Педагогическая статья на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста через систему дидактических игр и игровых приёмов».
статья по развитию речи (младшая группа)

Палавина Валентина Николаевна

      Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты.  Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому, очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте. Большинство детей испытывают затруднение в слуховой дифференциации звуков речи из-за недоразвития фонематического восприятия.  Особенно остро проблема развития фонематического восприятия встаёт в период подготовки ребёнка к школьному обучению, т.е. в старшем дошкольном возрасте, когда без сформированного фонематического восприятия невозможно успешное освоение грамоты и навыков письма.

     Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать отдельные звуки.

     Давайте разберёмся как уровень фонематического восприятия ребёнка влияет на качество обучения чтению? 

     Существует две главные причины, по которым фонематическое восприятие нам необходимо.

  1. Для того, чтобы услышать фонему и произнести её правильно, то есть, когда ребёнок слышит звук «ф», он и произносит «ф», а не «в». Фонематическое восприятие необходимо для запоминания и правильного произношения звуков.
  2. Для того, чтобы сливать 2 звука в один слог, то есть, когда у нас есть лодочка со звуками «м» и «а», то в «ма» они превратятся ТОЛЬКО при условии, что ребёнок очень чисто слышит обе фонемы. В этом случае получится слог слияния. Слог слияния — это основная речевая единица как устной речи, так и письменной. Без неё красивого и плавного чтения не получится.

Вывод: фонематическое восприятие ОЧЕНЬ ВАЖНО для обучения детей чтению!
      Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность.

      Таким образом, для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста, необходимо широко использовать систему дидактических игр и игровых приемов.

       Предлагаю вашему вниманию примеры дидактических игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_statya.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая статья на тему:

«Развитие фонематического восприятия

у детей младшего дошкольного возраста через

систему дидактических игр и игровых приёмов».

      Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты.  Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому, очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте. Большинство детей испытывают затруднение в слуховой дифференциации звуков речи из-за недоразвития фонематического восприятия.  Особенно остро проблема развития фонематического восприятия встаёт в период подготовки ребёнка к школьному обучению, т.е. в старшем дошкольном возрасте, когда без сформированного фонематического восприятия невозможно успешное освоение грамоты и навыков письма.

     Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать отдельные звуки.

     Давайте разберёмся как уровень фонематического восприятия ребёнка влияет на качество обучения чтению? 

     Существует две главные причины, по которым фонематическое восприятие нам необходимо.

  1. Для того, чтобы услышать фонему и произнести её правильно, то есть, когда ребёнок слышит звук «ф», он и произносит «ф», а не «в». Фонематическое восприятие необходимо для запоминания и правильного произношения звуков.
  2. Для того, чтобы сливать 2 звука в один слог, то есть, когда у нас есть лодочка со звуками «м» и «а», то в «ма» они превратятся ТОЛЬКО при условии, что ребёнок очень чисто слышит обе фонемы. В этом случае получится слог слияния. Слог слияния — это основная речевая единица как устной речи, так и письменной. Без неё красивого и плавного чтения не получится.

Вывод: фонематическое восприятие ОЧЕНЬ ВАЖНО для обучения детей чтению!
      Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность.

      Таким образом, для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста, необходимо широко использовать систему дидактических игр и игровых приемов.

       Предлагаю вашему вниманию примеры дидактических игр и упражнений.

Примеры дидактических игр и упражнений.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит?»

Цель: познакомить детей со звуками окружающего мира, развивать умение вычленять и узнавать их.

Ход: воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

Дидактическая игра «Часы»

Цель: развивать речевое внимание детей.

Ход: воспитатель: «Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »!

- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

Дидактическая игра «Медвежата мёд едят»

Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами на себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его (обязательный показ всех действий воспитателем).

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

Дидактическая игра «Лягушка и лягушата»

Цель: развивать речевое внимание детей.

Ход: воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Покормим птенчиков»

Цель: развивать речевой аппарат детей.

Ход: воспитатель: - Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек). Воспитатель добивается, что бы дети шире открывали рот. Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическое упражнение. «На приеме у врача»

Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: кукла – врач, она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

Воспитатель: - Ребята, покажите доктору свои зубы. (Воспитатель с куклой быстро обходит детей и говорит, что у всех зубы хорошие).

- Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот).

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит?»

Цель: развивать умение вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Ход: воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

Дидактическая игра «Узнай по голосу»

Цель: уточнить и закрепить правильное произношение звуков.

Ход: воспитатель показывает игрушки и спрашивает, кто это? Просит произнести, как они кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Цель: закреплять правильное произношение звуков, развивать речевое дыхание детей.

Ход: воспитатель показывает картинку с изображением собаки.

- Кто это? Собака лает громко: «Гав-гав».

-А это кто? (ответы детей). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.

- Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу».

-А это кто? (ответы детей). Котенок мяукает тихонечко.

-Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики).

- Отгадайте, кто в этом домике живет? «Гав-гав» (произносится громко). (Ответы детей).

-Правильно, собака (показывает картинку).

-Как она лаяла? (ответы детей).

-Отгадайте, кто в этом домике живет? «Мяу-мяу» (произносит тихо).

-Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Цель: развивать речевое внимание детей.

Ход: воспитатель рассказывает детям: «У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?»

Дидактическая игра «Позови свою маму»

Цель: закреплять правильное произношение звуков, развивать интонационную выразительность.

Ход: у всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: - Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок). Кто у цыпленка мама? (курица).

-Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Дидактическая игра «Отзовись»

Цель: закреплять правильное произношение звуков, развивать интонационную выразительность.

Ход: воспитатель: - Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А её детеныш – ягненок как кричит? и т.д. Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раздает детям картинки с изображением детёнышей животных. Детёныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, играют. Чья мама или чей папа позовет детёныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Воспитатель произносит крик животного. Ребенок, у которого изображен детёныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста

В статье описаны особенности фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста и даны рекомендации по развитию фонематического восприятия....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного  возраста через дидактические игры и упражнения....

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...

Педагогическая статья на тему: «Работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста»

В статье мы рассмотрим особенности фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста, будут даны рекомендации по развитию фонематического восприятия....

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26061220","attributes":...