Проект На тему: «Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»
проект (младшая группа)
Актуальность
Ребенок в возрасте 3-4 года в наше сегодняшнее время очень энергичен и активен. Ребенка притягивает всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития тактильных ощущений ребёнка. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Для сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад №4 комбинированного вида»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
На тему: «Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной категории
Жеребцова Наталья Анатольевна
2021 г
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно – интеллектуальный.
Срок выполнения: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители.
Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Возраст: 3 – 4 лет
Актуальность данной темы
Ребенок в возрасте 3-4 года в наше сегодняшнее время очень энергичен и активен. Ребенка притягивает всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития тактильных ощущений ребёнка. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Для сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»
Объект исследования – процесс формирования тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – механизмы формирования тактильных способностей, посредством тактильной книги.
Цель исследования – формирование целостной картины мира и познавательного интереса у детей дошкольного возраст
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: - расширять представления детей об окружающем мире;
- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;
- о богатить словарь детей новыми словами;
- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму;
- воспитывать познавательный интерес, усидчивость
Гипотеза исследования. Включая в процесс формирования сенсорного развития элементов тактильности будет способствовать более прочному и осмысленному формированию развития тактильных ощущении у дошкольников. Переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Новизна моего опыта заключается в том, что формирование тактильных ощущении должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Наличие теоретической базы опыта.
В 2019 году я начала работу с детьми по теме «Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги».
Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
- формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;
- развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
- возможность поэтапного освоения навыка;
- развитие сенсорных эталонов, способов познания тактильных свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
- развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
- развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.
Смысл роли тактильных ощущений в развитии детей заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!
Длительность работы над проектом – 1 год.
План реализации образовательного проекта
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки |
I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный): | |||
1.Изучение теоретической части развития вопроса. 2.Повышение квалификации педагога. 3.Выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет. 4.Разработка диагностического инструментария к материалу. 5.Разработка перспективного плана работы. 6.Проведение диагностики сенсорного развития детей 7.Создание соответствующей предметно-развивающей среды. | -Повышение уровня прфессиональных знаний и навыков, создание переноса в практическую деятельность; | - «Центр тактильного развития»; -«Уголок тактильного восприятия» | 6 мес. Обучения |
II этап – рабочий (внедренческий): | |||
1 блок – работа с детьми | |||
Познавательно-исследовательская деятельность | - Формировать навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов; -развитие органов чувств: вкус, зрение, осязание, обоняние, слух; - развитие умения различать температуру, -различать предметы на ощупь - развитие умения различать высоту и длину, цвет, форму различных предметов, знакомство с их свойствами. - развитие мелкой и крупной моторики. |
-Д/и «Найди пару»; - «Тактильные дорожки»; - «Разложи карандаши по домикам»; - «Собери Геометрик»; - «Сухой бассейн»; - «Собири пирамиду»; | 1год обучения |
Конструктивная деятельность (лепка, аппликация) природный материал. | -Развитие общей и мелкой моторики, тактильные ощущения | -«Оторвём кусочек теста»; - «Обрывная аппликация»; - «Мозаика из пластилина»; -Каждую бусинку на своё место» - «Аппликация из бросового материала»; - «Сложи дощечки»; - Игровое упражнение палочки в ряд; -Аппликация из бросового материала «Калейдоскоп». | 6 мес обучен |
Изо развивающая деятельность. | -Формировать умение называть основные цвета; развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт. | - «Сделай такой же узор»; - Д/и «Выкладываем орнамент»; - «Рисуем пальчиком»; - Д/и «Красивый букет»; - «Украшаем тарелочки»; - «Разноцветное панно» | |
Игровая деятельность | -помогать научить детей ориентироваться в цвете, размере, форме предметов; - развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; - развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения, микро и макромоторику воспитанников. | - Пальчиковая гимнастика с бельевыми прищепками; - «Прищепки подружки» -Игра «Бабочка-коробочка»; -Тактильная книга «У бабушки в деревне» -Игра «Весёлые шарики»; - «Волшебная коробочка»; - «Сухой дождь»; - «Ёжик в ладошке»; - Д/и «Подбери матрёшке одежду». | |
| |||
| - Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. - Обогащение родительского опыта по использованию дидактических игр и упражнений - Показ достижений детей в области сенсорного развития. -Демонстрация дидактического оборудования и материалов | -Анкетирова- ние; - беседы -Экспресс-опрос «Талантливый ребёнок, какой он» - Консультации и беседы: «Развиваем тактильные ощущения у детей »; | В тече-ние всего обуче- ния |
3 блок – работа с педагогами | |||
1. Выступления на педагогическом совете 2.Выступления на РМО | - Повышение общей культуры педагогического коллектива Обобщение опыта работы | - Доклады; - презентации - Доклады; | В тече-ние всего обуче- ния 1 раз в год |
III этап – обобщающий: | |||
1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп; 2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати. | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе сенсорных представлений; | - Семинары, -публикации, - взаимопосе- щения, -обмен опытом. -работа с другими образовательными учреждениями | В конце учебного года |
Перспективное планирование «Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»
Познавательно-исследовательская деятельность | Конструктивная деятельность (лепка, аппликация) работа с природным материалом | Изобразительная деятельность | Игровая деятельность | |
Сентябрь Тема: «Игры с пальчиками» | Цели: Развитие органов чувств, развитие мелкой и крупной моторики. | Цели: Умение различать предметы на ощупь, знакомство с их свойствами. Мозаика из пробок | Цели: Совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт Д/И «Найди отпечаток своей руки» | Цели: Развитие мелкой моторики рук, посредством тактильных ощущений. Развитие внимания, глазомера. Игра с правилами «Весёлая шнуровка» |
Октябрь Тема: «Что растет в огороде» | Цели: Формировать навык практического экспериментирования; умение длительно сосредотачивать внимание на предмете, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств предметов (формы, величины, фактуры материала). Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь. | Цели: Закреплять представления о сенсорных эталонах в процессе тактильных ощущений, обследования предметов. Развивать умение находить предметы на ощупь с заданным признаком среди нескольких. Д/И «Оторвем кусочек теста» | Цели: Формировать представления о структуре предметов, используя тактильные ощущения, (обследование предмета путем наложения). | Цели: Формировать представления о качествах поверхности (гладкий/шершавый). Д/И «Угощение для куклы» Д/И «В гостях у куклы» |
Ноябрь Тема: «Что растет на дереве» | Цели: Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Обучать детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении действий Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь. Д/И «Чудо мешочек» | Цели: Формировать умение практически выделять формы предметов, используя тактильные ощущения. Формировать умение группировать предметы по форме. Учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Д/И «Волшебная коробочка» Д/И «Что катится, что не катится» | Цели: Формировать умение называть основные цвета, Д/И «Сделай такой же узор» | Цели: Учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильные ощущения. Учить различать на ощупь предметы, имеющие разную поверхность. Д/И «Что у куклы в мешочке?» Д/И «Кукла в магазине» Д/И «Тактильные крышечки» |
Декабрь Тема: «Угадай на что (кого)похоже» | Цели: Учить узнавать предмет по обводящему движению, благодаря чему осуществлять выбор по образцу, закреплять названия предметов, их форм. Использовать полученный, с помощью обводящего движения образ, в рисунке. Д/И «Обведи, назови, нарисуй» | Цели: Формировать умение сравнивать предметы на основе тактильных ощущений. Формировать восприятие, зрительное внимание, целостное восприятие объекта. Д/И « Сложи дощечки» «Составные кубики с различными поверхностями» (гладкий/шершавый, 4 части). | Цели: Формировать представления об орнаменте из чередующихся элементов в разных сочетаниях цвета и формы. Д/И «Выкладываем орнамент» Д/И «Забор вокруг дома» | Цели: Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Формировать умение группировать предметы по качеству поверхности. Д/И «Подбери матрешке одежду» Д/И « Чей платочек?» |
Январь Тема: «Игры с крупами» | Цели: Формировать умение использовать информацию, полученную при тактильном обследовании, в процессе хозяйственно-бытового труда. Формировать умение использовать представления о форме, величине, в повседневной жизни. Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильного обследования. Пополнять и активизировать словарь. | Цели: Закреплять умение группировать предметы по размеру и форме, используя тактильное обследование, соотносить плоскую и объемную формы. Учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб. Д/И «Каждую бусинку на свое место» Д/И «Волшебная коробочка» | Цели: Знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования. Игры с крупами. Д/И «Сделай такой же узор» | Цели: Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание. Учить находить по словесной инструкции предметы. Д/И «Сухой бассейн» |
Февраль Тема: «Свойства снега» | Цели: Формировать умение использовать представления о температуре и влажности веществ в повседневной жизни. Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильного обследования. Пополнять и активизировать словарь. | Цели: Соотносить тактильный образ предмета со зрительным, называть форму предмета, опознанного на ощупь. Учить выбирать парные предметы по образцу, опираясь на зрительный и тактильный образ, развивать внимание. Д/И «Найди картинку» Д/И «Весёлый снеговик» | Цели: Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования. Развитие мелкой моторики рук Игры со снегом. | Цели: Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Д/И «Вылепи из снега» Д/И «Тактильное лото» |
Март Тема: «Животные» | Цели: Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание. Д/И «Чей это домик?» Д/И «Угости животных» | Цели: Формировать навык выстраивания предметов, развивая ориентировку на величину, используя тактильное восприятие. Развивать ориентировку на высоту и ширину предметов, используя тактильное обследование, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними. Д/И «Построй ворота» Д/И «Загон для животных» | Цели: Формировать представления о восприятие, обогащать их чувственный опыт. Д/И «Рисуем пальчиком» | Цели: Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину. Закреплять эмоционально-положительное отношение к игре. Д/И «Наряди зверюшку» |
Апрель Тема: «Песок и вода» | Цели: Продолжать формировать навык практического экспериментирования, развивать органы чувст. Д/И «Тактильные дорожки» | Цели: Продолжать формировать навык аппликативного изображения из бросового материала; вызывать интерес к составлению коллективной композиции; воспитывать интерес к совместной работе. | Цели: Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования. Развитие мелкой моторики рук. Игры с песком и водой. Д/И «Рисуем пальчиком на песке» | Цели: Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Д/И «Песочные сказочки, мокрые загадочки» |
Май Тема: Тактильная книга «У бабушки в деревне» | Цели: Продолжать учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и тактильный образец, закреплять названия предметов, форм, величин. Д/И «Найди лакомство для животного» | Цели: Продолжать передавать пластические средства характерных особенностей внешнего вида Мозаика из пластилина. | Цели: Формировать умение создавать композицию, гармонично сочетающую разные элементы. Воспитывать бережное отношение к природе. «Красивый букет» | Цели: Узнавать знакомые предметы на ощупь. Развивать внимание Д/И «Бабочка-коробочка» Д/И «Ёжик в ладошке» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наб...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...
«Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»
Добрый день Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить свою работу по теме «Тактильное восприятие у детей младшего возраста через тактильную книгу».Что такое Развивающая книжка — ...
Педагогическая статья на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста через систему дидактических игр и игровых приёмов».
Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты. Полноценная речь ребенка являетс...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...