Педагогическая статья на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста через систему дидактических игр и игровых приёмов».
статья по развитию речи (младшая группа)
Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты. Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому, очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте. Большинство детей испытывают затруднение в слуховой дифференциации звуков речи из-за недоразвития фонематического восприятия. Особенно остро проблема развития фонематического восприятия встаёт в период подготовки ребёнка к школьному обучению, т.е. в старшем дошкольном возрасте, когда без сформированного фонематического восприятия невозможно успешное освоение грамоты и навыков письма.
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать отдельные звуки.
Давайте разберёмся как уровень фонематического восприятия ребёнка влияет на качество обучения чтению?
Существует две главные причины, по которым фонематическое восприятие нам необходимо.
- Для того, чтобы услышать фонему и произнести её правильно, то есть, когда ребёнок слышит звук «ф», он и произносит «ф», а не «в». Фонематическое восприятие необходимо для запоминания и правильного произношения звуков.
- Для того, чтобы сливать 2 звука в один слог, то есть, когда у нас есть лодочка со звуками «м» и «а», то в «ма» они превратятся ТОЛЬКО при условии, что ребёнок очень чисто слышит обе фонемы. В этом случае получится слог слияния. Слог слияния — это основная речевая единица как устной речи, так и письменной. Без неё красивого и плавного чтения не получится.
Вывод: фонематическое восприятие ОЧЕНЬ ВАЖНО для обучения детей чтению!
Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность.
Таким образом, для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста, необходимо широко использовать систему дидактических игр и игровых приемов.
Предлагаю вашему вниманию примеры дидактических игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_statya.docx | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая статья на тему:
«Развитие фонематического восприятия
у детей младшего дошкольного возраста через
систему дидактических игр и игровых приёмов».
Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты. Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому, очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте. Большинство детей испытывают затруднение в слуховой дифференциации звуков речи из-за недоразвития фонематического восприятия. Особенно остро проблема развития фонематического восприятия встаёт в период подготовки ребёнка к школьному обучению, т.е. в старшем дошкольном возрасте, когда без сформированного фонематического восприятия невозможно успешное освоение грамоты и навыков письма.
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать отдельные звуки.
Давайте разберёмся как уровень фонематического восприятия ребёнка влияет на качество обучения чтению?
Существует две главные причины, по которым фонематическое восприятие нам необходимо.
- Для того, чтобы услышать фонему и произнести её правильно, то есть, когда ребёнок слышит звук «ф», он и произносит «ф», а не «в». Фонематическое восприятие необходимо для запоминания и правильного произношения звуков.
- Для того, чтобы сливать 2 звука в один слог, то есть, когда у нас есть лодочка со звуками «м» и «а», то в «ма» они превратятся ТОЛЬКО при условии, что ребёнок очень чисто слышит обе фонемы. В этом случае получится слог слияния. Слог слияния — это основная речевая единица как устной речи, так и письменной. Без неё красивого и плавного чтения не получится.
Вывод: фонематическое восприятие ОЧЕНЬ ВАЖНО для обучения детей чтению!
Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность.
Таким образом, для развития фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста, необходимо широко использовать систему дидактических игр и игровых приемов.
Предлагаю вашему вниманию примеры дидактических игр и упражнений.
Примеры дидактических игр и упражнений.
Дидактическая игра «Догадайся, что звучит?»
Цель: познакомить детей со звуками окружающего мира, развивать умение вычленять и узнавать их.
Ход: воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Дидактическая игра «Часы»
Цель: развивать речевое внимание детей.
Ход: воспитатель: «Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »!
- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).
- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
Дидактическая игра «Медвежата мёд едят»
Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами на себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его (обязательный показ всех действий воспитателем).
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
Дидактическая игра «Лягушка и лягушата»
Цель: развивать речевое внимание детей.
Ход: воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают).
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Дидактическая игра «Покормим птенчиков»
Цель: развивать речевой аппарат детей.
Ход: воспитатель: - Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек). Воспитатель добивается, что бы дети шире открывали рот. Игра повторяется 2-3 раза.
Дидактическое упражнение. «На приеме у врача»
Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: кукла – врач, она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
Воспитатель: - Ребята, покажите доктору свои зубы. (Воспитатель с куклой быстро обходит детей и говорит, что у всех зубы хорошие).
- Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот).
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
Дидактическая игра «Догадайся, что звучит?»
Цель: развивать умение вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.
Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Цель: уточнить и закрепить правильное произношение звуков.
Ход: воспитатель показывает игрушки и спрашивает, кто это? Просит произнести, как они кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.
Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
Цель: закреплять правильное произношение звуков, развивать речевое дыхание детей.
Ход: воспитатель показывает картинку с изображением собаки.
- Кто это? Собака лает громко: «Гав-гав».
-А это кто? (ответы детей). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.
- Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу».
-А это кто? (ответы детей). Котенок мяукает тихонечко.
-Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики).
- Отгадайте, кто в этом домике живет? «Гав-гав» (произносится громко). (Ответы детей).
-Правильно, собака (показывает картинку).
-Как она лаяла? (ответы детей).
-Отгадайте, кто в этом домике живет? «Мяу-мяу» (произносит тихо).
-Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.
Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Цель: развивать речевое внимание детей.
Ход: воспитатель рассказывает детям: «У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?»
Дидактическая игра «Позови свою маму»
Цель: закреплять правильное произношение звуков, развивать интонационную выразительность.
Ход: у всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: - Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок). Кто у цыпленка мама? (курица).
-Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
Дидактическая игра «Отзовись»
Цель: закреплять правильное произношение звуков, развивать интонационную выразительность.
Ход: воспитатель: - Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А её детеныш – ягненок как кричит? и т.д. Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раздает детям картинки с изображением детёнышей животных. Детёныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, играют. Чья мама или чей папа позовет детёныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Воспитатель произносит крик животного. Ребенок, у которого изображен детёныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста
В статье описаны особенности фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста и даны рекомендации по развитию фонематического восприятия....
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...
Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.
Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения....
Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"
Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...
Педагогическая статья на тему: «Работа по развитию фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста»
В статье мы рассмотрим особенности фонематического восприятия детей младшего дошкольного возраста, будут даны рекомендации по развитию фонематического восприятия....
Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.
Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26061220","attributes":...