Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
консультация (младшая группа)
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_sensorike.docx | 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.)
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Каково же значение сенсорного воспитания?
Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).
Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.
Дети раннего возраста:
- должны ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
- ориентироваться в 3 и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);
- собирать пирамидку по убыванию размера из 4 (5) колец контрастных величин;
- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывать вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
- начинать распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый);
- в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть нарисованное.
Рольродителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
Дидактическая игра знакомит детей с формой, величиной, цветом, звуком, пространственными признаками.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
"Чудесный мешочек"
" Определи на ощупь" (найти предметы различающиеся по одному признаку)
" Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
"Узнай фигуру" (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
" Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игрыиупражнениядлязакрепленияпонятияформы.
" Найди предмет указанной формы" (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
"Из каких фигур состоит?" (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
"Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
" Какая фигура лишняя?"(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
"Сравни предметы по высоте"
"Самая длинная, самая короткая"(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
"Разноцветные кружки"(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
"В какую коробку?"(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
"Дальше - ближе"(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
"Какого цвета не стало?"
"Какого цвета предмет?"(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
"Собери гирлянду"(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
"Какие цвета использованы?"(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
"Уточним цвет"(учить различать и называть близкие цвета).
Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.
Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
Говорите с ребенком- сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это всегда немного общение «на вырост».
По возможности, много путешествуйте с ребенком.
Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
Ходите с ребенком в музеи.
Проводите совместные наблюдения и опыты.
Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
Путь дошкольника очень – ответственный. Поэтому нам надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, а Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребёнка, ценить его потенциал и помогать ему во всём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения»
обобщение опыта работы по самообразованию...
Самообразование по теме: « Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет посредством дидактических игр»
Цель работы: формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, зап...
Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...
Развитие сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста посредством авторских дидактических пособий в рамках реализации ФГОС.
Автором делится личным опытом работы с авторскими дидактическми пособиями....
Проект по самообразованию "Развитие сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Проект по самообразованию "Развитие сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"...
Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема; «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников. Задачи:Оказать педагогич...