Проект На тему: «Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»
проект (младшая группа)

Жеребцова Наталья Анатольевна

Актуальность

                                                       

       Ребенок в возрасте 3-4 года в наше сегодняшнее время очень энергичен и активен. Ребенка притягивает всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития тактильных ощущений ребёнка. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

    Для сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

    Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад №4 комбинированного вида»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

На тему: «Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»

Выполнила: воспитатель

первой квалификационной категории

 Жеребцова Наталья Анатольевна

2021 г

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно – интеллектуальный.

Срок выполнения: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители.

Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Возраст: 3 – 4 лет 

Актуальность данной темы

                                                       

       Ребенок в возрасте 3-4 года в наше сегодняшнее время очень энергичен и активен. Ребенка притягивает всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития тактильных ощущений ребёнка. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

    Для сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

    Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

        Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»

Объект исследования – процесс формирования тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – механизмы формирования тактильных способностей, посредством тактильной книги.

    Цель исследования – формирование целостной картины мира и познавательного интереса у детей дошкольного возраст

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие       задачи: - расширять представления детей об окружающем мире;

- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;

- о богатить словарь детей новыми словами;

- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму;

- воспитывать познавательный интерес, усидчивость

Гипотеза исследования. Включая в процесс формирования сенсорного развития элементов тактильности будет способствовать более прочному и осмысленному формированию развития тактильных ощущении у дошкольников. Переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом. 

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.

 Новизна моего опыта заключается в том, что формирование тактильных ощущении должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Наличие теоретической базы опыта.

В 2019 году я начала работу с детьми по теме «Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги».

       Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
  • формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора; 
  • развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
  • возможность поэтапного освоения навыка;
  • развитие сенсорных эталонов, способов познания тактильных свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  • развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
  • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
  • развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Смысл роли тактильных ощущений в развитии детей заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

  Длительность работы над проектом – 1 год.

План реализации образовательного проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3.Выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет.

4.Разработка диагностического инструментария к материалу.

5.Разработка перспективного плана работы.

6.Проведение диагностики сенсорного развития детей

7.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

-Повышение уровня прфессиональных знаний и навыков, создание переноса в практическую деятельность;

- «Центр тактильного развития»;

-«Уголок тактильного восприятия»

6 мес. Обучения

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

Познавательно-исследовательская деятельность

- Формировать навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов; -развитие органов чувств: вкус, зрение, осязание, обоняние, слух;

- развитие умения различать температуру, -различать предметы на ощупь

- развитие умения различать высоту и длину, цвет, форму различных предметов, знакомство с их свойствами.

- развитие мелкой и крупной моторики.

  • -пополнение уголка детского экспериментирования;
  •  «Что растёт на дереве...а, что в огороде?»;
  •  «Что кушает Ежик»;
  • Д/и «Время года»;
  • «Божьи коровки»;
  • «Кто что ест»; итд.
  • Игры с крупами;

-Д/и «Найди пару»;

- «Тактильные дорожки»;

- «Разложи карандаши по домикам»;

- «Собери Геометрик»;

- «Сухой бассейн»;

- «Собири пирамиду»;

1год обучения

Конструктивная деятельность (лепка, аппликация) природный материал.

-Развитие общей и мелкой моторики, тактильные ощущения

-«Оторвём кусочек теста»;

- «Обрывная аппликация»;

- «Мозаика из пластилина»;

-Каждую бусинку на своё место»

- «Аппликация из бросового материала»;

- «Сложи дощечки»;

- Игровое упражнение палочки в ряд;

-Аппликация из бросового материала «Калейдоскоп».

6 мес обучен

Изо развивающая деятельность.

-Формировать умение называть основные цвета; развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

- «Сделай такой же узор»;

- Д/и «Выкладываем орнамент»;

- «Рисуем пальчиком»;

- Д/и «Красивый букет»;

- «Украшаем тарелочки»;

- «Разноцветное панно»

Игровая деятельность

-помогать научить детей ориентироваться в цвете, размере, форме предметов;

 - развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

 - развивать осязательное восприятие, а именно тактильные  ощущения, микро и макромоторику воспитанников.

- Пальчиковая гимнастика с бельевыми прищепками;

- «Прищепки подружки»

-Игра «Бабочка-коробочка»;

-Тактильная книга «У бабушки в деревне»

-Игра «Весёлые шарики»;

- «Волшебная коробочка»;

- «Сухой дождь»;

- «Ёжик в ладошке»;

- Д/и «Подбери матрёшке одежду».

  1. блок – работа с родителями
  1. Предварительная работа
  1. Повышение педагогической культуры родителей
  1. «Вот, что мы умеем»

- Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

- Обогащение родительского опыта по использованию дидактических игр и упражнений

- Показ достижений детей в области сенсорного развития.

-Демонстрация дидактического оборудования и материалов

-Анкетирова-

ние;

- беседы

-Экспресс-опрос «Талантливый ребёнок, какой он»

- Консультации и беседы: «Развиваем тактильные ощущения у детей »;

В тече-ние всего обуче-

ния

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО

- Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

Доклады;

презентации

Доклады;

В тече-ние всего обуче-

ния

1 раз в год

III этап – обобщающий:

1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

     2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе сенсорных представлений;

- Семинары,

-публикации,

- взаимопосе-

щения,

-обмен опытом.

-работа с другими образовательными учреждениями

В конце учебного года

Перспективное планирование «Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»

Познавательно-исследовательская деятельность

Конструктивная деятельность (лепка, аппликация) работа с природным материалом

Изобразительная деятельность

Игровая деятельность

Сентябрь

Тема: «Игры с пальчиками»

  Цели:

Развитие органов чувств, развитие мелкой и крупной моторики.

Цели:

Умение различать предметы на ощупь, знакомство с их свойствами.

Мозаика из пробок

Цели:

Совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт

Д/И «Найди отпечаток своей руки»

Цели:

Развитие мелкой моторики рук, посредством тактильных ощущений. Развитие внимания, глазомера.

Игра с правилами «Весёлая шнуровка»

Октябрь

Тема: «Что растет в огороде»

Цели:

 Формировать навык практического экспериментирования; умение длительно сосредотачивать внимание на предмете, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств предметов (формы, величины, фактуры материала).

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь.

Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь.

Цели: 

Закреплять представления о сенсорных эталонах в процессе тактильных ощущений,  обследования предметов. Развивать умение находить предметы на ощупь с заданным признаком среди нескольких.

Д/И «Оторвем кусочек теста»

Цели:  

Формировать представления о структуре предметов, используя  тактильные ощущения, (обследование предмета путем наложения).

Цели:

Формировать представления о качествах поверхности (гладкий/шершавый).

Д/И «Угощение для куклы»

Д/И «В гостях у куклы»

Ноябрь

Тема: «Что растет на дереве»

Цели: 

Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

Обучать детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении действий

Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь.

Д/И «Чудо мешочек»

Цели:

Формировать умение практически выделять  формы предметов, используя  тактильные ощущения.

Формировать умение группировать предметы по форме. Учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь.

Д/И «Волшебная коробочка»

Д/И «Что катится, что не катится»

Цели: 

Формировать умение называть основные цвета,

Д/И «Сделай такой же узор»

Цели:

Учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на  тактильные ощущения.

Учить различать на ощупь предметы, имеющие разную поверхность.

Д/И «Что у куклы в мешочке?»

Д/И «Кукла в магазине»

Д/И «Тактильные крышечки»

Декабрь

Тема: «Угадай на что (кого)похоже»

Цели:

Учить узнавать предмет по обводящему движению, благодаря чему осуществлять выбор по образцу, закреплять названия предметов, их форм. Использовать полученный, с помощью обводящего движения образ, в рисунке.

Д/И «Обведи, назови, нарисуй»

Цели:

Формировать умение сравнивать предметы на основе тактильных ощущений.

Формировать восприятие, зрительное внимание, целостное восприятие объекта.

Д/И « Сложи дощечки»

«Составные кубики с различными поверхностями» (гладкий/шершавый, 4 части).

Цели:

Формировать представления об орнаменте из чередующихся элементов в разных сочетаниях цвета и формы.

Д/И «Выкладываем орнамент»

Д/И «Забор вокруг дома»

Цели:

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Формировать умение группировать предметы по качеству поверхности.

Д/И «Подбери матрешке одежду»

Д/И « Чей платочек?»

Январь

Тема: «Игры с крупами»

Цели:

Формировать умение использовать информацию, полученную при тактильном обследовании, в процессе хозяйственно-бытового труда.

Формировать умение использовать представления о форме, величине, в повседневной жизни.

Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильного обследования.

Пополнять и активизировать словарь.

Цели:

Закреплять умение группировать предметы по размеру и форме,  используя  тактильное обследование, соотносить плоскую и объемную формы. Учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

Д/И «Каждую бусинку на свое место»

Д/И «Волшебная коробочка»

Цели:

Знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

Игры с крупами.

Д/И «Сделай такой же узор»

Цели:

Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание.

Учить находить по словесной инструкции  предметы.

Д/И «Сухой бассейн»

Февраль

Тема: «Свойства снега»

Цели:

Формировать умение использовать представления о температуре и влажности веществ в повседневной жизни.

Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильного обследования.

Пополнять и активизировать словарь.

Цели:

Соотносить  тактильный образ предмета со зрительным, называть форму предмета, опознанного на ощупь.

Учить выбирать парные предметы по образцу, опираясь на зрительный и тактильный  образ, развивать внимание.

Д/И «Найди картинку»

Д/И «Весёлый снеговик»

Цели:

Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

Развитие мелкой моторики рук

Игры со снегом.

Цели:

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

Д/И «Вылепи из снега»

Д/И «Тактильное лото»

Март

Тема: «Животные»

Цели:

Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание.

Д/И «Чей это домик?»

Д/И «Угости животных»

Цели:

Формировать навык выстраивания  предметов, развивая ориентировку на величину, используя тактильное восприятие. Развивать ориентировку на высоту и ширину предметов, используя  тактильное обследование, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними.

Д/И «Построй ворота»

Д/И «Загон для животных»

Цели:

Формировать представления о восприятие, обогащать их чувственный опыт.

Д/И «Рисуем пальчиком»

Цели:

Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину. Закреплять эмоционально-положительное отношение к игре.

Д/И «Наряди зверюшку»

Апрель

Тема: «Песок и вода»

Цели:

Продолжать формировать навык практического экспериментирования, развивать органы чувст.

Д/И «Тактильные дорожки»

Цели:

Продолжать формировать навык аппликативного изображения из бросового материала; вызывать интерес к составлению коллективной композиции; воспитывать интерес к совместной работе.

Цели:

Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

Развитие мелкой моторики рук. Игры с песком и водой.

Д/И «Рисуем пальчиком на песке»

Цели:

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

Д/И «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

Май

Тема: Тактильная книга «У бабушки в деревне»

Цели:

Продолжать учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и тактильный образец, закреплять названия предметов, форм, величин.

Д/И «Найди лакомство для животного»

Цели:

Продолжать передавать пластические средства характерных особенностей  внешнего вида

Мозаика из пластилина.

Цели:

Формировать умение создавать композицию, гармонично сочетающую разные элементы. Воспитывать бережное отношение к природе.

 «Красивый букет»

Цели:

Узнавать знакомые предметы на ощупь.  Развивать внимание  

Д/И «Бабочка-коробочка»

Д/И «Ёжик в ладошке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

«Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»

Добрый день Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить свою работу по теме «Тактильное восприятие у детей младшего возраста через тактильную книгу».Что такое Развивающая книжка — ...

Педагогическая статья на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста через систему дидактических игр и игровых приёмов».

    Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты.  Полноценная речь ребенка являетс...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...