчиха. Хвост трубой, зубами щелк, идет волк! Хӳри тукмак, Шăлĕ шак-шак, Ав, килет! Волк. Я волчище, волк плохой, Коль голодный, то и злой. У- у –у! Эпĕ кашкăр-кашаман, Выҫă чухне асакан! У-у-у! Ребячий пастух: Ачасем, итлĕр-ха, епле ҫил вĕрет. Ребята, послушайте, как воет ветер: ҫ-ҫ-ҫ (ветер то усиливается, то утихает). Ҫил вĕрет. Проводится упражнение на силу голоса «Çил вĕрет»- «Ветер дует». (фонограмма «Звуки леса») Вот и пришли мы с вами на опушку леса. А на опушке леса стоят деревья. Подвижная игра «Йывăҫăм» - «Деревце мое» Среди игроков выбирают водящего. По сигналу игроки убегают, водящий ловит. Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Игроки, убегая от водящего, могут подбежать к любому вечнозеленому дереву и обхватив руками, попросить у него защиты: Йывăҫăм, пулăш!»- «Деревце, помоги!» Водящий не ловит игроков, которые находятся под защитой деревьев. Такой сильный ветер разыгрался. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождем посыпались листья. Дыхательная гимнастика «Листья шуршат» - «Çулҫăсем чăштăртатаҫҫĕ» Ребячий пастух: Как они шуршат под ножками? | 3 раза 2-3 раза 2-3 раза | Ребячий пастух: Кам шут сăввипе тилĕне суйлать? Кто хочет интересной считалкой выбрать лису? Считалка: Пĕрре, иккĕ, виҫҫĕ, тăваттă, Пиллĕк, улттă, ҫиччĕ, саккăр, Тăххăр, вуннă Сик, тух! Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, восемь, Девять, десять Нам водящего искать. Дети садятся на корточки, приставляя ладошки к голове и двигают ими в такт словам. Дети встают и поглаживают руки, а потом похлопывают себя по плечам. Дети подпрыгивают на месте Волк выбегает из укрытия и ловит зайцев. Волк осаливает игроков касанием руки. Звук -ҫ- произносится с постепенным усилением. Пойманный игрок становится водящим. Звук «Ш-Ш-Ш…» произносится с постепенным усилением |
Заключительная часть: | Ребячий пастух: В течении зимы и мороз, и метель бывали, но густые ветви ели и сосны прикрывали пташку от холодного ветра. Поиграем в игру «Çил ачисем» - «Дети ветра». Игроки встают в круг. Один из игроков выбирается ведущим, остальные – «дети ветра». Ведущий выходит в середину круга и подает различные сигналы. Игроки выполняют соответствующие им движения: «Çил ҫурҫĕртен» - (Северный ветер) – игроки поворачиваются к ведущему спиной; «Çил кăнтăртан» - (Южный ветер) – игроки поворачиваются к ведущему лицом; «Юр вĕҫтерет» - (Метелица) - игроки кружатся вокруг себя; «Çил тăмалчĕ» - (Слабый ветер) – игроки покачиваются на ногах из стороны в сторону; «Çил шăпланчĕ» - (Тихая погода) – игроки стоят не шевелясь. Правила игры. Ведущий подает сигналы в любом порядке, может подать один и тот же сигнал несколько раз подряд. Ребячий пастух: Холодный ветер, слуга батюшки мороза, сорвал листья со всех деревьев, кроме тех, что взяли под защиту маленькую пташку. С тех пор каждую осень все деревья сбрасывают листву, кроме сосны, ели и можжевельника. Они навсегда остались зелеными. Ребячий пастух: Наше путешествие по чувашской легенде закончилось. Отправляемся в детский сад совершать добрые дела. Ребячий пастух: Киле кайма та вăхăт ҫитрĕ. Алла аллăн тытăнар та, пурте пĕрле килелле каяр. | 3 раза | Победителем считается игрок, который меньше других ошибался в выполнении движений. Дети и ребячий пастух уходят «змейкой» под чувашскую народную мелодию. |
Литература:
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Программа образования ребенка-дошкольника / науч. рук. Л. В. Кузнецова. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.
- Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная программа / И. В. Махалова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015. – 79 с.
- Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.
- Махалова И.В., Николаева Е.И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные занятия и праздники в детском саду: Учебно-методическое пособие. –Чеб.: Новое время, 2006.
- Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике./ Сост. Р.Б.Кузьмина, М.А.Капустина. –Чебоксары: «КЛИО», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в осенний лес"
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы"Путешествие в осенний лес"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...
Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной к школе группы «Увлекательное путешествие»
Цель: выявить и обобщить знания детей о транспорте на материале звукобуквенного и слогового анализа и синтеза....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Виртуальное путешествие: «Полет над Петропавловской крепостью» Информационно-коммуникативная технология
Конспект к презентации ....
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов: «Почему ноябрь пегий?»
Методическая разработка включает примерное содержание совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием электронных образовательных ресурсов : ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»
Познакомить детей с чувашской народной сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о народном устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить ос...